Тема: Практическая работа № 5 «Краткая сравнительная характеристика природных зон Казахстана». Обобщение по теме «Природные зоны Казахстана».
Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Природные зоны Казахстана».
Задачи:
Образовательная: Закрепить и обобщить знания учащихся о природных зонах Казахстана, причинах, влияющих на размещение природных комплексов; продолжить формирование мировоззрения о взаимосвязи всех компонентов природного комплекса, а также продолжить формирование функциональной грамотности учащихся.
Развивающая: Развивать логическое мышление, учить анализировать, выделять главное, умение работать в группе, совместно планировать работу группы.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, трудолюбие, бережное отношение к природе, воспитывать дух сотрудничества.
Тип урока: урок – обобщения и систематизации полученных знаний.
Форма работы: групповая, индивидуальная и коллективная
Оборудование: физическая карта Казахстана, атласы для 8 класса, карточки с заданиями, оценочный лист, тесты, интерактивная доска, презентация, учебники.
Ход урока
1.Орг. момент. Приветствие. Тренинг: «Комплимент себе»-3 мин.
2. Работа с физической картой Казахстана:-3 мин.
Номенклатура
№ вопроса | Форма рельефа |
1 | Казахский мелкосопочник |
2 | Западно-Сибирская равнина |
3 | возвышенность Общий Сырт |
4 | Туранская равнина |
5 | плато Торгай |
6 | Прикаспийская низменность |
7 | горы Алтай |
8 | горы Мангыстау |
9 | Торгайский прогиб (ложбина) |
10 | плато Устирт |
11 | горы Саур-Тарбагатай |
12 | плато Бетпакдала |
13 | горы Мугоджары |
14 | Прибалхашская равнина |
15 | Предуральское (Эмбинское) плато |
16 | горы Тянь-Шань |
17 | Жетысуский Алатау |
18 | пик Хан-Тенгри |
Эпиграф урока:
От южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях весна,
Лежит страна от солнца золотая,
Раз в десять больше Англии она.
Е. Долматовский
3. Определение темы урока.
Ребус: П У С Т Ы Н Я С Т Е П Ь
Общее слово, которое их объединяет – это природные зоны.-2 мин.
4. Просмотр видеоматериала: «Природные зоны Казахстана»-1 мин.
Природные зоны распространяются по земной поверхности в зависимости от географической широты, рельефа, тепла и влаги.
Каждая зона отличается свойственными ей климатом, почвами, животными и растительностью.
Иногда внутри одной зоны встречаются участки, схожие с другими зонами.
В равнинной части Казахстана, с севера на юг последовательно, сменяются лесостепь, степь, полупустыня и пустыня. Вместе с тем, в этих зонах, с запада на восток, изменяется почвенный и растительный покров.
Это объясняется усилением в этом направлении континентальности климата. В высокогорных районах республики смена зон происходит в зависимости от высоты (вертикальная зональность или поясность).
Вывод: В республики Казахстан природные зоны располагаются в широтном направлении, составляя единый пояс, протянувшийся с запада на восток. Это связано в первую очередь с рельефом и климатическими условиями.
Разделить класс на 2 группы.-1 мин.
5. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы проведём урок обобщение природных зон Казахстана. Каждая группа будет представлять свою природную зону при помощи стикеров, маркеров, учебника, атласа создаст постер, в котором в виде таблицы или кластера будет представлена тема по плану, время на создание постера 7 мин., защита – 5 мин.
1-ая группа: Лесостепная и степная зоны:
1. Территория.
2. Климат.
3. Почвы.
4. Растительный мир.
5. Животный мир.
2-ая группа: Полупустынная и пустынная зона:
1. Территория.
2. Климат.
3. Почвы.
4. Растительный мир.
5. Животный мир.
6. Работа с карточкой.-5 мин.
Определите природные зоны по ее описанию:
А. «После длительного трудного перехода в жаркий, солнечный день, когда вокруг только барханы и песок, вы подходите к опушке леса и хотите отдохнуть, но … в лесу оказывается еще жарче, чем на открытом месте» (полупустыня)
Б. «Заберись в густой ковыль, раздвинь его стебли и перед глазами откроется бесчисленное множество крупных розовых ягод. Трудно оторваться от такого угощения природы. Особенно хороша земляника в дождливые годы» (степь)
В. «Бури без дождя, облака, из которых идет дождь, но который не смачивает земной поверхности; источники, не дающие начала ручьям; реки без устья; растения без листьев» (пустыня)
Г. «Нет здесь ни гор, ни больших рек. Только хвойные и березовые леса да большие озера украшают и разнообразят одинаковую на сотни километров равнину» (лесостепь)
7. Установи соответствие:-5 мин.
Природная зона Растительность
А. Лесостепь 1. Береза, осина, липа
Б. Степь. 2. Полынь, саксаул, верблюжья колючка
В. Полупустыня. 3. Типчак, тимофеевка, ковыль
Г. Пустыня. 4. Терескен, эбелек, лебеда
Природная зона Животный мир
А. Лесостепь 1. Суслик, тушканчик, щитомордник
Б. Степь. 2. Лось, косуля, заяц-беляк
В. Полупустыня. 3. Лисица, волк, горностай
Г. Пустыня. 4. Варан серый, скорпион, агама
Ответы: Растительность: А-1, Б-3, В-4, Г-2.Животный мир: А-2, Б-3, В-1, Г-4.
8. Творческое задание-4 мин.
В тексте данного рассказа (в отдельных словах, в окончаниях и начале рядом стоящих слов) найдите 14 названий животных, птиц и насекомых, встречающихся на территории нашей республики.
«Мансур окликнул Петра, который уже входил в амбар. Сразу обернувшись, тот остановился и выжидательно посмотрел на ребят. Молчание.
Однако все трое молчали.
Сами потом скажете, но твердо уверен и даже ни сколько не сомневаюсь, что это шутка Мансура, - вежливо продолжал Петр.
Как ты узнал?- удивился тот.
Очень просто, скажу как- нибудь потом, - отвечал щуря глаза, Яцкевич.
Ну и жарко! Самый раз мороженного бы!
Фи, фи, сказала подошедшая Маринка.- Лучше пойдемте на речку, искупаемся.
А и правда, айда купаться! – поддержал её Мансур. И ребята двинулись из поселка.
Там, где околица, пляж был плохим, поэтому ребята пошли дальше, туда где Арысь впадает в Жабаглысу. Ханафин уверял, что там самый лучший песок… Солнце поднималось всё выше…»
Ответы: сурок, рак, уж, барс, енот, сом, утка, ёж, заяц, оса, цапля, рысь, жаба, лось.
9. Тест-3 мин.
1. Природная зона, где встречаются отдельные островки древесной растительности (колки), состоящие преимущественно из березы и осины:
A) Лесостепь.
B) Лесная.
C) Степь.
D) Пустыня.
E) Полупустыня.
2. Одна из хорошо освоенных природных зон Казахстана, большая часть которой распахана:
A) Пустыня.
B) Полупустыня.
C) Степь.
D) Лесостепь.
E) Лесная.
3. Природная зона, занимающая 27 % площади республики:
A) Пустыня.
B) Степь.
C) Полупустыня.
D) Лесостепь.
E) Лесная.
4. Для этой зоны характерен сухой климат с малым выпадением осадков (180-300 мм):
A) Пустыня.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Степь.
5. Природная зона, занимающая 44 % всей территории Казахстана:
A) Степь.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Пустыня.
6. Природная зона, где обитают ядовитые паукообразные - скорпионы, тарантулы, каракурты, фаланги:–A) Степь.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Пустыня.
10. Домашнее задание:-1 мин. (каждый сам определяет свой уровень)
Задание на «5» - написать сочинение-эссе на тему «Экологические проблемы природных зон Казахстана и пути их решения».
Задание на «4» - составить сравнительную характеристику природных зон степей и пустынь.
Задание на «3» - составить 15 вопросов к §38-39
11. Рефлексия:Чемодан, мясорубка, корзина.-3 мин.
Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление учащимися процесса и результатов учебной деятельности.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
На чемодан вы приклеиваете стикер с ответом «Что я возьму с собой с урока?»
На мясорубку вы приклеиваете стикер с ответом «Что мне стоит переработать (над чем еще подумать)?»
На корзину вы приклеиваете стикер с ответом «Какая информация с урока не пригодится?»
12. Подведение итогов урока. Самооценивание своей деятельности.-2 мин.
Деятельность на уроке | Оценка |
Географическая номенклатура | |
Защита проекта | |
Работа с карточкой | |
Задания на соответствия | |
Творческое задание | |
Тест | |
Итоговая оценка | |
13. Заключение:
В заключении я хочу сказать: чтобы сохранить природу для будущих поколений мы должны бережно относиться к ней, умело и рационально использовать ее богатства.
Табиғаттың панасы –
Біздің мына өзіміз,
Адамзаттың баласы.(Музафа Алимбаев)
Защитники природы-
Это мы сами,
Дети человечества. (Музафа Алимбаев)
Будьте патриотами своей страны,любите ее и бережно относитесь к природе своей малой родины - края, где вы родились и живете.
- Время урока истекло - Всего доброго и до свидания!
А. «После длительного трудного перехода в жаркий, солнечный день, когда вокруг только барханы и песок, вы подходите к опушке леса и хотите отдохнуть, но … в лесу оказывается еще жарче, чем на открытом месте»
Б. «Заберись в густой ковыль, раздвинь его стебли и перед глазами откроется бесчисленное множество крупных розовых ягод. Трудно оторваться от такого угощения природы. Особенно хороша земляника в дождливые годы»
В. «Бури без дождя, облака, из которых идет дождь, но который не смачивает земной поверхности; источники, не дающие начала ручьям; реки без устья; растения без листьев»
Г. «Нет здесь ни гор, ни больших рек. Только хвойные и березовые леса да большие озера украшают и разнообразят одинаковую на сотни километров равнину»
Природная зона Растительность
А. Лесостепь 1. Береза, осина, липа
Б. Степь. 2. Полынь, саксаул, верблюжья колючка
В. Полупустыня. 3. Типчак, тимофеевка, ковыль
Г. Пустыня. 4. Терескен, эбелек, лебеда
Природная зона Животный мир
А. Лесостепь 1. Суслик, тушканчик, щитомордник
Б. Степь. 2. Лось, косуля, заяц-беляк
В. Полупустыня. 3. Лисица, волк, горностай
Г. Пустыня. 4. Варан серый, скорпион, агама
«Мансур окликнул Петра, который уже входил в амбар. Сразу обернувшись, тот остановился и выжидательно посмотрел на ребят. Молчание.
Однако все трое молчали.
Сами потом скажете, но твердо уверен и даже ни сколько не сомневаюсь, что это шутка Мансура, - вежливо продолжал Петр.
Как ты узнал?- удивился тот.
Очень просто, скажу как- нибудь потом, - отвечал щуря глаза, Яцкевич.
Ну и жарко! Самый раз мороженного бы!
Фи, фи, сказала подошедшая Маринка.- Лучше пойдемте на речку, искупаемся.
А и правда, айда купаться! – поддержал её Мансур. И ребята двинулись из поселка.
Там, где околица, пляж был плохим, поэтому ребята пошли дальше, туда где Арысь впадает в Жабаглысу. Ханафин уверял, что там самый лучший песок… Солнце поднималось всё выше…»
«Мансур окликнул Петра, который уже входил в амбар. Сразу обернувшись, тот остановился и выжидательно посмотрел на ребят. Молчание.
Однако все трое молчали.
Сами потом скажете, но твердо уверен и даже ни сколько не сомневаюсь, что это шутка Мансура, - вежливо продолжал Петр.
Как ты узнал?- удивился тот.
Очень просто, скажу как- нибудь потом, - отвечал щуря глаза, Яцкевич.
Ну и жарко! Самый раз мороженного бы!
Фи, фи, сказала подошедшая Маринка.- Лучше пойдемте на речку, искупаемся.
А и правда, айда купаться! – поддержал её Мансур. И ребята двинулись из поселка.
Там, где околица, пляж был плохим, поэтому ребята пошли дальше, туда где Арысь впадает в Жабаглысу. Ханафин уверял, что там самый лучший песок… Солнце поднималось всё выше…»
1. Природная зона, где встречаются отдельные островки древесной растительности (колки), состоящие преимущественно из березы и осины:
A) Лесостепь.
B) Лесная.
C) Степь.
D) Пустыня.
E) Полупустыня.
2. Одна из хорошо освоенных природных зон Казахстана, большая часть которой распахана:
A) Пустыня.
B) Полупустыня.
C) Степь.
D) Лесостепь.
E) Лесная.
3. Природная зона, занимающая 27 % площади республики:
A) Пустыня.
B) Степь.
C) Полупустыня.
D) Лесостепь.
E) Лесная.
4. Для этой зоны характерен сухой климат с малым выпадением осадков (180-300 мм):
A) Пустыня.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Степь.
5. Природная зона, занимающая 44 % всей территории Казахстана:
A) Степь.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Пустыня.
6. Природная зона, где обитают ядовитые паукообразные - скорпионы, тарантулы, каракурты, фаланги:–A) Степь.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Пустыня.
1. Природная зона, где встречаются отдельные островки древесной растительности (колки), состоящие преимущественно из березы и осины:
A) Лесостепь.
B) Лесная.
C) Степь.
D) Пустыня.
E) Полупустыня.
2. Одна из хорошо освоенных природных зон Казахстана, большая часть которой распахана:
A) Пустыня.
B) Полупустыня.
C) Степь.
D) Лесостепь.
E) Лесная.
3. Природная зона, занимающая 27 % площади республики:
A) Пустыня.
B) Степь.
C) Полупустыня.
D) Лесостепь.
E) Лесная.
4. Для этой зоны характерен сухой климат с малым выпадением осадков (180-300 мм):
A) Пустыня.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Степь.
5. Природная зона, занимающая 44 % всей территории Казахстана:
A) Степь.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Пустыня.
6. Природная зона, где обитают ядовитые паукообразные - скорпионы, тарантулы, каракурты, фаланги:–A) Степь.
B) Полупустыня.
C) Лесная.
D) Лесостепь.
E) Пустыня.
Деятельность на уроке | Оценка |
Географическая номенклатура | |
Защита проекта | |
Работа с карточкой | |
Задания на соответствия | |
Творческое задание | |
Тест | |
Итоговая оценка | |
Деятельность на уроке | Оценка |
Географическая номенклатура | |
Защита проекта | |
Работа с карточкой | |
Задания на соответствия | |
Творческое задание | |
Тест | |
Итоговая оценка | |