Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны
Основы обороны государства
Основа обороны нашего государства – это система мер по защите его целостности и неприкосновенности, а также вооруженные силы РФ, которые являются основой военной организации нашего государства.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с:
- международным правом,
- Конституцией РФ,
- действующим законодательством РФ
- военной доктриной РФ.
Для обороны с применением средств вооружённой борьбы создаются Вооружённые силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.
Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Организация обороны включает:
- правовое регулирование в области обороны;
- прогнозирование и оценку военной угрозы;
- разработку военной политики и военной доктрины РФ;
- строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;
- разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;
- создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;
- обеспечение сохранения государственной и военной тайны;
- развитие военной науки;
- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
- другие мероприятия в области обороны.
Полномочия Президента РФ, органов государственной власти Российской Федерации и обязанности граждан в области обороны
Общее руководство организацией обороны осуществляет Президент Российской Федерации , который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.
Правительство Российской Федерации несёт ответственность за состояние и обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- осуществляют воинский учёт работников;
- осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны на работу в условиях военного времени
Граждане РФ
- могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны
- принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне
- исполняют воинскую обязанность
- предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и другое имущество с последующей компенсацией понесённых расходов
Национальные интересы и национальная безопасность России
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Внутри-
политическая
Сохранение стабильности институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства страны; нейтрализация причин и условий для возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма
Социальная
Обеспечение высокого уровня жизни народа
Международная
Обеспечение суверенитета страны, упрочение позиций государства как одного из центров много-полярного мира; развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями; повсеместное соблюдение прав и свобод человека, недопустимость двойных стандартов
Духовная
Сохранение и укрепление нравственного здоровья общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны
Военная
- Защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны;
- предотвращение агрессий против России и ее союзников;
- обеспечение условий для мирного демократического развития
Пограничная
Обеспечение надежной государственной границы, соблюдение порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве
Информационная
Соблюдение прав и свобод в области получения информации и ее использования, развитие современных коммуникационных технологий, зашита информационных ресурсов от несанкционированного доступа
Экологическая
Сохранение и оздоровление окружающей среды
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Угрозы национальной безопасности России
К внешним угрозам следует отнести:
• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
К внутренним угрозам специалисты относят:
• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений.
К ним, прежде всего, следует отнести:
- Организацию Объединенных Наций,
- Совет Безопасности ООН,
- Содружество Независимых Государств,
- Организацию Североатлантического договора (НАТО),
- Европейский союз (ЕС),
- Стратегическое партнерство России и США,
- Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Военная безопасность и принципы ее обеспечения
Военная безопасность — военная составляющая государственной безопасности, которая обеспечивается состоянием вооружённых сил и других органов государственной власти, поддерживающих оборонную способность государства на уровне, требуемом для установления благоприятных взаимоотношений с другими государствами и не допущения вооружённого конфликта.
Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:
- Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.
- Применение военной силы
- Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.
- Осуществление силовых операций мирного времени.
Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:
- Своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников.
- Поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.
- Поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях.
Военная доктрина Российской
Федерации является одним из основных
документов стратегического
планирования в Российской Федерации и
представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с ФЗ.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.