СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обособление согласованных, несогласованных, распространенных и нераспространенных определений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

 

Обучающие: познакомить учащихся с понятием обособления, условиями обособления согласованных, несогласованных определений; формирование у учащихся умений видеть обособленные определения в предложении, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях, интонационно правильно произносить их.

Развивающие: развитие памяти, логического мышления, умения делать выводы, воображения, выразительности речи.

Воспитывающие: способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.

 

Просмотр содержимого документа
««Обособление согласованных, несогласованных, распространенных и нераспространенных определений»»

Урок по теме «Обособление согласованных, несогласованных, распространенных и нераспространенных определений»

Цели:


Обучающие: познакомить учащихся с понятием обособления, условиями обособления согласованных, несогласованных определений; формирование у учащихся умений видеть обособленные определения в предложении, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях, интонационно правильно произносить их.

Развивающие: развитие памяти, логического мышления, умения делать выводы, воображения, выразительности речи.

Воспитывающие: способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.


Ход урока


I. Актуализация знаний учащихся.


1. Анализ предложений из контрольного диктанта.


В России март не всегда бывает теплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы.И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам , по склонам холмов- блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ- везде слышатся шорохи.


2. Лексический диктант.


1. Раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения (синтаксис).

2. Грамматический и интонационно оформленная единица языка, выражающая закоченную мысль (предложение).

3. Сочетание двух илиболее самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).

4. Способ связи, при котором зависимое слово выражено прилагательным, местоимением, причастием, порядковым числительным (согласование).

5. Способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу (примыкание).

6. Способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже (управление).

7. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? и поясняет члены предложения, выраженные существительным (определение).

8. Определение связано с существительным, к которому оно относится, по способу согласования (согласованное определение).

9. Определение связано с определяемым словом по способу управления и примыкания (несогласованное определение).

10. Раздел науки оязыке, который изучает правила постановки знаков препинания (пунктуация).



3. Синтаксический разбор предложения.


Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая³ от ветра листва на деревьях, солнце над головой- выглядело радостным и привлекательным.


Шумящая³ - особая форма глагола, причастие

  1. Листва (какая?) шумящая

Н.Ф. шумящий

II. Постоянные признаки: действительное причастие настоящего времени, несов. вида, неперех., невозврат.,

Непостоянные признаки: в ж.р., в ед. числе, в И.п.

III. Листва (какая?) шумящая


4. По вариантам выписать словосочетания с такими видами связи, как: согласование, управление, примыкание.


Согласование: зеленая трава, шумящая листва;

Управление: шумящая от ветра, солнце над головой, листва на деревьях;

Примыкание: выглядело кругом.


II. Объяснение нового материала.


1. Вступительная беседа по теме: «Обособление согласованных, несогласованных, распространенных и нераспространенных определений».


Вам знакомо слово обособление?

Какие ассоциации у вас возникают со словом обособление?

Что вы уже знаете по этой теме?


Вот видите, в вашей памяти это хранится, значит это вам нужно.


Подберите однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный.

Сформулируйте значение слова обособление (обособление – это выделение)

Что можно обособлять в предложении?


2. Чтение § 31 -32 с пометками: Я знаю, Я узнал (а), Хочу узнать.


Я знаю

Обособляются определения, если они стоят после определяемого слова.

Например: С трудом я открыл дверь, заваленную ночным снегом.


Я узнал (а)

Обособляются определения, если они относятся к личному местоимению

Например: Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру.


Хочу узнать

Как обособляются определения, если они стоят перед определяемым словом и имеют добавочное значение причины , уступки.

Например: Не защищенный горами от холодных северных ветров, залив замерзает зимой.Сорванная уже несколько дней назад , роза продолжала благоухать.


3. Спишите по рядам предложения, расставляя знаки препинания. Объясните правописание орфограмм и постановку знаков препинания.


1. Мы поспешили (на) встречу этому утру и солнцу медленно поднимающемуся из-за увалов.

Увал – вытянутая в длину возвышенность с пологими склонами.

2. Озаренные сиянием луны палатки казались (иссиня) белыми.

3. Молодая весна так и тянет в пробуждающийся от зимнего сна лес.

1. Девушка в шелковом красивом платье и в новых туфлях сидела в кресле.

2. Мартовская ночь облачная и туман...ая окутала землю.

3. Измучен...ые длин...ым переходом туристы все же продолжали путь.


III. Закрепление нового материала

1.Вставьте в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Холодный ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал снег (резкий и порывистый).
2) Ночь длинною кажется (вьюжная, морозная).
3) На лес вдруг упадут сырые снегопады (озябший и нагой).

2. Творческая работа. Описание зимнего пейзажа.


Словосочетания для описания картины: великолепный зимний пейзаж, голубое безоблачное небо, ледяная береста, крохотные елочки, посеребренные инеем ветки, наезженная дорога, темные холодные тени, белый искрящийся снег.


IV. Подведение итогов урока.

  • Какие члены предложения называются обособленными?

  • Повторите, пожалуйста, когда обособляются согласованные, несогласованные определения?

  • Мы с вами выяснили, когда обособляются определения, а зачем они нужны, какую роль играют в предложении?


Рефлексия.


  1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?

  2. Что было для меня самым трудным?


V. Домашнее задание: § 31-32. Представьте себе, что обособленное определение и определяемое слово заключают между собой договор. Напишите рассказ, включая в него описание того, как это будет происходить, где и о чем может быть сам договор.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!