СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные обстоятельства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Открытый урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: Обособленные обстоятельства.

Цели:

  • Образовательные:
    • закрепить правописные навыки;
    • совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
    • систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
    • углубить сведения об обособленных обстоятельствах;
    • систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств.
  • Развивающие:
    • формировать речевую компетенцию;
    • развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств;
    • развивать навык определения синонимических конструкций.
  • Воспитательные:
    • воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову

  ХОД  УРОКА:

  1. Вступительное слово

Ребята! Тема сегодняшнего урока не будет для нас совершенно новой. С обособленными обстоятельствами  мы знакомы уже с 7 класса. Но сегодня нам предстоит углубить и систематизировать наши знания по заявленной теме. Мы продолжим тренироваться в классификации разных синтаксических единиц, а также формировать свою практическую грамотность.

  1. Повторение и закрепление.

 Слайд 2.

1.Каков способ образования деепричастий?

2.Назовите суффиксы деепричастий. Приведите примеры

3.Выпишите деепричастия:

выделяясь, справа, сделав, спеша, медленно, закуривший, заходящий, сначала, не торопясь, заглянув, бросая, испробовав.

 - Проверьте выполненную работу. Слайд 3.

 

  • Орфоэпическая разминка. Слайд 4.

Прежде чем приступить к основной части урока, проведем небольшую орфоэпическую разминку. Поставьте ударение.

 Балуясь, закупорив, начав, начавшись, отдав, подняв, поняв, прибыв

  • Синтаксическая работа. Слайд 5.

- Определите вид связи в следующих словосочетаниях.

Говорил смеясь, собрав охапку, покатились потеряв, потеряв равновесие, скрылся выждав, выждав минуту, выбрав позицию, вызывал ругая, ругая медведя, подобрался схватив, схватив винтовку

  • - Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?  Слайд 6.
  • - В каких случаях может происходить  обособление обстоятельств?  Слайд 7.
  • - Рассмотрите следующие предложения,  найдите обособленные обстоятельства, определите, чем выражено, объясните  условия обособления. Слайд 8-10.
  •  Работа с учебником – упр. ____(выборочно).

Учитель: Скажите,  какую стилистическую роль играют обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастным оборотом? Эти выводы вы можете сделать на основе имеющихся примеров.

Вывод: Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия  и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода. Им отдается предпочтение  в художественной речи. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны. Обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, употребляются в разговорной речи. Они придают речи живость и выразительность.

  • Учитель: А теперь я прошу разделиться на  группы, выйти к доске и выполнить  синтаксический разбор и морфемный разбор деепричастий. К доске пойдет ….

Отвечающий от группы 1.

Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Отвечающий от группы 2.

И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.

Группам раздаются карточки.

  • Учитель:  Теперь следующее задание. Замените придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами:

1. Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку. Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел.

2. Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей. Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой рассказ.

Вывод: Такая замена возможна в том случае, если  основное и добавочное действие совершает один деятель.

Группам раздаются карточки.

  • Учитель: Дорогие ребята, часто вы допускаете ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. И в ЕГЭ есть задание, в котором вам необходимо выбрать правильное продолжение предложения. Сейчас следующее задание. Вам даны предложения, в которых вам необходимо исправить ошибки, а в других примерах продолжить предложение.
  • Закончив институт, её пригласили на работу несколько театров. (Когда она закончила институт, её пригласили на работу несколько театров.)
  • Слушая музыку, возникают необыкновенные ощущения. (Когда я слушаю музыку, у меня возникают необыкновенные ощущения.)
  • Подходя к лесу, мне стало холодно. (Когда мы подошли к лесу, мне стало холодно).

Продолжи предложения:

  • Выехав из города….
  • Успешно сдав экзамены…
  • Вернувшись домой…
  • Самостоятельная работа (А22)

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.

1) 1, 2,3            2) 1,3                       3) 3,4                             4) 1, 2, 3, 4

2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

1) 1           2) 1,2,3               3) 3,4                 4) 1, 2, 3, 4

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1) 1, 2            2) 1, 2, 4          3) 1, 2, 3,4                      4) 3, 4

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

1) 2, 3          2) 1,4                   3) 1, 2, 3,4                   4) 4

 

 

Приложение №2.

Варианты заданий   по культуре речи.

Задание №1.     Продолжите предложение….

Выбрав пьесу,

1) оказалось, что там слишком много ролей.

2) началось распределение ролей.

3) была назначена первая репетиция.

4) мы немедленно начали репетировать.

Принадлежа к тому или иному сословию,

1) важная роль отводилась внешнему виду человека.

2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека.

3) человек должен был носить соответствующую одежду.

4) одежда человека должна соответствовать его статусу.

Закрыв книгу,

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

2) герои недолго остаются в памяти.

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

4) всё прочитанное сразу же забывается.

Читая стихи,

1) все слушали с интересом.

2) мне вспомнилось прошедшее лето.

3) обращайте внимание на ритм.

4) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.

Начиная новый абзац,

1) есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки.

2) существует правило писать с красной строки.

3) используют отступ, то есть пишут с красной строки.

4) давно возникла традиция писать с красной строки.

Работая над рецензией,

1) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.

2) главная мысль определяется не сразу.

3) анализируется художественное своеобразие текста.

4) учеником была дана оценка прочитанного.

Держась за буксирную верёвку,

1) другой её конец прикреплён к катеру.

2) ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты.

3) можно мчаться со скоростью 60 км в час.

4) катер мчит воднолыжника по волнам.

 

Задание №2.

Исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с трудом воспринимается её содержание.

Работая в группе, были достигнуты значительные результаты.

Проезжая мимо вокзала, у меня слетела шляпа.

Любуясь закатом, меня искусали комары.

Рисуя море, тревога моя постепенно улеглась.

Проведя раскопки на островах Океании, выяснились неизвестные раньше факты.

Приложение №3.

Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. 2) Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. 3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. 4) Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять. 5) Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. 6) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. 7) По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок – она «спокойнее», строже, бесстрастнее… 8) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. 9) С этой точки зрения отдача краеведения как науки исключительно велика. 10) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.  11) Иное дело краеведение. 12) Оно придает местности историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. 13) Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас уж этот дом наполняется духовным содержанием. 14) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского. 15) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой… 16) Хотелось бы напомнить о том, что память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем.    /Д. Лихачев/

 Задание 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Чтобы сохранить культуру страны, надо хранить обычаи каждой местности.
  2. Заниматься краеведением – значит лучше узнавать свою страну.
  3. География может заменить краеведение.
  4. Сохранить культуру страны может армия энтузиастов-краеведов.

Задание 2. Определите стиль текста:

  1. художественный
  2. разговорный
  3. публицистический
  4. научный

Задание 3. Определите тип речи:

  1. повествование
  2. рассуждение
  3. описание

Задание 4. Определите значение слова «энтузиаст» (предложение 5):

  1. человек, который заботится о собственных интересах
  2. человек, который отдает все силы какому-либо делу
  3. человек, получивший высшее образование
  4. человек, способный легко расчувствоваться

Задание 5. Какое из  перечисленных средств выразительности использовано в предложении 15?

  1. сравнение
  2. гипербола
  3. олицетворение
  4. эпитет

Задание 6.Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

 7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание: выучить параграф 87, выполнить упражнение 398.

 

Использованная литература.

1.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Русское слово, Москва, 2008.

2.Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2011. Легион, Ростов-на-Дону, 2010.

3.Интернет-ресурсы.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!