СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обработка наружной цилиндрической поверхности. Отрезка металла».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке поверхности и отрезке металла.

 

Просмотр содержимого документа
««Обработка наружной цилиндрической поверхности. Отрезка металла».»



ПЛАН УРОКА 3.4

учебной практики (урок производственного обучения)


Профессия: 19149 «Токарь»

Дата проведения:

Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках»

Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часа)

Урок № 13

«Обработка наружной цилиндрической поверхности. Отрезка металла».

(6 часов).

Дидактическая цель урока:

Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке поверхности и отрезке металла.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения производить настройку универсальных токарных станков для обработки поверхностей заготовки с точностью по 12-14 квалитетам и для обработки простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8-11 квалитетам на специализированных станках;

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ трудовых приёмов);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.

Тип урока:

Урок по изучению трудовых приёмов и операций

Вид урока:

Урок-практикум

Межпредметные связи:

-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда»

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 3.1 «Стандартные масштабы (ГОСТ 2.302-68) – определение, обозначение и применение.»

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 4.1 «Сведения о металлах и сплавах.».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 5.7 «Основные понятия о процессе токарной обработки».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.4 «Правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений для выполнения токарных операций».

Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)

Уровень освоения – 2

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1. Инструменты

- трёхкулочковый патрон

- штангенциркуль;

- резец проходной черновой правый;

- измерительная линейка;

- крючок для отвода и удаления стружки

2. Материалы:

- заготовки;

- пруток

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.


Ход урока

Структура

урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения

1. Организационный момент ( 10 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.


II. Вводный инструктаж

(120 мин)

2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся

(15 мин.)


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

( 15 мин.)



2.3. Объяснение нового материала

( 90 мин. )

III. Текущий инструктаж

(200 мин)

3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.


























IV. Заключительный инструктаж

( 30 мин)




V. Раздаю домашнее задание

Сообщает тему и цели урока, план работы.











Беседует с обучающимися об обработке наружной поверхности и обрезании металла


Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии


Объяснение принципа обработки наружной цилиндрической поверхности, отрезки металла.

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта

приложение 2.

Наглядный показ рабочих приёмов.

Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по обработке поверхностей и обрезке металла

- соблюдение технологической последовательности при обработке и отрезке

- оказание помощи выполнения рабочих приёмов;

- наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.

4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.

4.3. Демонстрирую лучшие работы.

4.4. Сообщаю оценки за урок

5.1.Корректирую домашнее задание.

5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест.

Слушают, запоминают











Принимают участие в беседе.










слушают, запоминают.

Знакомятся с дидактическим материалом

Работают в бригадах:

3.1.Выполняют обработку наружной цилиндрической поверхности

3.2. Выполняют отрезку металла

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки»






















4.1. Слушают итоги работы

4.2. Слушают о допущенных ошибках

4.3. Презентация выполненных работ.

5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места


беседа











инструктирование с записью в журнале инструктажа










Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций




Мастер производственного

обучения_____________________________Просин Евгений Николаевич












Вопросы для фронтального опроса.



  1. Какие режущие инструменты применяются при обработке наружной цилиндрической поверхности?

  2. Какие режущие инструменты применяются при отрезании металла?

  3. Какие основные приемы работы должен соблюдать токарь при обработке наружной поверхности?

  4. Какие операции выполняют при обработке наружных поверхностей?

  5. Какие требования предъявляются к цилиндрическим поверхностям?
































Эталон ответов.


  1. Наружные цилиндрические поверхности обрабатываются проходными резцами. По назначению различают черновые и чистовые проходные резцы. Черновые резцы применяют для удаления большей части припуска на обработку детали. Такое грубое обтачивание иногда называют обдиркой, а черновые резцы – обдирочными.

  2. Отрезка металла производится отрезными резцами. Конструкция отрезных резцов сходна с конструкцией прорезных, отличие заключается больший вылет головки и в связи с этим меньшая прочность ее.

  3. Для правильной и безопасной работы на токарном станке при обработке наружной поверхности необходимо выполнение следующих основных приёмов работы: - заготовка при установке в патрон, не должна иметь недопустимого вылета из патрона, биение и перекосов;

-установка резца в резцедержатель должна обеспечивать их надежное закрепление; - проходной резец устанавливают так, чтобы его вершина совпадала с вершиной центра, закрепленного в задней бабке станка.

  1. При обработке наружной цилиндрической поверхности включает операции обтачивания, подрезания, прорезания канавок и отрезания заготовок.

  2. К цилиндрическим поверхностям предъявляются следующие требования: плоскостность, т.е. отсутствие выпуклости или вогнутости; перпендикулярность оси; параллельность плоскостей уступов или торцов между собой.






















Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ








Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Алгоритм

действий

Порядок выполнения операций

Время на выполнение операции

Обработка наружных цилиндрических поверхностей

  1. Подготовка к обтачиванию гладких цилиндрических поверхностей



1. Расположить на рабочем месте чертеж, измерительный и режущий инструменты, приспособления и т.д.

2. Проверить соответствие размеров заготовки чертежу.

3. Установить, выверить и закрепить заготовку в трехкулачковом самоцентрирующем патроне.

4. Установить и закрепить проходной резец в резцедержателе

5. Настроить станок на требуемую частоту вращения шпинделя.

  1. мин

2. Обтачивание гладких цилиндрических поверхностей.








1. Выполнить условия безопасного проведения работ на станке.

2. Включить механизм вращения шпинделя

3. Установить резец на требуемую глубину резания.

4. Обточить поверхность заготовки на длину 3 - 5 мм с ручной подачей резца.

5. Отвести резец от заготовки и переместить его в исходное положение.

6. Включить станок, переместить резец на врезание ручной продольной подачей и обточить гладкую цилиндрическую поверхность на заданную длину.

90 мин.

Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя

3. Отрезка металла

Рис. 1

Рис. 2

Рис.3

Рис. 4

Рис. 5

1. Вставить круглый пруток в отверстие шпинделя и закрепить в патроне.

2. Пруток (рис. 1) вставлять через отверстие шпинделя.

3. Настроить станок на требуемый режим резания.

4. Переместить отрезной резец 2 (см. рис. 1) правой вершиной головки от торца заготовки на заданную длину и ручной поперечной подачей отрезать заготовку 1 (рис. 2).

5. поперечной и продольной подачами резца «вразбивку» резец 2 (рис. 3) установить в исходное рабочее положение и поперечной подачей сделать врезание с последующим его перемещением влево, затем опять врезание и перемещение вправо до левого торца заготовки 1 и так до полного обтачивания стержня между заготовкой и прутком 3.

Нельзя отламывать заготовку на ходу станка.

6. Разрезать пруток на отдельные длинные заготовки (рис. 4).

7. Разрезать пруток на отдельные заготовки при обратном вращении шпинделя. (рис.5).

100 мин.


ИТОГО

200 мин.













Приложение 3


КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ

п/п

Список

обучающихся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





итого











Критерии оценок учебного задания:

  1. Технологическая последовательность выполнения задания.

  2. Организация рабочего места.

  3. Соблюдение правил Т.Б.

  4. Трудовая дисциплина.

  5. Качество выполнения задания:

- обработки наружной цилиндрической поверхности;

- обрезка прутка или заготовки;

- уборка стружки ;

- правильное применение измерительного инструмента ;

- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.

  1. Время на выполнение.







































Приложение 4



ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА


1.Какие трудности возникли у вас при обработке наружной цилиндрической поверхности?

2.Какие трудности возникли при обрезке заготовки ?

3.Какие были допущены ошибки?

4. Как вы устраняли дефекты?

5. Понравилось ли вам выполнять обработку детали?

6. Какой вид обработке легче, а какой сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!