СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ ангелочка в произведении Леонида Николаевича Андреева «Ангелочек».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать разработку для уроков и внеурочных мероприятий для среднего звена .

Просмотр содержимого документа
«Образ ангелочка в произведении Леонида Николаевича Андреева «Ангелочек».»

МБОУ «Лицей им. В. В. Карпова» с. Осиново ЗМР РТ.







Тема равнодушия и милосердия в произведении Леонида Николаевича Андреева «Ангелочек».




















Выполнила : учитель русского языка

и литературыры   Халикова Зухра Дамировна



Урок внеклассного чтения по рассказу Леонида Андреева «Ангелочек»

Цели :

Образовательная – Закрепить знания о рождественских рассказах и донести до детей их главное предназначение ;

- прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, зла, равнодушия , любви, красоты, милосердия и сострадания ;

- дополнить и закрепить знания об особенностях рождественского рассказа ;

- познакомить кратко с биографией Л.Н.Андреева; дать первое представление о мире художественных произведений Л.Н.Андреева;

- анализировать рассказ Л.Андреева «Ангелочек» , определить главную темы рассказа – это тема человеческого равнодушия и тема ожидание чуда;

- обучить работе с текстом произведения, совершенствовать выразительность чтения учащихся,

- представить образ ангела как воплощение добра и чуда ;

- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, о деятельном добре; - создав проблемную ситуацию, побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев.

Воспитательная - актуализировать нравственные проблемы произведения: - содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как равнодушие , зло и сопереживание, сострадание, милосердие , добро ;

- вызвать стремление делать добро, помочь ощутить радость самой жизн;

- помочь учащимся увидеть примеры деятельного добра в нашем современном мире и побудить их самих к проявлению милосердия и гуманности ;

- воспитывать уважение у детей к духовным ценностям нашего народа.

Развивающая - продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся ;

развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в рассказе.

Оборудование: портрет Л.Н.Андреева , текст рассказа на партах , новогоднее оформление класса ,небольшая наряженная ёлочка, фигурки ангелочков ; ноутбук, проектор, экран для презентации .

Музыка :Музыкальное рождественское поздравление с ангелочками

«Декабрь. Святки» и «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского;

Стихотворение А. Блока «Сусальный ангел » на плакате .

На доске: Тема урока и эпиграфы к теме.
Портрет Леонида Андреева, рисунок ангела на формате А3, рождественская ёлка. Формулировка, что такое рождественский рассказ (на обороте доски). Учителем на листочках заготовлены слова: «вера», «милосердие», «сострадание», «любовь», «злость», «обида», «доброта», «вера», «счастье», «ненависть», «месть», «жалость» (в виде новогодних шаров). Какие слова в конце урока выберут ученики, чтобы украсить рождественскую ёлку?

На доске : « Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.»
Чарльз Диккенс

Не успокаиваться в случае неудачи, не приходить в отчаяние в беде (Сенека).

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться ( И. Гете)

На доске : Рассказ- вид эпической словесности, небольшое произведение, в котором повествуется об одном или нескольких событиях. происходящих с героями.

Регулятивные УУД 1Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

 Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9 .Определить современное восприятие произведения .Исследовать какие чувства вызывает рассказ

10.Строить рассуждения.  уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

 Коммуникативные УУД

 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

8.  уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении,

слушать и понимать других, аргументировать свое мнение


Личностные результаты

  1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

  2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

  3. Метод творческого чтения, беседа о прочитанном произведении.

  4. Эвристический метод: обсуждение композиционных элементов рассказа.

  5. Проблемно-поисковый метод: создание системы образов произведения, выделение жанровых особенностей.

  6. Исследовательский метод: создание системы образов произведения.

Ход урока

Орг. момент. Позитивный настрой на урок. Включить музыкальную рождественское поздравление с ангелочками .Создать праздничное настроение .

Диалог учителя с детьми.
Ребята, вы чувствуете наступление праздничных дней ?

Какой жанр рассказа касается рождественских праздников ?

Сегодня мы вновь обращаемся к жанру рождественского рассказа. И попытаемся проанализировать рассказ Л.Андреева «Ангелочек».
Для начала вспомним ,что такое рассказ? (отвечают). 
Это малая эпическая форма. В рассказе часто один главный герой, одна сюжетная линия, одно главное событие. 

Что же мы можем сказать о святочных или рождественских рассказах ?

В чем их особенности и чем привлекают они нас ?

Беседа с детьми о рождественских рассказах :

Ребята ,что вы знаете об этом жанре .Дать слово детям (2 – 3 человека )для презентации .Выступают дети: ПРЕЗЕНТАЦИЯ О РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗАХ .

1ученик .Святочные рассказы – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы . Само определение рассказа - святочный - указывает на истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера - двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Святки – время заботы об обездоленных, стариках, детях, ведь добрые человеческие чувства должны проявляться в конкретных поступках. Сказано, что сильные должны помогать « немощным ».

2 ученик . Особую популярность приобрели святочные (рождественские) рассказы в 19 веке . Свое название они получили от слова «святки»,т.е.святые дни от Рождества Христова до праздника Богоявления.

1ученик Эти рассказы часто были наполнены ожиданием чуда. Святочные рассказы напоминали о том ,что в этот день Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь «страдающим и обремененным».

- А сейчас небольшой блиц-опрос;

- Какие произведения мы относим к жанру святочных рассказов:

-Какие произведения жанра рождественского рассказа вам известны?

-Кто является основоположником этого жанра?

(Основоположником жанра рождественского современного рассказа по праву считается Чарльз Диккенс.)

- Чем привлекают вас эти рассказы ?

- И чем они отличаются от традиционных рассказов ?

- Каким может быть святочный рассказ ?

-Какие особенности святочных рассказов вы знаете ?

Теперь ,ребята ,давайте попробуем выяснить особенности рождественских рассказов, изученных ранее , и запишем их в тетрадь :

  1. приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;

  2. наличие героя-ребенка;

  3. ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

  4. пророческий сон или видение(страшный (-ое) или радостный (-ое));

  5. счастливое разрешение драматической ситуации (как правило);

  6. трагический финал- возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности;

  7. гуманистическая направленность рассказов с рождественской тематикой ( призыв к добру, любви, милосердию)».

Учитель. Жанр рождественского рассказа вновь возродился и сейчас находится в постоянном развитии. Желательно ,чтобы история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Причем чудо это может быть явным, происшедшим при вмешательстве Божьем, либо понятным и заметным только главным героям рассказа.

Жизнь людей на земле - и взрослых, и детей,- на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания выпадают на долю человека не только на войне, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, приходящая в критический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Каждому хочется верить в счастливое будущее!

А всегда ли рождественские рассказы имеют счастливый конец ?Мы должны попробовать ответить на этот вопрос до конца нашего занятия . Для решения этой проблемы мы обратимся к следующему произведению.

Сегодня мы обратимся к творчеству замечательного писателя –Леонида Николаевича Андреева и познакомимся с его рождественским рассказом «Ангелочек».

Но сначала несколько слов о писателе

Презентация «Жизнь и творчество Л. Андреева» рассказывают подготовленные дети.

Леонид Николаевич Андреев, русский писатель, годы жизни:1871- 1919. Писатель жил и творил на рубеже 19 и 20 веков. В это время появилось множество замечательных писателей и поэтов. Андреев родился в 1871 году, в городе Орле, в бедной семье землемера. После смерти отца семье писателя пришлось тяжело, они голодали, и Андреев с семьей переезжает в Москву. Там, она поступает в Московский университет, начинает работать и обеспечивать семью.

Неподалеку от Петербурга, на берегу Финского залива Леонид Андреев построил дачу. Вскоре эта дача стала своего рода клубом, где летом собирались писатели, художники, музыканты и артисты. Я хочу назвать вам несколько фамилий: это русский певец Федор Иванович Шаляпин, художник Илья Репин, писатели Максим Горький и Корней Чуковский.
Леонид Андреев, как и многие великие писатели до него (например, Пушкин, Толстой, Чехов), писал не только для взрослых, но и для детей. Рассказ «Ангелочек» был написан в 1899. Этот рассказ был издан в этом же году в журнале «Курьер», и он нашел очень хороший прием у читателей. Он был настолько хорош, что иным даже казалось, что под псевдонимом «Леонид Андреев» скрывается кто-либо из известных писателей — Горький или Чехов. Чтобы рассеять недоумения, «Курьер» однажды даже поместил разъяснение, что «Леонид Андреев» — это не псевдоним.

Часто среди героев этого писателя мы встречаем детей. Он с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Рассказ «Ангелочек «» - это один из самых удивительных произведений этого писателя. Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием?

«Дерево предсказаний» Запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе.

(1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.)Почему так называется ? Кто такие ангелы ?

Несколько девочек выходят под нежную музыку в середину класса ( в костюмах ангелочков ) и рассказывают

Хором ; Кто такие ангелы?

1Ангелочек : Мы являемся вестниками Бога на земле. Согласно святым писаниям мы существуем вечно.

2Ангелочек : Мало кто знает, кто такие ангелы на самом деле и сколько их существует, поэтому попытаемся ответить на все важные вопросы.

3 Ангелочек : Для начала стоит сказать о том, что Бог создал нас задолго до того, как нога первого человека ступила на землю.

4Ангелочек: Основное наше предназначение заключается в опеке над людьми и оказании им помощи при необходимости.

1Ангелочек : Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому.

2Ангелочек : Ангел – это хранитель души человека. С понятием ангел я встречалась в легенде Нового Завета “Рождение Иисуса”. Ангел спустился с небес и сказал пастухам: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь”.

3 Ангелочек : Ангел – это вестник чуда. Я его представляю в белых чистых одеждах, с крылышками за спиной, ведь он живёт на небе.

4Ангелочек: Ангелы – вестники Рождества, светлого праздника рождения Иисуса Христа. В день Рождества все должны быть внимательны друг к другу, помогать слабым и нищим, дарить подарки.

О каком же ангелочке идет речь в рождественском рассказе Л.Андреева ?

Что же происходит в рассказе ? (анализ произведения )

Слово учителя .Мальчика из бедной семьи Сашку в рассказе Леонида Андреева "Ангелочек" зовут под Рождество на елку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают? Рождество - праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. В странах католических, например в Италии или во Франции, он считается главным христианским праздником. В России, стране православной, главный религиозный праздник - Пасха, однако и Рождество всегда пользовалось большим почетом. На Рождество, которое бывает перед Новым годом (в советское время оно передвинулось в начало года после реформы календаря), в домах украшали елки и обязательно ставили на верхушки звезды, которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить всем подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на елку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди - братья.

Анализ рассказа .(Постараться охватить всех детей. Организовать дискуссию. )

Так и поступает богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того: он хочет помочь Сашке, отец которого работает у него, и устроить мальчика в ремесленное училище.

Но для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля.

- Есть ли желание у Саши идти на праздник ?

Нет. . Он не верит, что его, злого, оборванного и голодного зовут к себе на рождественскую ёлку соседские богачи, и не хочет идти к ним.

- Почему все-таки он идёт на праздник?

- Чтобы угодить отцу , а ещё потому, что решил принести что-нибудь этому больному и жалкому человеку. Ведь Сашка только внешне груб и неотесан, а сердце у него доброе.

- Каково поведение Сашки на ёлке у богачей Свечниковых?

- Он ведет себя вызывающе : презирает детей, их болтовню, в кармане у него папиросы, которые он стащил из кабинета хозяина, щелкнул по носу маленького барчонка, нагрубил пожилому лысому господину. Сашка не желает вести себя "прилично”! Он грубит Свечникову, обижает его замечательно одетого, ухоженного сынка и вообще ведет себя как "нехороший мальчик”.

- Что он чувствует себя среди нарядных гостей около рождественской ёлки?

Работа с текстом

- «Сашка был угрюм и печален» ( по тексту)

- (Чтение текста со слов «…Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъявленном сердце» до слов « Казалось, чьи –то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови…»)

- У Сашки нехорошо на душе, поэтому он так видит окружающее. Красивая ёлка кажется ему крикливой.

- А блеск свечей для него не загадочный, а наглый. – Ёлка и дети чужды и враждебны Сашке, поэтому ему хочется толкнуть ёлку, сделать что-то дерзкое , плохое. – Забившись за рояль, Сашка думал о своём одиночестве в этом мире.

Но что произошло на елке ?

Сашка видит на елке воскового ангелочка, и тот так нравится ему, что Сашка готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка!

- Почему вдруг меняется его настроение? Он увидел на ёлке игрушку, которая его поразила его . Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что это было как раз то, что не хватало в его жизни, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца… Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки на груди и шептал:

- «Милый, милый ангелочек!» ... Голова его горела, и он был в полной готовности к смертельному бою за ангелочка».

-Почему ради ангелочка Сашка был готов на все?

( Читать диалог Сашки и старой Барышни , стараясь передать чувства, которые испытывают оба персонажа. Одинаковы ли они в начале и в конце разговора? )

- Что мы испытываем , перечитывая эту напряженную сцену

- У всех появляется желание , чтобы Сашке подарили очаровавшего его ангелочка. Но разговор так мучительно долго продолжался, Сашка так старался быть вежливым ( а это плохо у него получалось), что страшно становилось от мысли : «Не дадут ангелочка - что тогда будет?» А он, стоя перед барышней на коленях, уже с ненавистью смотрел на неё и требовал: «Дай ангелочка!» Но вот желанная игрушка оказалась у него в руках.

-Как передаёт писатель испытанную мальчиком радость?

- Из него вырвался продолжительный вздох, на глазах сверкнули две маленькие слезинки. «Медленно прижав ангелочка к груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки улыбался тихой и краткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости.» Какие чувства переполняют Сашку?

Найдите слова в тексте (“Сначала лицо приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности”, но потом он увидел то, чего не хватало в его картине жизни – АНГЕЛОЧКА. Сашка не осознавал, какая сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что всегда его любил.” Чувства: недоумение, тревога, непонятный восторг).



- Перед сиянием его лица «словно потухла сама ёлка». Этими словами автор показал, что тоже рад за мальчика.

Как меняется он, когда видит ангелочка? Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Посмотрите, какие теперь эпитеты употребляет автор? (Да, он становится НЕЖНЫМ, говорит о “милом ангелочке”. АНГЕЛОЧЕК – это красота, любовь, которой так не хватало в жизни мальчика.)

(Не забываем про «Облако слов на доске»

Можем ли мы сказать, что жизнь Сашки разделилась на две половинки? (Да, потому что Сашка “до встречи с ангелочком” один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим).

Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика) Ангелочек- часть другого мира, светлого, доброго. Эта вещь не принадлежит миру земному. Она несет любовь. (Нашу жизнь может изменить что-то неземное, божественное)

Теперь мы с вами, ребятам, посмотрим, что же было, когда Сашка принес свое сокровище домой? Читаем эпизод «Дома».

(И рядом с глазами отжившего человека сверкали глаза начинающего жить и ласкали ангелочка. И для них исчезло настоящее и будущее: и вечно печальный и жалкий отец, и грубая, невыносимая мать, и черный мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски. Бесформенны, туманны были мечты Сашки, но тем глубже волновали они его смятенную душу. Все добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки.

Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым. «Отец неосознанным движением положил руку на шею сына, и голова последнего так же невольно прижалась к чахоточной груди»)

- А как на это мальчишеское счастье откликнулись окружающие?

- «И радостно улыбнулась седая важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим мальчиком и одухотворенным личиком ангелочка.»

- Долго ли это продолжалось? Недолго. Зверёк опять проснулся в Сашке. «Съёжившись, как готовящаяся к прыжку понтера, он мрачным взглядом обводил окружающих, лица того, кто осмелился бы отнять у него ангелочка.

-Я домой пойду,- глухо сказал Сашка, намечаю путь в толпе.- К отцу.»

-Как кончился рассказ? - Очень грустно. Ангелочек, с такой любовью подвешенный на самом видном месте, у горячей печки, тает. – Его счастье растаяло вместе с восковым ангелочком. – Опять его ждут злые будни, нищета, грубость матери.

Спросим о настроении произведения?

- Оно грустное. – В нем много печали.

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, почему рассказ называется «Ангелочек?»

Ангелочек олицетворяет в произведении тот чудный мир, где нет брани, грязи и эгоизма, а на душе чисто, радостно и светло: «К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку... дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда». Это чувство — любовь, счастье и желание жить. В финале произведения Сашка засыпает счастливым, в то время как ангелочек, повешенный у печки начинает таять и превращается в конце концов в бесформенный слиток.

Рассказ Л. Андреева «Ангелочек» повествует о чуде, которое произошло перед Рождеством.

Ангелочек для мальчика Сашки стал своеобразным символом счастья, лучом света в его безрадостной жизни. Он озарил жизнь мальчика светом добра, светом милосердия. Возможно, после встречи с Ангелочком Сашка станет лучше, добродушнее, мягче.

То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. (Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи). Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:

-- Милый... милый ангелочек!

Сашка стал похож на ангелочка

Ребята, что изменилось в отношениях Сашки с отцом?

Как вы думаете, ребята, почему в конце рассказа ангелочек тает?

О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии). Открываем слова на доске.

Ребята, попытайтесь себе представить, что пережил наш герой. Какие чувства и эмоции переполняли его вначале рассказе и в конце его? Что повлияло на Сашку?

(К этому моменту, открываем наше волшебное слово ЛЮБОВЬ. Правильно, ребята! Сашка впервые в своей жизни почувствовал любови и нежность. И это изменило его. Ведь каждый человек, каждый ребенок, достоин любви, она помогает ему быть добрее и милосерднее).

Ребята, а какие духовные качества помогают приблизиться к ангелочку, к тому миру, из которого он к нам пришел? Запишите их на силуэтах ангелов, что лежат на ваших столах и прочитайте мне. И пусть эти ангелочки останутся с вами и напоминают вам о любви, доброте и милосердии.

Главная мысль рассказа Андреева "Ангелочек"-это ожидание чуда ,что даже кратковременный миг счастья, подаренный судьбой ,может изменить дальнейшую судьбу человека ,повлиять на его жизнь . надежд. Сашка гимназист, выгнанный из школы за плохое поведение. Он увидел ангелочка на Рождественской ёлке и сам стал внешне похож на него ,миг счастья-когда Сашка получил ангелочка в подарок. Это может изменить его жизнь, он станет светлее ,добрее при его очень нелёгкой жизни ,а может и наоборот ,разочароваться в чудесном моменте ,счастье растает, как восковой ангелок и он продолжит мстить жизни, за зло вокруг себя. Нельзя отчаиваться в любой ситуации, каждый сам может изменить своё будущее, а окружающие помогут-мир не без добрых людей и вера в светлое будущее сделает человека лучше.

Главная мысль этого рассказа в том, что мир вокруг нас бывает очень жесток, но есть в мире место бесконечному добру и чуду. Вот только минуты чуда очень коротки, и ими никогда не успеваешь насладиться по-настоящему.

Можно сказать и так: настоящее чудо не может длиться вечно, ведь тогда оно перестанет быть чудом.

Какие мысли появились у вас после прочтения рассказа? Подумайте !

После нескольких ответов на экране появляется :

  1. Бытие определяет сознание.

  2. Каждый получает по заслугам.

  3. Судьба человека во многом зависит от него самого.

  4. До каждого человека можно достучаться, нужно найти нужные слова.

  5. Очень часто жизнь подарив какую-то надежду, ее отнимает

По сути этот рассказ показывает нам типичную “рождественскую” историю о бедном, несчастном ребенке, которого пригласили в богатый дом, обогрели, накормили, вытерли слезы и сделали на один день счастливым. Верно ли это ?

Я думаю, встреча с восковым ангелочком изменит героя, поможет ему стать лучше, поможет видеть вокруг себя больше добра. Не страшно, что ангелочек растаял, важно, что его тепло, красота попали в сердце маленькому мальчику.

Чудеса происходят в нашей жизни, просто в них нужно верить, нужно сохранять в своем сердце уголок, в котором постоянно живут надежда, доброта и любовь.

Я думаю, встреча с восковым ангелочком изменит героя, поможет ему стать лучше, поможет видеть вокруг себя больше добра. Не страшно, что ангелочек растаял, важно, что его тепло, красота попали в сердце маленькому мальчику.

Мы должны понять , что такие слова, как милосердие, гуманность и любовь к ближнему должны быть для нас самыми важными, ключевыми в нашей жизни . Заронить искру любви в сердце каждого человека, напомнить людям о добре, милосердии, и сострадании .

А сейчас хочу поздравить с грядущими новогодними праздниками !

Пожелания …Пригласить к елке .

На столе лежат новогодние игрушки, на кторых написаны ключевые слова:

Гуманность, милосердие , доброта ,сострадание , надежда ,любовь , вера…

Выберите, ребята, те шары, которые, как вы считаете, должны украсить нашу Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку). Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».
























Начало формы

Конец формы

Список использованной литературы.

Сайты: https://studbooks.net/637767/literatura/svyatochnye_rasskazy_andreeva

https://otvet.mail.ru/question/80928416

https://studbooks.net/2151079/literatura/istoriya_vozniknoveniya_zhanrovoe_svoeobrazie_svyatochnogo_rasskaza

http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200702305

Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1997.

Самсонова Н. В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX- первой трети XX вв. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998.

Видуэцкая Ц. П. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова II Науч. докл. высшей школы: Филол. науки. 1961. № 2 (14). С. 92.

Рассказ Л.Н.Андреев «Ангелочек ».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!