СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образ блокадного Ленинграда в лирике и публицистике Ольги Берггольц» (проект)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Изучение истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

2.Изучение биографи и чтение произведений О. Берггольц.

3.Анализ произведений, исследование особенностей написания и изобразительно-выразительных средств языка, используемых поэтессой.

4.Обобщение полученных результатов.

5.Экскурсионная поездка в г. Санкт-Петербург с целью изучения истории блокады Ленинграда.

6.Создание собственных литературных произведений на тему Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда.

7.Оформление литературного путеводителя с собственными произведениями и описанием исторических мест г. Санкт-Петербурга, связанных с блокадным творчеством О. Берггольц.

Просмотр содержимого документа
««Образ блокадного Ленинграда в лирике и публицистике Ольги Берггольц» (проект)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

(143000, Московская область, г. Одинцово, бульвар Маршала Крылова, д.20

тел.: (498)720-34-56)













КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Секция «Литературоведение»

«Образ блокадного Ленинграда в лирике и публицистике Ольги Берггольц»

(проект)





Выполнила:

Колпакова Нина Евгеньевна, 7 класс

Московская область,

Одинцовский район,

с. Знаменское, д. 172.



Руководитель:

Хоруженко Валентина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии



Одинцово

2017

Паспорт проектной работы

Тема работы:



Учебный год:


Школа, класс:


Автор работы:


Руководитель:





Цель работы:







Задачи работы:











Этапы работы:









«Образ блокадного Ленинграда в лирике и публицистике Ольги Берггольц»


2016/2017


МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия, 7 класс.


Колпакова Нина Евгеньевна.

Хоруженко Валентина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия.


Изучить особенности произведений О. Берггольц блокадного времени, создать собственные произведения на тему Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда и издать литературный путеводитель по г. Санкт-Петербург



1. Изучить историю обороны Ленинграда.

2. Изучить биографию и творчество О. Берггольц.

3. Выявить особенности написания и исследовать изобразительно-выразительные средства языка, используемые в выбранных для анализа произведениях.

4. Создать собственные произведения на тему Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

5.Оформить литературный путеводитель по памятным местам г. Санкт-Петербурга, связанным с блокадой Ленинграда и блокадным творчеством О. Берггольц, с собственными произведениями.


1.Изучение истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

2.Изучение биографи и чтение произведений О. Берггольц.

3.Анализ произведений, исследование особенностей написания и изобразительно-выразительных средств языка, используемых поэтессой.

4.Обобщение полученных результатов.

5.Экскурсионная поездка в г. Санкт-Петербург с целью изучения истории блокады Ленинграда.

6.Создание собственных литературных произведений на тему Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда.

7.Оформление литературного путеводителя с собственными произведениями и описанием исторических мест г. Санкт-Петербурга, связанных с блокадным творчеством О. Берггольц.













Оглавление.

Введение……………………………………………………………………..

1



4

4

5

5



6

8



10


12

12


13


14


14





I. Теоретический раздел. Исследование довоенной творческой биографии и блокадного творчества О. Берггольц……………………….

I.1. Творческая биография О. Берггольц в довоенные годы……

I.2. Исследование творчества О. Берггольц в годы блокады.………

I.2.1. Голос Ольги Берггольц – голос блокадного Ленинграда…..

I.2.2. Блокадная публицистика О. Берггольц – задушевный разговор с осаждённым городом.…………………………………..

I.2.3. Блокадная лирика О. Берггольц.……………………………...

I.2.4. Картина осаждённого города, изображённая в поэмах «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма»………………

II. Практический раздел …………………………………………………....

II.1. Создание собственных произведений ………………………..

II.2. Создание литературного путеводителя по памятным местам блокадного Ленинграда «В огненном кольце». ………......................

II.3. Реклама изделия………………………………………………….

Заключение ...………………………………………………………………..

Список литературы.

Приложения.























И перепало людям нелюдское.

И город в муках был неустрашим.

И женщина, у микрофона стоя,

Вседневно разговаривала с ним.

И надо каждый день в разгуле смерти,

Девчоночью откидывая прядь,

Политсестрой, душою Невской тверди

У микрофона женщине стоять.

В. Дроздовская

Введение.

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. - это кровопролитная, страшная и тяжёлая, но в то же время героическая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, гигантских разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, отстоявшего свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчика.

Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, героическая оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости, самоотверженности, непобедимости духа защитников города. Эти 900 блокадных дней стали суровым испытанием для ленинградцев, они не имеют себе равных во всей мировой истории по масштабам трагедии, по численности жертв блокады и по её значению для исхода Второй Мировой войны. Жители осаждённого города героически пережили горе, страдания и лишения, которые обрушились на них внезапно, сумели выдержать все тяготы и невзгоды, и даже мужественно, нечеловеческими усилиями, ценой своей жизни активно помогали фронту.

Вот что писала газета "Нью- Йорк таймс" о прорыве блокады Ленинграда: "Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их победа будет записана в анналы истории как своего рода исторический миф… Ленинград воплощает непобедимый дух народа России." [7]

Каждый участник тех страшных событий внес свой героический вклад в оборону Ленинграда. Художники, музыканты и литераторы своим искусством тоже воевали с врагом. Умирая от голода, с трудом передвигаясь, иногда не в силах держать в ослабевших руках инструменты, они упорно, до последнего вздоха продолжали творить и исполнять свои произведения, поднимая дух жителей осажденного города, сохраняя для потомков героическую летопись Блокады.

В данной работе мы обращаемся к теме исследования творчества блокадного времени удивительного поэта, женщины неземной стойкости и силы воли – Ольги Фёдоровны Берггольц. Именно она благодаря правдивым, горьким стихам и радиопередачам стала символом взятого в кольцо города. Её стихи и слова, звучавшие из динамиков, помогали людям отыскать в себе последние силы, чтобы выжить, сохранив человеческое достоинство.

Актуальность темы состоит в том, что воспитание патриотизма и гражданского долга не может осуществляться без опоры на исторические примеры мужества и героизма русского народа. С этой точки зрения творчество О. Берггольц, правдиво, без прикрас, с верой в Победу, рассказывающее о подвиге защитников блокадного Ленинграда, является одним из важных источников патриотического воспитания.

Стремительный XXI век диктует свои законы, и люди, к сожалению, порой забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогли нашему народу в трудную годину выстоять и победить. Тем более, что многие недружелюбно настроенные к нашему государству политические деятели пытаются принизить значимость подвига советского народа во Второй мировой войне. Чем дальше по времени отодвигаются от нас военные годы, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, отражённых в произведениях их непосредственных участников. Исследуя литературные произведения, созданные очевидцами блокады Ленинграда, мы можем более глубоко осмыслить и осознать цену победы наших предков в Великой Отечественной и во всей Второй Мировой войне.

Цель работы – изучить особенности создания образа блокадного Ленинграда в творчестве О. Берггольц, создать собственные произведения на тему Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, издать литературный путеводитель по г. Санкт-Петербург, с указанием исторических мест города, связанных с событиями военного времени, жизнью и творчеством О. Берггольц.

Цель работы определила постановку следующих задач.

1. Изучить историю обороны Ленинграда, обращаясь к научным источникам, художественным произведениям, блокадным дневникам и воспоминаниям очевидцев.

2. Изучить литературу, посвященную биографии и творчеству Ольги Берггольц.

3. Выявить особенности написания и используемые изобразительно-выразительные средства языка в выбранных для анализа лирических и публицистических произведениях О. Берггольц, созданных в годы блокады Ленинграда.

4. Создать собственные произведения на тему Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

5. Оформить литературный путеводитель по памятным местам г. Санкт-Петербурга, связанных с блокадой Ленинграда и блокадным творчеством О. Берггольц, с включёнными в него собственными произведениями.

Объектом исследования являются лирические и публицистические произведения Ольги Берггольц блокадного времени.

Предметом исследования являются способы создания образа блокадного Ленинграда в лирике и публицистике О. Берггольц.

Новизна нашего исследования состоит в выявлении особенностей блокадной лирики и публицистики О. Берггольц и определении художественных средств изображения войны и блокады Ленинграда в её произведениях. В современной литературе нет работ, посвящённых детальному изучению блокадной публицистики поэтессы.

Наиболее обстоятельный анализ лирики О. Берггольц содержится во вступительной статье литературоведа А. И. Павловского к книге избранных произведений поэтессы. «Строгий и скупой на слова Ленинград творил о ней легенду, особый ленинградский миф, в котором все было правдой, – писал А. Павловский. – Ольгу Берггольц, недавнюю комсомолку, молодую коммунистку, называли «ленинградской мадонной», подвижницей, святой!.. Судьбою Ольги Берггольц стали мужество, страдания и победоносное терпение блокадного города». [6]

Литературовед Александр Крон отметил, что «не война сделала Ольгу Берггольц поэтом, дух поэзии жил в ней всегда, война только раскрыла до конца ее большой самобытный талант, придала ее негромкому голосу покоряющую мощь.» [2]

Писатель Даниил Гранин сказал: «В блокаде нет ни одного героя. Есть люди, есть город и есть символ блокады — Ольга Берггольц». [8]

Методами исследования в нашей работе являются анализ и сопоставление.

Для достижения цели работы, полноценного выполнения поставленных задач были определены следующие этапы работы.

1. Изучение истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

2. Изучение биографии Ольги Берггольц.

3. Чтение произведений Ольги Берггольц.

4. Анализ произведений с точки зрения раскрытия тематического и идейного содержания, исследование особенностей написания и изобразительно-выразительных средств языка, используемых поэтессой.

5. Обобщение полученных результатов.

6. Экскурсионная поездка в г. Санкт-Петербург с целью изучения истории блокады Ленинграда и блокадного творчества О. Берггольц.

7. Создание собственных литературных произведений на тему Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда.

8. Оформление литературного путеводителя с собственными произведениями и описанием исторических мест г. Санкт-Петербурга, связанных с блокадным творчеством О. Берггольц.

В процессе работы использовалась информация из энциклопедических и документальных исторических источников, научной литературы, интернет-ресурсы, посвящённые блокаде Ленинграда, творчеству и биографии О. Берггольц, были приведены цитаты писателей и литературоведов, касающиеся выбранной темы.

Предполагается, что результаты данной работы могут быть использованы учащимися при изучении произведений О. Берггольц блокадного периода для более глубокого понимания особенностей её лирики и публицистики. Описание процесса создания собственного произведения военной тематики может помочь школьникам в создании своих стихотворений и прозы.

Практическое применение результаты работы могут найти при подготовке уроков истории и литературы, посвящённых Великой Отечественной войне, а также при проведении внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся.

Работа состоит из введения, теоретического раздела (2 главы), практического раздела (3 главы), заключения, списка использованной литературы и приложений.


I. Теоретический раздел. Исследование довоенной творческой биографии и блокадного творчества О. Берггольц.

I. 1. Творческая биография Ольги Берггольц в довоенные годы.

Я лирик по складу своей души.

По самой строчечной сути… [19]

Ольга Федоровна Берггольц родилась и выросла на одной из самых бедных, густонаселённых окраин рабочего Петербурга - за Невской заставой в семье заводского доктора. Невская застава навсегда осталась её родиной, ведь именно там ощутила она первое поэтическое вдохновение, оттуда она взяла самое главное - любовь к людям, сострадание их бедам, драгоценное и живительное ощущение себя частичкой народа. «Здесь первый твой неукротимый зов - /отчизна, революция, любовь, /и первый смутный жгучий призрак славы…/Истоки жизни - Невская застава.» («Вступление в поэму») [2]

А. Крон писал: «Поэтическая юность Ольги не была бурной, она не заявляла себя ни традиционалисткой, ни новатором, формальные декларации были ей чужды. Не отступая от традиционных размеров, она с первых шагов отличалась своей неповторимой интонацией, очень интимной и в тоже время ярко гражданственной.» [2]

Студенческая практика на Кавказе, работа в Казахстане и на Алтае дали ей прекрасную журналистскую закалку, научили оперативности и точности, политической зоркости. О многом из того времени она рассказала в стихах и первых своих очерковых книгах – в «Глубинке» (1932), в повести «Журналисты» (1934), в рассказах и повестях «Зерна» (1935), а также в корреспонденциях, печатавшихся по горячим следам событий в газете «Советская степь». Стихи писались звонкие, жизнерадостные, пронизанные радостью и солнцем.

В начале тридцатых годов, после возвращения в Ленинград, Берггольц окончательно почувствовала себя профессиональным литератором. Она работала постоянно и много - над стихами, прозой, над произведениями для детей. Свою книгу «Стихотворения» Ольга Федоровна в 1934 году показала А. М. Горькому. Он отозвался: «Ваши стихи понравились мне. Они кажутся написанными для себя, честно, о том «именно», что чувствуется Вами, о чём думаете Вы, милый человек. Всё очень просто, без фокусов, без игры словом, и веришь, что Вам поистине дороги «республика, работа, любовь»…» [4]

За приподнятостью, мажором и ликующей солнечностью ранней лирики Ольги Федоровны, нежной в своих акварельных красках, мелодичной и песенной, угадывался второй, более глубокий, символичный, предсказательный план. Этот план полностью выявился позднее, когда жизнь поэтессы, её поэтическая биография, перекрещенная бедами, тюрьмой, потерей близких людей, подтвердила пророческий смысл рассуждений о суровой цене за подлинную правдивую поэтическую песню.

Предчувствие этого таилось ещё в стихотворении «Каменная дудка» (1926), о котором восторженно отозвался Корней Чуковский: «Товарищи, это будет со временем настоящий поэт». [4] И произведение действительно оказалась пророческим.

Примерно с середины тридцатых годов жизнерадостный, солнечный мир лирики Берггольц, начинает быстро менять свою окраску. В 1938 году был расстрелян её первый муж, поэт Борис Корнилов. Одну за другой похоронила она и двух своих дочек. Подобно многим своим соотечественникам Ольга Фёдоровна оказалась жертвой необоснованных репрессий, попала в заключение, понесла горькую и незаслуженную кару. Тяжёлые страдания пришлось ей испытать: жестокие побои привели к гибели ребенка, которого она ждала. Переживания тех тяжёлых месяцев отразились в цикле «Испытание»: «Неужели вправду это было: /на окне решётки, на дверях?../Я забыла б - сердце не забыло /это унижение и страх.» («На воле» 1940) [1]

Она подошла к решающему и грозному рубежу войны человеком душевно закалённым. В «блокадных» произведениях Берггольц мы слышим не только слова утешения и сострадания, не только едва сдерживаемые слёзы, но и жестокую, горькую правду. Она не боялась её говорить, считая, что именно правда является душою и внутренней силой поэтического искусства. Главную свою задачу, смысл своей жизни она видела в служении стране и народу: «Мы предчувствовали полыханье /этого трагического дня. /Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье. /Родина! Возьми их у меня…» [21]

Стихотворение написано в июне 1941 г. Как и у многих поэтов тех дней, оно звучит подобно клятве, да, по существу, и было именно клятвой. О. Берггольц выразила чувства, общие для советской поэзии тех лет.


I. 2. Исследование творчества О. Берггольц в годы блокады.

I.2.1. Голос Ольги Берггольц – голос блокадного Ленинграда.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…[19]

В планах гитлеровского вермахта захвату и уничтожению Ленинграда отводилось особое место. Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли: «С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого города.» (Из инструкции гитлеровского командования об уничтожении Ленинграда от 29 сентября 1941 года.) [23]

Город Петра и Ленина, имеющий особое историческое значение для нашего государства, являющийся идейным оплотом советского народа, должен был исчезнуть с лица земли. Ленинградцы встретили врага единодушным желанием отстоять родную землю.

На тот момент, когда город оказался в кольце блокады в Ленинграде находилось 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. [23]

В конце ноября ударили морозы. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.

К декабрю 1941 г. Ленинград оказался в ледяном плену. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.

В это страшное для ленинградцев время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Вера Кетлинская, секретарь Ленинградского отделения Союза писателей СССР, вспоминала: «… из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось «это мило, славно, приятно — не больше», Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда». [15]

Все дни блокады она работала в Доме Радио, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в её книгу «Говорит Ленинград» (1947–1959).

«Нитью жизни» назвал Ленинградское радио в дни Великой Отечественной войны известный ученый-историк В. В. Мавродин. «Радио, - писал он, - единственная постоянная связь города-героя на Неве со всей остальной огромной страной, напрягшей все силы в схватке с хищным, коварным и злобным врагом. Радио – это труженик-метроном, это тревожный вой сирены, вестник тяжких испытаний и первых побед». [16]

Сама Ольга Фёдоровна вспоминала: «На улицах Ленинграда люди уже падали с ног от голода… Один район за другим погружался во тьму, подобную полярной ночи, - иссякала энергия, уходил из города свет, замирало движение. И сплошь и рядом оказывалось, что у ослабевшего, полуумирающего ленинградца существует только одна форма связи с внешним миром, это - «тарелка» радио. Отсюда, из этого черного крега на стене, доходили до человека людские голоса… Даже если радио не говорило, а только стучал метроном - и то было легче: это означало, что город жив, что его сердце бьется…» [1]

Невозможно переоценить то, что О. Берггольц сделала для осажденного Ленинграда. Она умела находить сердечные слова, не мудрствуя лукаво - «Что может враг? Разрушить и убить. /И только-то. А я могу любить...». [21]


I.2.2. Блокадная публицистика О. Берггольц - задушевный разговор с осаждённым городом.

Суть блокадного творчества, его значимость для самих авторов-блокадников предельно просто выражены О. Берггольц в предисловии к книге «Говорит Ленинград»: «… Начав размышлять о книге, мы неожиданно для себя впервые с начала войны оглянулись на путь, пройденный городом, его людьми, его искусством (нашим радиокомитетом в том числе), и изумились этому страшному и блистательному пути, и оттого буквально физически, с ознобом восторга, ощутили, что, несмотря на весь ужас сегодняшнего дня, не может не прийти то хорошее, естественное, умное человеческое существование, которое именуется «миром», и нам показалось, что и победа, и мир придут очень скоро - ну просто на днях!» [21]

В этой фразе - вся О. Берггольц. Кто еще мог с такой задушевностью, простотой и убежденностью говорить с миллионным городом?

В этих условиях и родилось то, что впоследствии называли «феномен Беггольц». Она создала произведения, рассчитанные прежде всего на произнесение, на восприятие «с голоса».

Блокадной зимой главная задача слова писателя состояла в мобилизации всех сил ленинградцев на сопротивление врагу, в том, чтобы не дать людям в нечеловеческих условиях «превратиться в оборотня, в зверя».

Потому-то, когда великая трагедия достигла кульминации, голос Берггольц по-прежнему звучал для ленинградцев, его интонация становилась все патетичнее, образы — символичнее, а смысл — все более победительным.

Чем сильнее и неотступнее надвигалась опасность на осажденный врагом город, тем презрительней и возмущённей говорила о фашистах Берггольц, славя жизнь, утверждая веру в победу.

«…Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде – наша армия и мы вместе с ней не отдали ее немцу, не дали ему вторгнуться в город. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много. Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим… нет, не верим – знаем – она будет!» [21] Эти слова сказаны О. Берггольц в новогоднем обращении к горожанам «Живы, выдержим, победим!», прозвучавшем по радио 29 декабря 1941 г. в то время, как обстановка в городе с каждым днём становилась всё тяжелее.

Благодаря олицетворениям, используемым автором, город воспринимается читателями как живой организм: чувствующий, страдающий, испытывающий боль и голод. Но основной лейтмотив произведения заключён в непоколебимой уверенности автора в победе, в гордости за горожан, за своих товарищей по борьбе: «Ставлю дату: двадцатое декабря. /Как я счастлива, что горячо и упрямо / штемпеля Ленинграда на конверте горят. /Штемпеля Ленинграда! Это надо понять. /Все защитники города понимают меня.» [21]

В выступлении «Ленинградцы за кольцом» от 2 мая 1942 г. О. Берггольц написала о том общем, что объединяло всех ленинградцев. Это безмерная, не поддающаяся описанию любовь к родному городу. «…Все мы были исполнены одним чувством: это чувство какой-то новой, личной ответственности и глубокой тревоги за оставленный Ленинград; это острая тоска о нем, возникающая сразу же, как только от него оторвешься…» [21]

Используя изобразительно-выразительные средства языка О. Берггольц создаёт собирательный образ блокадника: «…Ленинградца, только что приехавшего за кольцо, можно узнать сразу: блокада наложила на облик каждого из нас свои сумрачные краски. И взгляд у ленинградца особый - горький и какой-то всезнающий, - и руки, сколько ни мой, всё остаются темными, как и лицо…» [21] Образные эпитеты позволяют прочувствовать всю тяжесть испытаний, выпавших на долю жителей осаждённого города.

Главная мысль произведения – Ленинград и его жители – одно неделимое целое: «Нам от тебя теперь не оторваться. /Куда бы нас ни повела война - /душа твоею жизнью полна, /и мы везде и всюду – ленинградцы.» [21]

Выступление «В Ленинграде тихо» прозвучало по радио 3 февраля 1944 г., когда жители блокадного города уже знали, что самое страшное осталось позади. Олицетворения способствуют тому, что Ленинград, описываемый О. Берггольц, воспринимается нами, как человек, наконец-то вздохнувший полной грудью, но безмерно уставший, измученный, ослабевший, при этом гордый тем, что выдержал все тяготы блокады, выстоял и не покорился врагу. «Первый раз за долгие два с половиной года мы увидели свой город ослепительным, озаренным вплоть до последней трещины на стенах, весь в пробоинах, весь в слепых, зафанеренных окнах, - наш израненный, грозный, великолепный Ленинград, - мы увидели, что он все так же прекрасен, несмотря ни на какие раны, и мы налюбоваться им не могли, нашим красавцем, одновременно суровым и трогательным в праздничных голубых, розовых, зеленых и белых огнях, в орудийном громе, и чувствовали, что нет нам ничего дороже этого города, где столько муки пришлось принять и испытать.»[21]

Интонация этого выступления очень спокойно-размеренная, радость победы не яркая и громкая, она приглушена всеобщей усталостью и скорбью по погибшим ленинградцам. Но гордость за родной город, его стойких защитников, звучит в каждой строчке: «Ленинград не испугался смерти. И смерть испугалась Ленинграда!» [21]

I.2.3. Блокадная лирика О. Берггольц.

Лирика Берггольц отражала путь борьбы Ленинграда. Не случайно её стихи точно документированы, они посвящены конкретным событиям из жизни блокадного города. Это была своеобразная хроника. 20 августа 1941 года Ленинград объявлен в опасности. И в этот же день написано стихотворение «Песня о ленинградской матери».

В названии произведения есть слово «песня». Песни народ слагал всегда о великих людях, о подвиге, о человеческом мужестве. Так и в этом стихотворении О. Берггольц нарисовала героический образ матери-защитницы, откликнувшейся на призыв маршала: «Над нами грозная опасность, /бери оружье, Ленинград!» [1]

Мать отдает младшего, семнадцатилетнего сына на защиту родного города: «Иди мой младший, мой любимый, /зови с собой своих друзей. /Да не падёт на дом родимый /бесчестье плена и плетей!» [1]

А что же мать? Она в дозоре, она охраняет родной город, пророчит врагам поражение и верит в то, что «…осиянный ратной славой, великий город победит». [1]

Так сливается воедино судьба матери, ее детей, любимого города, Родины. Это уже сама Отчизна посылает своих сыновей на войну с материнским благословением и верой в победу.

В стихотворении, написанном в августе 1941 г. «Я говорю с тобой под свист снарядов», О. Берггольй обращается ко всей стране, пытаясь передать весь ужас существования в блокадном городе. Появляются тематические образы детей, уснувших в бомбоубежищах, непрекращающихся артобстрелов. Смертельная угроза, нависшая над городом, объединила всех жителей в борьбе за родину, за жизнь: «И женщины с бойцами станут рядом, /и дети нам патроны поднесут.» В голосе поэтессы звучит уверенность в победе: «мы одолеем бешенных зверей». Она «от имени российских матерей» произносит беззаветную клятву родине - выстоять и победить.

Так началась блокада. А стихи О.Берггольц приобретают подчеркнуто эпический характер: «Всем, что есть у тебя живого, /чем страшна и прекрасна жизнь, /кровью, пламенем, сталью, словом /задержи врага, задержи.» [1]

Поэтесса была очень чутка к настроениям ленинградцев. Ухудшение обстановки в блокадном Ленинграде к 5 декабря 1941 г, когда было написано стихотворение «Разговор с соседкой», меняет адресат произведений поэтессы. Это уже не соотечественник, не житель Ленинграда вообще, не просто соратник по борьбе, а живое конкретное лицо. Беседа сообщает редкую теплоту поэтической речи Берггольц: «Дарья Власьевна, соседка по квартире, /сядем, побеседуем вдвоем. /Знаешь будем говорить о мире, /о желанном мире, о своем. /Вот мы прожили почти полгода, /полтораста суток длился бой. /Тяжелы страдания народа, /наши, Дарья Власьевна, с тобой.» [20]

Голос поэтессы проникновенен. Он начисто лишен торжественных или официальных нот. По контрасту с нечеловеческим напряжением, с грохотом зениток, завыванием снарядов и взрывами бомб задушевное слово в своей человеческой естественности звучит отчетливо и успокаивающе.

Идея уверенности в победе проходит красной линией через всю лирику поэтессы. Стихотворение «Ленинградский салют», написанное 27 января 1944г. предваряется следующими словами: «27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады — разгрома немцев под Ленинградом.»

Вот она долгожданная победа! И в эти счастливые для жителей города дни слова: «И снова мир с восторгом слышит /салюта русского раскат. /О, это полной грудью дышит /освобожденный Ленинград!» прозвучали как гордый голос народа, не сломленного ничем: ни голодом, ни холодом, ни неимоверными страданиями.

Тематические образы голодной зимы, жажды, жертв, голодной ленинградской земли, братской могилы дорисовывают картину блокадного города. Поэтесса через метафору «свершилось то, что бредом гордости казалось» выражает всю силу веры в победу.

В годы блокады и войны О. Берггольц написала также несколько поэм: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), «Твой путь» (1944), поэму-реквием «Памяти защитников» (1944) и пьесу «Они жили в Ленинграде» (1944). Поэмы Берггольц мало чем отличаются от ее лирики, и слушатели обычно воспринимали их как лирические стихотворения, только более протяженные по времени. В них, как и в лирике, почти нет сюжета, а есть лирический поток чувства, эмоциональное переживание, отталкивающееся от тех или иных эпизодов блокадной жизни. Именно лиризм и задушевность поэм сближает их со стихотворениями поэтессы. В особенности это относится к «Февральскому дневнику» и «Ленинградской поэме» - вещам импульсивным, целиком подчиненным сиюминутному переживанию и потому лирически свободным в своих открытых композициях.


I.2.4. Картина осаждённого города, изображённая в поэмах «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма».

Предельная сдержанность в раскрытии чувств, сочетаясь в поэмах О. Берггольц со сдержанностью при рассказе о трудностях блокадной зимы, придавали им необычайную экспрессию и силу.

Её самое значительное произведение первой блокадной зимы - «Февральский дневник». Это повествование о самых трудных днях блокады, о силе духа ленинградцев в тяжелейшей блокадной обстановке. Поэтесса не останавливается на внешних чертах блокадного быта, для нее важна нравственная стойкость сограждан: «Был день как день, /ко мне пришла подруга, /не плача, рассказала, что вчера /единственного схоронила друга, /и мы молчали с нею до утра. /какие ж я могла найти слова - /я тоже - ленинградская вдова.» [22]

Так начинается поэма. Две первые строки звучат как бы в такт ударам метронома ленинградского радио. Полная, абсолютная слитность автора, героя и читателя, к которому обращается поэтесса, придает особую силу этим строкам. То, о чем она говорит, даже самое сокровенное, личное, в той или иной мере переживается всеми окружающими. Поэтому так естествен переход от единичного явления к широкой картине жизни осажденного города, к историческому смыслу происходящего, к величию подвига Ленинграда: «Как мы в ту ночь молчали, как молчали... /но я должна, мне надо говорить /с тобой, сестра по гневу и печали: /прозрачны мысли, и душа горит...» [22] Настойчивые словесные и синтаксические повторы не только интонационно организуют стихи, они наполняют произведение необычайно сильным, захватывающим зарядом чувств.

Спокойный, будто бесстрастный зачин сменяет взволнованный, прерывистый ритм исповеди, когда душа, как в озарении, вся открывается собеседнику. И совместно с исповедью неотделимо от нее возникает проповедь: «Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало, /нам ненависть заплакать не дает. /Нам ненависть залогом жизни стала: /объединяет, греет и ведет. /о том, чтоб не прощала, не щадила, /чтоб мстила, мстила, как могу, /ко мне взывает братская могила /на Охтинском, на правом берегу.» [22]

Поэмы О. Берггольц строятся по законам лирического сюжета и имеют свою внутреннюю логику развития. «Февральский дневник» основывается на противоборстве света и мрака, жизни и смерти. От почти смертного оцепенения ночи, когда «...и стыли ноги, и томилась свечка», поэтесса ведет читателя к трудному, сумрачному рассвету блокадного зимнего дня. И тут - жесткая в своей обыденности деталь: «Скрипят, скрипят по Невскому полозья /на детских санках, узеньких, смешных, /в кастрюльках воду голубую возят, /дрова и скарб, умерших и больных...» [22]

Строки поэмы свидетельствуют: внутренние нравственные силы, человечность помогли ленинградцам выстоять: «В грязи, во мраке, в голоде, в печали, /где смерть, как тень, тащилась по пятам, \такими мы счастливыми бывали, /такой свободой бурною дышали, /что внуки позавидовали б нам.» [22]

Эпическое осмысление блокады «привело» к соединению в поэме двух начал — трагического и оптимистического.

«Ленинградскую поэму» О. Берггольц писала спустя год после начала осады, после самых холодных и голодных месяцев блокады. Поэма представляет собой картину осаждённого города («декабрь, безогненная мгла…», «в мучительном кольце блокады и т.д.) и включает в себя шесть частей, в совокупности которых рождается образ Ленинграда. В каждой части поэмы есть герой или герои со своими судьбами, со своим страданием и мужеством. В первую очередь это ленинградцы: «две матери, две ленинградки», «шестнадцать тысяч ленинградцев», «ленинградские ребятишки», «гравер седой» и др.

А. Крон отмечал в своих воспоминаниях, что «женщины Ленинграда были для О. Берггольц не безликой массой, а именно соседками, чьи заботы и горести она знала, как свои» [2]. «Как будто на краю земли, /одни, во мгле, в жестокой схватке, /две женщины, мы рядом шли, /две матери, две ленинградки.» [1]

Среди героев поэмы есть те, которые находятся по «ту сторону» блокады, пытаясь прорвать «кольцо». Эти образы представлены обобщенно, как «друзья Ленинграда», те, кто думает о городе, сострадает и стремится помочь.

Связующим звеном между теми, кто внутри и вне «кольца», является автор, который выступает в разных образах. Слова «друг», «друзья», «дружба» повторяются в поэме десять раз, семантически подразделяясь на две группы. В первом случае это характеристика тех героев поэмы, кто, находясь далеко за пределами осажденного города, в душе – рядом, тех, кто с боем пытался прорвать блокаду («Их множество – друзей моих, /друзей родного Ленинграда. /о, мы задохлись бы без них/в мучительном кольце блокады»). Во втором - это форма обращения к ленинградцам, в том числе – по радио («Друзья, мы приняли ее, /мы держим нашу эстафету…»)

Интересен, как пример слияния конкретного и обобщённого, образ «москвички Маши». Он сопоставим с реальным образом сестры Ольги Фёдоровны Марией, которая ранней весной 1942 года на грузовой машине, выделенной Союзом писателей и нагруженной медикаментами для ленинградских литераторов, переправилась через Ладогу. «И я навек тобой горда, /сестра моя, москвичка Маша, /за твой февральский путь сюда, /в блокаду к нам, дорогой нашей.» [1]

В то же время образ «москвички Маши» в своем развитии получает в поэме обобщенный смысл: это сама Москва помогает Ленинграду.

Особая тема блокадного Ленинграда – дети. Поэма и начинается с образа мертвого ребенка, которого мать везет на санках. И дальше в тексте сквозным сюжетом выражено желание накормить и отомстить: «На, получай еще заряд за ленинградских ребятишек», «там матери под темным небом толпой у булочной стоят», «там дети плачут, просят хлеба».

В итоге все герои составляют ёмкий, живой образ Ленинграда, погруженного в холод и тьму: «голодный город», «воет небосвод», «свищет воздух», «смерть и лед», «смертная петля» и т.д. Облик живого города создается и через движение машин, везущих хлеб в «голодный город» по дороге жизни. В блокаде хлеб становится синонимом жизни, они взаимозаменяемы: «…А хлеб – две тонны? Он спасет /шестнадцать тысяч ленинградцев… /сто двадцать пять блокадных грамм /с огнем и кровью пополам…» [1]

В завершающих строках поэмы личный повествователь предстает как непосредственный участник тех событий: «И я, как вы, - упряма, зла /за них сражалась, как умела. /душа, крепясь, превозмогла /предательскую немощь тела.» [1]

А.И. Павловский, анализируя блокадные поэмы О. Берггольц («Февральский дневник». «Ленинградская поэма», «Памяти защитников») как некое единство, замечает, что они «являются не только волнующим документом блокады, сохранившим неповторимые черты того времени и верно передавшим мужественный дух ее сограждан, они пережили то страшное время именно потому, что художник не замкнулся в рамках быта, отдельных подробностей и т.д., но подошел к блокадному дню с точки зрения крупных, общезначимых исторических координат». [15]

Д. Хренков, сравнивая «Ленинградскую поэму» с «Февральским дневником», обратил внимание на иной характер взаимодействия авторского «Я» с героями, о которых ведется повествование: «Если «Февральский дневник» представлял собой один страстный монолог, рассказавший о мыслях и чувствах ленинградца, то теперь О. Берггольц поставила перед собой более высокую задачу - показать духовную жизнь лирической героини на фоне отдельных масштабных эпизодов». [3]


II. Практический раздел.

II.1. Создание собственных произведений.

Для меня Великая Отечественная война - это страшная, кровопролитная часть истории России, оставившая след в каждой семье. Нам, детям мирного времени, можно только постараться осознать, попытаться прочувствовать, что испытало военное поколение, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - выдержать огонь, лёд, голод и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Перед тем, как приступить к написанию своих работ мне потребовалось узнать больше сведений о Великой Отечественной войне и о героической обороне Ленинграда. Для этого я изучила информацию из энциклопедических источников и исторические материалы на военную и блокадную тематику. Мы совершили поездку в г. Санкт-Петербург, где посетили музеи, посвящённые блокаде Ленинграда и О. Ф. Берггольц, пообщались с жителями города – детьми блокадников, для которых тема блокады священна, которые с детства знают от своих родителей много подробностей о страшных днях блокады.

Мной были прочитаны произведения Ольги Берггольц, созданные в годы блокады (сборники «Голос блокадного Ленинграда», «Говорит Ленинград», «Запретный дневник»), выявлена их основная идея. Во всех прочитанных произведениях наряду с описанием трагичных, суровых блокадных будней ленинградцев присутствует непоколебимая вера автора в победу и гордость за свой город и его защитников.

Проанализировав некоторые публицистические произведения блокадного времени, я определила, какими литературными средствами пользовалась автор при создании своих творений. Определила, какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использовались поэтессой для наиболее точного раскрытия темы блокады. (приложение, таблица № 1, таблица № 2, таблица 3)

Создавая собственные стихотворения, я представляла образы, возникающие в моём воображении при чтении произведений военной тематики, вспоминала рассказы очевидцев тех событий, увиденные кинокартины о блокаде Ленинграда, наши семейные истории, связанные с Великой Отечественной войной. Работа над своими произведениями заставила меня задуматься, что есть Великая Отечественная война для меня, какие чувства у меня вызывает обращения к литературным произведениям военной тематики, насколько глубоко они меня трогают.

Создавая свои тексты, я зачастую перерабатывала их, дополняла написанное, исправляла неточности. Мучительны были поиски точного слова, рифмы, выразительных средств языка. Иногда приходилось ждать вдохновения, чтобы передать все свои чувства и эмоции, наиболее полно отразить мысли, возникающие по велению души. Работа выполнялась вначале на черновике, затем была перепечатана. Некоторые произведения позже были доработаны.


II.2. Создание литературного путеводителя по памятным местам блокадного Ленинграда «В огненном кольце».

Для создания литературного путеводителя, в первую очередь, были изучены виды и методы издания полиграфической продукции. После проведенного анализа рынка типографских услуг, мы пришли к выводу, что предпочтительней всего издать альбом с пружинным переплётом формата А4 с обложкой.

Написанные мной произведения были собраны в макет с использованием компьютерных приложений Microsoft Word’14 (классическое приложение), Microsoft PowerPoint’13, дополнены иллюстрациями, представленными на электронных ресурсах и в печатных изданиях. Затем макет альбома был конвертирован в формат PDF, используемый в полиграфической печати, и передан в типографию. (см. таблицу №4 Приложений)

Был произведен расчет себестоимости альбома с учетом предполагаемых затрат на его издание в разных типографиях, и сделан выбор в пользу определенного издательства.

Расчёт стоимости затрат на оформление и изготовление одного экземпляра литературного путеводителя представлен в таблице №5 Приложений. Затраты на оформление составляют 21416, 00 руб., печать - 716,00 руб. (При печати большего количества экземпляров цена альбома значительно снижается.)

Ценность созданной книги заключается в ее уникальности, поскольку в ней собраны литературные произведения собственного сочинения, авторского оформления. В ней описаны места, наиболее интересные и полезные для посещения в г. Санкт-Петербург при изучении истории блокады Ленинграда и блокадного творчества Ольги Берггольц. Купить подобную книгу в магазине не представляется возможным.


II.3. Реклама изделия.

Книга «В огненном кольце. Литературный путеводитель по памятным местам блокадного Ленинграда» получилась красиво и аккуратно оформленной, не очень дорогой, нужной и созданной от всего сердца. Очень надеюсь, что альбом заинтересует читателей, вызовет у них желание посетить г. Санкт-Петербург, попытаться прочувствовать значимость великого подвига ленинградцев, беспримерного героизма всего советского народа в годы Великой Отечественной войны, привлечет моих сверстников к изучению биографии и творчества О. Берггольц, к литературному творчеству, а мои собственные произведения найдут отклик в их сердцах.

Созданную мной брошюру можно использовать для чтения детям в целях патриотического воспитания, на уроках литературы и на уроках истории при изучении темы блокады Ленинграда.


Заключение.

Для участников обороны Ленинграда, как и для нас, тех, кто никогда не слышал воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, рёва пикирующих бомбардировщиков, свиста снарядов, не видел разрушенных фашистскими бомбами домов, не знает, что такое скудный военный паёк, память о битве за Ленинград священна. Как священна память о всех тех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину.

О. Берггольц, в своих блокадных произведениях, не впадая ни в натянутость, ни в фальшь, а просто, «без утайки» и «словесных ухищрений» рассказывала о том, что видела и чувствовала. Блокаду Ленинграда она понимала, как победоносную трагедию, как выразительную и неповторимую страницу в истории Отечества.

Нехитрыми средствами, не задумываясь о литературной технике, она добивалась главного: своим голосом, стихом-беседой, доверительным и искренним монологом-обращением сплачивала людей в некое «блокадное братство», в монолитное единство.

В блокадной поэзии О. Берггольц нашли отражение как судьба отдельного человека (брата, соседки, воина), так и вся история блокады, прослежены взаимоотношения между жителями осаждённого города. Воля к жизни, стремление выстоять и победить создавали у ленинградцев новые моральные "законы людского счастья и людской любви". О. Берггольц, как летописец блокады, описала в своей поэзии эти законы и нормы человеческого братства.

Рассмотрев блокадное творчество поэтессы, мы пришли к выводу, что О. Берггольц очень точно отразила время блокады Ленинграда, не только как художник, но и как историк показала смысл блокадного бытия, запечатлев его для потомков. В её произведениях отражена история с точностью не только до года, но и до месяца, до дня.

Стихи Берггольц тех трагических дней строги и скупы по словам, в них нет богатства красок, они аскетичны и просты, а её голос, прорывавшийся в дома сквозь треск радиоэфира, был почти тих, но в нем, наряду с состраданием и болью, всегда звучала надежда.

Хроника военных событий «определила» жанр, интонацию лирических произведений (стихи-клятвы, стихи-обращения, стихи-воспоминания с грозной призывно-патетической интонацией, лирические стихи-раздумья, стихи-беседы с разговорной исповедальной интонацией, лиро-эпические поэмы).

Простота поэтической формы позволила О. Берггольц передать интимное и историческое как единое целое.

Размер и рифмы в стихах О. Берггольц определяются характером лирического переживания. Ее стих то спокойный, повествовательный, то нервный и грозный, он был также продиктован конкретными событиями.

Невозможно в рамках одной работы раскрыть все аспекты отображения темы блокады Ленинграда в произведениях О. Берггольц, однако, выполняя поставленные задачи, нам удалось выявить особенности написания блокадной лирики и публицистики поэтессы, используемые в её творчестве.

Пережив с согражданами блокаду, О. Берггольц создала трагически-прекрасный образ Ленинграда, города-героя, города - победителя, и в честь победы над врагом прозвучал в стихотворении «Ленинградский салют» гордый голос поэтессы: «Так пусть же мир сегодня слышит /салюта русского раскат. /Да, это мстит, ликует, дышит /победоносный Ленинград!» [1]

Образ города – Героя неразрывно связан с образом человека – Победителя.

Выступая по радио 10 мая 1945 г., она сказала: «Война очень многое взяла от нас. Война разрушила немало человеческих душ, опустошив их. И все же неизменно больше мы приобрели! Какая это драгоценность, какая правая и чистая гордость - сознание, что мы народ-победитель. И нет ничего отраднее и выше, как чувствовать себя неотрывной частицей той прекрасной семьи, которая именуется советским народом». [21]

Единство судеб, отождествление себя с Родиной, родным городом, народом стало залогом непреходящей ценности творчества О. Берггольц.

И есть высшая справедливость в том, что именно Ольга Берггольц нашла те проникновенные строки, которые переживут ее в веках. Эти шесть слов знает каждый уважающий себя человек: «Никто не забыт и ничто не забыто».




Список литературы.

  1. Берггольц О.Ф. Собрание сочинений. В 3-х т. – Л.: Художественная лит., 1972.

  2. Крон А. Ольга Берггольц // Избранные произведения. В 2-х томах. Т.2. – М.: 1980.

  3. Хренков А. От сердца к сердцу: О жизни и творчестве Ольги Берггольц. - Л., 1962.

  4. Банк Н. Ольга Берггольц: Критико-биографический очерк. - М. - Д., 1962.

  5. Синявский А. Поэзия и проза Ольги Берггольц // Новый мир. 1960. N 5.

  6. Павловский А.И. Ольга Берггольц// Берггольц Ольга. Избранные произведения. - Л., 1963.

  7. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. – М.: Сов. писатель, 1976.

  8. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. – Л.: Лениздат, 1984.

  9. Банк Н. Б. Нить времени: дневники и записные книжки советских писателей. Л., 1978.

  10. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

  11. Блокада Ленинграда // http://www.mini-soft.ru/ref/1/leningrad.php

  12. Литературный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1987.

  13. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. Москва, 2000.

  14. Павловский А. Стих и сердце. Очерк творчества Ольги Берггольц. - Д., 1962;

  15. Павловский А.И. Поэтический эпос блокадных лет // Литературный Ленинград в лни блокады. – Л.: 1973.

  16. Научная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com/content/dokumentalno-memuarnaya-proza-berggolts-paradigmy-stanovleniya-tvorcheskoi-lichnosti#ixzz4YB7VNQ48

  17. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.

  18. Биография О. Берггольц. http://fb.ru/article/209058/berggolts-olga-fedorovna-biografiya-kratko

  19. О. Берггольц. Голос блокадного Ленинграда. http://e-libra.ru/read/250919-golos-blokadnogo-leningrada.html

  20. Ольга Берггольц. Ленинградский дневник. М., Эксмо, 2015

  21. Берггольц О. Говорит Ленинград. Л., Художественная литература. Ленинградское отд. 1985.

  22. Ольга Фёдоровна Берггольц. Стихи и поэм. Л., Советский писатель. Ленинградское отд. 1979.

  23. Польман Х. Волхов. 900 дней боёв за Ленинград. - М.: 2004.















Произведение

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Сравнения



«Живы, выдержим, победим!».


сияющие елки;

мрачный косогор;

отчаянная судорожная погоня;




«Ленинградцы за кольцом».

необыкновенный снег; рождественский вечер;

серебряная метель;

морозные стекла; морозные цветы; веселый ветер

серебряная метель;

святой снег; колючая хвойная лапка;

золотые и серебряные конфеты; морозные цветы

Рождество подходило, рисовало, ждало;

звезды выбежали; сияние идет; метель утихла


снег как бы святой; как чудной;

как ни в какой другой день

«В Ленинграде тихо».

ржавый, морозный скрип; глухой переулок; серая снежная мгла;

крикливый наглый блеск;

прозрачные стрекозиные крылышки; уродливые и неподвижные тени;

глубокое горе

ржавый морозный скрип; глухой переулок; глубокое горе

голова горела; вздох вырвался; веяние счастья коснулось


Таблица № 1. Изобразительно-выразительные средства языка, используемые О. Берггольц в публицистических произведениях блокадного времени.


























Произведение

сравнения

олицетворения

метафоры

эпитеты

«Ленинградская поэма».

Как рубеж;

Как-будто на краю земли;

Как прутик;

Как все;

Как луч;


Идущие колонны;

Воет небосвод;

Свищет и скрежещет воздух;

Машины шли;

Ленинград жив;

Машина осела;

Хлеб шёл;

Душа превозмогла;

Битвы стихли

Бедный ломоть;

Жестокая схватка;

Мучительное кольцо;

Холодный свет;

Стеклянная вышина;

застывшие звёзды;

Лунный снег;

Голубой свистящий воздух;

Остывшая планета;

Давящая мгла;

Глубокая вера;

Адская стужа;

Суровый символ;

Предательская немощь;

Мудрые терновники

Безогненная мгла;

Жестокая схватка;

Вечная жизнь;

Мучительное кольцо;

Голодный город;

холодный ровный свет;

Стеклянная вышина

Застывшие звёзды;

Лунный снег;

Голубой свистящий воздух

Остывшая планета;

Блокадные граммы

Давящая мгла;

Творческие дерзания;

Суровый символ;

Неодолимая сила;

глубокая вера;

Адская стужа;

Возлюбленная жизнь;

Предательская немощь;

Мудрые терновники;

Глухие репродукторы

«Февральский дневник».

Колечко, похожее на радугу;

Как тень;

Как и все мои друзья;

Как равные;

Как роса;

Как нынче

Томилась свечка;

Полозьев жалоба слышна;

Полозья скрипят;

Свистят снаряды;

Свирепеет стужа;

Ненависть заплакать не даёт, объединяет; греет и ведёт;

Могила взывает;

Душа горит;

Радость сияла;

Смерть тащилась по пятам:

Победа придёт

Слепой огонёк;

Рыдающий тяжёлый мерный гул;

Дремучий иней;

Слепые здания;

Седая полумаска;

Заиндевелое лицо;

Страшное счастье;

Бедный огонь;

Свободный щедрый день

Лунное колечко;

Слепой огонёк;

Рыдающий тяжёлый, мерный гул;

Дремучий иней;

Узенькие смешные санки;

Глухая, туманная мгла;

Слепые, обледеневшие здания;

Седая полумаска;

Заиндевелое лицо;

Мысли прозрачны;

Грозный день;

Свободный, щедрый день;

Пламенные раны;

Страшное счастье;

Бедный огонь;

Промерзшие полумаски

Таблица № 2. Анализ поэм О. Берггольц блокадного времени.







Произведение

сравнения

олицетворения

метафоры

эпитеты

«Песня о ленинградской матери».


Рассвет вставал;

Бери оружье, Ленинград;

Огонь пробежал;

Город победит

Грозная опасность

Ясный рассвет;

Грозная опасность;

Родимый дом;

Ратная слава;

Бранный труд;

Великий город

«Я говорю с тобой под свист снарядов…».


Ветер бьёт

Угрюмое зарево;

Печальная страна;

Неукротимый ветер;

Тяжек день;

Обугленное сердце;

Беззаветная сила

Угрюмое зарево;

Печальная страна;

Неукротимый ветер; смертная угроза;

Тяжек день;

Обугленное сердце;

Беззаветная сила

«Разговор с соседкой»

Мужался, как она

Тревога пролетит;

Отбой прозвучит;

Жилище светится и дышит


Страдания тяжелы;

воющее небо; бедный ломтик;

смертный свист;

румяное вино;

бессмертная сталь

Желанный мир;

Страданья тяжелы;

Воющее небо;

Бедный ломтик;

Смертный свист;

Темно-золотистый хлеб;

Румяное вино;

Бессмертная сталь

«Ленинградский салют»

Как плети

Мир слышит;

Дышит, мстит, ликует Ленинград;

Бомбы свистели

Дикие взрывы;

Злая жажда; голодная ленинградская земля

Злая жажда;

Дикие взрывы;

Застывшие реки;

Дорогие жертвы;

Голодная ленинградская земля;

исступлённая мечта;

Победоносный Ленинград;

Бранные, нагие почести

Таблица № 3. Анализ стихотворений О. Берггольц блокадного времени.














Таблица №4. Технологическая карта изготовления макета литературного путеводителя «В огненном кольце».

№ п/п

Содержание операции

Технология выполнения

1

Выбрать формат альбома

А4

2


Выбрать расположение страниц альбома

Горизонтальное

3

Оформить обложку альбома

3.1

Выбрать фон оформления обложки

«Стандарт»

3.2

Осуществить подбор фото на обложку альбома

Фото, клип-арт из интернет-ресурса

3.3

Определить порядок размещения фотографий на обложке

Вариант расположения фото- и арт-материала на обложке

3.4

Выполнить теоретическое сопровождение обложки альбома

Подбор текста: заголовок, надписи

3.5


Выбрать вид, размер и начертание шрифта для заголовка альбома, надписей

Вид - Georgia (заголовок основной текст) -надписи, размер шрифта: заголовок 96, текст – 20, начертание - жирный.

4

Оформить каждую страницу альбома

4.1

Определить порядок расположения материала на страницах альбома

Дизайнерский

4.2

Выбрать фон оформления для каждой страницы альбома

«Стандарт»

4.3

Определить количество и тематическое оглавление страниц альбома

32

4.4

Осуществить подбор фотографий и рисунков по темам страниц альбома

Фотографии из личного архива, рисунки и фотографии из материалов, расположенных на интернет-ресурсах

4.5

Выбрать сетку размещения фотографий и рисунков для каждой страницы альбома

Варианты расположений фотоматериала и рисунков на каждой странице альбома индивидуальны

4.6

Выполнить теоретическое сопровождение каждой страницы альбома

Подбор текста: заголовков, надписей, стихов

4.7

Выбрать вид, размер и начертание шрифта теоретического сопровождения для каждой страницы альбома


Вид - Georgia (заголовок основной текст) -надписи, размер шрифта: заголовок 48, текст – 18, начертание - жирный.

- Segoe print (заголовок основной текст) -надписи, размер шрифта: заголовок 20, текст – 12, 14, начертание - жирный.

5

Выбрать материалы для изготовления альбома в типографии

5.1

Выбрать бумагу для печати обложки альбома

Бумага INKO DOUBLE-SIDED GLOSSY (глянцевая двусторонняя) 300 г/м22

5.2

Выбрать бумагу для печати страниц альбома

Бумага INKO DOUBLE-SIDED GLOSSY (глянцевая двусторонняя) 200 г/м22

6

Выбрать метод скрепления альбома

Переплет на металлическую пружину

7

Передать макет альбома в типографию





Таблица №5. Расчет стоимости затрат на изготовление литературного путеводителя «В огненном кольце».

п/п

Наименование статьи расходов

Количество

Цена, руб.

Стоимость, руб.


Оплата ж\д билетов для экскурсионной поездки в г. Санкт-Петербург

2 чел

5500,00

11000,00


Оплата услуг экскурсовода

1чел

9000.00

9000,00

1

Транспортные расходы (оплата за проезд в автобусе)

4 поездки

2 пассажира

75,00

300, 00

2

Транспортные расходы (оплата за проезд в метро)

4 поездки

2 пассажира

50,00

400,00

3

Печать альбома в типографии

1

716,00

716,00

Итого:

21416,00




























Фотоотчет.

Фото 4. Создание макета литературного путеводителя.

Фото 1. Изучение литературных источников.

Фото 3. Создание собственных произведений.







Фото 2. Поездка в г. Санкт-Петербург.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!