СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ дождя в лирике Пастернака 1915-1928 годов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении образной системы стихотворных текстов некоторые исследователи отмечали связь творчества Б.Л. Пастернака с мифологией различных стран (Е.Фарыно, В.С. Баевский и др.) В нашей работе мы попытались проследить связь между образом дождя в лирике Б.Л. Пастернака и мифологией древних славян, увидеть трансформацию данного образа в творчестве поэта. Данная работа может быть полезна при изучении творчества Б.Л. Пастернака на уроках или внеклассных занятиях. Работа выполнена ученицей 10 класса под моим руководством.

Просмотр содержимого документа
«Образ дождя в лирике Пастернака 1915-1928 годов»

ОБРАЗ ДОЖДЯ В ЛИРИКЕ Б.Л. ПАСТЕРНАКА 1915-1928 ГОДОВ

Альмухаметова Алия Гусмановна, МБОУ СОШ № 136 г.Казани, 10 «А»

Руководитель Зигангирова Юлия Федоровна


Оглавление:

Введение 2 с.

Основная часть 2 с.

Заключение 5 с.

Список использованных источников и литературы 5 с.






















Введение

Творчество Б.Л. Пастернака в последнее десятилетие привлекало внимание многих литературоведов: В.Н. Альфонсова, В.С. Баевского, А. Якобсона и др. Ученые рассматривали особенности поэтики произведений, основные мотивы и образы и т.д. При изучении образной системы стихотворных текстов некоторые исследователи отмечали связь творчества Б.Л. Пастернака с мифологией различных стран (Е.Фарыно, В.С. Баевский и др.) В нашей работе мы попытались проследить связь между образом дождя в лирике Б.Л. Пастернака и мифологией древних славян, увидеть трансформацию данного образа в творчестве поэта. Данная работа может быть полезна при изучении творчества Б.Л. Пастернака на уроках или внеклассных занятиях.

Объект исследования – лирика 1915-1928 гг.

Цель исследования: рассмотреть значение образа дождя в лирике Б.Л. Пастернака 1915-1928 гг.

Задачи: выявить основные значения образа дождя, отметить связь между образом дождя в лирике Б.Л. Пастернака и мифологией славян, проследить трансформацию традиционного значения образа в авторское.

Основная часть

В нашей работе мы обращается к образу дождя в лирике Пастернака 1915-1928 гг. Это один из самых ярких образов этого поэта, он фиксируется даже на уровне названий стихотворений: «Плачущий сад», «Дождь», «После дождя», «Весенний дождь», «Июльская гроза» и т.д.

На раннее творчество Пастернака сильно повлияла эстетика символизма и футуризма, для представителей которых важную роль играли образы и символы, в том числе пришедшие из славянской мифологии [2].

Согласно представлениям древних славян вода – источник жизни, символ плодородия, «ведь жизнь наших предков полностью зависела от благосклонности природы» [4]. У Пастернака в некоторых стихотворениях сохраняется данное значение дождя:

Всю ночь вода трудилась без отдышки.

Дождь до утра льняное масло жег.

И валит пар из-под лиловой крышки,

Земля дымится, словно щей горшок («Петухи», 1923)

Дождь не подвластен влиянию, его ничто и никто не может сдержать, что характерно для мифологических представлений, согласно которым человек не может влиять на действия природы и богов:

Нет сил никаких у вечерних стрижей

Сдержать голубую прохладу.

Она прорвалась из горластых грудей

И льется, и нет с нею сладу. («Стрижи», 1915)

Иногда дождь трансформируется в грозу, приносящую с собой ветер, буйство природных сил. В этом случае «ливень может толковать как гнев и решимость бога неба очистить греховный мир» [3]:

Гроза в воротах! На дворе!

Преображаясь и дурея,

Во тьме, в раскатах, в серебре,

Она бежит по галерее. («Гроза в воротах! На дворе!», 1915)

Также дождь – символ духовного воздействия, очищения, это обусловлено тем, что он «падает с неба и обладает очищающими свойствами воды» [3]. Лирический герой стихотворения «Встав из грохочущего ромба…» (1913, 1928) не видит свою жизнь без дождя, как и без поэзии, своего призвания:

Под ясным небом не ищите

Меня в толпе сухих коллег.

Я смок до нитки от наитий,

И север с детства мой ночлег.

Особенность лирики Пастернака - отсутствие разграничения лирического я и природы, они словно дополняют друг друга. «И автор готов навзрыд при случае, и сад плачет. Грань провести немыслимо. Происходит взаимное перевоплощение». [5] Дождь у Пастернака часто одухотворен, он способен слышать, чувствовать:

Ужасный! Капнет и вслушается,

Всё он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель. («Плачущий сад», 1917)

Лирический герой, словно его двойник, повторяет действия дождя: «К губам поднесу и прислушаюсь, Всё ли я один на свете… Или есть свидетель» («Плачущий сад», 1917). Уподобление живого человека неживому дождю приводит к появлению образа капли, не просто как элементу, части осадков, а слезы:

У капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез. («Ты в ветре, веткой пробующем…», 1917)

Традиционные представления о дожде дополняются авторским пониманием образа капли. Она формой напоминает круг, а он символизирует единство, цельность, полноту [4], то есть капля словно вбирает в себя все окружающее, весь мир:

Пусть ветер, по таволге веющий,

Ту капельку мучит и плющит.

Цела, не дробится, их две еще

Целующихся и пьющих. («Душистою веткою машучи…», 1917)

И весь мир становится влажным, превращается в большую каплю: «И каплет со стали тоска, И ночь растекается в слякоть…» («Эхо», 1915)



Заключение

Образ дождя в лирике Б. Пастернака 1915-1928 гг. сохраняет традиционное значение и наполняется новым, авторским. Лирический герой приобщается к вселенной именно благодаря дождю, он чувствует неразрывную связь с ним. Мельчайшая составляющая дождя – капля – совершенна сама по себе, она словно копия всего мира, демонстрирует цельность и полноту вселенной. «…увидеть, почувствовать в малой капельке безграничный океан, именуемый жизнью, в этом склад дарования Пастернака» [5].


Список использованных источников и литературы:

1.Антология русской поэзии
Борис Пастернак – стихи// http://www.stihi-rus.ru/1/Pasternak/

2. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества»//В.А. Сарычев. – Воронеж: Изд - во Воронеж. ун - та, 1991.– 320 с.

3.Символы и знаки//http://sigils.ru/signs/dozhd.html

4.Энциклопедия символики и геральдики// http://www.symbolarium.ru/index.php

5. Якобсон А. Лекции о Пастернаке//www.antho.net/library/yacobson








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!