2. | Актуализация знаний. Цель для обучающихся: - развивать мыслительную деятельность обучающихся. Цель для педагога: - в процессе включения обучающихся в активную познавательную деятельность; - оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала; -развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития обучающихся через представление собственных знаний; - развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия. Форма организации работы: фронтальная беседа. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы обучающихся, положительный эмоциональный фон занятия. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации обучающихся через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемому вопросу. | Слайд № 2. Или волк, или человек; добрый человек; дорожный; мужичок; бродяга; собака; разбойник – все эти слова звучат во второй главе «Капитанской дочки» и обращены к одному человеку. Имя его ещё не названо, ещё и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Петра Гринёва, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строиться личность масштабная, человек загадка. - Ребята, с образом какого героя повести «Капитанская дочка» мы будем сегодня работать? (слайд №3) - Да, сегодня на уроке будем говорить об образе Емельяна Пугачева - Запишите тему урока, обратите внимание на многоточие. Полностью тему мы сформулируем в конце урока. «… образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». - Обозначьте цель урока. - Назовите приемы создания художественного образа в литературе.
| Совместно с педагогом обучающиеся формулирует задачи урока.
Емельян Пугачев - Действительно Емельян Пугачев – натура неоднозначная, личность-загадка. Цель урока- определить образ Пугачева ( приемы создания образа: (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип). |
3. | Объяснение нового материала. Цель для обучающихся: - совершенствовать умение выделять главное; -навыки работать в группе и представлять результаты работы группы. Цель для педагога: - познакомить обучающихся с новой темой: - развитие у обучающихся метапредметных знаний (ОК) (универсальных учебных действий, связанных со сравнением, анализом, обобщением). Форма организации работы: групповая Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: - могут пользоваться в процессе рабаты текстами, читать и понимать их. Критерии определения уровня внимания и познавательной активности обучающихся, их интереса к изучаемому материалу: - заинтересованность в работе; Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов поощрение и др. | - Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на двух, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет и речь. Портрет - Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите это, опираясь на домашнее задание. Дома вы заполняли таблицу-характеристику Емельяна Пугачева. Каким он предстает в разных главах? Проверка Д/З (работа с таблицей) - Мы проверили домашнее задание, поработали со словесной характеристикой образа Пугачева. А теперь обратите внимание на иллюстрацию. Работа с иллюстрацией Каким мы видим Пугачева на живописном портрете? Итак, образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина – это литературный образ, а мы с вами знаем, что Пугачев - прежде всего историческая личность. Ребята, давайте выясним, совпадает ли эти два образа. Если не совпадают, то почему. Работая в группах, мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы. Работа в группах: Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает карточку с заданием, на выполнение которого отводится 5 – 7 минут. По истечении времени от группы выступает один представитель, выбранный членами группы, который в конце урока еще и оценит работу ребят. Ответ формулирует ученик, опираясь на задания (по ходу выступления каждой группы открывается слайд с заданием) Вывод появляется только после ответов учеников и записывается в тетради. -Каким же предстает Пугачев в романе Пушкина? - В чем правдив писатель, изображая его? Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для изображения Емельяна Пугачева? С какой целью? Вывод: А.С.Пушкин показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого. - Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа. Какие? Но и они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя. |
Ответы учащихся по домашнему заданию. Глава-характеристика Пугачева Индивидуальное сообщение обучающегося о портрете Пугачева Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугачева. В результате работы в группах учащиеся должны прийти к следующим выводам: 1 группа: В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело выражение «довольно приятное, но плутовское». Т.О., в описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» проглядывается авторская симпатия, а в «Истории Пугачева» портрет героя лишен эмоциональной окраски. 2 группа: Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А.С.Пушкин показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей. 3 группа: В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772г. Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин «умета», - это специальная речь, доступная лишь членам шайки. 4 группа: В «Истории Пугачева» А.С.Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В «Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, т.к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева. 5 группа: Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсе только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет. Выводы каждой группы можно записать в тетради Ответы учеников. Портрет, речь, характеристика. |