СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект обобщающего урока литературы в 8 классе по образу Емельяна Пугачева.

Просмотр содержимого документа
«Образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»



Тема урока: Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Возраст обучающихя: 8 класс

Тип занятия - урок комплексного применения знаний.

Цель занятия – определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.

Задачи занятия:

Образовательная - способствовать формированию понятия "художественный образ».

Развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Воспитательная - способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно ориентированный

Педагогические технологии: проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

2. Презентация "Противоречивый образ Пугачева в повести А.С. Пушкина»


Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент:

- старт занятия;

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация учебной деятельности.

Цели для обучающихся:

- настроиться на работу в рамках занятия

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех воспитанников в работу

Методы организации работы:

- беседа,

Форма организации работы: фронтальная.

Педагог приветствует обучающихся.

Отмечает отсутствующих в журнале.





Обучающиеся настраиваются на работу






2.

Актуализация знаний.

Цель для обучающихся:

- развивать мыслительную деятельность обучающихся.

Цель для педагога:

- в процессе включения обучающихся в активную познавательную деятельность;

- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;

-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития обучающихся через представление собственных знаний;

- развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Форма организации работы: фронтальная беседа.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы обучающихся, положительный эмоциональный фон занятия.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации обучающихся через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемому вопросу.


Слайд № 2.



Или волк, или человек;

добрый человек;

дорожный;

мужичок;

бродяга;

собака;

разбойник

– все эти слова звучат во второй главе «Капитанской дочки» и обращены к одному человеку. Имя его ещё не названо, ещё и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Петра Гринёва, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строиться личность масштабная, человек загадка.

- Ребята, с образом какого героя повести «Капитанская дочка» мы будем сегодня работать?

(слайд №3)

- Да, сегодня на уроке будем говорить об образе Емельяна Пугачева

- Запишите тему урока, обратите внимание на многоточие. Полностью тему мы сформулируем в конце урока.

«… образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

- Обозначьте цель урока.



- Назовите приемы создания художественного образа в литературе.






Совместно с педагогом обучающиеся формулирует задачи урока.















Емельян Пугачев




- Действительно Емельян Пугачев – натура неоднозначная, личность-загадка.


Цель урока- определить образ Пугачева



( приемы создания образа: (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип).

3.

Объяснение нового материала.

Цель для обучающихся:

- совершенствовать умение выделять главное;

-навыки работать в группе и представлять результаты работы группы.

Цель для педагога:

- познакомить обучающихся с новой темой:

- развитие у обучающихся метапредметных знаний (ОК) (универсальных учебных действий, связанных со сравнением, анализом, обобщением).

Форма организации работы: групповая

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

- могут пользоваться в процессе рабаты текстами, читать и понимать их.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности обучающихся, их интереса к изучаемому материалу:

- заинтересованность в работе;

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

смена видов деятельности, использование различных методов поощрение и др.


- Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на двух, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет и речь.

Портрет

- Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите это, опираясь на домашнее задание.

Дома вы заполняли таблицу-характеристику Емельяна Пугачева.

Каким он предстает в разных главах?

Проверка Д/З (работа с таблицей)

- Мы проверили домашнее задание, поработали со словесной характеристикой образа Пугачева. А теперь обратите внимание на иллюстрацию.

Работа с иллюстрацией



Каким мы видим Пугачева на живописном портрете?





Итак, образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина – это литературный образ, а мы с вами знаем, что Пугачев - прежде всего историческая личность. Ребята, давайте выясним, совпадает ли эти два образа. Если не совпадают, то почему. Работая в группах, мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы.

Работа в группах:

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает карточку с заданием, на выполнение которого отводится 5 – 7 минут. По истечении времени от группы выступает один представитель, выбранный членами группы, который в конце урока еще и оценит работу ребят. Ответ формулирует ученик, опираясь на задания (по ходу выступления каждой группы открывается слайд с заданием)


























































Вывод появляется только после ответов учеников и записывается в тетради.

-Каким же предстает Пугачев в романе Пушкина?

- В чем правдив писатель, изображая его?

Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для изображения Емельяна Пугачева? С какой целью?



Вывод: А.С.Пушкин показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.


- Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа. Какие? Но и они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.







Ответы учащихся по домашнему заданию.

Глава-характеристика Пугачева






Индивидуальное сообщение обучающегося о портрете Пугачева



Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугачева.














В результате работы в группах учащиеся должны прийти к следующим выводам:

1 группа: В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело выражение «довольно приятное, но плутовское». Т.О., в описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» проглядывается авторская симпатия, а в «Истории Пугачева» портрет героя лишен эмоциональной окраски.

2 группа: Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А.С.Пушкин показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.

3 группа: В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772г.

Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин «умета», - это специальная речь, доступная лишь членам шайки.

4 группа: В «Истории Пугачева» А.С.Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В «Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, т.к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.

5 группа: Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсе только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет.

Выводы каждой группы можно записать в тетради


Ответы учеников.



















Портрет, речь, характеристика.




4.

Закрепление учебного материала.

Цель для обучающихся:

- определить уровень освоения нового материала.

Цель для педагога:

- проверить уровень усвоения обучающимися новых знаний;

- используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации обучающихся к закреплению нового материала.

Метод организации работы:

- «синквейн»

Форма организации работы: фронтальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия::

- успешное выполнение «синквейна»

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

-объяснение значимости полученных знаний.



Синквейн ( работа в парах)

Отразите ваши впечатления в синквейне на тему «Пугачёв».

1. Существительное

2. Прилагательные

3. Глаголы

4. Предложение

5. Существительное

- Чтение синквейна.


Вариант ответа обучающихся:

Пугачев.

Бунтующий, неоднозначный.

Казнит и милует.

Руководитель крестьянского восстания.

Человек-загадка.


5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель для обучающихся:

- в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги урока.

Подведем итоги нашего урока.

- Мы оставили место в теме урока.

- Так какой же он - Пугачев в повести Пушкина?






- Удалось ли нам справиться с целью, которую мы поставили перед собой в начале урока ?

- Представитель от каждой творческой группы оценивает работу одноклассников, сдает карточку с заданиями и отметками.


Выводы учащихся:

1. Характер Пугачева противоречивый, следовательно, дополнить тему нашего урока необходимо словом «противоречивый».




Д/З


На выбор:

  1. Письменный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Емельяна Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка»

  2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?






Индивидуальное сообщение учащегося.

В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снятнаружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: «Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях)

Задания для групп.

Группа № 1

1. Прочитайте и сравните описание внешности Емельяна Пугачева из «Истории Пугачева» и 2 главы «Капитанской дочки».

«Емельян Пугачев … сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью».

2. Ответьте на вопросы:

  1. Что совпадает в том и другом описании?

  2. Есть ли несовпадающие детали? Если есть, то чем вы можете объяснить несовпадения?

  3. В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какое это отношение? Какие слова помогают выразить это отношение?

Группа № 2

Прочитайте отрывок из «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.
«
Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает

пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же».

Ответьте на вопросы:
1. Обратите внимание на глаголы. О чем нам говорят названия действий, которые совершаются народом?

2. Сделайте вывод об отношении народа к Пугачеву.

Группа № 3

Прочитайте данный отрывок из «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.
«Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхэ, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе Бог принес?» Вожатый мой мигнул многозначительно и ответил поговоркою: «В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?»
- Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
- Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».
Ответьте на вопросы:
1. Чем интересен разговор героев?
2. Для чего они используют иносказательную речь?
Группа № 4

Прочитайте данные эпизоды из «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.
а)
«Пугачев, в красном казацком платье, приехал верхом в сопровождении Хлопуши. При его появлении солдаты поставлены были на колени. Он сказал им: «Прощает вас бог и я, ваш государь Петр III, император. Вставайте!» Потом велел оборотить пушку и выпалить в степь. Ему представили капитана Камешкова и прапорщика Воронова. История должна сохранить сии смиренные имена. «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» - спросил победитель. – «Ты нам не государь, - отвечали пленники, - у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». Они тут же были повешены.»
б) «Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили.»
Ответьте на вопросы:
1. Что общего в этих эпизодах?
2. Сравните, есть ли в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина подобные сцены? Ответ обоснуйте.

Группа № 5

Прочитайте данный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.
«Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего – навсе только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
Ответьте на вопросы:
1. Кому принадлежат эти слова?
2. Объясните смысл данной сказки. С какой целью А.С.Пушкин включает этот эпизод в произведение?
3. Как данная сказка отражает понимание Пугачевым своего места в крестьянской войне?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!