СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ гения в романе Айн Рэнд «Источник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована при изучении зарубежной литературы в 11 классе на уроках внеклассного чтения

Просмотр содержимого документа
«Образ гения в романе Айн Рэнд «Источник»»

Образ гения в романе Айн Рэнд «Источник»

Роман «Источник» был написан в 1943 году, однако темы и проблемы, которые автор поднимает на его страницах, и сейчас актуальны как никогда.

Данная работа посвящена исследованию образа гениальной личности в произведении Айн Рэнд. Целью является выявление особенностей образа гения в изображении Айн Рэнд. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

- проанализировать роман «Источник», в котором главный герой представляет собой необыкновенную личность;

- выявить отличительные черты личности героя;

- найти ответ на вопрос: может ли гений достичь личного счастья?

Анализ романа «Источник» позволит нам глубоко погрузиться в тему гениальности, осознать её цену и понять сложный мир творческой личности, борющейся внешними препятствиями. В мире литературы гениальные личности часто представляются как носители выдающихся талантов, однако их путь часто оказывается трагичным и тернистым. Актуальность работы обусловлена вечной темой гениальности, которая затрагивает глубинные вопросы о природе таланта и его роли в обществе. Современный контекст, где гениальность часто идеализируется, делает этот проект особенно актуальным.

Говард Рорк – это человек, решивший, стать архитектором в 10 лет, а в 22 года отчисленный из университета из-за разногласий с профессорским составом во взглядах на архитектуру. «...мне здесь больше нечему научиться...Я хочу быть архитектором, а не археологом», - говорит Рорк [9;21]. Герой, не считаясь с мнением окружающих, нанимается на работу к великому Генри Камерону, чье время уже прошло, и он вынужден снимать маленький офис в убогом здании, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Работая у Камерона, главный герой проявляет невероятную работоспособность и упорство, пытаясь зацепиться за любую возможность. Бессонные ночи, голодный образ жизни, бесконечный труд - все это подрывает здоровье Генри, и вскоре он умирает на руках своего ученика. Камерон пытается спасти Рорка от самого себя, видя в нем огромный потенциал, хочет дать ему свое рекомендательное письмо, чтобы тот имел возможность строить, но при этом предостерегает его: «Ты не можешь жить без своей работы...Ты влюблен в свое ремесло. А это проклятие...Они ненавидят каждого, кто влюблен в свое ремесло. Более того, они их боятся...ты встал на путь, который ведет в ад» [9;70, 153].

Кажется, что Говарду чужды страсти и страдания, кажется, что он отстранен от вечной проблемы противостояния добра и зла. Однако как истинный гений в своих творениях он воплощает свои мировоззрение и принципы, через архитектуру он отстаивает жизненную позицию, которая состоит в том, чтобы не запятнать звание архитектора, создателя, творца. Неслучайно Рорк не приукрашивает табличку на двери в свой кабинет никакими званиями – на ней гордо и независимо значится: «Говард Рорк. Архитектор».

Рорк – философ, облекающий свои мысли в камень, преображающий мир. Он, подобно древним пророкам, проповедует свои идеи, только не словесно, а создавая новые формы в архитектуре, гармонично соединяя естественную красоту природы и достижения человеческого разума.

В одно мгновение Рорк остается без работы и единственно близкого ему человека, но это не пугает его, а наоборот придает сил. Свое временное спасение он находит в бюро, где работает его однокурсник, Питер Китинг. В процессе работы Питер еще больше убеждается в том, что Говард совсем не изменился. В разговоре с критиком Э.М.Тухи о главном герое он говорит следующее: «Он настоящий маньяк во всем, что касается архитектуры... что бы он делал, если бы не мог стать архитектором... Он шел бы по трупам. Любого и каждого. Всех нас. Но он стал бы архитектором» [9;272-273]. Как истинный творец Говард никогда не будет находиться на одном уровне с народом, с коллективным разумом. Он всегда выше. А Тухи противопоставляет ему своих ручных бездарностей, которых он создает благодаря газетам Винанда, регулярно рекламируя собственных протеже на страницах своих же статей. Главному герою противостоят те, кто за высокомерной многозначительностью скрывает банальное отсутствие мыслей и идей.

Рорк в романе словно титан. Стоит отметить, что следующий роман Айн Рэнд называется “Атлант расправил плечи”. Основная его идея заключается в том, что мир держится на талантливых творцах-одиночках, которых автор сравнивает с мифическим титаном Атлантом, держащим на плечах небесный свод. В своей речи на суде Рорк обращается к образу Прометея, ошибка которого заключается, по мнению героя, в том, что альтруизм не вдохновлял творцов, потому что люди отвергали их дары. Горящий в груди прометеев огонь не может смириться с предательством людьми собственной личности, индивидуального и неповторимого Я, которое есть образ и подобие Божие (хотя Рорк утверждает, что он атеист). Типичный образ такого предателя в романе – Питер Китинг. Это человек, не имеющий собственного мнения, не имеющий собственного Я, существующий, чтобы угодить другим. Он хочет казаться хорошим для всех и, как следствие, теряет себя. Оглянувшись вокруг, может возникнуть тяжёлое ощущение, что эти слова справедливы по отношению к большинству в нашем обществе. Убитый социумом уже в двадцать с небольшим лет, Китинг находится во власти внешних сил, у него нет внутреннего стержня, как у Говарда, поэтому он инстинктивно тянется к Рорку, целостность которого не подлежит сомнению. Страшно, что принуждает Китинга к убийству собственного Я его мать. Но можно ли её осуждать за это? Она лишь повторяет то, что было прежде сделано с ней, и хочет лишь одного – чтобы молодой человек стал «нормальным», стал как они, как все эти именитые профессора, «выдающиеся» архитекторы. Бесконечно повторяющаяся трагедия. Обычные люди не осознают того, насколько им необходимы результаты деятельности подобных Рорку творцов, ниспровергающих стандарты общества. Протест Рорка – протест против царивших в обществе атмосферы серости, бескрылости (как отсутствия творческого вдохновения), творческой немоты и оков.

Американский философ Ральф Эмерсон говорил, что о появлении истинного гения в этом мире можно узнать, когда все дураки объединяются против него: «Подлинного гения Вы можете узнать по тому, что все тупицы при его появлении устраивают заговор против него».

Словно первобытный Адам, человек из мира, пребывающего в изначальной целостности, Говард пытается донести до всех ту универсальную Истину, что была «до», сквозит «за» и останется «после»: в мире изначальном каждый из нас рождается человеком, а вовсе не единицей коллектива, и человеком же, индивидуальной личностью, предстаёт перед Богом.

Даниил Андреев в книге «Роза Мира» использует термин «вестник»: «Вестник – это тот, кто ... даёт людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных… Вестник действует только через искусство» (Книга 10, глава 1). Думается, термин «вестник» вполне применим к герою романа «Источник». Его творение – храм Стоддарда – это призыв открыть двери своей души, распахнуть её Богу, зажечь заново потухший светильник духа и отказаться от законов этого мира, уйти из его морока, иллюзий и наваждений – проснуться и вспомнить себя. Но людибояться увидеть себя в истинном свете, поэтому для них этот храм – кощунство, надругательство, его нужно уничтожить. Творчество Рорка – гимн свободе, устремленной к свету, призыв обрести себя.

Заключение

Роман «Источник» в своем роде уникален, так как в большинстве произведений, в которых затрагивается проблема гениальности, главный герой не достигает личного счастья, в данном же произведении мы видим хэппи-энд: Говард Рорк воплощает свою мечту в жизнь, обретает любовь и не отступает от своих убеждений, не изменяет идеалам и своим принципам.

Проанализировав роман «Источник» мы пришли к следующим выводам:

1) Кажется, что Говарду чужды страсти и страдания, кажется, что он отстранен от вечной проблемы противостояния добра и зла. Однако как истинный гений в своих творениях он воплощает свои мировоззрение и принципы, через архитектуру он отстаивает жизненную позицию, которая состоит в том, чтобы не запятнать звание архитектора, создателя, творца. Неслучайно Рорк не приукрашивает табличку на двери в свой кабинет никакими званиями – на ней гордо и независимо значится: «Говард Рорк. Архитектор».

2) Исследуя образ героя, мы выявили следующие черты:

- Говард уникален и эксцентричен, его манеры вызывают отрицательные эмоции у окружающих, своей прямолинейностью он буквально раздражает всех.

- Его поведение – вызов посредственности, которая охватила весь мир. Айн Рэнд высказывает свое мнение о том, что в современном ей обществе произошла переоценка ценностей и обыденное стали приравнивать к великому: окончательным критерием для художников стали вкусы и симпатии публики; гением становится тот, кто умеет выразить всеобщее, а незаурядность заключается в том, чтобы научиться использовать заурядное. Девиз всех этих псевдотворцов: «Кто был ничем, тот станет всем». Тяжело осознавать, что и в наше время очень часто ничто становится всем.

- Образ Рорка – гимн свободе, разумному эгоизму и индивидуализму. Это сильная и независимая личность, противостоящая коллективизму и его принципам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя