СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Герасима из повести И.С. Тургенева "Муму"

Категория: Литература
Тема: Муму

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика образа Герасима, роль других персонажей в раскрытии образа героя

Просмотр содержимого документа
«Образ Герасима из повести И.С. Тургенева "Муму"»

 Образ Герасима Литература. 5 класс

Образ Герасима

Литература. 5 класс

 Цели и задачи урока Задачи: продолжить медленное перечитывание повести; дать характеристику образа Герасима; показать роль других персонажей в раскрытии образа героя; дать начальное представление об авторской позиции.  Основные виды деятельности: анализ текста повести; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий.  Термины: портрет, пейзаж, авторская позиция, образ персонажа, образ животного.

Цели и задачи урока

  • Задачи: продолжить медленное перечитывание повести; дать характеристику образа Герасима; показать роль других персонажей в раскрытии образа героя; дать начальное представление об авторской позиции.
  • Основные виды деятельности: анализ текста повести; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий.
  • Термины: портрет, пейзаж, авторская позиция, образ персонажа, образ животного.
Образ Герасима в повести  1. Чем среди крепостных барыни выделялся Герасим?  2. В каких словах выражено отношение автора к герою?  3. Почему Герасиму сразу не понравилось жить в городе? Как он относился к своим обязанностям?  4. Герасим — немой и рассказать о себе не может. Какие сравнения помогают читателю понять характер, внутреннее состояние героя?  5. Как относились к Герасиму окружающие? Прочитайте описание каморки Герасима. Как описание каморки героя дополняет наше представление о нем?

Образ Герасима в повести

  • 1. Чем среди крепостных барыни выделялся Герасим?
  • 2. В каких словах выражено отношение автора к герою?
  • 3. Почему Герасиму сразу не понравилось жить в городе? Как он относился к своим обязанностям?
  • 4. Герасим — немой и рассказать о себе не может. Какие сравнения помогают читателю понять характер, внутреннее состояние героя?
  • 5. Как относились к Герасиму окружающие? Прочитайте описание каморки Герасима. Как описание каморки героя дополняет наше представление о нем?
Авторская позиция Тургенев восхищается богатырской силой героя, цельностью его характера, сочувствует герою, испытывающему тоску по родной деревне, но не одобряет неспособности героя сопротивляться насилию, покорно и бездумно принимать любое решение своей барыни, восхищается серьезностью и степенностью дворника, гордится исполненным решимости героем, уходящим от барыни. Рассмотрим вопросы 5 и 6, связанные со способами проявления авторской позиции.

Авторская позиция

  • Тургенев восхищается богатырской силой героя, цельностью его характера, сочувствует герою, испытывающему тоску по родной деревне, но не одобряет неспособности героя сопротивляться насилию, покорно и бездумно принимать любое решение своей барыни, восхищается серьезностью и степенностью дворника, гордится исполненным решимости героем, уходящим от барыни.
  • Рассмотрим вопросы 5 и 6, связанные со способами проявления авторской позиции.
Портрет Герасима

Портрет Герасима

Выполнение практического задания по тексту повести 1 группа. Задания 4, 7 учебника. Как характеризуют героя принадлежащее ему пространство (каморка Герасима) и отдельные детали, принадлежащие герою предметы?

Выполнение практического задания по тексту повести

  • 1 группа. Задания 4, 7 учебника. Как характеризуют героя принадлежащее ему пространство (каморка Герасима) и отдельные детали, принадлежащие герою предметы?
Выполнение практического задания по тексту повести 2 группа. Выпишите описания портрета дворецкого Гаврилы, башмачника Капитона, прачки Татьяны. Что объединяет этих персонажей? Как складывается жизнь каждого из них? Как они относятся к Герасиму?

Выполнение практического задания по тексту повести

  • 2 группа. Выпишите описания портрета дворецкого Гаврилы, башмачника Капитона, прачки Татьяны. Что объединяет этих персонажей? Как складывается жизнь каждого из них? Как они относятся к Герасиму?
Выполнение практического задания по тексту повести 3. История Герасима и Татьяны. Как раскрывается Герасим в общении с окружающими? Как меняется Герасим с появлением в его жизни Татьяны? Почему дворовые так жестоки к чувствам Герасима? Почему Герасим отказался от своей любви, смирился?

Выполнение практического задания по тексту повести

  • 3. История Герасима и Татьяны. Как раскрывается Герасим в общении с окружающими? Как меняется Герасим с появлением в его жизни Татьяны? Почему дворовые так жестоки к чувствам Герасима? Почему Герасим отказался от своей любви, смирился?
 Драматизация отдельных сцен повести  Это задание направлено на развитие эмоциональной сферы. Вам предлагается вообразить себя на некоторое время Герасимом, но говорящим, и попытаться выразить словами те чувства, которые мог испытывать герой в том момент, когда: а) видит Татьяну, притворившуюся пьяной;  б) находит Муму; в) Герасим возвращается в деревню.

Драматизация отдельных сцен повести

  • Это задание направлено на развитие эмоциональной сферы. Вам предлагается вообразить себя на некоторое время Герасимом, но говорящим, и попытаться выразить словами те чувства, которые мог испытывать герой в том момент, когда:
  • а) видит Татьяну, притворившуюся пьяной;
  • б) находит Муму;
  • в) Герасим возвращается в деревню.
Беседа по вопросам о заглавном образе Муму  1. При каких обстоятельствах Герасим находит Муму?  2. Выберите и выразительно прочитайте фрагменты, раскрывающие образ Муму.  3. Почему важно, что Герасим находит Муму сразу же после отъезда Татьяны?  4. Каково значение Муму в жизни Герасима?  4. Как относились окружающие к Муму? Как это их характеризует?  5. Как Герасим пытался спасти Муму? Прокомментируйте реплику барыни: «И на что немому собака?» Почему герой все-таки исполняет приказ барыни? Подумайте, в какой момент герой решает уйти от барыни. Опишите, что происходит в душе Герасима, понимающего, что он навсегда теряет Муму.

Беседа по вопросам о заглавном образе Муму

  • 1. При каких обстоятельствах Герасим находит Муму?
  • 2. Выберите и выразительно прочитайте фрагменты, раскрывающие образ Муму.
  • 3. Почему важно, что Герасим находит Муму сразу же после отъезда Татьяны?
  • 4. Каково значение Муму в жизни Герасима?
  • 4. Как относились окружающие к Муму? Как это их характеризует?
  • 5. Как Герасим пытался спасти Муму? Прокомментируйте реплику барыни: «И на что немому собака?» Почему герой все-таки исполняет приказ барыни? Подумайте, в какой момент герой решает уйти от барыни. Опишите, что происходит в душе Герасима, понимающего, что он навсегда теряет Муму.
Обобщение и подведение итогов работы Возвращение к вопросу об авторской позиции в произведении.

Обобщение и подведение итогов работы

  • Возвращение к вопросу об авторской позиции в произведении.
Домашнее задание Написать небольшое сочинение «Возвращение Герасима в деревню», в котором представить картину деревенской природы и портрет героя.

Домашнее задание

  • Написать небольшое сочинение «Возвращение Герасима в деревню», в котором представить картину деревенской природы и портрет героя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!