СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму". Подготовка к сочинению.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока подготовки к сочинению по теме: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму".

Просмотр содержимого документа
«Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму". Подготовка к сочинению.»

Технологическая карта урока


Предмет: литература.

Тип урока: Урок развития речи. (Подготовка к домашнему сочинению).

Тема сочинения: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I. Цель урока.


Цель: систематизация знаний учащихся по образу главного героя

Формирование умения выбирать из произведения необходимый материал, определять взаимосвязь и причины событий, поступков героев; формирование навыка логического мышления при составлении логической схемы (плана).

Воспитание бережного отношения к чувствам других людей.

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Чтобы аргументировано ответить на этот вопрос, понять мысли, поступки героя рассказа, а также позицию автора, сегодня обобщим тот материал, который прочитали, проанализировали на прошлых уроках и результатом нашей совместной работы станет домашнее сочинение.

Осталось сформулировать тему сочинения… работа над образом какого героя нам даст возможность ответить на вопрос читателей?




Регулятивные УУД

  1. В диалоге с учителем сформулировать тему сочинения.








Познавательные УУД

1. Устанавливать причинно-следственные связи.

2. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.















Регулятивные УУД

  1. Прогнозирование пунктов плана сочинения по раскрытию образа главного героя.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать текстовую информацию.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация).

3. Пользоваться приёмами просмотрового чтения.

4. Излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

5. Осуществлять анализ и синтез.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Строить рассуждения, подключая аргументы из текста.

8. Выбирать языковой материал для иллюстрации того или иного качества.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

3. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

4. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.







II.Работа над композицией и материалом сочинения.

  1. Вступление.



















  1. Основная часть.







































































































  1. Заключение.















Два вида вступления (вступление, содержащее информацию и вступление, основанное на личном впечатлении).

Вариант А.

  • Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?

  • Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву.

- Что такое Аннибалова клятва?

Несколько вариантов вступления:

  1. Впечатление, отношение к герою

В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» дворник Герасим - самое замечательное лицо из всей челяди.

  1. Историческая основа

В основе рассказа «Муму» И.С. Тургенева лежат реальные события, которые происходили в местечке Спасском.



1 Место героя в системе образов. Социальное положение

Главным действующим лицом рассказа является дворник Герасим

2 Характер.

б) Портрет

Необычайная сила

Какие сравнения использует автор при описании Герасима?

  • «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».

Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?

  • «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

Вспомните момент, когда Герасим узнал о пропаже любимицы, как он себя чувствовал? С кем его сравнивает Тургенев?

Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.

  • Степенный гусак

Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте?

«Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение»

  • «Пойманный зверь».

А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

Черты личности (по этим эпизодам)

  • Какой Герасим?

  • Сильный

  • Трудолюбивый,

  • ответственный,

  • страдающий

В чем же источник его страданий?

  • В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие

в) Интерьер

г) Взаимоотношения с другими персонажами

Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт. Он понимает, что зависит от барыни, что ничего не решает.

д) Встреча с Муму.

Изменился Герасим?

Кто виновник, что счастье так быстро разрушилось?

Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

Но…

3. Протест Герасима.

Уход в родную деревню

Как этот поступок характеризует Герасима?

Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

Описание картин природы в заключительной сцене говорит о том, что человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием в чужих руках.

Какой Герасим?

Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.






  • Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений

Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.


III. Итог урока.

Выход на проблемный вопрос, озвученный в начале урока: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Познавательные УУД

Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные результаты

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение по заданному плану.

Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

Образ автора.

I Вступление.

II Основная часть.

1)Место героя в системе образов.

Социальное положение.

2)Характер.

Средства создания характера:

а)портрет,

б) интерьер,

в)взаимоотношения с персонажами,

д) встреча с Муму

III. Заключение. Значение образа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!