СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Об Иване Грозном сло-жено много историчес-ких и народных песен, в которых царь показан положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыль-чивости, подозритель-ности.

Просмотр содержимого документа
«Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Подготовили учащиеся 7 класса СОГБОУ «Шумячская санаторная школа- интернат» под руководством учителей русского языка и литературы Парфеновой Н.П.

Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Подготовили учащиеся 7 класса СОГБОУ «Шумячская санаторная школа- интернат» под руководством учителей русского языка и литературы Парфеновой Н.П.

Цели: Образовательная: Систематизация знаний о творчестве М.Ю.Лермонтова. Расширить знания учащихся об историческом прошлом России. Воспитательная: Нравственное воспитание. Развивающая: Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения собирать информацию к характеристике героев.

Цели:

  • Образовательная: Систематизация знаний о

творчестве М.Ю.Лермонтова. Расширить знания

учащихся об историческом прошлом России.

  • Воспитательная: Нравственное воспитание.
  • Развивающая: Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения собирать информацию к характеристике героев.
Задачи: Расширить знания учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова. Познакомить учащихся с историческим прошлым России. Способствовать проявлению интереса к составлению характеристик героев поэмы. Дать возможность учащимся высказываться, анализировать проблемные вопросы, делать выводы. Воспитывать такие качества, как честность, достоинство, долг.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.

Лермонтова.

  • Познакомить учащихся с историческим прошлым России.
  • Способствовать проявлению интереса к составлению

характеристик героев поэмы.

  • Дать возможность учащимся высказываться,

анализировать проблемные вопросы, делать выводы.

  • Воспитывать такие качества, как честность, достоинство,

долг.

Словарь Милостивый – добрый, человеколюбивый. Суровый – очень строгий, серьёзный. Жестокий – крайне суровый, безжалостный, беспощадный. Подозрительный – недоверчивый. Грозный – внушающий страх, устрашающий. Гипотеза – выдвигаемое предположение, которое нужно объяснить и доказать. Экспозиция – начало действия в произведении. Завязка – начало развития действия в произведе-нии. Кульминация – момент наивысшего действия в художественном произведении. Развязка – заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Словарь

Милостивый – добрый, человеколюбивый.

Суровый – очень строгий, серьёзный.

Жестокий – крайне суровый, безжалостный, беспощадный.

Подозрительный – недоверчивый.

Грозный – внушающий страх, устрашающий.

Гипотеза – выдвигаемое предположение, которое нужно объяснить и доказать.

Экспозиция – начало действия в произведении.

Завязка – начало развития действия в произведе-нии.

Кульминация – момент наивысшего действия в художественном произведении.

Развязка – заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Образ Ивана Грозного в исторических и народных песнях  Об Иване Грозном сло-жено много историчес-ких и народных песен, в которых царь показан положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыль-чивости, подозритель-ности.

Образ Ивана Грозного в исторических и народных песнях

Об Иване Грозном сло-жено много историчес-ких и народных песен, в которых царь показан положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыль-чивости, подозритель-ности.

Образ Ивана Грозного в литературе  Не только в исторических и народных песнях раскры-вался образ царя Ивана Грозного, не только истори-ки писали о нём, но и рус-ские писатели обращались к этой теме, силой своего воображения восстановив-шие для нас 16 век.

Образ Ивана Грозного в литературе

Не только в исторических и народных песнях раскры-вался образ царя Ивана Грозного, не только истори-ки писали о нём, но и рус-ские писатели обращались к этой теме, силой своего воображения восстановив-шие для нас 16 век.

Русские писатели об Иване Грозном  В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»

Русские писатели об Иване Грозном

В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»

Русские писатели об Иване Грозном  Н.М.Карамзин писал: «Иоанн имел разум пре-восходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необык-новенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию…, правосу-дием…, духом царским…, соблюдением державной чести…»

Русские писатели об Иване Грозном

Н.М.Карамзин писал: «Иоанн имел разум пре-восходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необык-новенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию…, правосу-дием…, духом царским…, соблюдением державной чести…»

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».    Сегодня мы остановим-ся на знакомом вам про-изведении М.Ю.Лермон-това «Песня про царя Ивана Васильевича, мо-лодого опричника и уда-лого купца Калашнико-ва».

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сегодня мы остановим-ся на знакомом вам про-изведении М.Ю.Лермон-това «Песня про царя Ивана Васильевича, мо-лодого опричника и уда-лого купца Калашнико-ва».

История создания поэмы  Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830 году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период москов-ской истории – царствование Ивана Грозного.   Задумал свою «Песню» Лермонтов в 1836 году.

История создания поэмы

Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830 году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период москов-ской истории – царствование Ивана Грозного.

Задумал свою «Песню» Лермонтов в 1836 году.

История создания поэмы  По свидетельству современни-ков, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрье-вича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены куп-ца, жившего в Замоскворечье, по – старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поруга-ние жены и затем, арестованный, наложил на себя руки (убил себя). Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами.

История создания поэмы

По свидетельству современни-ков, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрье-вича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены куп-ца, жившего в Замоскворечье, по – старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поруга-ние жены и затем, арестованный, наложил на себя руки (убил себя). Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами.

Сюжет поэмы завязка –  встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем

Сюжет поэмы

завязка – встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем

Сюжет поэмы кульминация –  кулачный бой

Сюжет поэмы

кульминация – кулачный бой

Сюжет поэмы  развязка –  победа Калашникова и его смерть

Сюжет поэмы

развязка – победа Калашникова и его смерть

  Система образов в поэме Давайте вспомним персонажей этого произведения. Калашников Степан Парамонович – купец, русский богатырь, «статный молодец», «удалой боец», честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.

Система образов в поэме

Давайте вспомним персонажей этого произведения.

Калашников Степан Парамонович – купец, русский богатырь, «статный молодец», «удалой боец», честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.

Система образов в поэме  Алёна Дмитриевна  –  верная жена, русская красавица, любит му-жа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.

Система образов в поэме

Алёна Дмитриевна верная жена, русская красавица, любит му-жа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.

Система образов в поэме  Кирибеевич –  любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину, «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым.

Система образов в поэме

Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину, «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым.

 Система образов в поэме  Одно из центральных мест в поэме занимает образ царя Ивана Василье-вича, прозванного народом Грозным.   Ярко и живо рас-крыл образ царя М.Ю.Лермонтов в своём произведе-нии.

Система образов в поэме

Одно из центральных мест в поэме занимает образ царя Ивана Василье-вича, прозванного народом Грозным.

Ярко и живо рас-крыл образ царя М.Ю.Лермонтов в своём произведе-нии.

Образ Ивана Грозного в поэме  В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич пред-стаёт перед нами великим грозным правителем.   Это подтверждают слова:   «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич».  «И пирует царь во славу Божию, В удовольствие своё и веселие…»

Образ Ивана Грозного в поэме

В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич пред-стаёт перед нами великим грозным правителем.

Это подтверждают слова:

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич».

«И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие…»

Образ Ивана Грозного в поэме «Вот нахмурил царь брови черные И навёл на него очи зоркие, Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником».  «Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила?»   Из этих слов можно сделать вывод, что царь суровый и подозрительный.

Образ Ивана Грозного в поэме

«Вот нахмурил царь брови черные

И навёл на него очи зоркие,

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником».

«Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?»

Из этих слов можно сделать вывод, что царь суровый и подозрительный.

Образ Ивана Грозного в поэме   Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван Грозный говорит: «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. Прежде свахе смышленой покланяйся И пошли дары драгоценные».  По этим словам можно сказать, что царь бывает щедрым по отношению к своим любимцам.

Образ Ивана Грозного в поэме

Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван Грозный говорит:

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные».

По этим словам можно сказать, что царь бывает щедрым по отношению к своим любимцам.

Образ Ивана Грозного в поэме  Царь Иван Васильевич - хранитель православной веры, он соблюдал законы нравственности.  На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину, это было преступление против Закона Божьего. Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:  «Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся».    Но Иван Грозный не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю женщину.

Образ Ивана Грозного в поэме

Царь Иван Васильевич - хранитель православной веры, он соблюдал законы нравственности.

На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину, это было преступление против Закона Божьего. Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:

«Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся».

Но Иван Грозный не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю женщину.

Образ Ивана Грозного в поэме  На Руси кулачный бой шёл до первой крови, убивать противни-ка было нельзя. Царь Иван Ва-сильевич вынужден был казнить купца Калашникова, так как он на-рушил вековые традиции госу-дарства – убил опричника Кири-беевича.    «… царь Иван Васильевич Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови чёрные; Повелел он схватить удалова купца И привесть его пред лицо своё»  Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток.

Образ Ивана Грозного в поэме

На Руси кулачный бой шёл до первой крови, убивать противни-ка было нельзя. Царь Иван Ва-сильевич вынужден был казнить купца Калашникова, так как он на-рушил вековые традиции госу-дарства – убил опричника Кири-беевича.

«… царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо своё»

Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток.

Образ Ивана Грозного  в поэме  Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном боль-шого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вы-нужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный - навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна.

Образ Ивана Грозного в поэме

Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном боль-шого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вы-нужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный - навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна.

Образ Ивана Грозного в поэме Иван Грозный обращается к купцу Калашникову: «Я топор велю наточить – навострить, Палача велю одеть – нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью…»   Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашни-кову.

Образ Ивана Грозного в поэме

Иван Грозный обращается к купцу Калашникову:

«Я топор велю наточить – навострить,

Палача велю одеть – нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…»

Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашни-кову.

Образ Ивана Грозного в поэме  Но народ посчитал, что царь поступил жестоко и несправедливо. Образ смелого купца Калашникова остался в памяти народной: «Схоронили его за Москвой – рекой,… И гуляют – шумят ветры буйные Над его безымянной могилкою. И проходят мимо люди добрые: Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец – приосанится, Пройдёт девица – пригорюнится. А пройдут гусляры – споют песенку».

Образ Ивана Грозного в поэме

Но народ посчитал, что царь поступил жестоко и несправедливо. Образ смелого купца Калашникова остался в памяти народной:

«Схоронили его за Москвой – рекой,…

И гуляют – шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец – приосанится,

Пройдёт девица – пригорюнится.

А пройдут гусляры – споют песенку».

Образ Ивана Грозного в поэме  Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван Ва-сильевич говорит: «Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно».  Здесь мы видим царя , готового помочь семье осуж-денного человека.

Образ Ивана Грозного в поэме

Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван Ва-сильевич говорит:

«Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно».

Здесь мы видим царя , готового помочь семье осуж-денного человека.

Вывод    М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного. Положительные качества  Отрицательные качества  Царь великий и грозный правитель. Щедрый. Хранитель православ-ной веры и русских традиций. Милостивый. Готовый помочь семье осуждённого человека  Суровый.   Подозрительный.  Жестокий.  Вспыльчивый  Несправедливый.

Вывод

М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного.

Положительные качества

Отрицательные качества

Царь великий и грозный правитель.

Щедрый.

Хранитель православ-ной веры и русских традиций. Милостивый.

Готовый помочь семье осуждённого человека

Суровый.

Подозрительный.

Жестокий.

Вспыльчивый

Несправедливый.

Вывод  Итак, мы подтверждаем нашу гипотезу, что М.Ю.Лер-монтов в своём произведе-нии «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изобразил Ивана Грозного как личность и жестокую, и милостивую.

Вывод

Итак, мы подтверждаем нашу гипотезу, что М.Ю.Лер-монтов в своём произведе-нии «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изобразил Ивана Грозного как личность и жестокую, и милостивую.

Тестирование: А1.Назовите век, в котором происходят события поэмы: А) 14 Б) 15 В) 16 С) 17 А2. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился? 1) задумал недоброе дело 2) служба надоела 3) захромал его конь 4) влюбился3. А3.Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна? 1) узорный платок и фату 2) кольцо 3) туфельку 4) шаль А4. Как звали мужа Алены Дмитриевны? 1) Парамон Пахомович 2) Степан Парамонович 3) Степан Прохорович 4) Прохор Степанович

Тестирование:

А1.Назовите век, в котором происходят события поэмы:

А) 14 Б) 15 В) 16 С) 17

А2. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не

веселился?

1) задумал недоброе дело 2) служба надоела

3) захромал его конь 4) влюбился3.

А3.Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна?

1) узорный платок и фату 2) кольцо 3) туфельку 4) шаль

А4. Как звали мужа Алены Дмитриевны?

1) Парамон Пахомович 2) Степан Парамонович

3) Степан Прохорович 4) Прохор Степанович

А5. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной? Отца 2) царя Ивана Васильевича 3) младших братьев 4) лучшего друга6. А6.Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины? 1) что Алена Дмитриевна замужем 2) что он собирается покинуть службу 3) что у него мало казны 4) что он собирается в степь на «вольное житье»

А5. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной?

  • Отца 2) царя Ивана Васильевича

3) младших братьев 4) лучшего друга6.

А6.Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича,

рассказав о причине своей кручины?

1) что Алена Дмитриевна замужем

2) что он собирается покинуть службу

3) что у него мало казны

4) что он собирается в степь на «вольное житье»

7. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем? 1) опричник, получив отказ, ушел 2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа 3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала 4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа А8. В каком месте состоялся кулачный бой? 1) возле лавки Калашникова 2) в палатах царских 3) в лесу 4) на Москве - реке

7. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с

Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел

2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа

3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала

4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа

А8. В каком месте состоялся кулачный бой?

1) возле лавки Калашникова 2) в палатах царских

3) в лесу 4) на Москве - реке

9. Каким способом был казнен Калашников? 1) его повесили 2) его расстреляли 3) ему отрубили голову 4) его четвертовали 10.Что больше всего боялась Алёна Дмитриевна? 1.Царского суда 2.Немилости мужа 3.Людской молвы 4.Лютой смерти.

9. Каким способом был казнен Калашников?

1) его повесили

2) его расстреляли

3) ему отрубили голову

4) его четвертовали

10.Что больше всего боялась Алёна Дмитриевна?

1.Царского суда

2.Немилости мужа

3.Людской молвы

4.Лютой смерти.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!