Урок 4.
Семинар.
Образ Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Цель урока: определить значение образа Левина в романе.
Методические приёмы: беседа по вопросам.
Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
(Образ Левина занимает в романе одно из ведущих мест. Он раньше, чем Анна Каренина, появляется на страницах романа, и заканчивается роман мыслями Левина о смысле жизни.
В «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», нет лирических, философских или публицистических отступлений. В этом романе выразителем авторской позиции чаще всего является Левин.)
(Левин впервые появляется на страницах романа в пятой главе первой части. Левин приходит на службу к своему старому приятелю Стиве Облонскому. Первое впечатление о нём мы получаем из уст сторожа, который не пустил Левина в залу присутствия до окончания заседания: «Какой-то... без упроса влез, только я отвернулся». И в самом деле, Левин кажется человеком из народа: широкоплечий, с курчавой бородой, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх...».
Мы узнаём, что Стива Облонский и Левин любили друг друга, «несмотря на различие характеров и вкусов, как любят друг друга приятели, сошедшиеся в первой молодости». Эти два героя оказываются сразу противопоставленными автором во всём, начиная с внешности и заканчивая взглядами на жизнь. Левин живёт в деревне, он помещик. Облонский родился в среде тех людей, «которые были и стали сильными мира сего», и занимает место начальника одного из присутственных мест в Москве. Облонский посмеивался над образом жизни своего друга. «Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля, и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим».
Облонский представляет Левина своим сослуживцам: «Земский деятель, новый земский человек, гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов, скотовод и охотник и мой друг Константин Дмитрич Левин». Для Левина невозможно равнодушное отношение к делу. Перестав верить в эффективность и необходимость земских собраний, он перестаёт заниматься земской деятельностью. В дальнейшем мы видим героя в постоянном поиске, в сомнениях, на жизненном распутье.
Кроме того, нам становится известна причина приезда Левина в Москву: он решился сделать предложение Кити Щербацкой, свояченице Стивы Облонского. Ленин получает отказ: Кити думает, что она влюблена во Вронского, который уже увлечён Анной Карениной. Так судьбы главных героев оказываются переплетёнными.)
(Левину кажется, что он не достоин этой девушки. Причину отказа он видит в своём несовершенстве: «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее... Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого не нужный». Левин склонен к самоанализу, он постоянно находится в сомнении, в поисках жизненного пути.)
II. Переход к теме урока
Преподаватель. Герои Толстого всегда идут неизведанными путями, но смысл толстовского психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества вариантов. Единственно возможный путь оказывается и наиболее характерным.
(У Левина есть свои искушения. Он готов круто изменить жизнь. И тут он задумывается о различных возможностях: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? – опять спрашивал он себя и не находил ответа».)
Преподаватель. В своей «Исповеди» Толстой сказал «Я жил дурно». Он имел в виду, что, живя «как все», не думая об «общем благе», заботился об «улучшении своей жизни», был погружён в привычный мир помещичьего усадебного быта. И вдруг ему открылась историческая и нравственная несправедливость этой жизни. Несправедливость «избытка» по сравнению с «бедностью народа».
И тогда у него возникло желание избавиться от жизни «в исключительных условиях эпикурейства», «удовлетворения похоти и страстей». «Я всеми силами стремился прочь от жизни, – пишет Толстой в «Исповеди». – Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как приходили мысли об улучшении жизни».
(Похожее беспокойство испытывает и герой Толстого, Левин: «И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нём, и боялся ходить с ружьём, чтобы не застрелиться». Эта фраза кажется парадоксальной. Счастливая семейная жизнь – всё-таки жизнь, а не исключительное состояние счастья. Свадьбой, о которой мечтал Левин, не заканчивается линия этого героя, она получает новое, более сложное развитие.)
(Описывая сватовство, приготовления Левина к свадьбе, Толстой показывает как раз то самое исключительное состояние счастья. Герой находится «в состоянии сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего существующего». Левин не имеет планов и целей для будущей жизни, он предоставляет решение этого другим, «зная, что всё будет прекрасно» (ч. V, гл. I).
Вспомним, что состояние Каренина в несчастье было примерно таким же – он «не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на всё отвечал согласием». Конечно, состояния Левина и Каренина полярны: счастье-несчастье, – но сходство в той «несамостоятельности», которая присуща человеку в исключительных положениях.
Толстой высказывает в сцене говения Левина (ч. V, гл. I) свои сомнения по отношению к Богу: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всём сомневаюсь и большей частью нахожусь в сомнении». Здесь же высказывается ключевая мысль о выборе пути, столь важная для Левина. Священник говорит: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его».
В следующей, второй главе взгляды на брак и семью высказывают приятели Левина, убеждённые холостяки. Крайние мысли по этому поводу принадлежат Катавасову: «Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные – содействовать их просвещению и счастью».
Во время венчания Левина поражают слова священника о Божьей помощи. «Как они догадались, что помощи, именно помощи? – думает Левин. — Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле… без помощи? Именно помощи мне нужно теперь».
Чувство безоблачного счастья покидает Левина, он думает, что «всё это было ребячество и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор и теперь ещё менее понимает».
Гости, собравшиеся в церкви, вспоминают свои молодые годы, полные надежд на счастье, и каждый думает о своих разочарованиях и крушении надежд.
Первые пять глав пятой части противопоставлены следующему за ними описанию начала совместной жизни Анны Карениной и Вронского.)
(Левину иногда кажется, что «от него зависит переменить ту столь тягостную праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Левин был уверен, что перемена зависит от него. Но жизнь распорядилась иначе.
В последней части романа Толстой рассказывает о встрече Левина с простым крестьянином Фёдором во время уборки урожая. «Было самое спешное рабочее время, когда во всём народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не появляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты».
«Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило образ его мыслей.)
Преподаватель. Примерно то же пишет о себе Толстой в «Исповеди»: «Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придаёт жизни».
Мечта Левина об опрощении сливается с идеалом «трудовой и прелестной жизни». «Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью».
(Левин пришёл к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, – думал Левин, – и работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не моё личное, а тут вопрос об общем благе. Всё хозяйство, главное – положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности – общее богатство, довольство; вместо вражды – согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна».)
(«Теперь он точно против воли, всё глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды», – пишет Толстой о Левине.
Сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы является глубоким определением главной идеи романа. Эта метафора – ядро социального, нравственного и художественного смысла «Анны Карениной».)
III. Анализ сцен стихии природы
Преподаватель. Левин находит ответы на вопросы и «закон добра» в своей душе. «Ну-ка, – размышляет Левин, – пустите нас с нашими страстями, мыслями… без понятия того, что есть добро, без объяснения зла нравственного... Ну-ка, без этих понятий постройте что-нибудь!» (ч. VIII, гл. ХIII). Левин думает о разрушительной силе страстей, не имея в виду Анну Каренину. Но в романе Толстого все мысли «сообщаются» между собой.
(Роман завершается картиной мощной весенней грозы, когда Левин вдруг увидел звёздное небо над своей головой. При каждой вспышке молнии яркие звёзды исчезали, а потом, «как будто брошенные какой-то меткой рукой, опять появлялись на тех же местах». И Левин почувствовал, что «разрешение его сомнений... уже готово в его душе». Гроза символизирует очищение, прозрение, разрешение сложных жизненных вопросов.)
(Описание грозы, звёздного неба над головой Левина напоминает образ неба в сцене ранения князя Андрея под Аустерлицем; звёзду 1812 года, которая была предвестием перемен в судьбе Пьера Безухова. Эти эпизоды являются ключевыми в романе «Война и мир», они обозначают поворотные моменты в мировоззрении героев.)
Преподаватель. Роман заканчивается размышлениями Левина. «Жизнь моя теперь, – думает Левин, – вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута её – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в неё!»
В этом «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, в этом оптимизм всего его романа.
IV. Домашнее задание
Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Анны Карениной.