Тема урока: Образ матери в музыке и изобразительном искусстве. 3 кл.
УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
Цель: сформировать представление об образе матери в музыке, изобразительном искусстве.
Тип урока : Изучение нового материала.
Формы и методы обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
( словесный, наглядный, практический, обобщения, репродуктивный);
-методы стимулирования и мотивации;
-слушание музыки, хоровое пение
Используемые технологии:
- личностно-ориентированная технология
-здоровьесберегающая технология
-информационная технология
- коммуникативная технология
Оборудование:
* мультимедиа с колонками, презентация к уроку;
* на доске прикреплены слова – характеры, выражающие настроение в музыке; названия произведений музыки , литературы, живописи
* аудиозаписи музыкальных произведений С. В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», Ф. Шуберт «Аве Мария», песня «Мама» ( А я игрушек не замечаю)
Ход урока
-
Организационный момент Учитель Ю. Н.: Здравствуйте
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какое у вас настроение? Дети: (хорошее)
-
Введение в тему урока.
Учитель.: Присели. Начинаем урок, перед вами кроссворд, а отгадав его, вы догадаетесь о теме нашего урока.
Итак, вопрос первый :-как называется ходьба или шествие под музыку?( марш)
Вопрос второй: -музыкальный ,народный инструмент? ( баян)
Вопрос третий: - музыкальный лад: ( минор)
Вопрос четвёртый :весёлый , парный легкий танец( вальс)
Теперь вы догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? ( о маме)
-
Раскрытие темы урока
В искусстве существуют вечные темы: Любовь, Родина, природа, красота. И одной из вечной темой является тема «женщина – мать», единство матери и ребёнка. Она волновала, и будет волновать людей многие и многие века, она близка каждому человеку. Теперь озвучим тему нашего урока : «Образ матери в музыке, в изобразительном искусстве ».
- Скажите, пожалуйста, а в каких видах искусства можно передать образ матери?
Дети: (в музыке – сочиняют произведения и песни, в живописи – картины, в литературе – рассказы, стихи) . Учитель Ю. Н.: Ребята, какова цель нашего урока. Дети: Рассмотреть , охарактеризовать образ мамы в разных видах искусства) . Многие творцы искусства - композиторы, художники, писатели, поэты всего мира создают гениальные произведения, посвященные самому дорогому и любимому для каждого человека - маме.
Учитель Ю. Н. : Самое дорогое , родное , святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь- каждое из этих слов можно соединить со словами : Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.
Вот например, картина русского художника Александра Дейнека « Мать». Она написана более 70 лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
Следующая картина «Петроградская мадонна» русского художника Козьмы Петрова-Водкина, написанная в 1920 году.
А сейчас посмотрите, перед вами картина « Сикстинская мадонна». Слово мадонна означает красивая женщина. Это прекрасное большое полотно в полный человеческий рост, прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана примерно в 1515 г., великим художником Рафаэлем Санти, для алтаря церкви монастыря Святого Сикста, отсюда и название картины « Сикстинская мадонна». Рафаэль Санти – итальянский архитектор, живописец, один из самых великих художников во всей мировой истории, он вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной. Он говорил: « Я хочу написать Мадонну- простую, добрую женщину. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей.
Всмотритесь внимательно, кто является главным персонажем картины? ( Дева Мария, Мадонна), но это не просто обычная женщина, а божественная мать, держащая на руках благословенное дитя, сына божьего Иисуса Христа. Она родила на свет Спасителя человечества и несет Мария своего дитя людям, для того, чтобы в будущем Иисус Христос дал счастье людям. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. Перед Девой Марией склонилась Святая Варвара и святой Сикст. Одна из самых прекрасных картин на земле.
Во взгляде сына Мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу, в чуть приподнятых бровях Мадонны, в широко раскрытых глазах, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас. Есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба.
- Какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину? ( чувства ласки, заботы, радости, любви).
Учитель: Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, её настроение.
Давайте определим, с помощью каких средств художник выразил идею?( спокойные тона красок, плавность линий, нет сильного контраста).
Самое дорогое и родное связано с мамой. В каком бы веке не создавались картины, иконы, в них передаётся материнская забота, нежность, от них исходит тепло, уют, любовь.
Учитель: Ю. Н Художники воспевают материнскую любовь в картинах, а композиторы музыкой. Сейчас прозвучит одно из красивейших музыкальных произведений, посвященных образу матери, великого австрийского композитора Франца Шуберта» Аве Мария», что означает « Славься Мария», в основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтерра Скотта. Сам Франц Шуберт прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, искренности, которые так близки каждому из нас.
Ю. Н. :Послушайте перевод первого куплета песни ( слайд: Сикстинская мадонна и картина: (читаю)
«Аве Мария!
Голос девы слышен из скал.
Моя просьба направлена к тебе.
Мы будем заботиться о тебе, дорогая дева.
Мы будем тебя обо всем просить.
О, матушка наша!
Славься! Аве Мария!» Давайте послушаем чудесную музыку в исполнении знаменитого итальянского певца Робертино Лоретти
Учитель.:Настройтесь на слушание. Звучит « Аве Мария» Ф. Шуберт.
Учитель:
- понравилась вам музыка? (Да)
-кто из вас слышал это произведение сегодня не впервые?
-кто его исполнял? ( детский голос)
-всегда ли музыка звучала одинаково?( изменялась, развивалась)
-какие чувства вы услышали в музыке? ( нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость….)
- Как вы думаете , есть ли что то общее между картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна и музыкой Франца Шуберта?, что их обьединяет? ( ощущение лёгкости, у них одна тема, тема матери, образ Марии, божественной и небесной, трогательная, волнующая). Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств- это исполнители музыки. Исполнил песню итальянский мальчик Робертино Лоретти и симфонический оркестр. Благодаря уникальному голосу исполнителя , интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной.
А вот как образ Божьей матери увидел русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов и назвал свое произведение Молитва «Богородице Дево, радуйся», что означает родившая Бога.
- а кто такая Богородица? ( мама Иисуса Христа)
А как по другому называют Богородицу?-(Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая, матерь Божия)
Вот уже 2 тысячи лет воспевается образ Божьей Матери . Богородице посвящают свои творения. Художники, скульпторы, поэты и композиторы.
Великий русский композитор Сергей Рахманинов написал молитву « Богородице, Дево радуйся», что означает родившая Бога.
Ю. Н.- Скажите, пожалуйста, а чем украшают православные храмы, церкви?
Дети: ( иконами.)
Учитель : Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, т. е. образ , а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам красками на деревянной липовой или сосновой доске, покрытой левкасом ( особым грунтом).
Давайте обратимся к учебнику стр.43. Мы видим изображение божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова . Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, нравственной чистоты в образе божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик. Прочитайте стихи , помещенные под портретом ( Дети читают)
В этих строках поэт А. С. Пушкин передаёт своё преклонение перед образом Богородицы, воспевая её вселенскую любовь к людям. Учитель. На Руси есть иконы с удивительными названиями, может кто то из вас знает?
Дети: « Нечаянная радость», «Утоли мои печали»,» Неувядаемый цвет», « Милостивая», особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской, небесной заступницы Москвы. Эта икона величайшая Святыня Руси.
Икона означает образ, образ Богоматери, образ святых и обращаемся к ним мы
с молитвой.
Послушайте внимательно молитву Сергея Васильевича Рахманинова «Богородице Дево, радуйся», а чтобы вам понять музыку мы будем иллюстрировать священные образы Божьей матери, это главные святыни земли Русская)
Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, богоматерь Владимирская, икона богоматери Владимирской 16 век).
Учитель. : - как вы думаете , где можно услышать эту музыку? (в церкви)
- кто исполнял это музыкальное произведение (хор)
-есть ли музыкальное сопровождение? ( нет)
- как такое исполнение называется ? ( а капелла)
- к кому обращена молитва? ( к Богородице) Учитель.Как вы думаете ,какой образ Богоматери увидел Сергей Рахманинов?( строгий, скорбный, печальный, возвышенный)
Итак , мы сегодня говорили о двух музыкальных произведениях, которые можно назвать муз. Молитвами композиторов С. Рахманинова и Ф. Шуберта.
- Как вы думаете , музыка этих молитв похожа? Чем ?
Ответы детей( распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота)
- Музыка какого композитора вам понравилась больше Ф. Шуберта или С. Рахманинова? А может понравились оба произведении?
- а можете обьяснить? ( мне понравились оба произведения, написаны в мажоре, это музыке придаёт особую радость, темп, . Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.
- Скажите , а есть ли отличия у этих молитв? ( У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.
Учитель.: Кто- нибудь знает почему?( Это из за веры). В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в католических – есть.
Эта музыка тихая , возвышенная, светлая. Именно такая музыка помогает стать нам лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей, учителей. (Задумайтесь над этим.)
Учитель : Давайте отдохнем, представим, что мы отправились на корабле в Австрию на Родину Франца Шуберта. ( Звучит запись шума моря). Представьте , что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть ,расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу- прижимаем к полу правую ногу . Правая напряжена, левая расслаблена. Выпрямились.! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону- прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – выдох!
Учитель
Не только композиторы и художники воспевали образ матери, но и поэты посвящали свои стихи. Об этом расскажут ребята
1.Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках! Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. От любой напасти заклиная. Нет, не богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать. 2.Свет любви её издревле завещан, так вот и стоит она в веках. Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках. 3.Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках. Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках! ( Сергей Осторовой)
4.Я верю, что женщина –чудо такое , какого на млечном пути не сыскать , и если « любимая» - слово святое , то трижды священное – женщина мать !
5. Красивые мамы, на свете вас много , в глаза вы глядите открыто и прямо….В какую бы даль не звала нас дорога, нас всех провожают красивые мамы.
6. Мама, мама! Что же значит это имя для меня? Каждый день оно маячит у людей из уст в уста.
Учитель :Группа ребят выразили своё отношение к маме через портреты. Свое отношение к маме об этом мы узнаем в ваших рисунках ( показывают портреты )
А как вы можете назвать свою маму?
Давайте продолжим ряд слов о маме……
И все это о маме!
Ребята, а сейчас посмотрите , пожалуйста , на экран и выберите слова , которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери
( Слова на экране: достоинство, мир, радость, величие , простота, красота, благородство, тишина, спокойствие, любовь)
Учитель Ю. Н.: Хорошо , когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют. Но для всех нас наши мамы самы красивые , любимые и лучшие. . И когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, какие у вас возникают чувства? (чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира.) на слайде
На сегодняшний день существует множество песен о маме Одну из этих песен мы с вами исполним. ( исполнение песни)
Итог урока:
Учитель Ю. Н.Молодцы , наш урок подходит к концу и давайте вернемся к началу урока.
Ребята, какую цель мы ставили с вами вначале урока, сформировать представление об образе матери показываю слайд.
С каким образом мы сегодня познакомились на уроке ?( с образом Богоматери)
Скажите пожалуйста, какие художники , композиторы, поэты и произведения искусства нам помогли в раскрытии образа матери?( картины Сикстинская мадонна, икона Богоматерь Владимирская, музыка композиторов Франца Шуберта Аве Мария, С. Рахманинова молитва «Богородице Дево, радуйся» ,стихотворения о маме)
Убедились, что и музыка и живопись и литература- все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас .Ведь это так важно в жизни- не остаться равнодушным, уметь сопереживать.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока 1 мин.
На столе лежат листочки, выразите свое отношение к уроку