СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образ матерей в произведениях С.А.Попова",конспект урока.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект к презентации  о творчестве С.А.Попова Народного поэта Республики Коми.

Просмотр содержимого документа
«"Образ матерей в произведениях С.А.Попова",конспект урока.»

Конспект занятия.


Тема занятия: «Художественный образ матерей в стихотворениях Серафима Попова. Тема любви и ответственности за детей».

Цели занятия:

- обучающая: 1. расширить ознакомление обучающихся с творчеством народного поэта С.Попова.

2. расширить представление учеников о значении матери во время Великой Отечественной войны, помочь почувствовать пафос поэзии Серафима Попова о В.О.войне.

- развивающая: развивать творческие способности учеников, использование информационных ресурсов, умение использовать в своей работе ИКТ.

-воспитательная: продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся, трепетное отношение к матери, дающей жизнь.

Задачи занятия:

- систематизировать знания обучающихся о жанрах лирики

- актуализировать понятия «антитеза»

- на основе имеющихся информационных ресурсов вывести обучающихся к составлению презентации

Место проведения занятия:

- класс 7-й, 1год обучения, литература РК;

Продолжительность занятия: 40 мин

Материально-техническое обеспечение занятия:

- компьютер, проектор, экран.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

- Произведения С.Попова «Мать», «Баллада о пяти кусках хлеба».





  1. Организационный

момент

Основные элементы


Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание





  • (Леша К.) С.Попов – народный поэт, т.к. ……..

  • (Полина Д.) Можно выделить 3 направления его творчества:

  • 1. Стих-я о родной природе (мастер лирического пейзажа),

  • 2. Стих-я о родной республике (его биография),

  • 3. Стих-я о Великой Отечественной войне.

  • На предыдущем уроке начали знакомство с творчеством С.Попова.

  • Продолжите мои мысли: Серафим Алексеевич Попов –

  • Скажите, пожалуйста, какие направления творчества можно выделить у данного поэта?


Портрет

С. Попова через проектор






Саша Власова

  • Продолжим знакомство с творчеством писателя.

  • Познакомимся еще с произведениями о матери…. т.к., я думаю, к итогу мы ещё не пришли.

  • С.Попов – поэт-очевидец, участник событий времен В.О.войны, прошёл через ветер и пули, знает героизм, страдания.

  • Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься сегодня, какие цели перед собой поставим?


  • Почему ещё о матери?




  • Мы сегодня на уроке продолжим знакомство с произведениями С.Попова и, действительно, о матери, т.к. правильно заметил(а) … мы не сделали для себя итог анализа стихотворения «Баллада о пяти кусках хлеба», написанное в 1943г., и к чему должны прийти, анализируя новое стихотворение..




2. Опрос обучающихся по заданному на дом

материалу

Основные элементы



Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

примечание


Ответ учащихся о Д.З.(перечисление) Влад К.

  1. подготовить выразительное чтение произведения С.Попова «Баллада о пяти кусках хлеба».

  2. подумать и сказать какой литературный приём использовал автор.

(Саша В.)

  1. доказать, что это произведение - баллада.

(Вита И.)

  1. найти «ключевые слова. (ЮРА К)

  2. подумать над устным портретом матери.

(Артём Ц.)

Лирический герой в стихотворении? (Никита Х.)

  • Что было задано на дом?



Выразительное чтение стихотворения (Лера К., Сергей З., Аня С., Сергей К.)

  • Оценивать выразительное чтение одноклассников будете сами, учитывая особенности интонации, голоса …...(наиболее понравившееся чтение)


Истомина В.

  • Есть в произведении сюжет.

  • Необычные герои.

  • Имеет место диалог.

  • Внезапное событие

  • Что такое баллада и почему это произведение названо балладой?



  • Юра Коптев

  • «ключевые слова»:

  • К матери жались

  • Придет с работы

  • Несет краюшку

  • Точною рукою

  • Разрежет хлеб

  • Всех оделит нас

  • На скамейку падает устало

  • Поест сама

  • Для неё скуден паёк

  • Не показала как ей больно

  • Шептала

  • Слёзы падали невольно

  • «ключевые слова», помогающие создать образ матери.

«ключевые слова» на доске через проектор


  • Власова С.

Литературный прием – приём устного рисования.


Какой литературный прием использовал автор?


  • Артём Ц.

Устный портрет матери


Картину о матери


  • Никита Х.

Лирический герой





  • С домашним заданием вы справились неплохо, все вопросы отработаны качественно.



3. Изучение нового

учебного материала

Основные элементы



Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя




Вы правильно заметили и поставили перед собой цель – рассмотреть ещё произведения С.Попова о матери, элементы анализа текста, закрепление литературных терминов, на рисуем устно портрет матери, небольшая творческая работа, просмотр работы о поэте.




Сегодня мы познакомимся со стихотворением Серафима Попова «Мать», которое написано 1944 году, после стихотворения «Баллада о пяти кусках хлеба». Увидим рост творческого мастерства поэта.

Выразительное чтение стихотворения «Мать».

Читает учитель.



Андрей Продайко


Артём Цивилёв



Толя Тимофеев


Руслан Михуткин

Какое впечатление на вас произвело стихотворение?

Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете произведение? Кому посвящено?

Как его лучше читать – «вслух» или «про себя»? Почему?

Каким настроением проникнуто произведение?



Артём Мордовский

Полина Денисова



Лера Корчажинская

Никита Худяев

Материнской любовью ведома

Ты ведь только солдату приснилась

По привычке крестом осенила и не слышно ушла

Мать увидать перед боем - это к жизни, к победе, к добру.

Саша Власова, Максим Писаренко, Артём Мордовский, Сергей Зорин

Метафора….

Эпитет…

Гипербола…

Антитеза…

Тема стихотворения? - МАТЬ

Идея стихотворения?/цитаты из текста/


Основная мысль?

Подберите в тексте «ключевые слова» и образцы, раскрывающие главную мысль?








Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора?


Что такое антитеза?








Аня Саух.

Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел.

Доброй улыбкой согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа автора.

Какой вывод мы можем сказать про язык автора?





Миша Вишератин

(выразительно).

Андрей Продайко

Идешь ты сквозь ветер и пули и находишь дорогу ко мне,

Руками лицо моё ищешь,

Материнской любовью ведома, отыскала меня средь огня, обняла меня,

видел я тебя сильной, не старой,

ты приснилась,

по привычке крестом осенила и неслышно ушла,

мать увидать перед боем


Звучит отрывок стихотворения на коми языке. (Читает учитель)

Прочитаем ещё раз стихотворение.

найдём «ключевые слова», характеризующие образ матери.




«ключевые слова» на доске через проектор.




Вита Истомина

Устный портрет матери:

1.«ключевые слова» 2-ух произведений на доске.

2. картины матерей






4. Закрепление учебного материала

Основные элементы



Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

примечание



Рассмотрели мы произведения С.Попова о матери во время В.О. войны, их значение и попробуйте сформулировать свои мысли о сегодняшнем уроке. Приведите свои мысли в порядок (2-3 мин.)



Никита Худяев

Аня Саух

Саша Власова

Вита Истомина




5. Подведение итогов занятия

Основные элементы



Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

примечание











Максим Писаренко

Сегодня на уроке рассмотрели образ матери, коми женщины в произведениях Серафима Попова.

Как вы думаете, достигли целей, которые ставили вначале урока?

Перед вами листочки, отметьте, пожалуйста, 5 фамилий, кого бы хотели сегодня отметить за работу на уроке.

Красивые слова про урок, я думаю, в заключение скажет Максим.



Работа по творчеству С. Попова (презентация)

Д.З. (по выбору)

1.сочинение «Образ матери в произведениях С.Попова».

2.Стихотворение наизусть по

выбору.



















































Критерии оценки письменной работы( 1- да, 0 – нет)

Таблица 2

Уровни проявления компетентности

Количественные показатели по этапам занятия

Оргмомент

Опрос

Изучение нового

Закрепление

Подведение итогов

Сумма баллов


Профессиональная компетентность







I. Компетентность

в области постановки целей и задач педагогической деятельности







1.

Преподаватель разделяет тему занятия и цель занятия.







2.

Цели формулируются в понятной для обучающегося форме.







3.

Сформулированные цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебно-профессиональной

деятельности.







4.

Поставленные перед обучающимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.








5.

Цели, ставящиеся перед обучающимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.








6.

Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий

достижению основной цели занятия.







7.

На начальном этапе занятия преподаватель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся к предстоящей учебной деятельности, учебному содержанию и теме занятия и т. д.).








8.

Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют содержанию, излагаемому педагогом.







9.

Цели и задачи, поставленные преподавателем, способствуют развитию профессиональных компетенций обучающихся, воспитанию социально и профессионально значимых качеств личности







II. Компетентность в области мотивирования обучающихся









Преподаватель демонстрирует обучающимся возможности использования достижений науки и техники по профилю обучения.









Преподаватель демонстрирует знание приёмов и методов, направленных на формирование интереса к осваиваемой специальности и теме занятия.








Преподаватель использует знания об интересах, потребностях обучающихся в организации учебно-профессиональной деятельности, при постановке учебно-профессиональных задач, выборе методов и форм работы.









Преподаватель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и мотивации обучающихся.








Преподаватель использует различные задания для создания у обучающихся ситуации успеха.









Преподаватель даёт возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать учебно-профессиональные задачи в рамках изучаемой темы







III.Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности








Уровень развития компетентности по владению учебным материалом








Преподаватель в ходе написания конспекта демонстрирует:








- знание последних достижений науки по преподаваемой дисциплине ( междисциплинарному курсу);








- владение современной техникой и технологией производства по профилю обучения, правилами технической эксплуатации производственного обучения;








- знания правила по охране труда и пожарной безопасности; умение оказать, при необходимости, первую медицинскую помощь;








- способность выстраивать связь содержания обучения как внутри своей дисциплины ( модуля), так и с содержанием других модулей и учебных дисциплин по профилю обучения.








Преподаватель хорошо ориентируется в учебных пособиях по профилю обучения.








Уровень развития методической компетентности








Преподаватель в ходе написания конспекта демонстрирует:








- владение основами педагогической и психологической наук, современными образовательными и информационными технологиями, цифровыми ресурсами:








- владение методикой профессионального обучения и воспитания обучающихся с позицией компетентностного подхода.








Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого модуля, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы.








Преподаватель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.








Уровень развития психолого-педагогической компетентности








При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебно-профессиональной деятельности преподаватель ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений с обучающимися.








Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с которыми он работает.








Преподаватель планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне освоения как учебного содержания, так и профессиональных умений раз личными обучающимися.







IV. Компетентность в области разработки учебно-методического обеспечения








При подготовке к уроку преподаватель учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебно-профессиональной деятельности по модулю, дисциплине: федеральный государственный образовательный стандарт по профессии ( специальности); конвенцию о правах ребёнка; основную профессиональную образовательную программу ОУ, учебную программу по производственному обучению; содержание учебных учебно-методических пособий по профилю обучения т. д.








Конспект составлен с учётом поэтапного освоения( преемственности) учебного материала в рамках рабочей учебной программы по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу.








Преподаватель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по дисциплине, междисциплинарному курсу.








Преподаватель демонстрирует в письменной работе умение аргументировать предлагаемые им решения; обосновывать их целесообразность.







V. Компетентность в области организации учебной деятельности








Преподаватель организует постановку целей и задач, структурирующих и организующих деятельность обучающихся на каждом этапе занятия.

Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.

Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа- пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.








Преподаватель владеет методами организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся, направленной на решение поставленных целей и задач.








Преподаватель обеспечивает соблюдение обучающимися правил безопасности труда.








Преподаватель обеспечивает овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологиями по профилю обучения.








Преподаватель демонстрирует владение методами и приёмами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержания дисциплины.








Преподаватель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.








Преподаватель может точно сформулировать критерии оценки результатов деятельности обучающихся.








Преподаватель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.








Преподаватель использует методы, обеспечивающие формированию у обучающихся умения осуществлять самооценку учебной и профессиональной деятельности.








Итого








Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный преподавателем конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока.

В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (табл. 3), «1» в случае положительной оценки или «0» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в таблице 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!