СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ морской царевны Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова "Садко"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ морской царевны Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова "Садко"»

Образ морской царевны Волховы в опере «Садко»



Еще с детства нам сопутствуют образы сказок. Именно в них мы учимся различать добро и зло. Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим из музыкальных сказочников. Кроме того, композитор обращается и к народному эпосу в опере «Садко».

История о гусляре Садко уходит в глубокое прошлое, в былинный эпос - это «живой памятник» древнерусской культуры. Опера «Садко» о неутомимом мореплавателе и жизнерадостном певце-гусляре, который покорил своим искусством царство морское и принес славу и богатство родному граду Новгороду. Сюжет былины «Садко» дал простор для творческой фантазии композитора, позволил создать новый, до тех пор никем, не найденный жанр оперы-былины.

В опере «Садко» композитор представляет два мира – реальный и сказочно – фантастический. Одним из представителей сказочного мира перед нами предстает царевна Волхова – дочь морского царя.

Когда я впервые услышала про морскую царевну Волхову, то меня заинтересовал ее образ. Кто же такая морская царевна и как композитор «рисует» причудливо-холодную красоту морской царевны?

Прообразом морской царевны – Волховы композитору послужила Василиса Премудрая из народной сказки. Царевна Волхова – единственный женский многосторонний фантастический образ в опере «Садко». Волхова - дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Первое появление царевны в опере происходит во второй картине оперы, на берегу Ильмень-озера. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Начались чудеса - стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова - дочь царя морского.

Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы, флейты и кларнета прерывает песню Садко, звучит, так называемая «гамма Римского-Корсакова», связанная с характеристикой всего подводного фантастического мира, а в будущем и вообще морских стихий. Откуда то, из глубины возникает странная восходящая мелодическая линия, основанная на равномерном чередовании – тон, полутон. «Глухие, темные» тембры фаготов и кларнетов усиливают впечатление необычности происходящего.

Образ Морской царевны пленяет своей неземной красотой, однако музыкальная характеристика царевны Волховы –это холодный тембр лирико-колоратурного сопрано и причудливый вокализ. В целом для фантастических героинь композитора характерна опора на хроматику, использование причудливых и неустойчивых гармоний. Пред нами предстает призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией.

На протяжении всей оперы образ холодной царевны транспонируется в образ горячо любящей девушки. Реальные девичьи черты образа Волховы явственнее всего выступают в музыкальной кульминации нашей героини – колыбельной песни «Сон по бережку ходил», проникновенной и лиричной.

Колыбельная написана в куплетно - вариационной форме. Во всех куплетах мелодия остается неизменной, но изменения претерпевают оркестровые вариации.

Вокальная мелодия окрашена в теплые «человеческие» тона, ее открытые народно-песенные интонации, печальные и задушевные, пронизаны тоской расставания. В ее пении слились русалочья прелесть и человеческое тепло, любовь и печаль. Таинственный ритм бегущей волны проступает даже в ласковом «баю-бай», сообщая ему странный колдовской оттенок.

Фантастический образ подчеркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням, например Снегурочке, человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Царевна Волхова принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.

Прощание Волховы с Садко – одна из лучших сцен в опере и наиболее ценимая самим автором. Римский – Корсаков писал в своей летописи: «Вариации ее колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение - считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания»

Голос исчезающей Волховы тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Итак, проследив раскрытие образа Морской царевны в опере мы можем предположить, что царевна Волхова один из лучших фантастических образов, созданных композитором.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!