СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Мцыри. Урок повторения в 11 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор предлагает материал для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Образ Мцыри. Урок повторения в 11 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе»

Урок литературы «Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»" Урок повторения в 11 классе (подготовка к итоговому сочинению).

Цель: охарактеризовать образ Мцыри и попытаться ответить на вопрос: зачем человек живёт на земле (по мнению поэта и главного героя).

Задачи:

1.Выработать навыки определения характеров персонажей, их развития в ходе повести.

2.Формировать умение работы с текстом литературного произведения.

3.Прививать интерес к классической литературе.


Оборудование: мультимедийная презентация , поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»


Ход урока

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев.

Обращаю внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов . Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.


  • Ребята, расскажите, как Мцыри попал в монастырь?

  • Расскажите о жизни Мцыри в монастыре. Характере и мечтах юноши-послушника.Запись в тетрадь (Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.


  • Что значит для героя монастырь?

( Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полны отказ от собственной личности, “служение богу”, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре - послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к мирской жизни запрещалось. Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество).


  • В чём смысл жизни у монахов, а в чём у Мцыри? Распределите определения по столбикам.


В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека


Учитель: Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

  • Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?


  • Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? (Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул).

  • Расскажите о бегстве из монастыря, попытке найти дорогу в родной край.

  • Расскажите о встрече с грузинкой. (Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя, Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику: Воспоминанья тех минут
    Во мне, со мной пускай умрут.

  • Расскажите о бое с барсом. Зачем Мцыри вступает в борьбу с барсом. Для чего Лермонтов вводит этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?Запись в тетрадь (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы. Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек).

  • Что же познал Мцыри, очутившись на свободе? (На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе , Мцыри узнал ,что он смел и бесстрашен. Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

  • Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? Зачем живет человек на земле? (Когда Мцыри задал вопрос:… прекрасна ли земля.…

для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.)


  • Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Вывод: Учитель: Мцыри - это могучая, пламенная натура, главное для него - обретение свободы, неприятие неволи и смирения. Гибель героя не омрачает поэму - он прожил за эти три дня всю жизнь, которую не получил бы в монастыре. Что ждало его по возвращении? Покорность, смирение и молитвы? Разве для того он страдал, чувствовал, любил, боролся и умирал от счастья, чтобы потом смиренно принять монашество?! Он победил судьбу, пытавшуюся его сломить, он выиграл свободу; пусть смерть, но смерть на воле, при сиянии солнца, на просторах Кавказа, в упоительно-душистом воздухе гор!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!