СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» урок 11

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» урок 11»

Урок № 11

Тема: Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»

Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Ф. Рылеева;

  • дать понятие думы;

  • раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева;

  • продолжить работу с литературоведческими терминами;

  • формировать коммуникативные навыки;

  • продолжить работу патриотическому воспитанию через восприятие художественных произведений;

  • воспитание человеческих качеств, присущих истинному русскому герою;

  • привитие любви к книге, к чтению, закрепление литературных терминов.



За отчизну не жаль и жизни отдать…”

К. Ф.Рылеев. Иван Сусанин.



ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент

Звучит музыка М. И. Глинки из эпилога оперы "Иван Сусанин" Хор "Славься"

На фоне этой мелодии задаются вопросы:

  • Знакома ли вам эта мелодия?

  • Кто знает из какого произведения и кто композитор данного произведения? (Эта музыка из оперы "Иван Сусанин" М. И. Глинки.)

Совершенно верно. Хор Славься звучит в конце оперы в эпилоге.

  • Как вы думаете, кого славит, восхваляет хор? (Русь, за героев, патриотов, за мужество, за патриотизм)

  • Какие чувства вы испытываете, когда звучит данная музыка? (гордость за Родную землю, за героев, чувства патриотизма).

  • Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, о ком и о чем мы будем говорить, о какой исторической личности и о ее роли в судьбе России.

  • Запишем тему нашего сегодняшнего урока

  • Исходя из темы какие цели мы перед собой поставим?


  1. Проверка домашнего задания (план статьи учебника).

  • Составить план статьи учебника, посвящённой К.Ф. Рылееву.(задание 1 рабочей тетради)

1. Сообщении о Рылееве.

2. Работа над темой.

  • Прочитайте эпиграф урока. Его смысл нами должен быть раскрыт к концу урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом стихотворений – историческая песня, потому что стихами можно описывать не только чувства, но и исторические события .

Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.



3.Знакомство с признаками жанра.

  • Что же такое дума? (Думы — украинские исторические песни особой формы (свободные по ритму и лишённые строфического членения), создававшиеся в казацкой среде в XVI—XVII веках и записанные в XIX веке от профессиональных певцов (кобзарей).)

Название «дума» подобно великорусской «былине» — позднейшего происхождения, хотя с иным значением встречается у польских писателей в применении к украинскому песенному творчеству ещё в XVI веке. В старейших записях думы именуются просто «повестями»; в кобзарском обиходе — козацкими, лыцарскими, молодецкими песнями.

Думы по своему жанру — лиро-эпические песни, то есть песни, в основе которых лежит эпический мотив, но в лирическом эмоциональном его освещении. Однако от прочих лиро-эпических и, в частности, исторических песен думы довольно ясно отличаются способом передачи и формой. Песни поются, думы исполняются мелодийным речитативом; форма песни более или менее устойчива — дума (подобно былине) импровизируется, причём даже при повторном исполнении текст может видоизменяться.

Думы состоят из различных по величине слогов, стихов, заканчивающихся рифмами; поэтический язык их представляет собою любопытное смешение книжных, нередко церковных выражений с элементами народно-поэтической речи. Образ автора, поэта и гражданина, объединяет весь цикл дум в единое целое. Он является непременным спутником исторических героев.

4.Беседа

  • Назовите время появления жанра.

  • Каковы отличия дум от лиро-эпических и исторических песен?

  • Каковы особенности образов автора в думах?

  • Каковы особенности лексики дум?

5. Слово учителя

Особое место в цикле занимает «Иван Сусанин» — единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, стремящийся принести тёмным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу, — спасает царя «для России».

Время, в котором происходят описанные события, названы в русской истории смутным. Польские захватчики хотели завоевать Россию.

Они грабили и разоряли русские земли, убивали людей, старались насадить польские обычаи, язык, веру, вытравить всё русское. На престол должен был взойти молодой царь Михаил Романов (первый из династии Романовых). Он находился в своём родовом поместье недалеко от города Кострома. Поляки были недовольны, т. к. они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Если бы так случилось русский народ лишился бы своей независимости. Поэтому поляки направили большой отряд на север России , убить молодого царя. И вот этот отряд однажды в метельную ночь сбился с пути и набрёл на село в 3 км от места, где скрывался царь. Не прошенные гости ворвались в избу Ивана Сусанина. Они искали проводника. Сусанин был добрым и справедливым человеком. У него была дочь Антонина и два приёмных сына Богдан и Иван. Поляки требовали, что бы Сусанин отвёл их к царю, предлагали за услуги деньги, грозились убить в случае отказа . Старик медлил, но к радости захватчиков наконец согласился их провести. Когда рассвело, он повел их совсем в другую сторону, завел их в лесную топь. Здесь среди вековых елей на каждом шагу были окна-ямы, заполненные водой, которые не промерзали даже зимой. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги, поняли, что их обманули.

-Ты обманул нас,- кричали они, окружив Сусанина.

-Да. Из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы и погибнете,- сказал Сусанин.

Враги стали просить крестьянина, чтоб он их вывел из леса, угрожали, обещали отдать все награбленное золото, но старик был непоколебим. Обозленные враги убили героя.

Посмотрим, как эти события описал Рылеев.



5. Выразительное чтение вступления и думы «Иван Сусанин».

  • Ребята, слушайте внимательно и отмечайте незнакомые слова.

  • Какие чувства и переживания у вас вызвала дума?

  • Какой момент повествования оказался самым напряженным?

  • Давайте найдем непонятные слова и выражения.



6.Лексическая работа.

«Ни зги» -зга –это название металлического колечка на дуге лошади (на улице такая темнота, что едущему на лошади человеку не видно зги: ни колечка на дуге лошади, ни самой дороги, по которой он едет).

«Сарматы и ляхи» - иноземные захватчики.
«Москаль» - москвич.
«Иззябли» - замерзли.
«Жупан» - долгополая одежда.
«Лучина» - длинная щепка, которую поджигали для освещения помещения.
«Вотще настороже» - покраснела.
«Язвы» - раны.

«Окольная тропа» - ведущая в обход.


7.Беседа


  • С чего начинается повествование? (поляки идут за Сусаниным и он приводит их к деревне)

  • С какой целью прибыли ляхи? (убить царя)

  • Как они заставили Сусанина быть провожатым? (Обещают ему денег, а если не согласится грозят убить его)

  • Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? (он похож на радушного хозяина)

  • Так ли это? Зачем он так делает? (хочет усыпить бдительность, обмануть поляков)

  • О чем молится Сусанин? Что просит у бога? А что мог просить? (спасти свою жизнь)

  • С кем разговаривает Сусанин ночью? (просит предупредить царя об опасности)

  • Какими чувствами проникнута его речь? (любовью к Родине, бесстрашием, решимостью)

8. Задание 5 рабочей тетради

  • Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным.

Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.

  • Выпишите из текста слова, передающие описание зимнего пейзажа. Какая картина открывается мысленному взору? (Не видно ни зги; в сугробинах снега; вьюга бушует, метель, проклятая ночь.)

9. Выразительное чтение от слов «Вот утро настало...» до слов «И дятел дуплистую иву долбит»; от слов «Уж солнце высоко сияет с небес…» до слов «Всё в том захолустье и мёртво и глухо...».

Романтическая необычность обстановки, окружающей героев, оттеняется картинами ночного зимнего дикого пейзажа, мрачного, тревожного и бурного.

  • Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

  • С какими чувствами звучат последние слова Сусанина? (с уверенностью в своей правоте, с гордостью за свой народ, за Россию)

  • В каких строках выражена главная мысль стихотворения? («Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело»)


10. Выразительное чтение фрагмента думы от слов «Вот скатерть простая на стол постлана…» до слов «Царю молодому святой обороны!..». (задание 6 рабочей тетради)

  • Какие детали позволяют представить крестьянский быт эпохи?

  • Составьте описание места событий.

  • Чему способствует включение этих деталей в повествование о событиях? (Скатерть простая, пиво, кружка вина, русская каша, щи, хлеб большими ломтями, лучина, лавки, дымная избушка, в углу икона. Правдивое изображение крестьянского быта делает повествование живым и убедительным. )

  • Выпишите примеры высокой лексики и просторечных слов и выражений. (задание 7 рабочей тетради)

  • В чём заключается своеобразие языка думы? (задание 7 рабочей тетради) (Своеобразие дум в их патетичности, органически связанной с тенденцией к непосредственности, разговорности. )

  • Найдите в тексте думы риторические вопросы и обращения. Какова их функция? (задание 8 рабочей тетради)

  • Какова их функция? (задание 8 рабочей тетради) (Необычные герои, их исключительные психологические положения и обстоятельства требуют эмоционально-напряжённой интонации. Поэтому для думы особенно характерны риторические восклицания, вопросы, обращения. Эмоциональное напряжение думы, непрерывно возрастая, обычно завершается кульминационной точкой: «Снег чистый чистейшая кровь обагрила: // Она для России спасла Михаила!»)

  • Какова художественная функция эпитета чистейшая (кровь)? (Эпитет чистейшая подчёркивает высоту помыслов Ивана Сусанина, не пощадившего жизни своей во имя Родины. )

  • Каков смысл фраз И. Сусанина: «Скажи, что Сусанин спасает царя, // Любовью к отчизне и вере горя. // Предателя, мнили, во мне вы нашли: // Их нет и не будет на Русской земле! // В ней каждый отчизну с младенчества любит // И душу изменой свою не погубит»? (задание 9 рабочей тетради ) (Сусанин проявляет себя не только как верноподданный монарха, но и как верный сын своего Отечества. Спасая царя, он спасает Родину, её мир. Его молитва за царя — молитва гражданина, а не раба. Иван Сусанин приобрёл в произведении Рылеева историческую конкретность как собирательный образ крестьянства, трудового народа, как образ патриота. )

11. Слово учителя

Сусанин, бесспорно, исторически самый правдивый характер из всех, изображённых в думах. Не случайно Пушкин не распространил свою критику на это стихотворение. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К.А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н.А. Полевого «Костромские леса», картина М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Память об Иване Сусанине сохранилась в устных преданиях.

12.Сообщение об увековечивании памяти Ивана Сусанина.

13.Анализ эпиграфа урока

III.Рефлексия

Подвиг Сусанина явился примером на века для русского народа и память о нем не исчезнет никогда. В 1957 году в городе Костроме был воздвигнут памятник Ивану Сусанин. Подвигу Сусанина посвятил свою оперу М.Глинка «Жизнь за царя».

(Слушание отрывка из оперы)

Многие герои повторили подвиг Сусанина.

В феврале 1943 года фашистские каратели пытались уничтожить отряд партизан. Партизанам тяжело было сдерживать натиск врага, оказывая яростное сопротивление. Они отступали вглубь леса. Старый колхозник Иван Цуба был схвачен фашистами.

- Куда ушли партизаны?

- Не ведаю.

- Показывай,- злился фашист, тыча пистолетом в лицо Ивану.

На глазах у Ивана враги расстреляли родного брата.

- Показывай, где партизаны??? – заорал на Ивана офицер.

- Добре,- промолвил Иван, опустив голову.

Он двинулся в сторону леса. Ненависть удесятеряла его силы. Он шел быстро, не оглядываясь.

- Далеко еще? – спросил офицер.

- Нет, близко,- ответил Иван.

Но вот началось незамерзающее болото. По тропинкам, известным только Ивану, привел он немцев в такие гибельные топи, что выбраться отсюда было нельзя. Поняли фашисты, что уготовил им проводник. Долго измывались над ним и в конце концов расстреляли, но и сами не смогли выбраться из болота.

  • Это подвиг по-вашему?

  • Что такое подвиг. Напишите, пожалуйста, свое определение подвигу.

  • Автор думы «Иван Сусанин» Константин Федорович Рылеев, такой же патриот, и национальный герой, как и Иван Сусанин. Почему?

IV.Домашнее задание.

  1. Прочитать статью учебника, посвящённую А.С. Пушкину. Составить вопросы к статье. (задание 1 рабочей тетради)

  2. Индивидуальное задание

  • Подготовить сообщения о Н.А. Корсакове, Ф.Ф. Матюшкине, И.И. Пущине, А.М. Горчакове.

  • Подготовить художественный пересказ (выразительное чтение) эпизода встречи Пушкина и Пущина в Михайловском.

  • Подготовить пересказ статьи «После восстания декабристов».

  • Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «И.И. Пущину» и комментарии, составленные по материалам статьи учебника.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!