СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока был разработан к школьному конкурсу "Учитель года". Возможно, коллеги, что-то найдете полезное или интересное для своих уроков

Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"»

Тема : Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича  Достоевского «Преступление и наказание»

Предметные результаты:

познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.

Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и , надеюсь, это взаимно) На прошлом уроке мы начали изучение романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» и  познакомились с историей создания романа.

Домашним задание было прочитать 1 часть романа. Как вы его выполнили, нам станет известно в ходе работы на сегодняшнем уроке.

  1. Определение темы урока, постановка цели урока. Мотивация к уроку

Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Я предлагаю нам посмотреть видео и определить тему урока. (просмотр видео «О Петербурге»)

Итак, какова тема нашего урока??? (ответы учащихся)

Правильно, сегодня  будем говорить о Петербурге.  Этот город играет важную роль в развитии истории, литературы, искусства, науки, языка.

Тема нашего урока - Петербург Достоевского.( слайд 1)

- Какие цели мы должны себе поставить? (Понять, какую роль играет окружающая обстановка в жизни героев: как влияет на мировоззрение, психику, настроение человека, его образ жизни)

Ребята, что вы знаете об истории города?

Кто-нибудь из вас был в Петербурге? Каким вы его увидели? Какое впечатление он оставил у вас?

Нет? В таком случае, пробежимся по некоторым достопримечательностям этого города (слайд 2, 3,4,5)

Актуализация имеющихся знаний по теме

- В каких произведениях художественной литературы мы встречали образ Петербурга? (В поэме Пушкина «Медный всадник», в повестях Гоголя «Невский проспект», «Портрет»).

- Давайте вспомним, каким представляли Петербург Пушкин, Гоголь (слайд 6, 7, 8, 9, 10)

- Есть ли сходство в изображении города?

  1. Тема Петербурга традиционна для русской литературы.

  2. Для Пушкина Петербург - воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, но и в его произведениях видим противоречивый облик северной столицы.

  3. Н.В.Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга лишь видимость. На самом деле город живет обманом и ложью.

  4. Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он враждебен человеку несет ему страдания, болезни, смерть.


- Как вы думаете, почему авторы обращают столько внимания на образ города? (Атмосфера города влияет на психологическое состояние героев).

4. Первичное усвоение новых знаний


  Каков Петербург Достоевского? (слайд 11)


часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф. М. Достоевского.


Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, где живут герои Достоевского.

1). Работа со схемой  

Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.(слайд 12)

Чтобы полностью восстановить образ города, вам предстоит разделиться на три группы,  и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.

Работа по группам + группа художников

1-я группа: Пейзажи в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)

2-я группа: Сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)

3-я группа: Описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть 1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 4 – комната Сони.)

2). Анализ эпизодов романа

а) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)

- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)

- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.

Слайд № 8 -10

Описание улиц:  

 «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Описание летнего Петербурга,  Сенная площадь:

 «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

 «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»

  «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…

Описание берега Невы:

«небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в  котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».

- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)

-Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.


б) сцены уличной жизни  (работа с учащимися 2 группы)

- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми

Ч.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подростком

ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту

- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)

Слайд № 11 - 14

От встреч с  людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.


в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)

- Что мы видим внутри домов?

Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова  «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Ч.1, гл.2 – кабак,  где Раскольников встретился с Мармеладовым   « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется,  от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»

Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых  «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»


- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)

- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)

Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.

Физкультминутка


IVВыводы и обобщения 

Время основного действия в романе 2 недели.

Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?

(Возможно,  Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником)

Какой же Петербург  у Достоевского?  (тезисы на доске)

- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

- Петербург Достоевского – это город одиночества

- Петербург Достоевского – это город разврата и порока

- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

 Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город  «униженных и оскорбленных».

Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников

V. Обобщение по уроку

Петербург Достоевского -  это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности;


Вывод урока

Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. Да, преступивших героев в романе большинство, но есть герои, чья доброта души растворилась в городе. А кто эти герои мы с вами узнаем на последующих уроках.


Итак, ребята, мы достигли цели, которую ставили в начале урока??? Все у нас получилось?


Рефлексия.

"Синквейн" (это пятистрочная строфа)

  1. Петербург

  2. Грязный, серый, холодный, равнодушный, жестокий

  3. Угнетает, ожесточает, давит, душит, убивает

  4. Картины нищеты и безнадежности (город убивает все человеческое. Город делает человека жестоким. В городе человек очень одинок)

  5. Безысходность, ужас, мрак, бесчеловечность, одиночество

Итак, Каким мы увидели Петербург Достоевского? ( иллюстрация по теме урока)

- Какой цвет преобладает  в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?

- Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?

- Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?


7. Домашнее задание

Чтение 2 части романа, записать в тетради «Мотивы, подтолкнувшие Родиона Раскольникова на преступление»

Выставление оценок. (лист самооценки)

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами «Интересный урок» и «Моё участие» 1.Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался ( от 0-5)

2. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу (от 0-5)

Я посмотрю ваши листы и поставлю оценки за урок.

Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке. До новых встреч)


приложение



1-я группа: Пейзажи в романе

  1. Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.

  2. Что общего в этих описаниях?

  3. Чьими глазами показан город? Какое влияние оказывает город на героя?


2-я группа: Сцены уличной жизни

  1. Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли? Почему? Пересказ эпизода

  2. Что показывают эти сцены?

3-я группа: Описания интерьеров

  1. Что мы видим внутри домов?

- каморка Раскольникова

- кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым

- «проходной угол» Мармеладовых

2. Какие детали повторяются?

3. Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!