Тема : Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
Предметные результаты:
познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.
Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.
Ход урока
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и , надеюсь, это взаимно) На прошлом уроке мы начали изучение романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» и познакомились с историей создания романа.
Домашним задание было прочитать 1 часть романа. Как вы его выполнили, нам станет известно в ходе работы на сегодняшнем уроке.
Определение темы урока, постановка цели урока. Мотивация к уроку
Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Я предлагаю нам посмотреть видео и определить тему урока. (просмотр видео «О Петербурге»)
Итак, какова тема нашего урока??? (ответы учащихся)
Правильно, сегодня будем говорить о Петербурге. Этот город играет важную роль в развитии истории, литературы, искусства, науки, языка.
Тема нашего урока - Петербург Достоевского.( слайд 1)
- Какие цели мы должны себе поставить? (Понять, какую роль играет окружающая обстановка в жизни героев: как влияет на мировоззрение, психику, настроение человека, его образ жизни)
Ребята, что вы знаете об истории города?
Кто-нибудь из вас был в Петербурге? Каким вы его увидели? Какое впечатление он оставил у вас?
Нет? В таком случае, пробежимся по некоторым достопримечательностям этого города (слайд 2, 3,4,5)
Актуализация имеющихся знаний по теме
- В каких произведениях художественной литературы мы встречали образ Петербурга? (В поэме Пушкина «Медный всадник», в повестях Гоголя «Невский проспект», «Портрет»).
- Давайте вспомним, каким представляли Петербург Пушкин, Гоголь (слайд 6, 7, 8, 9, 10)
- Есть ли сходство в изображении города?
Тема Петербурга традиционна для русской литературы.
Для Пушкина Петербург - воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, но и в его произведениях видим противоречивый облик северной столицы.
Н.В.Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга лишь видимость. На самом деле город живет обманом и ложью.
Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он враждебен человеку несет ему страдания, болезни, смерть.
- Как вы думаете, почему авторы обращают столько внимания на образ города? (Атмосфера города влияет на психологическое состояние героев).
4. Первичное усвоение новых знаний
Каков Петербург Достоевского? (слайд 11)
часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф. М. Достоевского.
Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, где живут герои Достоевского.
1). Работа со схемой
Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.(слайд 12)
Чтобы полностью восстановить образ города, вам предстоит разделиться на три группы, и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.
Работа по группам + группа художников
1-я группа: Пейзажи в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)
2-я группа: Сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)
3-я группа: Описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть 1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 4 – комната Сони.)
2). Анализ эпизодов романа
а) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)
- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)
- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.
Слайд № 8 -10
Описание улиц:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
Описание летнего Петербурга, Сенная площадь:
«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»
«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…
Описание берега Невы:
«небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)
-Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.
б) сцены уличной жизни (работа с учащимися 2 группы)
- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?
Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми
Ч.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подростком
ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту
- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)
Слайд № 11 - 14
От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)
- Что мы видим внутри домов?
Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».
Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»
Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»
- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)
- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)
Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.
Физкультминутка
IV. Выводы и обобщения
Время основного действия в романе 2 недели.
Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?
(Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником)
Какой же Петербург у Достоевского? (тезисы на доске)
- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
- Петербург Достоевского – это город одиночества
- Петербург Достоевского – это город разврата и порока
- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных».
Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников
V. Обобщение по уроку
Петербург Достоевского - это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности;
Вывод урока
Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. Да, преступивших героев в романе большинство, но есть герои, чья доброта души растворилась в городе. А кто эти герои мы с вами узнаем на последующих уроках.
Итак, ребята, мы достигли цели, которую ставили в начале урока??? Все у нас получилось?
Рефлексия.
"Синквейн" (это пятистрочная строфа)
Петербург
Грязный, серый, холодный, равнодушный, жестокий
Угнетает, ожесточает, давит, душит, убивает
Картины нищеты и безнадежности (город убивает все человеческое. Город делает человека жестоким. В городе человек очень одинок)
Безысходность, ужас, мрак, бесчеловечность, одиночество
Итак, Каким мы увидели Петербург Достоевского? ( иллюстрация по теме урока)
- Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?
- Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?
- Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
7. Домашнее задание
Чтение 2 части романа, записать в тетради «Мотивы, подтолкнувшие Родиона Раскольникова на преступление»
Выставление оценок. (лист самооценки)
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами «Интересный урок» и «Моё участие» 1.Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался ( от 0-5)
2. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу (от 0-5)
Я посмотрю ваши листы и поставлю оценки за урок.
Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке. До новых встреч)
приложение
1-я группа: Пейзажи в романе
Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.
Что общего в этих описаниях?
Чьими глазами показан город? Какое влияние оказывает город на героя?
2-я группа: Сцены уличной жизни
Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли? Почему? Пересказ эпизода
Что показывают эти сцены?
3-я группа: Описания интерьеров
Что мы видим внутри домов?
- каморка Раскольникова
- кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым
- «проходной угол» Мармеладовых
2. Какие детали повторяются?
3. Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими?