Образ Петра I в поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».
Цели:
1. Формирование умений анализировать произведение и отдельные его эпизоды; комментировать и интерпретировать художественный текст; сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных произведений.
2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.
П ервые стихи сочинил в 8 лет
У чился в Царскосельском лиции (1811-1815)
Ш кольная скамья знакомит с поэтом
К арамзина Н.М. «Историю государства Российского» читает с восторгом
И мена предков (правнук Ганибала)
Н яня Арина Родионовна
Эпиграф
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(«Стансы» А.С.Пушкин)
- Давайте подумаем, кому посвящены эти строки?
-В каких произведениях мы встречались с вами с образом Петра I?
Сегодня на уроке нам предстоит
рассмотреть и сравнить образ Петра I в
поэмах «Медный всадник» и «Полтава»,
увидеть жанровые особенности
произведений, а также рассмотреть
историю России и ее роль в
произведениях.
Теория литературы
Поэма - крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро- эпического
характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму.
Значение деятельности Петра I в истории России
В течение 16-17 вв. Российское государство стало
крупнейшим многонациональным православным
государством, но так и не смогло стать великой
европейской державой, получить выход к
торговым морям.
Настоящий переворот в развитии России
произошел в ходе реформ Петра. С одной стороны,
Россия стала активно перенимать и даже
копировать европейские порядки, а с другой – в
ходе реформ в стране даже усилились
самодержавие, сословный строй, крепостное
право, которые на Западе уже разрушались.
Петр I занял достойное место в ряду великих предков, защищавших
независимость Родины. Его беззаветный патриотизм и
полководческие дарования в суровые годы Великой Отечественной
войны были источником вдохновения для советских воинов.
«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина
- "Полтава" – это поэма Пушкина, которая описывает реальные исторические события. Петр І был предан своим союзником Мазепой. Он перешел на сторону шведского короля и проиграл.
- Главная тема "Полтавы" – это величество русского народа, ценность преданных отношений и верности. Настоящие герои всегда остаются в памяти народа, а предатели исчезают.
- Главная идея поэмы заключается в том, что никакие перипетии, как внешние, так и внутренние, не способны разрушить единство многонационального российского государства.
«Медный всадник» - стихотворная поэма с реалистическим направлением
- Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам (власть и маленький человек)– главная тема «Медного всадника»
- Тема и идея произведения заключаются в самых острых вопросах, которые Пушкин часто поднимал в своих произведениях. Он хотел понять, что именно нужно народу для того, чтобы быть свободными. Пушкин сильно разуверился в правлении царя и мечтал о свободе. Свои переживания он описал в этой поэме.
Сравнение образа Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник».
- Что стало исторической основой поэм
А.С.Пушкина? Результаты зафиксируем в
таблице.
Захват русских земель шведами События Северной войны
В начале XVIIвека
Какие стороны деятельности Петра I изображены в поэмах?
Каким мы видим Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»?
Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя в произведении?
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе,
- так заканчивает свою поэму «Полтава» А.Пушкин. Финальные слова одной поэмы становятся началом другой :
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
В «Полтаве» Пушкин утверждает о том, что
все, что движимо узкими личными
интересами, страстями – все проходит,
теряется без остатка. Только большими
патриотическими делами во благо родины и
народа исторический деятель может создать
себе нерушимый памятник.
- О каком нерушимом памятнике идет речь?
Это добрая вечная память потомков.
А рукотворным памятником Петру I можно
считать город Петербург.
Подведение итогов урока
- Каким предстает перед нами Петр I со страниц
произведений А.С.Пушкина?
- Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Над бездной» - значит, не дал
упасть в нее, но «поднял на дыбы»,
и поднял «железной уздой».
Домашнее задание
Выучить отрывок
из поэмы
«Медный всадник»
Памятники Петру I