СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Петра I в поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ Петра I в поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»»

Образ Петра I в поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

Образ Петра I в поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

Цели: 1. Формирование умений анализировать произведение и отдельные его эпизоды; комментировать и интерпретировать художественный текст; сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных произведений. 2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.

Цели:

1. Формирование умений анализировать произведение и отдельные его эпизоды; комментировать и интерпретировать художественный текст; сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных произведений.

2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.

П ервые стихи сочинил в 8 лет У чился в Царскосельском лиции (1811-1815) Ш кольная скамья знакомит с поэтом К арамзина Н.М. «Историю государства Российского» читает с восторгом И мена предков (правнук Ганибала) Н яня Арина Родионовна

П ервые стихи сочинил в 8 лет

У чился в Царскосельском лиции (1811-1815)

Ш кольная скамья знакомит с поэтом

К арамзина Н.М. «Историю государства Российского» читает с восторгом

И мена предков (правнук Ганибала)

Н яня Арина Родионовна

Эпиграф  То академик, то герой,  То мореплаватель, то плотник,  Он всеобъемлющей душой  На троне вечный был работник.     («Стансы» А.С.Пушкин) - Давайте подумаем, кому посвящены эти строки? -В каких произведениях мы встречались с вами с образом Петра I?

Эпиграф

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(«Стансы» А.С.Пушкин)

- Давайте подумаем, кому посвящены эти строки?

-В каких произведениях мы встречались с вами с образом Петра I?

Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть и сравнить образ Петра I в поэмах «Медный всадник» и «Полтава», увидеть жанровые особенности произведений, а также рассмотреть историю России и ее роль в произведениях.

Сегодня на уроке нам предстоит

рассмотреть и сравнить образ Петра I в

поэмах «Медный всадник» и «Полтава»,

увидеть жанровые особенности

произведений, а также рассмотреть

историю России и ее роль в

произведениях.

Теория литературы  Поэма - крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение  лиро- эпического   характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму.

Теория литературы

Поэма - крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение  лиро- эпического

  характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму.

Значение деятельности Петра I в истории России В течение 16-17 вв. Российское государство стало крупнейшим многонациональным православным государством, но так и не смогло стать великой европейской державой, получить выход к торговым морям. Настоящий переворот в развитии России произошел в ходе реформ Петра. С одной стороны, Россия стала активно перенимать и даже копировать европейские порядки, а с другой – в ходе реформ в стране даже усилились самодержавие, сословный строй, крепостное право, которые на Западе уже разрушались. Петр I занял достойное место в ряду великих предков, защищавших независимость Родины. Его беззаветный патриотизм и полководческие дарования в суровые годы Великой Отечественной войны были источником вдохновения для советских воинов.

Значение деятельности Петра I в истории России

В течение 16-17 вв. Российское государство стало

крупнейшим многонациональным православным

государством, но так и не смогло стать великой

европейской державой, получить выход к

торговым морям.

Настоящий переворот в развитии России

произошел в ходе реформ Петра. С одной стороны,

Россия стала активно перенимать и даже

копировать европейские порядки, а с другой – в

ходе реформ в стране даже усилились

самодержавие, сословный строй, крепостное

право, которые на Западе уже разрушались.

Петр I занял достойное место в ряду великих предков, защищавших

независимость Родины. Его беззаветный патриотизм и

полководческие дарования в суровые годы Великой Отечественной

войны были источником вдохновения для советских воинов.

«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина

«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина

  • "Полтава" – это поэма Пушкина, которая описывает реальные исторические события. Петр І был предан своим союзником Мазепой. Он перешел на сторону шведского короля и проиграл.
  • Главная тема "Полтавы" – это величество русского народа, ценность преданных отношений и верности. Настоящие герои всегда остаются в памяти народа, а предатели исчезают.
  • Главная идея поэмы заключается в том, что никакие перипетии, как внешние, так и внутренние, не способны разрушить единство многонационального российского государства.
«Медный всадник» - стихотворная поэма с реалистическим направлением Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам (власть и маленький человек)– главная тема «Медного всадника» Тема и идея произведения заключаются в самых острых вопросах, которые Пушкин часто поднимал в своих произведениях. Он хотел понять, что именно нужно народу для того, чтобы быть свободными. Пушкин сильно разуверился в правлении царя и мечтал о свободе. Свои переживания он описал в этой поэме.

«Медный всадник» - стихотворная поэма с реалистическим направлением

  • Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам (власть и маленький человек)– главная тема «Медного всадника»
  • Тема и идея произведения заключаются в самых острых вопросах, которые Пушкин часто поднимал в своих произведениях. Он хотел понять, что именно нужно народу для того, чтобы быть свободными. Пушкин сильно разуверился в правлении царя и мечтал о свободе. Свои переживания он описал в этой поэме.
 Сравнение образа Петра I  в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». - Что стало исторической основой поэм А.С.Пушкина? Результаты зафиксируем в таблице. Захват русских земель шведами События Северной войны В начале XVIIвека

Сравнение образа Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник».

- Что стало исторической основой поэм

А.С.Пушкина? Результаты зафиксируем в

таблице.

Захват русских земель шведами События Северной войны

В начале XVIIвека

Какие стороны деятельности Петра I изображены в поэмах?

Какие стороны деятельности Петра I изображены в поэмах?

Каким мы видим Петра I  в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»?

Каким мы видим Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»?

Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя в произведении?   Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе, - так заканчивает свою поэму «Полтава» А.Пушкин. Финальные слова одной поэмы становятся началом другой : На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…

Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя в произведении?

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе,

- так заканчивает свою поэму «Полтава» А.Пушкин. Финальные слова одной поэмы становятся началом другой :

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…

В «Полтаве» Пушкин утверждает о том, что все, что движимо узкими личными интересами, страстями – все проходит, теряется без остатка. Только большими патриотическими делами во благо родины и народа исторический деятель может создать себе нерушимый памятник. О каком нерушимом памятнике идет речь? Это добрая вечная память потомков. А рукотворным памятником Петру I можно считать город Петербург.

В «Полтаве» Пушкин утверждает о том, что

все, что движимо узкими личными

интересами, страстями – все проходит,

теряется без остатка. Только большими

патриотическими делами во благо родины и

народа исторический деятель может создать

себе нерушимый памятник.

  • О каком нерушимом памятнике идет речь?

Это добрая вечная память потомков.

А рукотворным памятником Петру I можно

считать город Петербург.

Подведение итогов урока Каким предстает перед нами Петр I со страниц произведений А.С.Пушкина? Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? «Над бездной» - значит, не дал упасть в нее, но «поднял на дыбы»,  и поднял «железной уздой».

Подведение итогов урока

  • Каким предстает перед нами Петр I со страниц

произведений А.С.Пушкина?

  • Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

«Над бездной» - значит, не дал

упасть в нее, но «поднял на дыбы»,

и поднял «железной уздой».

Домашнее задание Выучить отрывок из поэмы «Медный всадник»

Домашнее задание

Выучить отрывок

из поэмы

«Медный всадник»

Памятники Петру I

Памятники Петру I


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!