СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Родины и родного дома в стихах С.А.Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ Родины и родного дома в стихах С.А.Есенина»

Образ Родины и родного дома

в стихах С.А.Есенина

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина, со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

Задачи: -отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; -формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста - развивать образное и эстетическое мышление; -воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. -учить замечать красоту окружающего нас мира.

Предметный результат:

1. Учащиеся должны знать: Основные события и факты жизни Есенина.

2. Учащиеся должны уметь: Объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый;

3.Учащиеся должны понимать: Каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.

Метапредметный результат:

Регулятивные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; -структурируют знания; -анализируют, делают выводы; -определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;- умеют работать по предложенному учителем плану; -умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы.

Познавательные - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;- составлять алгоритм;

Коммуникативные-слушать и понимать речь других;-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;-уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Формы работы на уроке: слово учителя, аналитическая беседа, словарная работа, анализ стихотворного текста, выразительное чтение.

Оснащённость урока: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, портрет поэта, макет дома,тексты стихотворений С. Есенина, аудиозапись музыки.

Оформление доски:Тема: Сергей Александрович Есенин. Образ Родины и родного дома в стихах поэта.

Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.

С. Есенин

ХОД УРОКА:1. Орг.момент.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы обратимся к прекрасной поэзии замечательного поэта XX века С. А. Есенинаи его отношении к Родине, родному краю, родному дому. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.С творчеством Есенина, его особенностями вы будете более подробно знакомиться в следующих классах. А открывать Есенина для себя мы будем, обратившись к главной теме его поэзии.

Слайд 1. Тема урока: «Образ Родины и родного дома» Запись его в тетради. Работа с эпиграфом урока.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. Есенин.

Учитель:  О какой главной теме поэзии С. Есенина пойдёт речь на уроке? (О Родине).

Слайд 2. Давайте и мы сейчас обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.

Дети читают по одной пословице, объясняя, как они их понимают.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

- Какие два значения слова «родина» вам известны? («большая» и «малая»). Для Есенина понятия «большая» и «малая» родина неразделимы.

Тема родной земли, родного края в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему родины «большой» - России. Думая о судьбе родного края, он в то же время переживал за будущее всей страны.

Слайд 3 «Страна березового ситца» – так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю. Сейчас мы совершим экскурсию по есенинским местам.

2.Презентация «Есенин и родина».

4 слайд. Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.

5 слайд. Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

6 слайд. Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.

7 слайд. С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. Дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них, рассказывал Библию. И это подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов. Сказки ему рассказывали и нянька, и сосед Алешка Гришин.

8- 14слайд. Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой. Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра:

«Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.

Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище наших прадедов.

В правом углу кладбища, у маленькой каменной часовни лежал старый памятник - плита. На этой плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на раздолья».

15 слайд. Эти красивейшие места вдохновляли ПОЭТА

16 слайд.В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году –второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Евгений Михайлович Хитров, у которого учился Есенин, говорил о нем: «Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс самым неудержимым смехом. Но, в общем, с учителями был корректен и деликатен. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Помню, я читал произведения в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили эти чтения. Но, пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах, он первым расхохочется при смешном. Сергей всем сердцем, нежно и трогательно любил жизнь, ему были дороги и одинокая собака, и дряхлая кошка, и каждая птица, и вся природа – от черной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звезд.Он знал, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, березы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы родной природы».

17 слайд. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

18 слайд.1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

3. Слово учителя: Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом. Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.

19 слайд. - С чего начинается строительство дома?

Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом. Стены – оболочка, защита от внешнего мира. Крыша (крыша, покрывать, кров), создание внутри дома уюта.Труба, дым – тепло домашнего очага.Окно – глаза дома. Ставни.

Вот и построили дом. Красивый? Давайте подумаем над значением слова «дом». В древнерусском языке каждая буква имела название.

Д О М: Добро он мыслете.

- Какой смысловой ряд мы с вами выстроили? (Добрые мысли о нём, он мыслит добро)

- Так чем же наполнен дом? Какими мыслями? (Добрыми мыслями)

Правильно, вот мы и наполнили оболочку (стены) содержанием. В каждом доме царит атмосфера любви, покоя. Это ваше представление о родном доме. Родной…

- Каков корень этого слова? Подберите однокоренные слова. (Род, родня, родичи, родители)

Совершенно верно. Человек не может жить вне рода, вне семьи. Наши предки – это наши корни, без которых невозможна жизнь.

Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе. Прямо сейчас мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта. Но сначала отдохнем.

20 слайд. 4. Физкультминутка.

Солнечным погожим днем мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки. Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)

Собираем землянику, ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику, кисловатую бруснику. (Наклоны вперед.)

А вокруг полно малины. Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам. Здесь отличные места! (Повороты вправо- влево.)

Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте.)

А вокруг – так интересно! (Потягивания – руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок, мы присядем на пенек.

5. Учитель: Сегодня мы проанализируем поэтические тексты, чтобы понять их смысл, и сравним два стихотворения, написанные в разные годыПрослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом»1918 г. - Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

21 слайд. 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории Россиивойсками стран – участников Первой мировой войны.

- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

22 Слайд Вопросы для беседы: Песня «Где ты, отчий дом»

- Что вы представляли, когда слушали песню и читаем эти строки?
- Каким настроением окрашено стихотворение? (грусть, разлука)
- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Родимый дом. Голубая Русь.

- Обратите внимание: слова «дом» и «Русь» - рядом. Почему? (Вся Русь – это дом.)

23Слайд - Почему Русь голубая? (Цвет чистоты, неба, нашу планету называют голубой, такой видят её космонавты)

24 СлайдБерезняк над прудом – берёзы – символ России.

Старая мать - теплит грусть, как теплится лампада, лампаданеугасимой материнской любви). Отец седой – Его седина напоминает…(яблонный цвет).

- Какой образ в конце стихотворения? Старый клён.
25 СлайдКлен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай.

- Почему клён похож головой на поэта? Какова крона клёна? (кудрявый, цвет осенней листвы)

Дождь листьев. – Что имеет в виду поэт? (листопад)

- Что ещё вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая)Такой приём называется олицетворение. Найдём в тексте.

26 СлайдБерезняк теплит, луна распласталась, петь пурге, стережет клен, клен на меня похож.

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.

- Поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Помогают в этом метафоры. Найдите их (золотою лягушкой луна…) - Почему лягушка? (Луна распласталась, как лягушка)

Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении. (голубой, золотой, седой). Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной. Пройдут года. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».

6. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»Это стих. написано в 1924 г.

27 Слайд - Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»? 6 лет. -Что же звучит в душе поэта, какая музыка? (Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше.) - Какое слово непонятно? Выть – участок земли.- Какие цвета? (Зелёный, седой, серый)

28Слайд - Какие картины увидел поэт, думая о доме? Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

29 Слайд - Найдите эпитеты в стихотворении. («Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник кривой и безлистный».

- Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь» – «голубые ставни»:романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.«Родимый дом» - «родимая выть»:представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»)

30 Слайд - Что же изменилось? Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная».

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция. Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему. Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

- Так что же значил дом для поэта? (тепло, уют, покой, любовь близких). - Что объединяет стихотворения? Тема.

31 Слайд 7. Вывод: Основная тема лирики С. Есенина – тема Родины, родного дома. В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил. Стихотворения, написанные в разное время, роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Природа. Пейзажные образы. Всё это завораживает нас, читателей.

НО: В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью. Поэтому разное настроение стихотворений; разные интонации. Многое произошло в жизни С. Есенина. Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.

32 СлайдУчитель: Друг поэта, артист В. Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался, чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».

33 Слайд8. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавиловам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить слово «дом» бесцветным. А расцветим мы его квадратиками, которые и выразят ваше самочувствие на уроке. Красный цвет – отлично, жёлтый - хорошо, синий – не очень.

9. Выставление оценок за урок.

34 Слайд10. Домашнее задание. Выучить наизусть любое стих. С.Есенина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!