СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ сада. Философская проблематика комедии "Вишневый сад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ сада. Философская проблематика комедии "Вишневый сад"»

Россия: прошлое, настоящее и будущее Образ сада и философская проблематика пьесы

Россия: прошлое, настоящее и будущее

Образ сада и философская проблематика пьесы

«Главным героем этой последней драмы, ее центром, вызывающим, пожалуй, и наибольшее сочувствие, является вишневый сад, разросшийся когда-то в затишье крепостного права и обреченный теперь на сруб благодаря неряшливой распущенности, эгоизму и неприспособленности к жизни эпигонов крепостничества» В. Г. Короленко
  • «Главным героем этой последней драмы, ее центром, вызывающим, пожалуй, и наибольшее сочувствие, является вишневый сад, разросшийся когда-то в затишье крепостного права и обреченный теперь на сруб благодаря неряшливой распущенности, эгоизму и неприспособленности к жизни эпигонов крепостничества»

В. Г. Короленко

Действие вращается вокруг одного сюжетного стержня – продажи вишневого сада. Внешний сюжет – борьба за сад Внутренний – уходящая, ускользающая жизнь, судьба человека в потоке времени «Не только в каждом действии, но почти в каждой сцене как будто слышится бой часов…» (М. Каллаш)
  • Действие вращается вокруг одного сюжетного стержня – продажи вишневого сада.
  • Внешний сюжет – борьба за сад
  • Внутренний – уходящая, ускользающая жизнь, судьба человека в потоке времени
  • «Не только в каждом действии, но почти в каждой сцене как будто слышится бой часов…» (М. Каллаш)

Вишневый сад подобен Москве «Трех сестер»: в него невозможно попасть, хотя он за окном. Это место воспоминаний, упований, несбыточных надежд С образом сада связан мотив лопнувшей струны Если вишневый сад – символ красоты, гармонии, счастья, то звук лопнувшей струны – знак конца этого мира во всей его целостности
  • Вишневый сад подобен Москве «Трех сестер»: в него невозможно попасть, хотя он за окном. Это место воспоминаний, упований, несбыточных надежд
  • С образом сада связан мотив лопнувшей струны
  • Если вишневый сад – символ красоты, гармонии, счастья, то звук лопнувшей струны – знак конца этого мира во всей его целостности
По отношению к саду герои условно делятся на три группы: ПРОШЛОЕ Автор подчеркивает барскую беспечность, практическую неприспособленность Раневской и Гаева, их инфантилизм, «невключенность» в настоящее. У всех героев есть ощущение постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые казались незыблемыми и вечными

По отношению к саду герои условно делятся на три группы:

ПРОШЛОЕ

Автор подчеркивает барскую беспечность, практическую неприспособленность Раневской и Гаева, их инфантилизм, «невключенность» в настоящее.

У всех героев есть ощущение постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые казались незыблемыми и вечными

НАСТОЯЩЕЕ

НАСТОЯЩЕЕ

Лопахин Олицетворяет буржуазную деловитость и предприимчивость. Но его торжество кратковременно: всеми героями (и им в том числе!) переживается недовольство жизнью, ощущение неотвратимо надвигающегося конца. «О, скорее бы это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»

Лопахин

  • Олицетворяет буржуазную деловитость и предприимчивость. Но его торжество кратковременно: всеми героями (и им в том числе!) переживается недовольство жизнью, ощущение неотвратимо надвигающегося конца.
  • «О, скорее бы это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»
БУДУЩЕЕ

БУДУЩЕЕ

Автор сочувствует Пете, когда он говорит о неустроенности России старой, зовет к новой. Но в его рассуждениях нет личной силы, он – «вечный студент», «облезлый барин» В образе Ани – молодость, неопытность, мечтательность РОССИЯ ЧЕХОВА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ НЕ ВЫРАБОТАЛА ДЕЙСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
  • Автор сочувствует Пете, когда он говорит о неустроенности России старой, зовет к новой. Но в его рассуждениях нет личной силы, он – «вечный студент», «облезлый барин»
  • В образе Ани – молодость, неопытность, мечтательность
  • РОССИЯ ЧЕХОВА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ НЕ ВЫРАБОТАЛА ДЕЙСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
ФИНАЛ ПЬЕСЫ

ФИНАЛ ПЬЕСЫ

Герои – практически все – бегут от настоящего, и это приговор вишневому саду. Но, с другой стороны, гибель сада – это и приговор тем людям, которые не сумели или не захотели спасти его
  • Герои – практически все – бегут от настоящего, и это приговор вишневому саду. Но, с другой стороны, гибель сада – это и приговор тем людям, которые не сумели или не захотели спасти его
В самом начале 20 века Чехов угадывает новую формулу человеческого существования: расставание с идеалами и иллюзиями прошлого, потеря дома, гибель сада, выход на большую дорогу, где людей ожидает пугающее будущее и жизнь «враздробь»

В самом начале 20 века Чехов угадывает новую формулу человеческого существования: расставание с идеалами и иллюзиями прошлого, потеря дома, гибель сада, выход на большую дорогу, где людей ожидает пугающее будущее и жизнь «враздробь»

Ю. Левитанский   Тихо. Сумерки. Бабье лето.  Четкий,        частый,              щемящий звук —  будто дерево рубят где-то.  Я засыпаю под этот звук.   Сон происходит в минувшем веке.  Звук этот слышится век назад.  Ходят веселые дровосеки,  рубят,       рубят           вишневый сад.   У них особые на то виды.  Им смешны витающие в облаках.  Они аккуратны.               Они деловиты.  У них подковки на сапогах.    Они идут, приминая травы.  Они топорами облечены.  Я знаю —          они, дровосеки, правы.  Эти деревья обречены.   Но птица вскрикнула,                     ветка хрустнула,  и в медленном угасанье дня  что-то вдруг старомодно грустное,  как дождь, пронизывает меня.   Ну, полно, мне-то что быть в обиде!  Я посторонний. Я ни при чем.  Рубите вишневый сад!                     Рубите!  Он исторически обречен.   Вздор — сантименты! Они тут лишни.  А ну, еще разик! Еще разок!  ...И снова снятся мне                       вишни, вишни,  красный-красный вишневый сок. 1963

Ю. Левитанский

  • Тихо. Сумерки. Бабье лето. Четкий,       частый,             щемящий звук — будто дерево рубят где-то. Я засыпаю под этот звук. Сон происходит в минувшем веке. Звук этот слышится век назад. Ходят веселые дровосеки, рубят,      рубят          вишневый сад. У них особые на то виды. Им смешны витающие в облаках. Они аккуратны.              Они деловиты. У них подковки на сапогах.
  • Они идут, приминая травы. Они топорами облечены. Я знаю —         они, дровосеки, правы. Эти деревья обречены. Но птица вскрикнула,                    ветка хрустнула, и в медленном угасанье дня что-то вдруг старомодно грустное, как дождь, пронизывает меня. Ну, полно, мне-то что быть в обиде! Я посторонний. Я ни при чем. Рубите вишневый сад!                    Рубите! Он исторически обречен. Вздор — сантименты! Они тут лишни. А ну, еще разик! Еще разок! ...И снова снятся мне                      вишни, вишни, красный-красный вишневый сок.
  • 1963


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!