СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Образ ветра в разных видах искусства. М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • формировать умение образно воспринимать разные виды искусства на примере образа ветра в поэзии, живописи, музыке;
  • учить анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности;
  • вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;
  • развивать мыслительные процессы, творческие способности, речь учащихся;
  • воспитывать умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведения искусства, чувство любви к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Образ ветра в разных видах искусства. М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»»

Урок литературного чтения в 3 классе

(развивающая система Занкова)

Тема: «Образ ветра в разных видах искусства.

М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»

Цели:

  • формировать умение образно воспринимать разные виды искусства на примере образа ветра в поэзии, живописи, музыке;

  • учить анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности;

  • вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;

  • развивать мыслительные процессы, творческие способности, речь учащихся;

  • воспитывать умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведения искусства, чувство любви к родной природе.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится:

Выразительно читать текст по ролям.

Уметь оценивать чтение одноклассников по оговоренным заранее критериям.

Осуществлять самооценку.

Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер и особенности.

Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз).

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Обучающийся получит возможность научиться: анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, как способ передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать

существенные признаки изображаемых предметов или явлений,

усиливать передаваемые чувства, поэтические образы.

Находить мотивы устного народного творчества в стихотворении.

Уточнить представление об особенностях поэтического текста: использование сравнений, эпитетов, олицетворений, приема контраста.

Сравнивать стихотворения, характер ветра в разных стихотворениях.




Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определение настроения произведений, нахождение в тексте отражения авторской позиции.

Объяснение выбора слов, используемых в произведениях для выражения его настроения, для создания поэтических образов.

Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений.

Сравнение стихотворений.

Организационный момент. Настрой на урок.

-Приглашаю вас на урок литературного чтения. Надеюсь, ребята, на вашу активность, интересные ответы; порадуем наших гостей.

I.Подготовка к восприятию темы урока, проверка домашнего задания.

-С каким поэтическим произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Колыбельная песня» А.Н. Майкова).

-Каких нянек позвала мать к сыну? (ветер, солнце и орла)

-Почему подробно говорится только о ветре? (именно он качал ребенка, остальные «няньки» ушли «домой»)

Прослушаем этот диалог в исполнении наших учеников.

-Каким вы представляете образ ветра в этом стихотворении? (молодой, заботливый, нежный)

-Что помогло вам представить ветер? (слова, выражения, используемые поэтом)

II. Формулирование темы урока, определение цели урока.

1.Поэты, писатели создают литературный образ с помощью слов. Какие еще виды искусства создают образ? (музыка, живопись) Выставляются карточки: литература, живопись, музыка.

Предположите тему сегодняшнего урока. О чем мы будем размышлять?

(Будем наблюдать над тем, как создается образ ветра в разных видах искусства.) Выставляется карточка – тема урока.

2.Работа с эпиграфом.

Эпиграф (греч.) – цитата, пословица, поговорка, помещаемая перед текстом. Эпиграф помогает лучше выразить, раскрыть тему.

-Прочитайте эпиграф к уроку (на доске) «Ветер крутится и мчится-

Вихрем листья, шум и стон…»

-Какой это ветер? (осенний) Каким вы представляете такой ветер?

Осенний ветер – холодный, быстрый, озорной, игривый…

Исследуем в ходе урока, подходит ли этот эпиграф к одному или нескольким образам, с которыми мы познакомимся.

III. Анализ стихотворения М.В. Исаковского «Ветер» (с.83 учебник)

1.Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973) – русский поэт (портрет). Талант Исаковского раскрылся ярко, когда он обратился к жанру песни. Положенные на музыку, песни Исаковского получили популярность в народе. Михаил Исаковский – автор песен «Катюша», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Ой, цветёт калина» и других.

2.Чтение учителем стихотворения «Ветер».

3. Анализ стихотворения.

-Кто герой стихотворения? (ветер)

-Как ветер показан в стихотворении: через его внешний вид, через его звучание, действия? (образ раскрывается через действия ветра)

-Назовите, подчеркните глаголы, показывающие действия ветра (вышел, постучал, пожурил, поиграл, пробежал, полетел)

-Все ли значения слов понятны?

Пожурил – сделал легкий выговор, слегка поругал.

-Предположите, за что мог ветер «пожурить» воробьев?

-Назовите наречия, которые ярко, точно помогают представить действия ветра? (осторожно, немного, бодро, вперегонку)

Работа в парах.

Задание: Какой образ ветра изобразил М.Исаковский? Выберите подходящие слова для описания этого образа из набора карточек-слов.

Каждой паре предлагается набор карточек- слов:

молодой

любопытный

игривый

любознательный

быстрый

общительный

нежный

заботливый

могучий

свободный

сильный

смелый

озорной

задорный

Обсуждение ответов, на доске появляются карточки.

Созвучен ли этот образ с образом ветра из «Колыбельной песни» А.Майкова? В чем? (заботливый, нежный, осторожный)

3.Выразительное чтение стихотворения детьми.

При чтении передайте образ ветра, созданный М.Исаковским.





IV. Анализ отрывка из сказки А.С.Пушкина (с.83 учебник)

1.Послушайте стихотворные строчки великого русского поэта А.С.Пушкина (портрет).

-Из какого произведения этот отрывок? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

2.Чтение отрывка подготовленным учеником.

Такой ли образ ветра рисует Пушкин, что и в стихотворении Исаковского? Отбор карточек (нет, у Пушкина ветер могучий, сильный, свободный, смелый). 

-Подтвердите это строчками стихотворения.

Могучий – «ты гоняешь стаи туч», свободный – «всюду веешь на просторе», смелый – «не боишься никого».

Словарная работа.

Простор – свободное, обширное пространство, раздолье.

Могучий – мощный, сильный.

Чтение стихотворения учениками.

-Удалось ли ученику (имя) передать при чтении такой образ? Кто еще прочитает стихотворение? (2-3 чел.)

-С помощью какого художественного приема поэты помогают нам УВИДЕТЬ ветер? (олицетворение)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.

-А можем ли мы, прочитав стихотворение, УСЛЫШАТЬ ветер? (да, авторы используют прием аллитерации – слова с шипящими звуками, имитирующие шум ветра) (гоняешь, волнуешь, веешь, не боишься)

3.Сравните поэтический образ ветра, созданный Пушкиным и представленный нами с образом, созданным художниками-мультипликаторами.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Восприятие: -совпали наши рассуждения с образом, созданным художниками-мультипликаторами?(могучий, сильный, свободный, смелый). 

V. Образы ветра в живописи и в музыкальном произведении.

Рассмотрите репродукцию картины  русского художника Аркадия Александровича Рылова  (с.180 учебник)

-Прочитайте названия картины. («Зеленый шум»)

-Исследуем, как художником создается образ ветра?

1.Работа с репродукцией картины А.Рылова «Зеленый шум» (мультимедийный показ).

-Вы действительно ВИДИТЕ ветер на картине? Как добивается этого художник?

А.Рылов изобразил сильный ветер на картине, отклоняя ветви деревьев на переднем плане. На заднем плане картины мы видим реку, поверхность которой неспокойна, волнуется. На плывущих по реке кораблях туго натянуты паруса.

А СЛЫШИМ ли мы ветер? Можем ПОЧУВСТВОВАТЬ его?

Можно услышать шум листвы, почувствовать жаркий знойный воздух летнего дня и прохладу реки, которую приносит ветер.

2. -Предлагаю вам теперь представить образы, которые созданы звуками.

-Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский создал музыкальное произведение «Времена года». Прослушайте музыкальный фрагмент из этого произведения «Октябрь. Осенняя песнь».

-Глядя на осенние пейзажи родной природы, представьте, как она готовиться к зиме (сопровождение слайдами «Времена года. Осень.»)

-Выразите свое эмоциональное впечатление, закончив предложение (Работа индивидуально)







Карточка. Какие картины, образы вы представили, слушая музыку?

Слушая музыку, я представил (а)_____________________________________________________

_______________________________________________________.

Чтение высказываний.

VII. Подведение итогов урока.

-Подходит ли эпиграф «Ветер крутится и мчится-

Вихрем листья, шум и стон…»

к одному или нескольким образам ветра, представленным в поэзии, музыке, живописи, с которыми мы знакомились на уроке?

-Подходит в стихотворении М.Исаковского, в музыкальном отрывке П.Чайковского.

VIII. Рефлексия.

-Удалось ли нам на уроке исследовать заданную тему: «Создание образа в разных видах искусства»? Кроме этого мы «прикоснулись» к нашей великой русской культуре.

-Какой образ запомнился ярче?

-Какой этап урока, задание вызвали наибольший интерес?

Домашнее задание: с.83, выучите стихотворение М.Исаковского «Ветер».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!