СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образец анализа лирического текста для 5 класса (на примере стихотворения И. З. Сурикова «Зима»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ выполнен простым, доступным для понимания детей языком, но в то же время содержит базовые теоретико-литературные понятия с указанием их роли в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Образец анализа лирического текста для 5 класса (на примере стихотворения И. З. Сурикова «Зима»).»


Примерный образец анализа лирического текста

(стихотворения И. З. Сурикова «Зима»).


Зима – суровое время, но и в нем есть своя неповторимая прелесть. Красоту и очарование этого времени года сумел передать в своем стихотворении «Зима» поэт 19 века И.З. Суриков.

Начинается произведение неспешно, с описания самого чудесного, пожалуй, зимнего явления – медленно кружащегося и опускающегося на землю волшебства:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится…

Описывая снег, поэт употребляет эпитет «пушистый», чтобы подчеркнуть, какой он легкий и нежный. Но особенно меня восхищает подбор глаголов: «кружится, падает, ложится». Зачем сразу три, когда и так понятно, что снег покрывает землю? Дело в том, именно эти слова помогают автору показать, как сказочно преображается мир: снежинка такая маленькая, что, казалось бы, ее шансы изменить что-то безмерно малы. Но миллионы снежинок незаметно для человеческого глаза работают, как фабрика красоты. И вот уже, вместо осенней серости и слякоти, – зима…

Композиция стихотворения проста: оно состоит из четырех строф, последовательно описывающих новый, только что рожденный мир.

Снег шел вчера, а сегодня перед нами – белое поле, подчеркнуть бесконечность которого поэту помогает сравнение «точно пеленою…»

Взглянешь в другую сторону – лес, еще недавно голый и темный, а сейчас он «шапкой принакрылся чудной». Олицетворение «лес принакрылся, заснул» заставляет нас понять, что мир вокруг нас живой и красоту эту надо беречь.

Финал произведения, на первый взгляд, кажется грустным:

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало…

Но признавая некую печаль зимней поры, Иван Захарович делает это светло и мирно, даже неуютную минусовую температуру называя «морозцем» и употребляя уменьшительно-ласкательный суффикс.

Наступает зима, и в душу нисходит покой, ощущением которого проникнут весь текст. Хорей в сочетании с женскими рифмами (морозцем – коротки), безусловно, способствует яркой передаче этого мирного и светлого настроения.

Такие произведения учат нас видеть красоту мгновения, замечать несказанное в обычном и любить свою землю.


Иван Суриков

«Зима»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.


И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.


Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…


Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, —

Вот пришли морозцы —

И зима настала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!