СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образно-графические средства подачи материала по теме "Аграрная политика П.А. Столыпина"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит м\м образно-графическую модель "Колос" - как образ аграрной политики П.А.Столыпина. Используя ее, можно раскрыть вопрос о целях и мероприятиях аграрной рефлрмы. Средства наглядности и образности позволяют активизировать познавательную деятельность учеников и делать подачу материала более доступной.

Просмотр содержимого документа
«Образно-графические средства подачи материала по теме "Аграрная политика П.А. Столыпина"»

Образно – графические средства подачи материала при изучении темы «Аграрная реформа П.А. Столыпина » Из опыта работы Филимонович Л.В.

Образно – графические средства подачи материала при изучении темы «Аграрная реформа П.А. Столыпина »

Из опыта работы

Филимонович Л.В.

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина. Задачи урока: выяснить цели, основные мероприятия и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина, показать противоречивый характер ее результатов Дать представление учащимся о реформаторском пути выхода из революции . План урока.  1.Личность П.А. Столыпина.  2.Цели аграрной реформы.  3.Основные мероприятия реформы.  4.Осуществление реформы.  5.Итоги и значение реформы Столыпина.

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Задачи урока:

  • выяснить цели, основные мероприятия и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина,
  • показать противоречивый характер ее результатов
  • Дать представление учащимся о реформаторском пути выхода из революции .

План урока. 1.Личность П.А. Столыпина. 2.Цели аграрной реформы. 3.Основные мероприятия реформы. 4.Осуществление реформы. 5.Итоги и значение реформы Столыпина.

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.  ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ :  Деятельность Столыпина вызывала споры у современников; по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политических деятелей России начала 20 века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников. «Столыпинская реакция», «столыпинские галстуки» - говорили одни, «борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» - возражали другие. Почему такими противоречивыми были отзывы современников…и потомков? В. В. Шульгин, сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа – вопреки народу». Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней?

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ :

  • Деятельность Столыпина вызывала споры у современников; по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политических деятелей России начала 20 века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников. «Столыпинская реакция», «столыпинские галстуки» - говорили одни, «борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» - возражали другие.
  • Почему такими противоречивыми были отзывы современников…и потомков?
  • В. В. Шульгин, сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа – вопреки народу». Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней?
Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина. Графическая модель : «Колос» Материал темы иллюстрируется в виде Колоса , элементы которого символизируют цели и мероприятия аграрной политики

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Графическая модель : «Колос»

Материал темы иллюстрируется в виде Колоса , элементы которого символизируют цели и мероприятия аграрной политики

9 ноября 1906 г Выход крестьян Образование из общины Переселение хуторов и отрубов Закрепление крестьян за Урал Формирование наделов в «Успокоение страны» слоя собственников собственность  продолжение Сохранение в деревне – опоры модернизации  монархии помещичьего землевладения  России Цели реформы Мероприятия реформы

9 ноября

1906 г

Выход крестьян

Образование

из общины

Переселение

хуторов и отрубов

Закрепление

крестьян за Урал

Формирование

наделов в

«Успокоение страны»

слоя собственников

собственность

продолжение

Сохранение

в деревне – опоры

модернизации

монархии

помещичьего

землевладения

России

Цели реформы

Мероприятия реформы

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.  Задание: на основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.   ДОКУМЕНТ №1   «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючие материалы, готовые вспыхнуть по каждому поводу».   ( Цель: «успокоение» страны , отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Задание: на основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы. ДОКУМЕНТ №1 «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючие материалы, готовые вспыхнуть по каждому поводу». ( Цель: «успокоение» страны , отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина. Задание: на основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.   ДОКУМЕНТ №2  «Не крупной землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».   (Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.) 

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Задание: на основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

ДОКУМЕНТ №2

«Не крупной землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий». (Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.) 

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.  Задание: на основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.    ДОКУМЕНТ № 3  «Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении».   (Цель: продолжение модернизации России)

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Задание: на основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

ДОКУМЕНТ № 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении». (Цель: продолжение модернизации России)

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.   Основные мероприятия реформы . ДОКУМЕНТ № 1.  «Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.   Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению домохозяина.… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…   Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли…имеет право требовать, чтобы общество выделило ему…соответственный участок, по возможности, к одному месту».

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Основные мероприятия реформы .

ДОКУМЕНТ № 1. «Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению домохозяина.… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником… Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли…имеет право требовать, чтобы общество выделило ему…соответственный участок, по возможности, к одному месту».

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.   Основные мероприятия реформы . ДОКУМЕНТ №4   Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907г.:   «Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Основные мероприятия реформы .

ДОКУМЕНТ №4 Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907г.: «Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.   Основные мероприятия реформы . ДОКУМЕНТ №5   Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907г.:   «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Основные мероприятия реформы .

ДОКУМЕНТ №5 Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907г.: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина. Работая с образно-графической моделью «КОЛОС» , выполняются задания. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ   1.Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?   2.Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин?   3.Какова процедура выделения из общины?

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

Работая с образно-графической моделью «КОЛОС» ,

выполняются задания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ 1.Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? 2.Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? 3.Какова процедура выделения из общины?

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина. 5.Итоги и значение реформы П.А.Столыпина.   Задание: соотнесите цели реформы и ее результаты; сделайте вывод об успехе реформы.    Итог урока: ученики  дают общую оценку столыпинской реформе и определяют, какое влияние она оказала на дальнейшее развитие России.   Заключение: (актуальность темы) сейчас наша страна также переживает время реформ. В этих условиях особенно важно понять, какие проблемы, не решенные в России в начале ХХ века, возвращаются к нам сегодня.

Тема: Аграрная реформа П. А.Столыпина.

5.Итоги и значение реформы П.А.Столыпина. Задание: соотнесите цели реформы и ее результаты; сделайте вывод об успехе реформы. Итог урока: ученики дают общую оценку столыпинской реформе и определяют, какое влияние она оказала на дальнейшее развитие России. Заключение: (актуальность темы) сейчас наша страна также переживает время реформ. В этих условиях особенно важно понять, какие проблемы, не решенные в России в начале ХХ века, возвращаются к нам сегодня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!