СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образно-графические средства подачи материала по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезна тем, кто любит на уроках использовать наглядность, презентации. Образно-графическая систематизация материала поможет учащимся в доступной форме усвоить новую тему. Образность, наглядность активизирует познавательную деятельность учеников.

Просмотр содержимого документа
«Образно-графические средства подачи материала по истории»

Образно – графические средства подачи материала при изучении темы «Правление князя Владимира Святославича» Из опыта работы Филимонович Л.В.

Образно – графические средства подачи материала при изучении темы «Правление князя Владимира Святославича»

Из опыта работы

Филимонович Л.В.

Тема: «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015)» Цели:  познакомить учащихся с правлением князя Владимира   формировать умения давать собственную оценку личности князя  объяснять историческое значение его деятельности  оперировать историческими датами, читать историческую карту. Оборудование: карта, изображение князя Владимира, карточки с терминами, именами, датами, м\м образно-графическая модель «СОЛНЦЕ»

Тема: «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ

ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

(980 – 1015)»

Цели:

  • познакомить учащихся с правлением князя Владимира
  •   формировать умения давать собственную оценку личности князя
  • объяснять историческое значение его деятельности
  • оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Оборудование:

  • карта, изображение князя Владимира,
  • карточки с терминами, именами, датами,
  • м\м образно-графическая модель «СОЛНЦЕ»
План урока:  1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3.Изучение нового материала.  Личность Владимира.  Внутренняя и внешняя политика.  Крещение Руси: причины и последствия. 4.Закрепление изученного. 5.Подведение итогов, запись домашнего задания.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Изучение нового материала.

  • Личность Владимира.
  • Внутренняя и внешняя политика.
  • Крещение Руси: причины и последствия.

4.Закрепление изученного.

5.Подведение итогов, запись домашнего задания.

ХОД УРОКА: Учитель кратко рассказывает о личности Владимира и о его приходе к власти, акцентируя внимание на жестокости князя – язычника.  На доске схема:     проблемы                  действия                  итоги Рассказ учителя о внутренней и внешней политике сопровождается показом образно-графической модели «СОЛНЦЕ».  После объяснения модель расшифровывается учениками.

ХОД УРОКА:

Учитель кратко рассказывает о личности Владимира и о его приходе к власти, акцентируя внимание на жестокости князя – язычника.

На доске схема: 

проблемы                  действия                  итоги

Рассказ учителя о внутренней и внешней политике сопровождается показом образно-графической модели «СОЛНЦЕ».

После объяснения модель расшифровывается учениками.

 Графическая модель : «СОЛНЦЕ» Материал темы иллюстрируется в виде солнца, где «лучи» – основные мероприятия внутренней и внешней политики князя Владимира. РАСШИФРОВКА образно-графической модели: ученики должны объяснить почему современники называли князя Владимира «Красно солнышко»?  показать ,что было общего и чем отличалась политика и  деятельность князя Владимира и первых киевских князей  раскрыть какой вклад в развитие Древнерусского государства внес этот князь.

Графическая модель : «СОЛНЦЕ»

Материал темы иллюстрируется в виде солнца, где «лучи» – основные мероприятия внутренней и внешней политики князя Владимира.

РАСШИФРОВКА образно-графической модели:

  • ученики должны объяснить почему современники называли князя Владимира «Красно солнышко»?
  • показать ,что было общего и чем отличалась политика и

деятельность князя Владимира и первых киевских князей

  • раскрыть какой вклад в развитие Древнерусского государства внес этот князь.

Крещение Руси Расширение границ государства Борьба за власть Заботился о дружине Подчинение восточнославянских племен Строительство городов Владимир Владимир Святославич Святославич (……..) (Красно Солнышко) Оборонительные Военные походы рубежи

Крещение

Руси

Расширение границ

государства

Борьба за власть

Заботился о

дружине

Подчинение восточнославянских племен

Строительство городов

Владимир

Владимир

Святославич

Святославич

(……..)

(Красно Солнышко)

Оборонительные

Военные походы

рубежи

Тема: Аграрная реформа П.А.Столыпина. Графическая модель : «Колос» Материал темы иллюстрируется в виде Колоса , элементы которого символизируют цели и мероприятия аграрной политики    Проблемное задание :  В. В. Шульгин, сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа – вопреки народу». Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней?   Цель урока: 1. Раскрыть цели и мероприятия аграрной политики П.А. Столыпина и показать противоречивый характер ее результатов.

Тема: Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Графическая модель : «Колос»

Материал темы иллюстрируется в виде Колоса , элементы которого символизируют цели и мероприятия аграрной политики

Проблемное задание :

В. В. Шульгин, сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа – вопреки народу». Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней?

Цель урока:

1. Раскрыть цели и мероприятия аграрной политики П.А. Столыпина и показать противоречивый характер ее результатов.

9 ноября 1906 г Выход крестьян Образование из общины Переселение хуторов и отрубов Закрепление крестьян за Урал Формирование наделов в Сохранение слоя собственников собственность Разрушение помещичьего в деревне общины землевладения Цели реформы Мероприятия реформы

9 ноября

1906 г

Выход крестьян

Образование

из общины

Переселение

хуторов и отрубов

Закрепление

крестьян за Урал

Формирование

наделов в

Сохранение

слоя собственников

собственность

Разрушение

помещичьего

в деревне

общины

землевладения

Цели реформы

Мероприятия реформы

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Графическая модель : «Цветок» Материал темы иллюстрируется в виде цветка, где «лепестки» – основные мероприятия внутренней и внешней политики князя Ярослава.  Проблемное задание :  1.Что дает основание историкам считать правление Ярослава Мудрого расцветом Древней Руси? 2.Почему летописцы назвали князя Ярослава Мудрым ?  Цель урока: 1.Показать как шел процесс формирования и укрепления государственности при Ярославе Мудром.

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Графическая модель : «Цветок»

Материал темы иллюстрируется в виде цветка, где «лепестки» – основные мероприятия внутренней и внешней политики князя Ярослава.

Проблемное задание :

1.Что дает основание историкам считать правление Ярослава Мудрого расцветом Древней Руси?

2.Почему летописцы назвали князя Ярослава Мудрым ?

Цель урока:

1.Показать как шел процесс формирования и укрепления государственности

при Ярославе Мудром.

Династические браки Борьба с печенегами «Русская правда» Сыновья- наместники Строительство церквей Строительство городов Укрепление международного авторитета Руси Установление четкого порядка управления государством Ярослав Мудрый Безопасность границ Распространение христианства Начало письменного законодательства Развитие просвещения

Династические

браки

Борьба с

печенегами

«Русская правда»

Сыновья-

наместники

Строительство церквей

Строительство

городов

Укрепление международного авторитета Руси

Установление четкого порядка управления государством

Ярослав

Мудрый

Безопасность границ

Распространение

христианства

Начало письменного

законодательства

Развитие

просвещения

Тема: «Возвышение Москвы». Графическая модель :«Перекресток » Материал темы иллюстрируется в виде «ПЕРЕКРЕСТКА» , символизирующего причины возвышения Москвы (объективные и субъективные).     Проблемное задание: Почему именно Москва стала лидером в процессе объединения русских земель ? Было ли это случайностью, капризом истории или исторической неизбежностью?     Цель урока: 1 .Показать, что главной причиной возвышения Москвы как объединительного центра русских земель стала более результативная и дальновидная политика московских князей

Тема: «Возвышение Москвы».

Графическая модель :«Перекресток »

Материал темы иллюстрируется в виде «ПЕРЕКРЕСТКА» , символизирующего причины возвышения Москвы (объективные и субъективные).

Проблемное задание:

Почему именно Москва стала лидером в процессе объединения русских земель ? Было ли это случайностью, капризом истории или исторической неизбежностью?

Цель урока:

1 .Показать, что главной причиной возвышения Москвы как объединительного центра русских земель стала более результативная и дальновидная политика московских князей

 Я В К Покровительственная политика ордынских ханов Москва стала духовным центром (резиденция митрополита с 1326 г. ) Союз московских князей с церковью М Результативная Выгодное географическое положение Москвы: 1.На пересечении торговых путей политика 2. Защищена лесами от набегов московских князей  московские князья расширяли владения и увеличивали богатства М.  ТВЕРЬ 1327г. Проордынская политика московских князей (интриги, хитрость, жестокость) ИВАН КАЛИТА

Я В К

Покровительственная политика ордынских ханов

Москва стала духовным центром

(резиденция митрополита

с 1326 г. )

Союз московских князей с церковью

М

Результативная

Выгодное географическое положение Москвы:

1.На пересечении торговых путей

политика

2. Защищена лесами от набегов

московских князей

московские князья

расширяли владения и увеличивали богатства М.

ТВЕРЬ

1327г.

Проордынская политика московских князей

(интриги, хитрость, жестокость)

ИВАН КАЛИТА

Тема: Политическое развитие России в VII в. Графическая модель :«Дерево » Материал темы иллюстрируется в виде дерева , символизирующего эволюцию государственного аппарата от сословно-представительной монархии к абсолютизму. «Ветви дерева» – изменения в государственном аппарате  Проблемное задание: 1.Что дает основание историкам говорить о переходе России к абсолютизму в 17 веке? 2. Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти в России в 17веке?   Цель урока: 1.Показать

Тема: Политическое развитие России в VII в.

Графическая модель :«Дерево »

Материал темы иллюстрируется в виде дерева , символизирующего эволюцию государственного аппарата от сословно-представительной монархии к абсолютизму. «Ветви дерева» – изменения в государственном аппарате

Проблемное задание:

1.Что дает основание историкам говорить о переходе России к абсолютизму в 17 веке?

2. Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти в России в 17веке?

Цель урока:

1.Показать

Земские соборы Ближняя Дума Приказы Воеводы Боярская Дума Самоуправление Абсолютная монархия Сословно-представительная монархия

Земские соборы

Ближняя Дума

Приказы

Воеводы

Боярская Дума

Самоуправление

Абсолютная монархия

Сословно-представительная монархия

Тема: Общественное движение в России в первой половине ХIХ в. Графическая модель :«Двуглавый орел » Материал темы иллюстрируется в виде двуглавого орла , символизирующего взгляды западников и славянофилов. «Сердце орла»- общее во взглядах; «крылья орла»- различия.    Проблемное задание: 1.Объясните смысл высказывания А.И. Герцена. 2. Что общего и в чем различие во взглядах западников и славянофилов?     Цель урока: 1.Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в начале 19в. 2.Показать, что Россия в начале 19 в. оставалась аграрной страной, в экономике которой преобладали феодальные черты.

Тема: Общественное движение в России в первой половине ХIХ в.

Графическая модель :«Двуглавый орел »

Материал темы иллюстрируется в виде двуглавого орла , символизирующего взгляды западников и славянофилов. «Сердце орла»- общее во взглядах;

«крылья орла»- различия.

Проблемное задание:

1.Объясните смысл высказывания А.И. Герцена.

2. Что общего и в чем различие во взглядах западников и славянофилов?

Цель урока:

1.Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в начале 19в.

2.Показать, что Россия в начале 19 в. оставалась аграрной страной, в экономике которой преобладали феодальные черты.

1 1 2 2 1. 2. 3. 4. Необходимость реформ «сверху» 3 3 Отмена крепостного права 4 4 Вера в процветание России Мирный путь преобразований 5 5 6 6 славянофилы западники «…Мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» А.И. Герцен

1

1

2

2

1.

2.

3.

4.

Необходимость

реформ «сверху»

3

3

Отмена крепостного

права

4

4

Вера в процветание

России

Мирный путь

преобразований

5

5

6

6

славянофилы

западники

«…Мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» А.И. Герцен

Тема: Внутренняя политика Николая I Графическая модель : «ДОМ» Материал темы иллюстрируется в виде Дома , элементы которого символизируют порядки в Николаевской России. «Фундамент»- цель политики; «стены»- черты политического режима; «крыша»- государственная идеология.  Проблемное задание : 1.Как вы считаете, Николай I реакционер или реформатор? 2.О каких чертах николаевского режима свидетельствуют мероприятия царя?   Цель урока: 1.Показать на примере мероприятий внутренней политики Николая отсутствие  стремления у царя к коренным преобразованиям и стремление поддерживать существующие порядки .

Тема: Внутренняя политика Николая I

Графическая модель : «ДОМ»

Материал темы иллюстрируется в виде Дома , элементы которого символизируют порядки в Николаевской России. «Фундамент»- цель политики; «стены»- черты политического режима; «крыша»- государственная идеология.

Проблемное задание :

1.Как вы считаете, Николай I реакционер или реформатор?

2.О каких чертах николаевского режима свидетельствуют мероприятия царя?

Цель урока:

1.Показать на примере мероприятий внутренней политики Николая отсутствие

стремления у царя к коренным преобразованиям и стремление поддерживать существующие порядки .

самодержавие православие Теория официальной народности народность Централизация власти Бюрократизация аппарата аппарата Военизация  Идеологический контроль Полицейский контроль САМОДЕРЖАВИЕ

самодержавие

православие

Теория

официальной

народности

народность

Централизация

власти

Бюрократизация

аппарата

аппарата

Военизация

Идеологический

контроль

Полицейский

контроль

САМОДЕРЖАВИЕ

Тема: ХХ съезд КПСС и его значение. Графическая модель :«ГУЛАГ » Материал темы иллюстрируется в виде ГУЛАГа с «колючей проволокой» , символизирующего сталинские репрессии и их жертв .      Проблемное задание: Согласны ли вы с мнением, что хрущевская десталинизация носила ограниченный непоследовательный характер?      Цель урока: 1 .Показать противоречивый характер реформаторских мероприятий Н.С. Хрущева. 2. Раскрыть значение ХХ съезда КПСС

Тема: ХХ съезд КПСС и его значение.

Графическая модель :«ГУЛАГ »

Материал темы иллюстрируется в виде ГУЛАГа с «колючей проволокой» , символизирующего сталинские репрессии и их жертв .

Проблемное задание:

Согласны ли вы с мнением, что хрущевская десталинизация носила ограниченный непоследовательный характер?

Цель урока:

1 .Показать противоречивый характер реформаторских мероприятий

Н.С. Хрущева.

2. Раскрыть значение ХХ съезда КПСС

ГУЛАГ ХХ съезд Сталинские репрессии Реабилитация –восстановление в правах, доброго имени, отмена необоснованного обвинения в отношении жертв сталинских репрессий 10 700 млн. тыс. к 1953 1956-1961 «ленинская гвардия» Специалисты- «вредители» ВРАГ НАРОДА «кулаки», казачество деятели культуры ученые военачальники военнопленные народы- «предатели»

ГУЛАГ

ХХ съезд

Сталинские репрессии

Реабилитация –восстановление в правах, доброго имени, отмена необоснованного обвинения в отношении жертв сталинских репрессий

10

700

млн.

тыс.

к 1953

1956-1961

«ленинская гвардия»

Специалисты- «вредители»

ВРАГ

НАРОДА

«кулаки», казачество

деятели культуры

ученые

военачальники

военнопленные

народы- «предатели»

Тема: Экономическая политика «красных» в годы Гражданской войны. Графическая модель : «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» Материал темы иллюстрируется в виде пятиконечной красной звезды, элементы которой соответствуют 5 основным мероприятиям политики «военного коммунизма»  Проблемное задание :  Почему экономическая политика «красных» в годы Гражданской войны называлась «военный коммунизм»? Какими причинами она была вызвана?  Цель урока: 1.Показать, что политика «военного коммунизма» была вызвана чрезвычайными условиями Гражданской войны и была направлена на концентрацию сил для победы большевиков.

Тема: Экономическая политика «красных» в годы Гражданской войны.

Графическая модель : «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

Материал темы иллюстрируется в виде пятиконечной красной звезды, элементы которой соответствуют 5 основным мероприятиям политики «военного коммунизма»

Проблемное задание :

Почему экономическая политика «красных» в годы Гражданской войны называлась «военный коммунизм»?

Какими причинами она была вызвана?

Цель урока:

1.Показать, что политика «военного коммунизма» была вызвана чрезвычайными условиями Гражданской войны и была направлена на концентрацию сил для победы большевиков.

Продразверстка Национализация Натурализация Трудовая Централизация повинность «Военный коммунизм» Почему? Цель? Вызвана чрезвычайными условиями Гражданской войны Сконцентрировать все силы для победы над противником Влияние идеологии на экономическую политику

Продразверстка

Национализация

Натурализация

Трудовая

Централизация

повинность

«Военный

коммунизм»

Почему?

Цель?

Вызвана чрезвычайными условиями Гражданской войны

Сконцентрировать все силы для победы над противником

Влияние идеологии

на экономическую политику

Тема: Переход к НЭПу. Графическая модель : «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» Материал темы иллюстрируется в виде пятиконечной красной звезды, элементы которой соответствуют 5 основным мероприятиям политики «военного коммунизма»,  и признакам НЭПа Проблемное задание :  1. Сравнить политику «военного коммунизма» с  политикой НЭПа? 2.Почему после Гражданской войны «красные» перешли к НЭПу?  Цель урока: 1.Раскрыть причины перехода «красных» к НЭПу как необходимость выйти из серьезного экономического и политического кризиса после войны. 2. Показать что нового появилось в экономической политике большевиков

Тема: Переход к НЭПу.

Графическая модель : «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

Материал темы иллюстрируется в виде пятиконечной красной звезды, элементы которой соответствуют 5 основным мероприятиям политики «военного коммунизма»,

и признакам НЭПа

Проблемное задание :

1. Сравнить политику «военного коммунизма» с политикой НЭПа?

2.Почему после Гражданской войны «красные» перешли к НЭПу?

Цель урока:

1.Раскрыть причины перехода «красных» к НЭПу как необходимость выйти из серьезного экономического и политического кризиса после войны.

2. Показать что нового появилось в экономической политике большевиков

Продразверстка Национализация Натурализация Трудовая Централизация повинность «Военный коммунизм» НЭП – «экономический НЭП – «всерьез и надолго»? Брест»? Продналог Децентрализация НОВАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА Денационализация Наемный труд Свобода торговли

Продразверстка

Национализация

Натурализация

Трудовая

Централизация

повинность

«Военный

коммунизм»

НЭП – «экономический

НЭП – «всерьез и надолго»?

Брест»?

Продналог

Децентрализация

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Денационализация

Наемный труд

Свобода торговли

Тема: Россия в Первой Мировой войне. Графическая модель : «ФЛАГИ» Материал темы иллюстрируется в виде флагов, символизирующих действия стран –участниц Первой Мировой войны. Стрелками указана последовательность вступления стран в войну и театры главных военных действий по годам.    Проблемное задание :  Какова роль России (Восточного фронта) в Первой мировой войне?    Цель урока: 1.Показать какой фронт был главным на каждом из этапов войны, какие главные события происходили на фронте с 1914 – 1916гг? 2.Как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916г?

Тема: Россия в Первой Мировой войне.

Графическая модель : «ФЛАГИ»

Материал темы иллюстрируется в виде флагов,

символизирующих действия стран –участниц Первой Мировой войны. Стрелками указана последовательность вступления стран в войну и театры главных военных действий по годам.

Проблемное задание :

Какова роль России

(Восточного фронта) в Первой мировой войне?

Цель урока:

1.Показать какой фронт был главным на каждом из этапов войны, какие главные события происходили на фронте с 1914 – 1916гг?

2.Как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916г?

1914 год ГЕРМАНИЯ РОССИЯ ПАРИЖ АВСТРО-ВЕНГРИЯ ФРАНЦИЯ 1915 год РОССИЯ ПАРИЖ ГЕРМАНИЯ АВСТРО-ВЕНГРИЯ ФРАНЦИЯ 1916 год ГЕРМАНИЯ РОССИЯ ВЕРДЕН АВСТРО-ВЕНГРИЯ ФРАНЦИЯ БРУСИЛОВ

1914 год

ГЕРМАНИЯ

РОССИЯ

ПАРИЖ

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

ФРАНЦИЯ

1915 год

РОССИЯ

ПАРИЖ

ГЕРМАНИЯ

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

ФРАНЦИЯ

1916 год

ГЕРМАНИЯ

РОССИЯ

ВЕРДЕН

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

ФРАНЦИЯ

БРУСИЛОВ

Тема: Социально-экономическое развитие России в начале ХIХ в. Графическая модель :«Дерево » Материал темы иллюстрируется в виде дерева , символизирующего отдельные черты развития с/х и промышленности России в 19в. «Листья дерева» , смотрящие вниз –феодальные черты, а смотрящие вверх –капиталистические   Проблемное задание: Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России начала 19 в.    Цель урока: 1.Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в начале 19в. 2.Показать, что Россия в начале 19 в. оставалась аграрной страной, в экономике которой преобладали феодальные черты.

Тема: Социально-экономическое развитие России в начале ХIХ в.

Графическая модель :«Дерево »

Материал темы иллюстрируется в виде

дерева , символизирующего отдельные черты развития с/х и промышленности России в 19в.

«Листья дерева» , смотрящие вниз –феодальные черты, а смотрящие вверх –капиталистические

Проблемное задание:

Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России начала 19 в.

Цель урока:

1.Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в начале 19в.

2.Показать, что Россия в начале 19 в. оставалась аграрной страной, в экономике которой преобладали феодальные черты.

Сельское хозяйство Промышленность Барщина и 6 оброк  Появление пролетариата 11 9 7  Примитивная с/техника 1 2 5 8 5 7 . 6 4. Крепостной труд в промышленности 12 10 3 11 4 Использование удобрений Наемный труд в деревне 1 3 Связь хозяйств с рынком 10  Низкая урожайность 8 Натуральное хозяйство 12  Применение с/ машин Расслоение крестьян Фабричное производство 2 9

Сельское хозяйство

Промышленность

Барщина и

6

оброк

Появление

пролетариата

11

9

7

Примитивная

с/техника

1

2

5

8

5

7 .

6

4.

Крепостной труд в

промышленности

12

10

3

11

4

Использование

удобрений

Наемный

труд в деревне

1

3

Связь хозяйств

с рынком

10

Низкая

урожайность

8

Натуральное

хозяйство

12

Применение

с/ машин

Расслоение

крестьян

Фабричное

производство

2

9

Народное ополчение 1 2 Рязань Нижний Новгород 1611 г. 1612 г. Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Прокопий Ляпунов  Дворяне, посадские люди, казаки Дворяне, посадские люди, казаки Сбор средств Патриотический подъем Внутренние разногласия между дворянами и казаками Победа ополчения Освобождение Москвы от поляков Убийство П. Ляпунова Распад ополчения 4 ноября День народного единства

Народное ополчение

1

2

Рязань

Нижний Новгород

1611 г.

1612 г.

Кузьма Минин

Дмитрий Пожарский

Прокопий Ляпунов

Дворяне, посадские люди,

казаки

Дворяне, посадские люди,

казаки

Сбор средств

Патриотический подъем

Внутренние разногласия

между дворянами и казаками

Победа ополчения

Освобождение Москвы

от поляков

Убийство П. Ляпунова

Распад ополчения

4 ноября

День народного

единства

Тема: «Возвышение Москвы». Графическая модель :«Перекресток » Материал темы иллюстрируется в виде «ПЕРЕКРЕСТКА» , символизирующего причины возвышения Москвы (объективные и субъективные).   Проблемное задание: Почему именно Москва стала лидером в процессе объединения русских земель и во главе борьбы с ордынцами?     Цель урока: 1 .Показать противоречивый характер реформаторских мероприятий Н.С. Хрущева. 2. Раскрыть значение ХХ съезда КПСС

Тема: «Возвышение Москвы».

Графическая модель :«Перекресток »

Материал темы иллюстрируется в виде «ПЕРЕКРЕСТКА» , символизирующего причины возвышения Москвы (объективные и субъективные).

Проблемное задание:

Почему именно Москва стала лидером в процессе объединения русских земель и во главе борьбы с ордынцами?

Цель урока:

1 .Показать противоречивый характер реформаторских мероприятий Н.С. Хрущева.

2. Раскрыть значение ХХ съезда КПСС

 Я В К М ТВЕРЬ ИВАН КАЛИТА

Я В К

М

ТВЕРЬ

ИВАН КАЛИТА

 Я В К Покровительственная политика ордынских ханов Москва стала духовным центром (резиденция митрополита с 1326 г. ) М Выгодное географическое положение Москвы: 1.На пересечении торговых путей 2. Защищена лесами от набегов  московские князья расширяли владения и увеличивали богатства М.  ТВЕРЬ 1327г. Проордынская политика московских князей (интриги, хитрость, жестокость) ИВАН КАЛИТА

Я В К

Покровительственная политика ордынских ханов

Москва стала духовным центром

(резиденция митрополита

с 1326 г. )

М

Выгодное географическое положение Москвы:

1.На пересечении торговых путей

2. Защищена лесами от набегов

московские князья

расширяли владения и увеличивали богатства М.

ТВЕРЬ

1327г.

Проордынская политика московских князей

(интриги, хитрость, жестокость)

ИВАН КАЛИТА

Тема: Внутренняя политика Екатерины II. Графическая модель :«Лампа » Материал темы иллюстрируется в виде «светящейся лампочки» , символизирующей политику «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II     Проблемное задание: Какую оценку политики Екатерины II вы считаете наиболее правильной: «Просвещенный абсолютизм Екатерины II-  желание императрицы создать себе имидж умной просвещенной женщины» «…желание добиться всеобщего благосостояния»?      Цель урока: 1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II.

Графическая модель :«Лампа »

Материал темы иллюстрируется в виде «светящейся лампочки» , символизирующей политику «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Проблемное задание:

Какую оценку политики Екатерины II вы считаете наиболее правильной:

«Просвещенный абсолютизм Екатерины II-

  • желание императрицы создать себе имидж умной просвещенной женщины»
  • «…желание добиться всеобщего благосостояния»?

Цель урока:

1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для

укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Просвещенный абсолютизм Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо Cоюз монарха с философами(просвещенный монарх на троне) Забота монарха об общем  благосостоянии либеральные Монарх дарует хорошие Монархия –лучшая  законы и сам их соблюдает реформы форма правления Идеи в интересах государства От ФридрихаII – Просвещения до французской Нужно просвещать нацию революции Сделать государство Благоденствие подданных процветающим, изобильным Ввести добрый порядок в государстве, заставить соблюдать законы Принять хорошие Сделать государство законы сильным, внушающим уважение соседям На троне мудрый просвещенный монарх Какие мероприятия проводила ЕкатеринаII в духе «Просвещенного абсолютизма»? Вывод: «Просвещенный абсолютизм» - попытка провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия.

Просвещенный абсолютизм

Вольтер, Монтескье,

Дидро, Руссо

Cоюз монарха с

философами(просвещенный монарх на троне)

Забота монарха

об общем

благосостоянии

либеральные

Монарх дарует хорошие

Монархия –лучшая

законы и сам их соблюдает

реформы

форма правления

Идеи

в интересах государства

От ФридрихаII –

Просвещения

до французской

Нужно просвещать нацию

революции

Сделать государство

Благоденствие подданных

процветающим, изобильным

Ввести добрый порядок в государстве, заставить соблюдать законы

Принять хорошие

Сделать государство

законы

сильным, внушающим уважение соседям

На троне мудрый

просвещенный монарх

Какие мероприятия проводила ЕкатеринаII в духе «Просвещенного абсолютизма»?

Вывод: «Просвещенный абсолютизм» - попытка провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия.

Тема: Этапы закрепощения крестьян в ХV- ХVII в.в. Наглядный образ :«Светофор » Материал темы иллюстрируется в виде «светофора» , разноцветные сигналы которого символизируют этапы закрепощения крестьян. (красный-запрет переходов)         Проблемное задание:  Каковы главные причины закрепощения крестьян в России?           Цель урока: 1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Тема: Этапы закрепощения крестьян в ХV- ХVII в.в.

Наглядный образ :«Светофор »

Материал темы иллюстрируется в виде «светофора» , разноцветные сигналы которого символизируют этапы закрепощения крестьян. (красный-запрет переходов)

Проблемное задание:

Каковы главные причины закрепощения крестьян в России?

Цель урока:

1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для

укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Соборное уложение 1649 год Юридическое оформление крепостного права Бессрочный сыск беглых крестьян Урочные лета 1597 г. 5- летний срок сыска беглых крестьян Заповедные лета 1581 г. Отмена юрьева дня Судебник 1550 г. Юрьев день Увеличение размера пожилого Судебник 1497 г. Юрьев день пожилое

Соборное уложение 1649 год

Юридическое оформление крепостного права

Бессрочный сыск беглых крестьян

Урочные лета 1597 г.

5- летний срок сыска беглых крестьян

Заповедные лета

1581 г.

Отмена юрьева дня

Судебник 1550 г.

Юрьев день

Увеличение размера пожилого

Судебник 1497 г.

Юрьев день

пожилое

Охарактеризуйте процесс закрепощения крестьян. Объясните причины появления законодательных актов о закрепощении крестьян именно в данный период исторического времени. ДАТА Законодательный акт Содержание акта Причины его появления

Охарактеризуйте процесс закрепощения крестьян.

Объясните причины

появления законодательных актов о закрепощении крестьян именно в данный период исторического времени.

ДАТА

Законодательный акт

Содержание акта

Причины его появления

Тема: «Внутренняя и внешняя политика Ивана Калиты» . Графическая модель :«Кошель » Материал темы иллюстрируется в виде «Кошелька» , символизирующего политику Ивана Калиты, направленную на рост богатства и политического влияния Москвы .           «Был ты видом сильно противен, Сердцем – подл… Но не в этом суть: Исторически прогрессивен Оказался твой жизненный путь». Согласуется ли эта точка зрения об Иване Калите с фактами истории?           Цель урока: 1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Тема: «Внутренняя и внешняя политика Ивана Калиты» .

Графическая модель :«Кошель »

Материал темы иллюстрируется в виде «Кошелька» , символизирующего политику Ивана Калиты, направленную на рост богатства и политического влияния Москвы .

«Был ты видом сильно противен,

Сердцем – подл…

Но не в этом суть:

Исторически прогрессивен Оказался твой жизненный путь».

Согласуется ли эта точка зрения об Иване Калите с фактами истории?

Цель урока:

1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для

укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Жестокий и хитрый правитель ? Дальновидный и мудрый правитель ? Всегда подавал милостыню Жестоко подавил Восстание в Твери в 1327 г. ИВАН КАЛИТА Расширял земельные владения Москвы Заложил основы могущества Москвы Преданность Ордынскому хану Пополнял московскую  казну , утаивая часть дани Жестоко расправлялся с политическими противниками Установил высокие поборы с русских земель Не допускал карательных походов ордынцев

Жестокий и хитрый правитель ?

Дальновидный и мудрый правитель ?

Всегда подавал

милостыню

Жестоко подавил

Восстание в Твери в

1327 г.

ИВАН КАЛИТА

Расширял земельные

владения Москвы

Заложил основы могущества Москвы

Преданность

Ордынскому

хану

Пополнял московскую

казну ,

утаивая часть дани

Жестоко расправлялся

с политическими

противниками

Установил высокие

поборы с русских земель

Не допускал карательных

походов ордынцев

Тема: «Выход России из Смуты» . Графическая модель :«Щит » Материал темы иллюстрируется в виде «Щита» , символизирующего защиту и освобождение Москвы от интервентов,  1 и 2 ополчением в период Смуты .          Проблемное задание:  Какую роль в выходе страны из Смуты сыграло 1 и 2 ополчения?           Цель урока: 1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Тема: «Выход России из Смуты» .

Графическая модель :«Щит »

Материал темы иллюстрируется в виде «Щита» , символизирующего защиту и освобождение Москвы от интервентов,

1 и 2 ополчением в период Смуты .

Проблемное задание:

Какую роль в выходе страны из Смуты сыграло 1 и 2 ополчения?

Цель урока:

1 .Показать , что политика Просвещенного абсолютизма заключалась в использовании ряда положений просветительской идеологии для

укрепления крепостного строя в условиях начавшегося его разложения.

Народное ополчение 1 2 Рязань Нижний Новгород 1611 г. 1612 г. Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Прокопий Ляпунов  Дворяне, посадские люди, казаки Дворяне, посадские люди, казаки Сбор средств Патриотический подъем Внутренние разногласия между дворянами и казаками Победа ополчения Освобождение Москвы от поляков Убийство П. Ляпунова Распад ополчения 4 ноября День народного единства

Народное ополчение

1

2

Рязань

Нижний Новгород

1611 г.

1612 г.

Кузьма Минин

Дмитрий Пожарский

Прокопий Ляпунов

Дворяне, посадские люди,

казаки

Дворяне, посадские люди,

казаки

Сбор средств

Патриотический подъем

Внутренние разногласия

между дворянами и казаками

Победа ополчения

Освобождение Москвы

от поляков

Убийство П. Ляпунова

Распад ополчения

4 ноября

День народного

единства

Тема: Новгородская земля. Наглядный образ:«Колокол » Материал темы иллюстрируется в виде «колокола» , символизирующего вечевые порядки Новгородской земли          Проблемное задание: 1.Чем отличалось политическое устройство Новгорода от остальной Руси? 2.Почему в Новгороде сложилась своя особенная форма политического управления?          Цель урока: 1 .Показать, что отличительной особенностью политического устройства Новгорода был вечевой порядок 2. Раскрыть каким было соотношение политических сил в Новгородской республике

Тема: Новгородская земля.

Наглядный образ:«Колокол »

Материал темы иллюстрируется в виде «колокола» , символизирующего вечевые порядки Новгородской земли

Проблемное задание:

1.Чем отличалось политическое устройство Новгорода от остальной Руси?

2.Почему в Новгороде сложилась своя особенная форма политического управления?

Цель урока:

1 .Показать, что отличительной особенностью политического устройства Новгорода был вечевой порядок

2. Раскрыть каким было соотношение политических сил в Новгородской республике

Демократия ? ? вече  бояре посадник Новгородская республика Боярская республика князь

Демократия

?

?

вече

бояре

посадник

Новгородская

республика

Боярская

республика

князь

Венчание на царство ИВАНА Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.

Венчание на царство ИВАНА

Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.

Надеюсь, что мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.

Надеюсь, что мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.

Рюрик Новгород Киев

Рюрик

Новгород

Киев

Жалованная грамота дворянству

Жалованная

грамота

дворянству


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!