СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образность и вдохновенность поэтического слова (5 класс, факультативное занятие)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образность и вдохновенность поэтического слова (5 класс, факультативное занятие)

Просмотр содержимого документа
«Образность и вдохновенность поэтического слова (5 класс, факультативное занятие)»

Атрощенко Юлия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Гимназия г. Каменца»


Тема: Образность и вдохновенность поэтического слова (5 класс, факультативное занятие)

Цель: обобщение и расширение представлений о выразительных возможностях слова в поэтической речи;

Задачи: углубить знания учащихся о лексических образных средствах; исследовать роль тропов в тексте; формировать умения находить, понимать и правильно употреблять в собственной речи изобразительно-выразительные средства; развивать интерес к искусству слова; способствовать духовному росту учащихся.

Учебные пособия:

1. Худенко, Л. А. Кладовая слов русского языка : 5-й класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Худенко. – Минск : Нар. ас-вета, 2010. – 64 с.

2. Худенко, Л. А. Кладовая слов русского языка : 5-й класс : пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Худенко. – Минск : Нар. асвета, 2010. – 127 с.

3. Жадейко, Ж. Ф. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь / Ж. Ф. Жадейко. – Минск : Аверсэв, 2019. – 125 с.

Оборудование: карточки с заданиями, мобильные телефоны с выходом в интернет.

Цели устойчивого развития: Цель 15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.

Эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)


Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!

– Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф к сегодняшнему занятию (учитель выразительно читает строки их стихотворения Е. Евтушенко, записанные на доске).

– Как вы думаете, какую мысль хотел донести нам писатель? (учащиеся высказывают предположения).

– Евгений Александрович просит нас бережно относиться к природе, так как наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов экологии человек уже расплачивается своим здоровьем, за это придётся платить и будущим поколениям. Мы должны искоренить в себе потребительское, «зверское» отношение к Земле, услышать голос природы, сохранить ее богатства.

– На сегодняшнем уроке мы поговорим о природе, ее чарующей красоте, важности для человека.

2. Введение в тему, целеполагание

– Подумайте, каким образом взаимодействуют между собою человек и природа? (питание, одежда, дома и т.д.)

– А как связаны литература, язык и природа? Задумывались ли вы, для чего и почему писатели так много внимания уделяют в своих произведениях природе? (эстетика, передать свои чувства, создать неповторимый образ и т.д.)

– В произведениях писателей природа часто выступает как отдельный герой. Какими приемами пользуются авторы, чтобы оживить деревья, вдохнуть силу в камень, сдвинуть гору с места? (образные средства)

– Сегодня перед нами стоит задача вспомнить, что такое метафора, эпитет, сравнение и олицетворение, закрепить умение находить их в художественных текстах, а также самим подобрать изобразительные средства для создания определенного образа.


3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения.

1. ЭПИТЕТ –

2. СРАВНЕНИЕ –

3. МЕТАФОРА –

4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ –

А. Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Б. Художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, помогающее живо представить их.

В. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Г. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.

Самопроверка выполнения задания:1 – Б, 2 – Г, 3 – В, 4 – А.


4. Новая тема

1. Анализ стихотворения Петра Вяземского «Первый снег».

Пётр Андреевич близко дружил с Пушкиным. Известно, что поэты посвящали стихи, поддерживали творческие начинания друг друга.

В произведении «Первый снег» живописное отображение окружающей природы служит лишь декорациями для размышления о скоротечности молодости. На фоне сверкающего снега происходят разнообразные события.

– Давайте прочтем стихотворение и поищем образные средства выразительности, которые помогли поэту так чудесно и тонко передать состояние природы в тот момент, когда выпал первый снег.

1) Выразительное чтение стихотворения учителем. Текст стихотворения раздается на листках. Объяснение непонятных слов.

Петр Вяземский

Первый снег

Приветствую душой и песнью первый снег.

С какою радостью нетерпеливым взглядом

Волнующихся туч ловлю мятежный бег,

Когда с небес они на землю веют хладом!


Сегодня новый вид окрестность приняла,

Как быстрым манием чудесного жезла;

Лазурью светлою горят небес вершины;

Блестящей скатертью подернулись долины,

И ярким бисером усеяны поля.

На празднике зимы красуется земля

И нас приветствует живительной улыбкой.

Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;

Там, темный изумруд посыпав серебром,

На мрачной со́сне он разрисовал узоры.

Рассеялись пары и засверкали горы,

И солнца шар вспылал на своде голубом.

Волшебницей зимой весь мир преобразован;

Цепями льдистыми покорный пруд окован

И синим зеркалом сравнялся в берегах.

Забавы ожили; пренебрегая страх,

Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой

И, празднуя зимы ожиданный возврат,

По льду свистящему кружатся и скользят.


2) Работа с текстом в парах.

– Прочитайте самостоятельно стихотворение, найдите и выделите разноцветными маркерами образные средства:

1. эпитет – красным цветом;

2. сравнение – голубым цветом;

3. метафора – зеленым цветом;

4. олицетворение –жёлтым цветом.


Петр Вяземский

Первый снег

Приветствую душой и песнью первый снег.

С какою радостью нетерпеливым взглядом

Волнующихся туч ловлю мятежный бег,

Когда с небес они на землю веют хладом!


Сегодня новый вид окрестность приняла,

Как быстрым манием чудесного жезла;

Лазурью светлою горят небес вершины;

Блестящей скатертью подернулись долины,

И ярким бисером усеяны поля.

На празднике зимы красуется земля

И нас приветствует живительной улыбкой.

Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;

Там, темный изумруд посыпав серебром,

На мрачной со́сне он разрисовал узоры.

Рассеялись пары и засверкали горы,

И солнца шар вспылал на своде голубом.

Волшебницей зимой весь мир преобразован;

Цепями льдистыми покорный пруд окован

И синим зеркалом сравнялся в берегах.

Забавы ожили; пренебрегая страх,

Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой

И, празднуя зимы ожиданный возврат,

По льду свистящему кружатся и скользят.


2. Выполнение заданий электронного тренажера «Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение» по ссылке: https://learningapps.org/8349186

Учащиеся соотносят предложенные выражения к определенным видам выразительных средств.


Физкультминутка

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.


5. Закрепление

1) Работа с учебным пособием «Кладовая слов русского языка».

Учащиеся выполняют упражнение 191 (с. 92). Прочитайте эпитеты к слову ручей в русском языке и к слову ручай в белорусском языке. Составьте с ними предложения.

1. Быстрый, весёлый, говорливый, живой, журчащий, звенящий, звонкий, игривый, неугомонный, резвый, тихоструйный, торопливый, шумливый, светлый, чистый, ясный.

2. Бурлівы, быстры, віхрасты, вясёлы, гаманлівы, гучны, жвавы, звонкі, зіхатлівы, імклівы, срэбна-светлы, чысты, шпаркі, шумлівы.


2) Работа в рабочей тетради «Русский язык: 5 класс» (Ж.Ф. Жадейко).

Учащиеся выполняют упражнение 116 (с. 87–88). Вставьте буквы и расставьте знаки препинания. Выполните задания.

___________________________

В больш_й комн_те с_брались трое охотников проводник птич_ник и стрелок. На дворе зима. На столе перед охотник_ми руж_ё. Оно похоже на ч_модан но вместо спускового крюч_ка у него кнопка. Стрелок протягива_т руку и нажима_т на неё. И вдруг комн_ту наполня_т птич_е пение.

Дивно хорошо исполня_т свою вечернюю песню з_рянка. Во_вещая з_рю, затрубили в комн_те журавли, заблеял небесный барашек – бекас, протянул вальдшнеп, бу_то прош_л кто-то стороной, поскрипывая хромовыми сапо_ками. Снова пропела з_рянка – певун_я вечерней и утренней з_ри. Охотники п_бывали в лесу, не выходя из дома!

Тема текста ________________________________________.

Основная мысль ________________________________________.

Дайте заголовок тексту.

Стиль речи ______________________________________________.

Тип речи _________________________________________________.


6. Систематизация знаний

«Творческая мастерская»

Задание 1. Подберите рифмы к словам:

Пора – _____________, красота – __________________,

береза – ____________________, погода – ________________,

туча – ______________, роса – ________________.

Задание 2. Подберите выразительные средства к слову «ВЕТЕР».

Эпитеты: _________________________________________________.

Сравнения: ___________________________________________________.

Олицетворение: _____________________________________________.

Метафоры: __________________________________.

Задание 3. Составьте стихотворение о природе, используя предложенные рифмы:

Туманы – поляны, луна – она, звуки – руки, выше – крыши, на окне – в тишине, гуляет – одевает, золотым – над ним, свобода – природа, жду – в саду.


6. Подведение итогов

– В чем же магия поэтического слова? (учащиеся высказывают предположения)

– По словам ученого-филолога Льва Алексеевича Новикова, притягательная сила поэтического слова – в его образности.

– Каким образом слово может помочь сохранить природу, уберечь нас от экологической катастрофы? (учащиеся высказывают предположения)

– Составьте пост для своего блога (2-3 предложения), где прокомментируете необходимость сохранения экосистемы планеты.


7. Рефлексия

Продолжите предложение:

1) «Я понял…»

2) «Меня удивило…»

3) «Мне захотелось…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!