СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование глаголов в бурятском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование глаголов в бурятском языке»

образование глаголов


1) Словарный диктант

Ябаха ходить

Унаха падать

Унагааха ронять

Алдаха терять

Хэмнэхэ мерить

Болгоохо остерегаться

Годойхо торчать

Тонгойхо наклоняться

Хахинаха – шелестеть

2) проспрягать по образцу глагол тонгойхо


глаголы

Повелит.

Изъявит.

Причаст.

Деепричаст.

Однократ.

Хамаха

Хамаарай

Хамана

Хамадаг

Хамажа

Хамааттиба

Тонгойхо







3) составить предложение с любой из форм глагола

4) составить трехступенчатый сиквейн со словом муравей по схеме

А) существительное

Б) прилагательное + существительное

В) прилагательное + существительное + глагол


Новый материал с помощью различных суффиксов

Глаголы образуются от существительных :

vЗvvр - vЗvvрлэхэ

тоhон – тоhодохо

от прилагательных и наречий:

шэнэ – шэнэлхэ

хуушан – хуушарха

тарган – таргалха

баян – баяжаха

hайн – hайдаха

муу – муурха

от других глаголов :

хэлэхэ – хэлсэхэ

тэбэрхэ – тэбэрэлдэхэ


5) образовать глаголы от следующих слов:

Орой ( поздно) + суффикс то =

Алтан ( золото) + суффикс та =


Сагаан ( белый) + суффикс л =

Хуйтэн ( холод) + суффикс р =

Тургэн ( торопливый ) + суффикс дэ =

Балай ( глупый) ) + суффикс р =

Шанга ( сильный ) + суффикс да =










29.01. образование глаголов


Диктант

Уужам талын тунга ногоондо бэлшэжэ ябаhан малаан буха гуринха шонотой дайралдашаба ха. Бухые хараhаар шоно hоео шvдэнvvдээ хабиржа, vhэ зvhэеэ vрзылгэн, тэрээндэ добтолхоео забдаба.

( уужам – широкий, тунга ногоон – тучные травы , малаан – с пятном на лбу, гуринха – голодный, дайраха – здесь: встретиться, hоео шvдэнvvд – клыки, хабирха – скрежетать, vhэ зvhэ – шерсть, vрзыхэ – ощетинить, добтолхо – нападать, забдаха – готовиться )

- подчеркнуть деепричастия во втором предложении ( их 4)

- подчеркнуть производный глагол в первом предложении


1) Образовать глаголы от следующих слов:


Удхэн ( густой) + суффикс р

Эжэн ( хозяин) + суффикс млэ

Елоо ( вожжи) + суффикс до

Айшан ( гость) + суффикс л

Зэмэ ( вина) + суффикс л

Гое ( красивый) + суффикс оо

Нарай ( малолетний) + суффикс та

2) Подберите значения для образованных глаголов: густеть, присвоить, руководить, гостить, винить, украшать, ребячиться.

3) Составить предложение с любым из глаголов.


Новый материал

Суффикс лда имеет значение совместности действий. Например : бариха( строить) + лда = барилдаха ( помогать строить)

4) Образуйте глаголы от следующих основ с помощью суффикса лда : хэхэ ( делать), ябаха ( ходить) гараха ( выходить) , орохо ( заходить)

- составьте словосочетание с образованным глаголом


Суффикс схаал имеет значение неполноты действия . Например : хэбтэхэ ( лежать) + схаал = хэбтэсхээлхэ (полеживать)

5) Образуйте глаголы от следующих основ с помощью суффикса схаал : дуhаха ( капать) , дуугарха ( звонить) байха ( стоять) , неэхэ ( смеяться), ханяаха ( кашлять), еолохо ( охать)

- составьте предложение с образованным глаголом


6) выполнить синтаксический разбор предложения

Доргон уляаhанай боро тугсэг дээрэ абиралдажа, удаагаар эрьеэд хараашална.


( доргон – барсук, уляаhан – осина, боро – серый, тугсэг – пень, абиралдаха – забраться, удаагаар – долго, эрьеэд – кругом, хараашалха – оглядывать)


Памятка : подлежащее – нэрлуулэгшэ, сказуемое – хэлэгшэ, дополнение – нэмэлтэ, определение – элирхэйлэгшэ, обстоятельство – ушарлагша ; повествовательное – юрын, повелительное – хандаhан, вопросительное – асууhан; восклицательное – шангадхаhан, невосклицательное – шангадхаhан бэшэ; простое – простой мэдуулэл, сложное – сложно мэдуулэл; распространенное – дэлгэрэнгы, нераспространенное – хуряангы; односоставное – нэгэ буридэлтэ, двусоставное – хоер буридэлтэ; однородные члены – турэл гэшууд;




4.02. . образование глаголов


Диктант

Пословицы оньhон γгэ поговорки хошоо γгэ

1. Тэнэг сэсэн хоёр хθθрэлдэжэ шадахагγй, тэмээн ямаан хоёр мγргэлдэжэ шадахагγй

2. Ухаагγй толгой улаан гараа зобоохо

3. Хэлэhэн хγγрээ хγрэхэ, эхилhэн хγдмэрθθ бутээхэ

4. Тэнэг тархи хγлθθ эсээхэ

5. Туhа хγргэхэм гээд, тодхор татаа

6. Аляаhае баабгай болгохо

7. Арадай тулада алалда

8. Элжэгэн шэхээрээ танигдадаг , тэнэг зугаагаараа танигдадаг

9. Хулууhан хγн нэгэ нγгэлтэй, хулуугдаhан хγн хори нγгэлтэй

10. Туhа хэhэн мартагдаха, тодхор хэhэн мартагдахагγй

-

- какие из предложений являются пословицами

- какие из предложений являются поговорками

- выпишите производные глаголы, выделите в них суффиксы, переведите

( Слова для справок : мургэхэ – бодать, зобохо – мучиться, бутэхэ – исполниться, эсэхэ – утомиться, хурэхэ – добраться , болохо – стать, алаха – здесь: сражать, таниха – узнать , хулууха – воровать, мартаха – забыть)


1) последовательно перевести сиквейн

Подпевает

Курица подпевает

Курица соловью подпевает


Подпевать - дуулалсаха

Курица – тахяа

Соловей – алтан гургалдай ( тахяа алтан гургалдайтай дуулалсана)


2) образуйте глагол от основы дуубариха ( петь) с помощью суффикса схаал, какое он имеет значение ?

3) составьте предложение с получившимся глаголом


Новый материал

Суффикс ша имеет значение непреднамеренности действия. Например : унтаха ( спать) + ша = унташаха ( случайно уснуть)

В прошедшем времени суффикс ша перед окончанием оо теряет краткую гласную: харашоо, голошоо, тэhэрэшоо


4) Образуйте глаголы в прошедшем времени с помощью суффикса ша и окончания оо от следующих основ: харайха ( бежать) , хэлэхэ (говорить) , алдаха ( уронить), даараха ( зябнуть) , олохо ( найти) онохо ( попасть), хайлаха ( плавиться)

- составьте словосочетание с любым из образованных глаголов


Суффикс уул имеет значение страдательности предмета, испытывающего действие со стороны . Например : хаяха (бросить) + уул = хаюулха ( быть брошенным )

5) Образуйте глаголы от следующих основ с помощью суффикса уул : хэлсэхэ ( обсуждать) , татаха ( влечь) хахалха ( колоть), бариха ( строить), тоншохо ( долбить)

После долгих гласных уул преобразовывается в лгуул : харааха ( ругать) – хараалгуулха

Образуйте глаголы от следующих основ с помошью суффикса лгуул : hааха ( доить) тааха (разгадать) боохо ( закрывать)

6) выполнить синтаксический разбор предложений


hохор γхэртэ худаг бγ γзγγлэ, hогтуу хγндэ архи бγ харуула

Галуу hажаажа турлааг уhанда орожо γхэшоо

5. 02. повторение глаголов

1) записать под диктовку


1) Эртэгγγр бодожо hуулгануудые бариhан хани нγхэд хада тээшээ гуйлдэбэ. 2) Тээдээнhээ Шарик нохойнь гээгдэнгуй , урда, хойнонь орожо оодорно. 3) Ойдо ороод, хадын хормой зубшан ялгые хγндэлэн гаражашье байжа, яhала удаан ябахаданьшье , алирhанай эшэнγγд харагданагуй . 4) хадын нγгθθ тээ гараад ябатарнь, алирhанай эшэнγγд олон боложо, бага сага эндэ тэндэ алирhанууд γзэгдэдэг болобо. 5) Саша Миша хоернай дайралдаhан жэмэсγγдые тγγhээр , бγри саашаа ябажа, иишэ тиишээ эрьелдэн , алирhанай олые бэдэрэн гуйлдэбэ. (64 слова)

2) подчеркнуть в 1 и 2 предложениях глаголы, указать наклонение (изъявительное, причастное, деепричастное)

3) перевести 4 предложение хада – холм, нγгθθ тээ – с другой стороны, алирhанай эшэнγγд – кусты брусники, олон – много, бага сага – скоро, эндэ тэндэ – повсюду , алирhан – брусника, γзэгдэхэ – показываться.

4) выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

5) просклонять причастие бариhан из предложения № 1

6) выполнить фонетический разбор слова хоернай

7) составить трехступенчатый сиквейн со словом брусника по схеме

А) существительное

Б) прилагательное + существительное

В) прилагательное + существительное( в винительном падеже) + глагол (главное слово)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!