СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории для 6 класса "Образование и формирование государства Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для проведения урока в дистанционном режиме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории для 6 класса "Образование и формирование государства Русь"»

17.11.2021

Предмет История

Класс 6-В

Учитель Архипова И.В.

Урок по расписанию 1-й

ТемаОбразование и формирование государства Русь.

Цель: получить целостное представление о периоде формирования древнерусской государственности, научиться делать выводы на основе достоверной информации источников разных видов.

Задачи:

- узнать о факторах, влиявших на формирование территории и основы хозяйства славянских и неславянских племён, образовавших Древнерусское государство;

- познакомиться с основными событиями раннего периода государственности у славян, с основами теории образования государства;

- составить представление об образе жизни, занятиях, верованиях и контактах населения Древнерусского государства, о системе управления накануне и на начальном этапе появления государства Русь


Дорогие детки, мы продолжаем работу по изучению истории на дистанции!

Хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты:

- записываем дату, тему урока, вид работы;

-основные понятия, термины прошу выделять зеленой ПАСТОЙ;

-не просто зафиксировать оценку за тест, а прислать фото с результатом;

-на выполнение работы у Вас неделя, если есть уважительная причина, прошу сообщать;

-в ВК я создала сообщество для нашей плодотворной работы, жду Вас!

План работы

В тетрадь прошу записывать виды работ только те, что выделены жирным и подчеркнуты.

Работу оформите следующим образом:

16 ноября

Дистанционный урок № 3

Образование и формирование государства Русь

1.Устная работа

Сегодня на уроке мы узнаем:

- какие исторические источники рассказывают о Древней Руси;

- какие существуют мнения о зарождение государства у славян;

- какие черты государственности и уровень развития общества имели союзы славянских племён;

- как развивались международные контакты первых правителей Древнерусского государства;

мы научимся:

- получать информацию из отрывка летописи;

- сравнивать положение различных групп древнерусского общества;

- аргументировать характеристику деятельности князей;

мы сможем:

- определить на карте местоположение и границы Древнерусского государства раннего этапа;

- назвать и указать на карте основные города и торговые пути;

- описать структуру населения и повседневные занятия жителей Руси;

- определить последовательность правителей и их современников в других страна

ВАЖНО!

В конце IX в. на территории, населённой восточнославянскими союзами племён и соседствующими с ними финно-угорскими племенами, сложилось государство. Оно стало называться Русь. Причинами образования государства были природно-климатические условия, внутренние перемены в укладе жизни земледельцев-славян и необходимость защищать территорию от угрозы внешних вторжений кочевников. Рождение государства и первые шаги правителей Руси сохранились в древнейшем русском летописном своде «Повесть временных лет». Его сведения подтверждаются данными археологических раскопок главных центров Древней Руси.

2.Информационный блок

1)Прошу Вас ознакомиться с новыми понятиями и записать в тетрадь только те, что выделены зеленым, коротко!

Тезаурус

Уроки – фиксированный размер ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.

Погосты – фиксированные места сбора ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.

Греческий огонь – зажигательная смесь, которая могла налипать на различные поверхности, в том числе вертикальные, нагревалась до таких температур, что плавила металл, её нельзя было потушить водой. Рецепт смеси держался в строжайшем секрете и не открыт до сих пор. Смесью выстреливали в противника из специальных труб-сифонов.

Полюдье – ежегодный объезд князем в сопровождении дружины своих земель с целью сбора дани. Проходило с ноября по апрель.

Лингвистика – наука, изучающая языки. Она помогает историкам по языковым свидетельствам (географическим названиям, именам и т. д.) подтвердить информацию из других источников.

Варяги – наёмные скандинавские воины на службе русских князей. Vaeringjar – в переводе: «давшие клятву (верности)». На Руси так называли также торговцев – выходцев из Скандинавии.

Бояре – высший слой средневекового общества. В Древней Руси формировался из старших дружинников.

Дружина – княжеское войско, делилось на старшую и младшую.

За́купы – категория временно зависимого населения Древней Руси. Люди, заключившие долговой договор и на время отработки долга живущие на земле землевладельца.

Рядо́вичи – лица, служившие землевладельцу по договору, как правило за долги.

Смерды – так называются в древнерусском письменном своде законов «Русской Правде» свободные земледельцы, живущие на княжеской земле, они напрямую зависят от князя.

2)Просмотрите учебное видео по ссылке:

https://youtu.be/4-BO4jrUAC0



После просмотра сделайте перерыв с проветриванием помещения и гимнастикой для глаз


3)Прочитайте теоретический материал

Поговорим о первых шагах в истории государства Русь. О возникновении государства Русь мы узнаём из летописи XII в. «Повесть Временных лет». Её автор – монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Повествование Нестора является главным письменным источником о раннем этапе истории нашей Родины, но не единственным. Информацию об этом историческом периоде историки получили также из записей византийского, арабского и западноевропейского происхождения.

Первые упоминания о Руси относятся к V – VII вв. Греки в своих хрониках, описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, называли их антами. Историки Западной Европы называли их – росоманами, что в переводе значило «русые, светлые люди». К середине IX в. на пространствах между Балтийским и Чёрным морями сформировались союзы славянских племён. Их названия и территории подробно перечисляет летописец Нестор. Дискуссия о происхождении государства и названия «Русь» началась в середине XVIII в. Немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер, работавшие тогда в России, предположили, что варяги – русь – это шведы. Они сделали ошибочный вывод, что государство на Руси было создано не самостоятельно, а приглашенными князьями, скандинавами. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, потому что были недостаточно развиты. Их сторонников стали называть норманистами.

Против подобных взглядов выступил М. В. Ломоносов, который среди прочих наук занимался и историей. Он доказал, что к моменту прихода варяжских князей, славяне имели высокий уровень развития хозяйства, культуры, а также устройства общества. Его сторонников, стали называть антинорманистами.

Ныне историки убедительно доказали, что развитие государственности на Руси началось задолго до «призвания варягов». Ученые пришли к выводу, что вопросы происхождения названия «Русь» и формирования государства правильно рассматривать по - отдельности. Основанием для вывода о том, что государство на Руси возникло под воздействием внутренних причин, служит большое число исторических свидетельств: письменных, археологических, лингвистических и других. Дальше, речь пойдёт о первых шагах древнерусского государства.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Первый варяжский князь Рюрик правил до 879 г. После него власть перешла воеводе Олегу. После Олега на Киевский престол вступил Игорь. В 945 г. во время полюдья князь Игорь был убит древлянами. В Киеве остался малолетний сын Игоря Святослав и его мать Ольга. Ольга стала регентом при малолетнем Святославе. Она организовала борьбу с древлянами, отомстила им за смерть мужа и полностью подчинила их власти Киева. В 964 г. новым киевским князем стал Святослав. В историю он вошел как доблестный воин и полководец.




3.Практическая работа

Задание 1. Установите соответствие между событиями и датами.

А) Поход князя Олега на Царьград

1) 882 г.

Б) Образование Древнерусского государства

2) 862 г.

В) Призвание Рюрика в Новгород

3) 945 г.

Г) Убийство князя Игоря древлянами во время полюдья

4) 907 г.

Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности.

А) Поход Святослава на хазар и вятичей

Б) Княжение Олега в Киеве

В) Принятие христианства княгиней Ольгой в Константинополе

Г) Осада печенегами Киева

Д) Захват Святославом города Переяславца на Дунае

Задание 3. Выберите правильный вариант ответа. Автором «Повести временных лет» – источника по ранней истории славян является:

Максим Грек

Даниил Чёрный

Нестор

Иларион Киевский

Задание 4. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором идёт речь. 

«...Древляне же, услышав, что идёт опять, держали совет с князем Малом: «Если повадился волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьёт его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит...»

Рюрик

Олег

Игорь

Святослав

Задание 5. Расположите в хронологической последовательности имена правителей Древнерусского государства.

Рюрик

 

Олег

 

Игорь

 

Ольга

 

Святослав

Задание 6. Прочитайте описание деятельности правителей Древнерусского государства и напишите их имена. Для этого наберите имена правителей на клавиатуре компьютера.

1. Месть древлянам за убийство мужа, изменение порядка сбора дани, принятие христианства княгиней –   .

2. Объединение Новгорода и Киева, поход над Царьград и победа над греками –   .

3. Неудачный поход на Византию, гибель в Древлянской земле во время полюдья –   .

4. Разгром Хазарского каганата, Дунайские походы, переговоры с византийским императором Иоанном Цимисхием –   .

5. Правление в Новгородской земле, основание княжеской династии –-   .

Задание 7. Выберите имена братьев, с которыми связана легенда об основании Киева.

Гостомысл

Щек

Хорив

Аскольд

Кий

Дир

Обратная связь: сфотографируйте свою работу и пришлите мне на электронную почту. Снимки делайте качественные, чтобы можно было проверить работы.

Адрес эл. почты: [email protected]

Файл подписывайте следующим образом:

история 6-Б . 16.11. Иванов






5.Домашняя работа. Необходимо выполнить до следующего урока до 23 ноября



1.Откройте учебник «История России» на стр.38, внимательно прочитайте и заполните таблицу

Теории происхождения Древнерусского государства

Распределите положения, относящиеся к теориям происхождения Древнерусского государства, по соответствующим группам.

Норманнская теория Антинорманская теория



Варяги – русь – это норманны.

 

Без приглашения правителей – норманнов славяне не смогли бы создать своё государство.

 

Рюрик был жителем Скандинавии.

 

Варяги – русь – славянский или иной нескандинавский народ.

 

Варяги приплыли на новгородскую землю с той части Балтийского побережья, где жили западные славяне.

 

Создание Древнерусского государства было завершением длительного развития восточнославянского общества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!