СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование первых государств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель этого урока-познакомить детей с первыми государствами на территории нашей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Образование первых государств»»


Конспект урока истории

6 класс «Образование первых государств»

Тип урока - комбинированный
Цель: формировать представления о древнейших народах на территории России, о жизни, расселении, хозяйстве финно-угорских народов.

Для достижения цели решить следующие задачи:

1. актуализировать знания учащихся о греческих городах –государствах на территории Северного Причерноморья, познакомить с Боспорским царством.

2. изучить Скифское царство.

3. показать влияние нашествия кочевников на развитие оседлых народов.

4. изучить хозяйственный уклад и верования финно-угорских народов.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики первых государств на территории современной России, описывать основные занятия, образ жизни формы правления, верования проживающих в древности народов.

Метапредметные: организовать сотрудничество и работать с различными источниками информации.

Понятийный аппарат - Полис. Каганат. Ислам. Дань

Основные даты

V в. до н. э. — образование Боспорского царства.

IV-VII вв. н. э. — Великое переселение народов.

VII в. — образование Хазарского каганата.

IX в. — образование Волжской Булгарии

Дидактическое обеспечение:
Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М.: Просвещение, 2016. — 128 с.


Ход урока

1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку.

2.Вводно-мотивационный этап
Учитель сообщает тему урока: «Образование первых государств» Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

3. Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний
Что такое государство? Назовите его признаки. Ответы учащихся отражаются на слайде: единая система управления, единая территория, единые законы, единые налоги, регулируются взаимоотношения с другими государствами.

Дайте определение государства. Начните со слов «государство – это организация жизни, при которой существует …

Каким образом на смену родо-племенному строю приходит государство?

Восстановите порядок в цепи причинно- следственных связей. Учащиеся выполняют самостоятельно. Проверяют по цифровому ряду, далее объясняют по правильному ответу на слайде.

  1. Улучшились орудия труда - … - … - …- … - … - … - … - 8. Возникло государство

2. Появилась эксплуатация 3. Выделилась знать. 5. Появилось неравенство. 6. Обильнее стали урожаи 7. Появились излишки 4. На смену родовой общине пришла соседская.

Ответ: 1, 6, 7, 4, 5, 3, 2, 8.

  1. Улучшились орудия труда.

  2. Обильнее стали урожаи.

  3. Появились излишки.

  4. На смену родовой общине пришла соседская

  5. Появилось неравенство

  6. Выделилась знать.

  1. Появилась эксплуатация

  2. Возникло государство

Работа с картой. Предположите, на европейской территории современной России в древности возникло одно государство или несколько? Используйте подсказку на стр. 7 учебника.

Ответы учащихся - Государств будет много, так как народов проживало много.

Предположите одновременно ли они возникнут?

Ответы учащихся – Скорее всего нет, где-то может сохраниться родо-племенной строй.

Прочитайте заголовки пунктов в параграфе 2 и назовите древние государства европейской территории современной России

Будут ли древние государства оказывать влияние друг на друга? Каким будет это влияние?

Задача урока? Познакомиться с первыми государствами на территории современной России и узнать о взаимном влиянии народов в древности.
4. Содержательно-операционный этап. Изучение нового материала
Учащиеся записывают тему урока: «Образование первых государств»

А. Греческие города-государства Северного Причерноморья.

Рассказ учителя с элементами эвристической беседы.

Вопросы.

  • Можно ли считать, что полис — это государство? Найдите на карте греческие колонии на территории современной России.

  • Чем Северное Причерноморье было привлекательно для греков?

  • Какой порядок управления существовал в греческих городах Северного Причерноморья?

  • Каковы были взаимоотношения греческого и местного населения в Северном Причерноморье в VI—V вв. до н. э.?

В V вв. до н. э. греческие города, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились в Боспорское царство. Его столицей стал город Пантикапей. Власть правителей передавалась по наследству.

Б. Скифское царство

Скифы — древние племена, жившие на территории юга нашей страны. В VII—III вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями.

Геродот ярко и красочно описал похороны вождей царских скифов — царей. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Раскопки курганов не только подтвердили многое из рассказанного Геродотом, но и существенно дополнили письменные источники. Знатных скифов хоронили в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны (украшение в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. В могилу знатных воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами. Некоторые из найденных предметов выполнены первоклассными греческими мастерами и являются высокохудожественными произведениями, шедеврами мирового искусства. Например, кубок из кургана Куль-Оба. Работа с иллюстрацией на слайде. Изображён скиф, но делал греческий мастер? Сделайте вывод.

Работа с документом. Стр. 25. Что вы знаете о Геродоте? К какому типу исторических источников относится этот документ? Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Сколько ритуалов описано в тексте? Подтвердите свое мнение цитатами из документа.

В. Упадок причерноморских государств.

В III – II вв. до н.э. в скифское царство вторглись сарматы, вскоре скифское царство и греческие колонии были завоёваны государством Понт. В I в. до н.э. Понт потерпел поражение от Римской республики. В III в н.э. сюда вторглись германские племена, а в IV в. началось нашествие гуннов, которое нанесло страшный удар по греческим городам. Античная эпоха закончилась.

Вспомните из курса истории Средних веков, какие процессы назвали Великим переселением народов. Рассмотрите карту и предположите, как повлияло это переселение на людей, живущих на территории нашей страны.

Г. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.

Самостоятельная работа с учебником. Заполнение таблицы

1ряд – Тюркский каганат

2 ряд - Хазарский каганат

3 ряд - Волжская Булгария


Вопросы для сравнения

Тюркский каганат

Хазарский каганат

Волжская Булгария

Занимаемая территория


От Монголии до Чёрного моря

Северный Кавказ, Приазовье, Крым, Лесостепи Восточной Европы

Среднее Поволжье

Занятия населения


Кочевники освоили оружие конника – саблю, изобрели стремена

Земледелие, скотоводство, ремесло, строительство городов

Земледелие, скотоводство.

Религия

язычники

язычники, иудеи

ислам

Объясните понятия «каганат», «дань».

Каганат- средневековое восточное государственное образование, во главе которого стоял каган, то есть хан ханов.

Дань – натуральный или денежный побор с покорённых народов.

Можно ли проследить взаимное влияние народов по таблице? Какое?

Д. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Вопрос о жителях лесной полосы Восточной Европы учащиеся изучают самостоятельно.

Беседы по восприятию прочитанного:

1) какие племена населяли лесной север?

2) Какие племена жили на северо-западе? (балты)

3) Чем занимались жители лесных районов?

4) Какие занятия скрашивали зимние вечера? Что такое городище? (территория, защищённая рвами и земляными валами.

5. Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) этап.

С помощью карты назовите, какие государства существовали в VII-IХ вв. на территории Северного Причерноморья, Поволжья. Каковы причины их возникновения? Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат? О каком из перечисленных государств вы хотели бы узнать больше?

В чём проявилось взаимное влияние народов?

  1. Торговали друг с другом

  2. Перенимали занятия, учились ремёслам

  3. Завоёвывали территории соседей

  4. Перенимали религии

Учащиеся на этом этапе
1) Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их;
2) Отмечают успешные ответы одноклассников (взаимооценка)
6. Организация изучения домашнего задания

Прочитать параграф 2., ответить на вопросы на стр.24.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!