Конспект урока истории
6 класс «Образование первых государств»
Тип урока - комбинированный
Цель: формировать представления о древнейших народах на территории России, о жизни, расселении, хозяйстве финно-угорских народов.
Для достижения цели решить следующие задачи:
1. актуализировать знания учащихся о греческих городах –государствах на территории Северного Причерноморья, познакомить с Боспорским царством.
2. изучить Скифское царство.
3. показать влияние нашествия кочевников на развитие оседлых народов.
4. изучить хозяйственный уклад и верования финно-угорских народов.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.
Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики первых государств на территории современной России, описывать основные занятия, образ жизни формы правления, верования проживающих в древности народов.
Метапредметные: организовать сотрудничество и работать с различными источниками информации.
Понятийный аппарат - Полис. Каганат. Ислам. Дань
Основные даты
V в. до н. э. — образование Боспорского царства.
IV-VII вв. н. э. — Великое переселение народов.
VII в. — образование Хазарского каганата.
IX в. — образование Волжской Булгарии
Дидактическое обеспечение:
Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М.: Просвещение, 2016. — 128 с.
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку.
2.Вводно-мотивационный этап
Учитель сообщает тему урока: «Образование первых государств» Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?
3. Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний
Что такое государство? Назовите его признаки. Ответы учащихся отражаются на слайде: единая система управления, единая территория, единые законы, единые налоги, регулируются взаимоотношения с другими государствами.
Дайте определение государства. Начните со слов «государство – это организация жизни, при которой существует …
Каким образом на смену родо-племенному строю приходит государство?
Восстановите порядок в цепи причинно- следственных связей. Учащиеся выполняют самостоятельно. Проверяют по цифровому ряду, далее объясняют по правильному ответу на слайде.
Улучшились орудия труда - … - … - …- … - … - … - … - 8. Возникло государство
2. Появилась эксплуатация 3. Выделилась знать. 5. Появилось неравенство. 6. Обильнее стали урожаи 7. Появились излишки 4. На смену родовой общине пришла соседская.
Ответ: 1, 6, 7, 4, 5, 3, 2, 8.
Улучшились орудия труда.
Обильнее стали урожаи.
Появились излишки.
На смену родовой общине пришла соседская
Появилось неравенство
Выделилась знать.
Появилась эксплуатация
Возникло государство
Работа с картой. Предположите, на европейской территории современной России в древности возникло одно государство или несколько? Используйте подсказку на стр. 7 учебника.
Ответы учащихся - Государств будет много, так как народов проживало много.
Предположите одновременно ли они возникнут?
Ответы учащихся – Скорее всего нет, где-то может сохраниться родо-племенной строй.
Прочитайте заголовки пунктов в параграфе 2 и назовите древние государства европейской территории современной России
Будут ли древние государства оказывать влияние друг на друга? Каким будет это влияние?
Задача урока? Познакомиться с первыми государствами на территории современной России и узнать о взаимном влиянии народов в древности.
4. Содержательно-операционный этап. Изучение нового материала
Учащиеся записывают тему урока: «Образование первых государств»
А. Греческие города-государства Северного Причерноморья.
Рассказ учителя с элементами эвристической беседы.
Вопросы.
Можно ли считать, что полис — это государство? Найдите на карте греческие колонии на территории современной России.
Чем Северное Причерноморье было привлекательно для греков?
Какой порядок управления существовал в греческих городах Северного Причерноморья?
Каковы были взаимоотношения греческого и местного населения в Северном Причерноморье в VI—V вв. до н. э.?
В V вв. до н. э. греческие города, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились в Боспорское царство. Его столицей стал город Пантикапей. Власть правителей передавалась по наследству.
Б. Скифское царство
Скифы — древние племена, жившие на территории юга нашей страны. В VII—III вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями.
Геродот ярко и красочно описал похороны вождей царских скифов — царей. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Раскопки курганов не только подтвердили многое из рассказанного Геродотом, но и существенно дополнили письменные источники. Знатных скифов хоронили в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны (украшение в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. В могилу знатных воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами. Некоторые из найденных предметов выполнены первоклассными греческими мастерами и являются высокохудожественными произведениями, шедеврами мирового искусства. Например, кубок из кургана Куль-Оба. Работа с иллюстрацией на слайде. Изображён скиф, но делал греческий мастер? Сделайте вывод.
Работа с документом. Стр. 25. Что вы знаете о Геродоте? К какому типу исторических источников относится этот документ? Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Сколько ритуалов описано в тексте? Подтвердите свое мнение цитатами из документа.
В. Упадок причерноморских государств.
В III – II вв. до н.э. в скифское царство вторглись сарматы, вскоре скифское царство и греческие колонии были завоёваны государством Понт. В I в. до н.э. Понт потерпел поражение от Римской республики. В III в н.э. сюда вторглись германские племена, а в IV в. началось нашествие гуннов, которое нанесло страшный удар по греческим городам. Античная эпоха закончилась.
Вспомните из курса истории Средних веков, какие процессы назвали Великим переселением народов. Рассмотрите карту и предположите, как повлияло это переселение на людей, живущих на территории нашей страны.
Г. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.
Самостоятельная работа с учебником. Заполнение таблицы
1ряд – Тюркский каганат
2 ряд - Хазарский каганат
3 ряд - Волжская Булгария
Вопросы для сравнения | Тюркский каганат | Хазарский каганат | Волжская Булгария |
Занимаемая территория | От Монголии до Чёрного моря | Северный Кавказ, Приазовье, Крым, Лесостепи Восточной Европы | Среднее Поволжье |
Занятия населения | Кочевники освоили оружие конника – саблю, изобрели стремена | Земледелие, скотоводство, ремесло, строительство городов | Земледелие, скотоводство. |
Религия | язычники | язычники, иудеи | ислам |
Объясните понятия «каганат», «дань».
Каганат- средневековое восточное государственное образование, во главе которого стоял каган, то есть хан ханов.
Дань – натуральный или денежный побор с покорённых народов.
Можно ли проследить взаимное влияние народов по таблице? Какое?
Д. Жители лесной полосы Восточной Европы.
Вопрос о жителях лесной полосы Восточной Европы учащиеся изучают самостоятельно.
Беседы по восприятию прочитанного:
1) какие племена населяли лесной север?
2) Какие племена жили на северо-западе? (балты)
3) Чем занимались жители лесных районов?
4) Какие занятия скрашивали зимние вечера? Что такое городище? (территория, защищённая рвами и земляными валами.
5. Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) этап.
С помощью карты назовите, какие государства существовали в VII-IХ вв. на территории Северного Причерноморья, Поволжья. Каковы причины их возникновения? Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат? О каком из перечисленных государств вы хотели бы узнать больше?
В чём проявилось взаимное влияние народов?
Торговали друг с другом
Перенимали занятия, учились ремёслам
Завоёвывали территории соседей
Перенимали религии
Учащиеся на этом этапе
1) Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их;
2) Отмечают успешные ответы одноклассников (взаимооценка)
6. Организация изучения домашнего задания
Прочитать параграф 2., ответить на вопросы на стр.24.