Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Образование
Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности
Образование как социальный институт общества сформировалось
в XII – XV вв.
Право на образование является одним из основных неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ)
Функции образования
Профессио-нально-экономическая
- Воспроизводство рабочей силы различной квалификации
- Переподготовка и повышение квалификации кадров
- Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
Социальная
- социализация и воспитание личности.
Институт образования – один из основных каналов социальных перемещений
Культурно-гуманисти-ческая
- Обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь;
- Участие института образования в производстве новых знаний, материальных и духовных ценностей;
- Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Функции образования
Политико-идеологическая
- Государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий;
- Контроль со стороны государственных институтов, политических и общественно-политических партий и движений за содержанием учебного процесса и учебных программ;
- Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
Специальные задачи системы образования
- обеспечение самоопределения личности
- создание условий для самореализации личности
- развитие гражданского общества
- укрепление и совершенствование правового государства
- развитие экономики, науки и др.
Задание ЕГЭ
Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1) социальные
2) личностные
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства
Б) воспроизводство профессиональных кадров
B) развитие умений, способностей, интересов
Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков
Д) трансляция и распространение культуры в обществе
Принципы образования
Принцип гуманитаризации
Принцип гуманизации
Принцип интернациона-лизации
Создание единой системы образования для разных стран, т.е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащимися
Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека
Большое внимание общества к лич-ности, ее психоло-гии, интересам; сосредоточение уси-лий на нравственном воспитании чело-века; изменение отношений между учащимися и преподавателями, переход от
объект-субъектных отношений к субъект-субъектным
Основной путь получение образования – обучение в учебных заведениях
Задание ЕГЭ
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
Виды образования
Дошкольное (детские сады, ясли)
Общее
(школы, гимназии, лицеи)
Среднее (полное) общее
10 – 11-й
классы
Начальное
общее
1 – 4-й
классы
Основное общее (неполное среднее)
5 – 9-й
классы
Средняя школа
Начальная школа
Задание ЕГЭ
Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1) дошкольное образование
2) среднее общее образование
3) начальное общее образование
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления
Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования
Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования
Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
Виды образования
Профессиональное
Высшее (вузы: институты, универси-теты, академии)
Начальное
(ТУ, ПТУ, ВПУ, училища
Послевузовское (аспирантура, докторантура, ординатура, адъюнктура)
Среднее (профессио-нальные лицеи, техникумы, профессио-нальные колледжи )
Высшая школа
Профессиональная школа
Формы образования
Очная
Само-обра-зование
Очно-заочная (вечер-няя)
Семейное образо-вание
Заочная
Экстер-нат
В образовательном учреждении
! Приоритетное положение образования не следствие благосостояния государства, а его причина
Черты образования в информационном обществе
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения, а быстро совершенствующиеся техника и технологии требуют непрерывного повышения квалификации работника
Черты образования в информационном обществе
В условиях научно-технической революции работник должен быть способен к быстрому освоению новой техники, самостоятельному поиску необходимой информации, общению в постоянно изменяющемся многонациональном, поликультурном мире, в том числе к освоению иностранных языков и современных коммуникационных технологий
Черты образования в информационном обществе
Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются; даже в беднейших странах расширился доступ к среднему и профессиональному образованию .
Задание ЕГЭ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения:
Одно предложение содержащее информацию о любой из функций образования, и одно предложение раскрывающее сущность принципа гуманизации образования.
Домашнее задание
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование в РФ».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будите освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
Выучить § 32.