СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование в Афинских школах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с системой образования в древних Афинах.

Формирование представления о видах учебных заведений существовахших в Афинах в V веке.

Просмотр содержимого документа
«Образование в Афинских школах»



Тема: «В афинских школах и гимнасиях».

Планируемые результаты:

предметные: анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях, получить целостное представление об особенностях обучения детей в афинских школах; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древней Греции ;

метапредметные: УУД: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга; давать определение понятиям; анализировать ,сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, объяснять исторические явления и процессы,

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмыслить роль и значение образования в афинских школах и гимнасиях.

Оборудование урока: • учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс; компьютер,презентация «В Афинских школах и гимнасиях» тексты греческого алфавита, раздаточный материал- тест, картинки и контурные карты по теме «Древняя Греция»

Приемы деятельности учителя: объяснение, описание, рассказ, беседа, практическая работа, организация проверки усвоения знаний.

Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, отвечают на вопросы и познавательные задания, практическая работа.

Основные термины и понятия: палестра, гимнасий, педагог, стиль, диптих, красноречие. 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Надеюсь, что наше путешествие будет интересным и плодотворным.

И так, ребята, в путь……

2.  Актуализация знаний. (Музыка Сертаки), ветка лавра, геометрия, оливки, выставка книг.

Обратите внимание на стол, здесь находятся абсолютно разные предметы, но их что-то объединяет. (Греция) 

-Мы совершим путешествие в Древнюю Грецию.


Ребята! Посмотрите на карту.

Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова. 

Какими морями омывается?
Назовите столицу современной Греции?

(На контурных картах отметьте границы Балканского полуостров).

Мы познакомимся с Грецией в V в д.н.э.

Как называется период «до нашей эры?

Какой сейчас век?

НА ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ сосчитайте на сколько веков назад мы совершим путешествие?

Учитель: Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, в Афинское государство- полис. 

 Учитель: О чем наш урок?

Учитель: А т.к. мы говорим о столице Греции-Афины, то тема урока: «В афинских школах и гимнасиях»

Учитель: В Греции было несколько типов учебных заведений.

А какие учебные заведения есть в нашей стране? (школы, институты, университет, академии).

Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем, какими они были? чему в них учили?

Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы - греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы-педагоги. Это слово в переводе с греческого означает «сопровождающий, ведущий ребёнка». Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья.
А кого сейчас называют педагогами?

В чем различия современного педагога и древнегреческого?? Кто мог посещать древнегреческую школу? (мальчики)

А девочки? (учили мамы заниматься домашним хозяйством)

Перечислите основные принадлежности ученика (тетрадь, ручка, дневник, учебник)

Перед вами лежат греческие тетради:

- Натертые воском деревянные дощечки –  Диптих;

- вместо ручек – Стиль (палочка для письма).
Вы заметили у палочки для письма один конец заострен - им писали, а другим,тупым- затирали, если ошибались). Как вы думаете, для чего заостренным концом разрешалось часто пользоваться ученикам? (для того чтобы можно было быстро исправить ошибку, т.е учеников сразу учили писать правильно)

У Вас на столе лежат греческий алфавит .Попробуйте записать несколько слов.

У кого какое слово получилось написать (давайте прочтем и определим значение) 

(на экране слова : история, папа, мама )

Учитель : Урок грамматики подошел к концу, вы учились писать и читать по-гречески.

Как вы думаете, чему ещё учили в афинских школах?

(Читать, писать, рисовать, стихи, игре на музыкальных инструментах и др.)

Путешествие в школу закончилась. Наш путь лежит ,в соседнюю палестру.

Палестра

Учитель: Перед вами « палестра»

 Посмотрите на иллюстрацию, что вы там видите? (спорт)?- Что делают мальчики в палестре?

- Кем является человек с палкой, стоящий в центре?

Учитель: В палестре греческие мальчики занимались гимнастикой.

Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?

В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной форме дворе, а в ненастье под крышей.

( Учитель показывает классу фотографии развалин древнегреческих палестр с помощью презентации)

В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов.

 Задание классу: как вы думаете, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? (Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).

А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.

( Объяснение)

Гимнасии располагались за городом среди зелёных деревьев и лугов.

Они имели площадки для упражнения атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед. 

Это школы для взрослых, которые до старости их посещали, если желали пополнить свои знания или научиться умению говорить.

В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные.

В гимнасиях учили красноречию – умению отстаивать своё мнение при выступлении в народном собрании и судах.

Древнегреческие учёные внесли большой вклад в развитие мировой науки.

(Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих учёных и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).


  • Пифагор – известный математик;


  • Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; 


  • Геродот – «отец истории» - описал войны греков с персами; 


  • Гиппократ – знаменитый врач; 


  • Аристарх – догадался о вращении Земли; 


  • Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.


Учитель: На этом наше путешествие по учебным заведением Древней Греции заканчивается. Давайте теперь проверим, всё ли вы запомнили об обучении детей в Древней Греции.

Перед вами лежат задания по вариантам с вопросами.

Тест

1. Подпишите.

2. Отметьте правильный ответ.
I II

1.Где находится Греция? 1. Столица Греции?


А) на Балканском п-ове. А) г. Тир

Б) на Синайском п-ове. Б) г. Афины

В) северная Америка В) г. Троя

^ 2. Палестра это… 2. Педагог это…

А) школа спортивной А) раб, сопровождающий мальчика 

борьбы и упражнений в школу.

Б) военная школа Б) Учитель

В) начальная школа В) мучитель

^ 3. Диптих 3. Что называлось Стилем?

А) дневник А) ручка

Б) альбом Б) краски

В) дощечка для письма В) заострённая палочка для письма


4) Где обучались афинские 4. Кто обучался в Афинских школах?

Девочки?

А) дома А) сыновья богатых афинян 

Б) в школе Б) дети рабов

В) в палестре В) Девочки-гречанки.

Выберите лишнее слово:

Педагог, Греция, Афины, пирамида школа, палестра, гимнасий, демос.

Учитель: Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведём итоги:

Рефлексия:

Задание: продолжите предложение…


  1. Если бы я учился в древнегреческой школе, то…


  2. Если бы я посещал палестру, то…


Учитель: ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ УРОК,
КНИГ ПО-БОЛЬШЕ,РЕБЯТА,ЧИТАЙТЕ,
И ДРЕВНЮЮ ГРЕЦИЮ ИЗУЧАЙТЕ!!!!!!!!


Надеюсь, вы поняли, что не смотря на различные способы обучения, цель образования в Древней Греции была одна- получение знаний, совершенствование. 

Я верю в то, что ваши цели сегодня такие же, несмотря на многовековую разницу. Успешного пути в мир знаний!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!