СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование Джунгарского ханства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:                                                                             Класс:11  «Б»                                                                                                                   урок 1

Тема:

Образование Джунгарского ханства

 

 Цель урока

дать характеристику общественно-политического положения Джунгарского ханства в XVII веке, ознакомить с устройством, раскрыть сущность политики правителей и захватнический характер завоевательных войн;  память, мышление, умение анализировать делать выводы по изученной теме;

Ожидаемый результат

Активно участвуют в диалоге, демонстрируют навыки критического мышления,знают как образуются истрия, умеют находить их в тексте

учащиеся смогут определить хронологические рамки казахско-джунгарских войн, выявить причины джунгарских вторжений, знать основные сражения и их результаты, смогут в сравнении выявить общие черты и различия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы.

Пазлы

10 мин.

II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

Каким государством является Казахстан?

— Когда Казахстан стал независимым государством?

— Кто является главой нашего государства?

— Кто входит в состав правительства?

— С какими государствами Казахстан поддерживает дружеские отношения?

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты

15 мин.

III. Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. С помощью метода «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение нового материала.

Джунгарское ханство-ойратское  государство, существовавшее в XVIIXVIII веках на территории, которая ныне относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России, Монголии и занимавшее земли от Тибета, и Китая на юге до Сибири на севере и от оазисов Сырдарьи на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долины рек Иртыш, Или, верховья реки Енисея и пр. Доныне на указанной территории расположены руины ойратских (зюнгарских, калмыцких) буддистских монастырей и крепостей (Семипалатинск, Зайсан), наскальные изображения Будды (под Алма-Атой, около Иссык-Куля) и пр.

Ойр» — в переводе с монгольского языка означает — «союзный, близкий, союзник».

В переводе с калмыцкого и монгольского языков «зюн гар» означает — «левая рука», когда-то — левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках — ойраты, которых ныне именуют европейскими ойратами (калмыками), ойратами Монголии и Китая.

Ойраты (калмыки, зюнгары, джунгары) — некогда единый монголоязычный народ, после распада Монгольской империи и покорения монголов манчжурами создавший в результате войн с Манчжурской империей Цин, Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии три государства — Джунгарское ханство, Калмыцкое ханство и Кукнорское (Хошоутское) ханство.

Задание для группы

11 Группа Джунгария была военно-феодальныи государством

Религия – ламаизм (одна из ветвей буддизма)

2 Группа:Основная форма хозяйства – кочевое скотоводство, было так же развито земледелие и ремесло

Социальная лестница

Хан

Князья

Простой народ

3 группа:Административное деление: улус-оток-аймак

Родоплеменной состав: чорос, дербет, хошоуыт, хойт..

С помощью метода «ИНСЕРТ» осуществляет проверку знаний учащихся.

Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал)

+ (новое)

— (думал иначе)

?(не понял, есть вопросы)

       

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.

 

Постеры

 

Маркеры

 

Цветные бумаги

 

учебник

10 мин.

IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Составьте СИНКВЕЙН  со словом «<Против»

 

Работа над произведением.  Для всех групп

Прием «Синквейн»

1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

Борьба 

2 — группа

Против

   

Вопросы для закрепление урока

1.Когда возникло Джунгарское ханство?

2.Какие цели преследовало и почему?

3.Почему казахи терпели поражение в борьбе с ними?

4.Какой характер носила борьба казахов?

5.Каковы последствия джунгарского нашествия?

6.Назовите известные победоносные сражения казахской армии?

7.Какой выход можно было найти в этой обстановке?

8.работа с основными понятиями, датами, именами.

Контрольные вопросы по теме Джунгарское ханство.

 

1.Основатель Джунгарского ханства:

А) Галдан Церен          В) Галдан Бошокту           С) Батыр Контайши.

Д) Цеван Рабтан           Е) Амурсана.

 

2.Простые крестьяне в Джунгарском ханстве назывались:

А) аратами.              В) ойратами              С) отоками

Д) дербетами.            Е) хоросами.

 

3. Джунгарское ханство прекратило свое существование:

 

     А) В начале 18 века.

     В) В конце 18 века.

     С) В 19 веке.

     D) В середине 18 века.

     Е) В 17 веке.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.

Разноуровневые карточки

5 мин.

V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.

Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин.

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Ученики записывают в дневниках.

Дневник

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

1.

2.

 

Просмотр содержимого документа
«Образование Джунгарского ханства»

Дата:                                                                             Класс:11  «Б»   урок 1

Тема:

Образование Джунгарского ханства

 

 Цель урока

дать характеристику общественно-политического положения Джунгарского ханства в XVII веке, ознакомить с устройством, раскрыть сущность политики правителей и захватнический характер завоевательных войн;
 память, мышление, умение анализировать делать выводы по изученной теме;

Ожидаемый результат

Активно участвуют в диалоге, демонстрируют навыки критического мышления,знают как образуются истрия, умеют находить их в тексте

учащиеся смогут определить хронологические рамки казахско-джунгарских войн, выявить причины джунгарских вторжений, знать основные сражения и их результаты, смогут в сравнении выявить общие черты и различия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы.

Пазлы

10 мин.

II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

Каким государством является Казахстан?

— Когда Казахстан стал независимым государством?

— Кто является главой нашего государства?

— Кто входит в состав правительства?

— С какими государствами Казахстан поддерживает дружеские отношения?

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты

15 мин.

III. Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. С помощью метода «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение нового материала.

Джунгарское ханство-ойратское  государство, существовавшее в XVII—XVIII веках на территории, которая ныне относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России, Монголии и занимавшее земли от Тибета, и Китая на юге до Сибири на севере и от оазисов Сырдарьи на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долины рек Иртыш, Или, верховья реки Енисея и пр. Доныне на указанной территории расположены руины ойратских (зюнгарских, калмыцких) буддистских монастырей и крепостей (Семипалатинск, Зайсан), наскальные изображения Будды (под Алма-Атой, около Иссык-Куля) и пр.

Ойр» — в переводе с монгольского языка означает — «союзный, близкий, союзник».

В переводе с калмыцкого и монгольского языков «зюн гар» означает — «левая рука», когда-то — левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках — ойраты, которых ныне именуют европейскими ойратами (калмыками), ойратами Монголии и Китая.

Ойраты (калмыки, зюнгары, джунгары) — некогда единый монголоязычный народ, после распада Монгольской империи и покорения монголов манчжурами создавший в результате войн с Манчжурской империей Цин, Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии три государства — Джунгарское ханство, Калмыцкое ханство и Кукнорское (Хошоутское) ханство.

Задание для группы

11 Группа Джунгария была военно-феодальныи государством

Религия – ламаизм (одна из ветвей буддизма)

2 Группа:Основная форма хозяйства – кочевое скотоводство, было так же развито земледелие и ремесло

Социальная лестница

Хан

Князья

Простой народ

3 группа:Административное деление: улус-оток-аймак

Родоплеменной состав: чорос, дербет, хошоуыт, хойт..

С помощью метода «ИНСЕРТ» осуществляет проверку знаний учащихся.

Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал)

+ (новое)

— (думал иначе)

?(не понял, есть вопросы)





Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.

 

Постеры

 

Маркеры

 

Цветные бумаги

 

учебник

10 мин.

IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Составьте СИНКВЕЙН  со словом «

 

Работа над произведением.  Для всех групп

Прием «Синквейн»

1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

Борьба 

2 — группа

Против



Вопросы для закрепление урока

—1.Когда возникло Джунгарское ханство?

2.Какие цели преследовало и почему?

3.Почему казахи терпели поражение в борьбе с ними?

4.Какой характер носила борьба казахов?

5.Каковы последствия джунгарского нашествия?

6.Назовите известные победоносные сражения казахской армии?

7.Какой выход можно было найти в этой обстановке?

8.работа с основными понятиями, датами, именами.

Контрольные вопросы по теме Джунгарское ханство.

 

1.Основатель Джунгарского ханства:

А) Галдан Церен          В) Галдан Бошокту           С) Батыр Контайши.

Д) Цеван Рабтан           Е) Амурсана.


2.Простые крестьяне в Джунгарском ханстве назывались:

А) аратами.              В) ойратами              С) отоками

Д) дербетами.            Е) хоросами.

 

3. Джунгарское ханство прекратило свое существование:

 

     А) В начале 18 века.

     В) В конце 18 века.

     С) В 19 веке.

     D) В середине 18 века.

     Е) В 17 веке.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.

Разноуровневые карточки

5 мин.

V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.

Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин.

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Ученики записывают в дневниках.

Дневник

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

1.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:  _________________                                                                       Класс: 11»Б» урок 2

Тема:

«Актабан шубырынды – Годы Великого бедствия»

 

Цель урока:

сформировать у учащихся знания о причинах, масштабах, характере, последствиях джунгарского нашествия, причинах побед джунгар и поражения казахов;

способствовать воспитанию у учащихся уважения к героической борьбе казахского народа против джунгарских захватчиков, воспитывать любовь к родине, высокую гражданственность и патриотизм;

продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы, оценки исторических событий, анализа содержания учебного материала, работы с исторической картой, обобщать, делать выводы

.

Ожидаемый результат

Знать правила и уметь их примеять на практике, расширять свой словарный запас знакомиться с новыми историческими ссрбытями

Смогут произвести взаимо и самооценку

— Научатся анализировать текст, ранжировать даты,  аргументировать свои ответы.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся,проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы.

Пазлы

5 мин.

II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

1.Казахско- джунгарские войны

2.Освободительная борьба казахского народа против джунгарского нашествия

3.Последствия и значение нашествия против джунгар

???Когда возникло джунгарское ханство?

Какова главная стратегическая цель джунгар?

Демонстрируют свои знания.

 

Карты

5 мин.

III. Подготовка к восприятию новой темы.Разговорная пятиминутка.

— 20-егоды 18 века- усиление Джунгарии, угроза казахским землям

 

 

1710г, 1715г, 1717г, 1718г, 1719г- походы джунгарских войск в Казахстан, оккупация части Жетысу

1710г-первый курултай в районе Каракумма

1711г-отступление джунгар

 1713г-провал похода Ждунгарского контайчи

1714г-внезапное вторжение джунгар в Казахстан

1718г-поражениеказахского ополчения на реке Аягуз

1723-1725гг- «годы великого бедствия»

1725г-джунгары захватили Туркестан и Ташкент

1726г-сражение на реке Буланты, победа объединенных сил казахов

весна 1729г- Анракайская битва, разгром джунгар

Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. — Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу… Кто смотрел эту передачу? Что вам больше всего запомнилось?


15 мин.

IY. Актуализация знаний

Только беда заставила казахов задуматься над тем, что только объединившись, можно достичь победы. Начиная с 1726 года начались успешные действия объединенных сил казахов против джунгар. Раньше они действовали разрозненно, собираясь в отряды по родовым признакам, а с середины 20-х годов казахские батыры стали действовать сообща, координируя свои действия. сАмыми известнвми и кровопролитными битвами были:

 

1726г- в среднем течении Сарысу, при впадении в нее реки Буланты одержана крупная победа над джунгарами (рассказ ученика, работа с картой- опережающее задание)Эта победа дала возможность поверить в свои силы казахским ополченцам, совершить поворот в сознании народа

 

опрежающее задание- сообщение ученика

 

1729г- весна – это самое кровопролитное сражение- Анракайская битва, на юзе озера Балхаш, это место получило в народе название «место стонов и рыданий врага»- казахское ополчение заранее заняло более выгодное положение, театр военных действий занимал 200 км. Сражение проходило на границе горных, степных и полупустнынных районов. В случае разгрома джунгары вынуждены были отступить по пустынной дороге до истока реки Или. Сражением руководил Абулхаир. Битва началась с поединка. . От джунгар вышел талантливы военноначальник, мастер рукопашных боев, Шарыш. А от казахов- 20-летний Сабалак(псевдоним хана Аблая). Победил Сабалак.

. «Годы Великого бедствия” (1723—1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII в. Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысяч семей к пределам Средней Азии, владениям волжских калмыков обострили ситуацию в регионе. Калмыки, каракалпаки,узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили их и без того бедственное положение. В этот период особенно пострадало Жетысу (Семиречье). Нелегким было положение и в Восточном Казахстане.

 

Трагедия стала возможной не только вследствие внезапности военных действий ойратских сил. Она была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства в тяжелейший период истории Казахстана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мирные аулы, не успевшие откочевать на восток, чингизиды продолжали враждовать между собой.

 

В этот решающий момент дело спасения страны взял на себя народ, выдвинув из своей среды крупных предводителей народного ополчения: Кабанбая из рода кара- керей, Жанибека из рода шакшак, Наурызбая из рода шапырашты, Богенбая из рода канжыгалы, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители освободительной борьбы бии Каздауысты Ка- зыбек, Айтеке, Толе в этот сложный период сыграли выдающуюся роль в установлении согласия между казахскими родами.

 

Освободительная борьба казахского народа против джунгарской агрессии. Развивая свои военные действия, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караванной торговле в регионе был нанесен значительный ущерб. Снова, как и в начале XVIII в., отличились народные батыры —Боген- бай из рода канжыгалы, Кабан- бай из рода каракерей. Их славные подвиги и пламенные речи о защите Родины стали широко известны среди кочевников, воспевались степными акынами-импрови- заторами. Начиная с 1726 г. ус­пешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, отряды формировались преимущественно по родовым признакам, то, начиная с середины 20-х годов XVIII в., казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы в обширной Степи.

 

В 1726 г. в Тургайской степи у среднего течения р. Сарысу, в месте, где в нее впадает р. Булан- ты, казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам. Несмотря на вооруженность пушками и винтовками, джунгары не могли противостоять объединенной силе казахского народа и его батыров. Кровопролитное сражение в местности «Кара сиыр” («Черная корова”) закончилось победой 60-тысячного войска казахов, киргизов и других народов. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изну­рительном противоборстве с Джунгарским ханством. Место сражения надолго сохранилось в народной памяти и получило название «Место гибели калмыков” («Далмак кырылган”), в котором отразилась значительность поражения джунгарских сил.

 

Однако для казахов создалась неблагоприятная ситуация. Она была вызвана прежде всего опасностью втягивания в затяжную борьбу с волжскими калмыками, находившимися в российском подданстве. Это заставило казахов пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасить свои западные границы в условиях продолжающейся борьбы с самым опасным противником на востоке — Джунгарским ханством. Велико было значение победы 1726 г. для последующих удачных военных действий казахского войска и укрепления морального духа народного ополчения. Отпор врагу стал решающим фактором в обеспечении территориальной целостности казахского государства.

 

С согласия видных султанов и известных полководцев общее командование объединенными силами ханства было возложено на хана Абулхаира, полководческое искусство которого снискало ему большое признание среди народа. К тому же он как один из организаторов борьбы народа против иноземных захватчиков и дально видный политик пользовался заслуженным авторитетом среди наиболее влиятельных чингизидов, а также народных батыров. Не последнюю роль играло и такое немаловажное обстоятельство, что именно хан Абулхаир пользовался большим доверием соседней России, которая, сокрушив такую сильную страну, как Швеция, оказывала все возрастающее влияние на ход международных отношений. Крепнущий авторитет России вызывал беспокойство и у джунгарских правителей.

 

Однако в 20-х годах XVIII в. политическая ситуация еще не благоприятствовала принятию Казахстаном российского подданства. Джунгаро-казахское противоборство продолжалось, оказывая значительное воздействие на международные отношения в Центральной Азии. В этих условиях все более остро ставился вопрос об освобождении Джунгарией временно оккупированной территории Казахстана, в частности — Семиречья. Сосредоточение основных сил казахов в районе горы Ордабасы не было случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные с Джунгарией районы и начать освобождение края.

 

Своеобразие местности позволяло казахским батырам незаметно для джунгарских лазутчиков сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходимым. Основные места сосредоточения казахских отрядов сохранились в топонимических названиях вдоль рек Бо- ролдай и Кошкар-ата: поселения Большой и Малой орды, ущелье Абулхаир хана. Судя по фольклорным материалам, казахское войско было организовано и рассредоточено в этом районе по принципу принадлежности к жузам.

 

Самое кровопролитное сражение с джунгарами произошло весной 1730 г. в местности Анракай, в южной оконечности озера Балхаш, где казахское ополчение разгромило джунгарское войско. В народных преданиях это место носит название «место стонов и рыданий врага”. В сражении участвовали политический противник хана Абулхаира — султан Барак, хан Среднего жуза Абул- мамбет, родовые подразделения Старшего жуза во главе с ханом Болатом. Впервые правители трех жузов, отбросив межродовые разногласия, выступили единым сокрушительным фронтом. Потерпевшее полное поражение войско завоевателей начало отступать по р. Или на восток. Но в это время предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью хана Болата рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом в трех казахских жузах. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и правитель Среднего жуза Семеке покинули район сражения. Разногласия среди ответственных за судьбу страны батыров, султанов и других крупных феодалов облегчили действия джунгар и свели на нет достигнутые результаты и многочисленные жертвы народа в борьбе с захватчиками. Под угрозу была поставлена независимость народа.

 

Хан Абулхаир с подчиненными ему отрядами Младшего жуза отступил к границам России. Значительная часть Среднего жуза откочевала на север. Часть Старшего жуза, в наибольшей степени испытывавшая давление джунгарских сил, оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуждена временно покориться джунгарам. Общенародная борьба, достигнув значительных успехов, вследствие ставших традиционными разногласий, ослабла. Усилиями народных масс все же сохранялась территориальная целостность государства, но по-прежнему оставалась угроза со стороны Джунгарии. В сложившейся ситуации следовало найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.

Вопросы для группы:

1.Когда возникло Джунгарское ханство?

 

2.Какие цели преследовало и почему?

 

3.Почему казахи терпели поражение в борьбе с ними?

 

4.Какой характер носила борьба казахов?

 

5.Каковы последствия джунгарского нашествия?

 

6.Назовите известные победоносные сражения казахской армии?

 

7.Какой выход можно было найти в этой обстановке?

 

8.работа с основными понятиями, датами, именами.

 

10 мин.

V. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопрос«

Вопросы и задания

 

1.     Расскажите о последствиях джунгарского нашествия.

 

2.         Каково было участие различных социальных групп казахского общества в организации отпора врагу?

 

3.         Какую роль сыграли народ, видные политические деятели в достижении победы в сражениях с врагами?

 

Документы и материалы

 

Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увеличивали их бедствия. Один киргизский родоначальник в Оренбурге сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих. 1723 год особенно памятен киргизам своим роковым характером и сохранился в народной памяти… .

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.

Разноуровневые карточки

5 мин.

VI. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.

Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин.

VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.

Дневник


дополнительная информация


дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями






рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?


Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

1.

2.

 


 

 

Дата:__________________ 11 «Б» Урок 3

Тема  урока:

 историческое значение освободительной борьбы казахов с джунгарским нашествием

 Цели:

-раскрыть  роль  народных батыров, биев,ханов,  в освободительной   борьбе  казахского  народа  народа  против  джунгарской  агрессии; -ознакомить  с главными  военными сражениями, выявить результат;

— создать условия  для самостоятельной работы по поиску нужной информации.

 

Критерии успеха:

Знать: основных  героев    казахско-джунгарской войны периода 17- 18 века,хронологические рамки  основных  военных  сражений  и событий

Понимать:главное содержание  материала

Уметь: анализировать  основные изменения, проводить поиск исторической информации, анализировать, выделять в нем главное, работать с картой

Ожидаемые  результаты:

 знание  темы, умение  применять  знания  и навыки на практике  (при выполнении  тестовых  заданий, контрольных работ)

Ключевые идеи:

  «Годы великого бедствия»,  «Кара  Сиыр», «Қалмақ  қырылғаң  жер», Булантинское  сражение, Анракайское  сражение

Ресурсы:

ТСО, ватман, стикеры, маркеры,карта

Продолжение урока: 

40 мин

Тип урока:

Изучение нового материала

Форма обучения:

Интерактивные (поисково-самостоятельная работа,деловая игра)



 

Ход урока

 

Этап

Время

        Содержание  урока

Стратегии Ресурсы



Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.

1 мин

 

1 мин

1.Орг момент

Приветствие  учителя

2. Танцевальная разминка

 

 

2.Позитивный   настрой

 

 

 

2.активити


1  мин

3.Деление на группы по цвету  стикеров

3. Учащиеся  делятся на группы

3.игра

2.

1 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

1 мин

Проверка дом  заданий

Вопросы для закрепление урока

—1.Когда возникло Джунгарское ханство?

2.Какие цели преследовало и почему?

3.Почему казахи терпели поражение в борьбе с ними?

4.Какой характер носила борьба казахов?

5.Каковы последствия джунгарского нашествия?

6.Назовите известные победоносные сражения казахской армии?

7.Какой выход можно было найти в этой обстановке?

8.работа с основными понятиями, датами, именами.

 

.Учителем объявляется тема и цели урока, ожидаемые результаты, ключевые ресурсы

2.Показ  видеосюжета «Годы Великого бедствия»

В 1718 году произошло новое сражение близ реки Аягоз. Казахи потерпели поражение. Казахское войско вооруженное русскими фузеями(огнестрельным оружием) шедшее под руководством ханов Каипа и Абулхаира в набег на джунгарские кочевья встретило небольшой джунгарский пограничный отряд, который «нарубя деревьев в узком месте(теснине)» и засев в импровизированном окопе на трое суток задержал казахское войско и с помощью другого, подошедшего на третий день небольшого джунгарского отряда нанес поражение казахам. Казахское войско не выдержало «жестокого копейного удара» — конной атаки «бух церг» — полка тяжелой(одетой в латы) ойратской(калмыцкой) конницы и вынужденно было в спешке отступить.[5] В том же году джунгары разбили казахское войско на реке Арыс. Осложняли ситуацию, кроме джунгар, набеги башкир, бухарцев, кокандцев и хивинцев.

В 1723—1727 годах в ответ на разорительные набеги казахов на Джунгарию в годы второй войны джунгар с Цинской империей, Цеван-Рабдан отправился в поход на казахов, джунгары захватывают Южный Казахстан и Жетысу, разбивая казахские войска. Казахи потеряли города Ташкент, Сайрам и Туркестан. В зависимость от ойратов попали узбекские территории с Ходжентом, Самаркандом, Андижаном. Далее ойраты(джунгары) захватилиФерганскую долину и установили протекторат над сырдарьинскими городами, Младшим, Средним и Старшим жузом. Эти годы вошли в историю Казахстана, как «Годы великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды). В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

В 1727 году умер хан Цеван-Равдан. Между претендентами и наследниками на трон началась упорная борьба. Борьба за власть в Джунгарском ханстве окончилась победой Галдан-Церена, победившего своего брата. Затем началась очередная ойрато-циньская война, и ойраты снова были вынуждены сражаться на два фронта. С 1729 до 1739 годы джунгары снова заняты войной с Китаем.

. Учитель объясняет и показывает по карте

/откочевка  казахов/

20-егоды 18 века- усиление Джунгарии, угроза казахским землям

 

1710г, 1715г, 1717г, 1718г, 1719г- походы джунгарских войск в Казахстан, оккупация части Жетысу

1710г-первый курултай в районе Каракумма

1711г-отступление джунгар

1713г-провал похода Ждунгарского контайчи

1714г-внезапное вторжение джунгар в Казахстан

1718г-поражениеказахского ополчения на реке Аягуз

1723-1725гг- «годы великого бедствия»

1725г-джунгары захватили Туркестан и Ташкент

1726г-сражение на реке Буланты, победа объединенных сил казахов

весна 1729г- Анракайская битва, разгром джунгар

1.Учащиеся записывают в тетрадях  тему урока

 

 

2.Учащиеся внимательно просматривают видеосюжет

 

 

 

3. Комментарии  учащихся

 

 

 

 

 

 

2.Визуальное  критическое мышление Учебник, тетради, слайды

 

 

 

2.Элекронный учебник  по истории Казахстана (казахско-джунгарские войны)

 

 

 

карта

3.

 

10 мин

 

 

7 мин

 

 

Задание  №  1

1. Групповая работа: заполнить постер  по теме:

«Годы великого бедствия»

2.Защита постеров

1.Заполняют постер

 

2.выступление  учащихся  /взаимооценивание/

 

КМ /кластер/ Постер, маркеры,доп. ресурсы


 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

Задание  №  2

Основные  сражения казахско-джунгарской войны: /определить места  сражений, результаты  сражений/

1. Орбулакское сражение  (1643 г)

2.Аягузское сражение  (1718 г)-(с 11)

3.Булантинское сражение  (1726 г)-(с 12-13)

4. Анракайское сражение  (1729-1730 гг) (с 14)

 

 

 

 

 

1 группа  (парная работа)

 

2 группа  (парная работа)

 

выступление  учащихся

Заполнить таблицу Таблица,

карта


 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

2 мин

Задание  №  3

1. Сообщение  о народных героях казахско-джунгарской войны: /батыры, бии, ханы/

2.Составить

синквейн :

3.Обучающая игра «Ассоциации»

вопросы:

 

1.Какую тактику использовали джунгары?

2.В чем сущность этой тактики?

3.Каковы основные направления вторжения джунгар?(работа с картой)

4.Какое время года выбрали джунгары для наступления и почему?

 

 

Выступление учащихся (взаимооценивание)

 

1 группа:  Абулхаир хан

2 группа: Казыбек бий

 

3.выступление  учащихся

 

 

КМ

 

 

 

 

КМ Карта, портреты  биев, хана   Абулхаира

4.

1 мин

1.Оценивание

 1.Подводят итоги взаимооценивания



5.

2 мин

Рефлексия

«Все  в твоих   руках»

Учащиеся выполняют рефлексию


6.

1 мин

Учитель комментирует дом/зад п -1-2, с12-16,составить пять тестовых заданий

Учащиеся записывают в дневниках

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Национально-освободительные движения в Казахстане     Урок 4

 Дата:___________________

Цель

Проанализировать восстание, выделить причины, цель, характер восстания.

Рассказать о проявлениях недовольства населения республики политикой центральных органов, Коммунистической партии в советское время, о Декабрьском восстании  1986  г.,  которое  завершило  длительный  путь национально-освободительной  борьбы  казахского  народа за  независимость.

Ожидаемый результат

Знать причины, цель, характер восстания, оценивать руководителя восстания, а также его действия, анализировать текст, выявлять главное, делать выводы.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Раздать карточки с разноуровневыми заданиями:

1 уровень

1)      Назовите основную цель восстания К.Касымова.

2)      Против кого было направленно восстание К.Касымова

3)      Назовите родственников Кенесары участвовавших в восстании

4)      Чем закончилось восстание?

2 уровень

1)      В чем существенная разница восстания Кенесары от других восстаний

2)      Укажите схему движения К.Касымого на карте

 

 

 Ответы на вопросы. Приложение № 1.

Стадия вызова

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Для привлечения учащихся к работе над данной темойим предлагаются следующие задания:

1. Объясните значение понятий “национально-освободительное движение”, “восстание”, “революция”.

2. Докажите взаимосвязь между понятиями “отечественная война” и “национально-освободительное движение”.

3. Расскажите о причинах, движущих силах, территориираспространения, продолжительности и результатах национально-освободительных движений.

Для развития умения анализировать учащимся предлагается  заполнить  схему  (диаграмму  Вена).

 

В  ходе  урока  учитель  рассказывает  учащимся  о  сходстве цели национально-освободительных движений вКазахстане и национально-освободительных движенийдругих стран. Можно дать учащимся задание составитьхронологическую  таблицу  национально-освободительныхдвижений казахского  народа  начиная с  восстания  С. Датовав 1783—1797 гг.  до  национально-освободительной борьбы1916 г.

Вопросы:

1. Почему процесс присоединения Младшего и Среднего жузов кРоссии носил  противоречивый и сложный характер?

На интерактивной доске показать флипчарт с определениями

 

1)      50-70-е годы 19 века

2)      Прокатилась

3)      Поражение

4)      Колониальный

5)      Восстания

6)      Мангистау, Тургайская и Уральская обл.

7)      Царизм

 

Задание: составить рассказ по ключевым словам.

 

Просматривают презентацию, анализируют

 

Записывают термины составляют «свободное письмо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выход  на тему, на цели урока.

Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.

 

 

1)Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией, посредством презентации (указать план) PowerPoint

Класс делится на 2 группы методом мозайки. Прил 2

Каждый участник группы получает задание:

1)      Прочитайте и проанализируйте пункт восстание под руководством Ж.Нурмухамедова.

2)      Восстание 1868-1869гг в Уральской и Тургайской обл.

3)      Восстание 1870г в Мангистау.

4)      Национально-освободительные движения в начале 20 века


Получение новой информации по теме.

 

 

Организовать работу в группах.

 

Работа с учащимися по вопросам:

1)       Что послужило поводом к восстанию в 30-50 гг

2)      В чем особенность восстания в Уральской и Тургайской обл

3)      Опишите ход восстания на Мангыстау

4)      В чем особенность восстаний в начале 20 века

 

 

 Учащиеся работают в рабочих по экспертным  листам затем в домашних группах объясняют свой материал.

Экспертный лист (приложение 3)

 

Стадия размышления

Обсуждение результатов работы групп

 

Для закрепления изученной информации учитель задает учащимся диктант:

Приложение 4

Выполняют тесты на отдельных листочках. После выполнения проверяют работу друг друга по ответам учителя.

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

С какими картинками у вас ассоциируется сегодняшний урок

Учащиеся отбирают картинку и объясняют почему ее выбрали.

Домашнее задание

Закрепление темы

Параграф 8, составить тест к теме.

Записывают домашнее задание.

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!