СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная (адаптированная) программа «Вокальное искусство» - классический, народный и эстрадный вокал

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа подойдёт для работы в ДШИ по общеразвивающим программам.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная (адаптированная) программа «Вокальное искусство» - классический, народный и эстрадный вокал»


Пояснительная записка.



Существует распространённое мнение, что музыкальный слух – это уникальный божий дар и человеку, имеющему его, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле избранный. Но надо помнить, что музыкальный слух у человека развивается одновременно с речью. Чтобы научиться говорить, нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Конечно, у разных людей слух развит по-разному, но у подавляющего большинства он развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой.

Вопрос о том, что очень часто о музыкальных способностях человека судят по умению петь. Но надо понимать – чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом, нужно ещё хорошо владеть своим голосом. А управлять голосом можно научиться так же, как рисовать, танцевать или плавать. Другими словами, обучаться музыке можно и нужно каждому человеку, и успешно заниматься пением может практически любой человек, если у него есть желание.

В ДШИ класс вокала - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако, все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.

Мастерство педагога имеет едва ли не решающее значение в достижении проектируемых высоких результатов. В ходе работы по данной образовательной программе введена поисковая работа, направленная на совершенствование методов обучения детей сольному и ансамблевому пению, создания в процессе исполнения художественно-исполнительского образа.

Поэтому, прежде чем приступить к занятиям с детьми и подростками предварительно нужно изучить специфику детского голоса, строение, развитие и, уже соответственно этому, строить свои занятия дифференцированно, с большой осторожностью. Учитывая поэтапно возрастные особенности осторожно подбирать репертуар, вокально-технические упражнения развивающие ритм, слух, дыхание, ансамбль, строй, дикцию, нюансы и т.д. Здесь требуется скрупулезная последовательность.

Вот почему перед педагогами- вокалистами стоит важнейшая задача: организация специфической вокальной манеры исполнения в народном, эстрадном или академическом стиле – индивидуально, с каждым ребёнком. И им необходимо совершенно ясно представлять себе, как учить детей пению, чтобы оно не нарушало функции и особенности тембровой окраски растущего детского голоса.

Важно приучить себя к сдержанности и терпению, научиться делать черновую работу грамотно, последовательно изучать, накапливать вокально-педагогические факты, на них опираться, а из них выводить свою последовательную методику, характерную и специфичную для данного конкретного ребёнка.

Педагогу важно изучить азы развития детского голоса, прежде чем подбирать художественный репертуар исходя из вокальных данных детей: это может быть эстрадная или народная, или академическая манера исполнения.


Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.


Обучение по специальности академический вокал осуществляется в тесном сочетании с занятиями по предметам теоретического цикла, пением в хоре, занятиями по общему курсу фортепиано.

В основе учебно–методической работы лежит система воспитания детского и подросткового голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников.

Несмотря на общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Народное пение - это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкально- поэтическое творчество, история.

Образовательная программа «Народное пение» опирается на достижения русского вокального исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. В ней учитывается опыт различных исполнителей народной песни, ансамблевый опыт современных фольклорных коллективов и центров народной культуры. Программа направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца и инструментальной музыки.



Основной целью образовательной программы «Эстрадный вокал» является приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры через развитие музыкально-эстетического вкуса и формирование исполнительских вокальных умений и навыков.

Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъёму общей музыкальной культуры учащихся.


В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

В последнее десятилетие 20 и начала 21 века в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования.

Такие явления как демографический спад, резкое уменьшение количества здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, падение интереса родителей к музыкальному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в музыкальную школу. Часто, отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент практически всех желающих без учета индивидуальных особенностей.


Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно- моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усложняют процесс освоения образовательных и учебных программ в детской школе искусств.

Изменившиеся условия деятельности диктуют особые требования к учебному плану. В связи с этим появилась необходимость пересмотреть и адаптировать уже существующие образовательные программы дополнительного образования детей.


Необходимо создать наиболее благоприятные условия организации учебного процесса, который будет обеспечивать гибкий и сугубо индивидуальный подход к обучению, что позволит более точно определить перспективы ребенка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкального образования.




Цель образовательной программы:



- развитие ребенка в целом;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами музыкального искусства;

- развитие личности, способной к творческому самовыражению через навыки и умения, приобретенные за курс занятий по вокалу;

- формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения;

- профилактика асоциального поведения;

Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах мировой музыки, воспитать активных музыкантов-любителей, и вместе с тем подготовить наиболее одаренных учащихся к продолжению профессионального художественного образования – основные направления работы всех отделов и классов детской школы искусств.





Задачи.


1.Образовательные


Способствование овладению воспитанниками академической манеры пения, как фундамента и основы для других вокальных техник.


Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков Обучение правильному дыханию.


Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету вокал.


Постановка правильной, артикуляционно и дикционно ясной и выразительной речи, которая используется как в пении так и в быту.



2.Развивающие



Развитие артистических и эмоциональных качеств у воспитанников средствами вокальных занятий.


Развитие внимательности, наблюдательности, логических и математических способностей.


Развитие способности к обучению языкам за счет занятий вокалом.


3.Воспитательные


Воспитание и развитие художественного вкуса.


Воспитание и развитие любви и уважения к искусству и культуре родной страны.


Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.


Воспитание в детях уважения к старшим, как продолжение педагогического авторитета.


Основной задачей детской музыкальной школы является широкое музыкально – эстетическое воспитание учащихся, ставящее своей целью не столько подготовку профессиональных музыкантов, сколько формирование гармонически развитой личности ученика, активное воздействие средствами музыки на его ум и душу.


Сроки реализации

Данная образовательная программа по вокалу рассчитана на 5 (6) лет обучения. 6 –й год обучения введен дополнительно для детей, имеющих профессиональную ориентацию, а также для учащихся, окончивших музыкальную школу и по заявлению родителей, имеющих желание заниматься дополнительный 6-й год для самообразования и дальнейшего развития.



Форма занятий


Индивидуальная форма занятий в классе вокала дает преподавателю возможность на основе внимательного и всестороннего изучения индивидуальных возможностей учеников дифференцированно подходить к вопросам обучения и воспитания.




Ожидаемые результаты и способы их проверки


Учащийся должен знать:


- музыкальную грамоту;

- разнообразные стили в музыке;

- правила работы над техническими трудностями, встречающимися в

произведениях;

-музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых произведениях.


Учащийся должен уметь:


- исполнять выученные вокализы, упражнения, музыкальные

произведения;

- передавать характер музыки;

- самостоятельно читать с листа;

- транспонировать;

- уметь анализировать музыкальные формы, изучаемых произведений;

- различать разнообразные стили;

- уметь разбирать новые музыкальные произведения.



Методика отслеживания результатов по реализации программы


Следует особо отметить важность объективной оценки музыкально-исполнительских способностей одаренных учеников, предостеречь преподавателей от промахов. Решающим в объективности оценки способностей ученика должно стать всестороннее обсуждение его успеваемости по всем предметам на педагогическом совете.

В вопросе темпов продвижения исполнительски одаренных учеников преподавателю необходима большая гибкость, сознание своей ответственности, помощь и контроль коллектива и заведующих отделами. Здесь необходимо учитывать, что музыкально одаренные учащиеся в дальнейшем могут продолжать профессиональное образование в музыкальных учебных заведениях. Школа обязана дать им соответствующую подготовку и профессиональную ориентацию.

Исполнительское продвижение учеников проверяется дважды в год: на академическом концерте (в конце II-ой и IV четверти)


Учет успеваемости учащихся должен быть организован четко и разумно.

Успеваемость учащихся учитывается на школьных академических зачётах, которые проводятся 2 раза в год по графику, ежегодно утверждаемому на отделении.

Участие в концертах, отборочных прослушиваниях, семинарах, конкурсах приравнивается к выступлениям на академических зачётах.

Контрольные уроки и прослушивание выпускной программы оценивается словесной характеристикой. На академических зачётах выставляется отметка. По окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости учащегося на основании текущего учёта знаний и контрольных мероприятий (академический зачёт, контрольный урок, концерт, конкурс и т.д).

При выведении итоговой оценки (в конце года) учитываются:

-годовая работа ученика и его продвижение,

-соответствие качественного уровня выполнения программных


требований и индивидуальных способностей ученика,

-оценки за выступления на академических зачётах,

- другие выступления ученика в течение учебного года, их периодичность.

Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.




Методические рекомендации к составлению индивидуального учебного плана.


При составлении индивидуального учебного плана педагогом должны учитываться:

  1. Исходные вокальные и физические данные учащегося, их состояние, изменения и перспективы развития.

  2. В острый мутационный период следует воздержаться от занятий, хотя бы в течении трех месяцев, затем продолжить занятия в более щадящем режиме, учитывая особенности мутационного периода.

  3. Не допускать форсированного звучания голоса. И избегать произведений, требующих твердой атаки звука, и очень энергичной подачи дыхания. Важно не перестараться с дыхательной опорой.

  4. Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности.

  5. Репертуар должен тщательно подбираться из произведений современных композиторов. Высокие требования нужно предъявлять и к литературному тексту.

  6. При подборе произведений следует избегать слишком низкой или слишком высокой тесситуры. Не следует завышать репертуар по степени сложности.

  7. Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.

Оценка выставляется ученику, с учетом успеваемости в учебном году, работы в классе и дома, дисциплины, восприятия замечаний педагога, участия в концертах.

8. Нужно учитывать, что овладевая исполнительской специальностью, дети должны получать опыт публичных выступлений. Хорошо, если в классе присутствуют на уроках, дети, педагоги или родители. Стараться при первой возможности, давать учащимся выходить петь на открытых площадках, школьных концертах, конкурсах. Есть дети, которые сильно волнуются и не могут публично выступать, для них нужно придумать иные формы показа работы. Это может быть коллективное музицирование, т.е. пение в малых ансамблевых формах или показ песни маме или бабушке, тому лицу, которому ребенок больше доверяет и с кем чувствует себя увереннее. Другая категория детей- это дети с неразвитым музыкальным слухом и слабыми вокальными данными. С такими детьми нужно обязательно заниматься коррекционной работой, давать репертуар, как можно проще, чтобы учащийся сосредоточил внимание на слуховых ощущениях. Требования к таким детям предъявляются более низкие в связи с тем, что овладение техническими возможностями голоса идет медленно. Все силы уходят на интонацию и координацию голоса со слухом.

В заключении стоит сказать еще об одном. Пока еще приходится встречаться с мнением, что петь следует лишь тем, кто имеет ярко выраженные вокальные данные. Вместе с тем, как наука, так и сама жизнь все больше убеждают нас в том, что определенная певческая развитость нужна любому человеку.

Дело в том, что правильное и достаточное певческое развитие способствует не только формированию эстетических качеств, но и физическому развитию человека, выработке выносливости его голосового аппарата. Более того, как справедливо говорят фониатры (И.Левидов, Е. Алмазов, А.Содейко, А.Рябченко), в некоторых случаях только методиками вокальной педагогики удается вылечить некоторые заболевания голосового аппарата. Многие исследователи уже давно пришли к выводу, что правильное певческое воспитание и есть форма охраны голоса.




Учебно-тематический план


1 -2 год обучения


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Певческие установки


2

-

2

2

Работа над звуком


10

2

8

3

Работа над дыханием


8

2

6

4

Певческий диапазон


8

1

7

5

Координация между слухом и голосом

4

1

3

6

Дефекты голоса


4

1

3

7

Принципы артикуляции речи и пения

10

3

7

8

Работа над исполняемым произведением

16

4

12

9

Занятия по индивидуальной программе


6

1

5


Итого часов

68

15

53


Содержание программы 1 - 2 классов обучения.



1.Певческие установки.

Теория и практика

Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего( со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально - правильной мимики и артикуляции.

Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.


2.Работа над звуком

Теория и практика

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата- .

непременное условие красивого голосоведения

Освоение различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения.


3.Работа над дыханием.

Теория и практика

Практическое освоение различных типов дыхания- грудное, брюшное. реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато

Упражнения для развития реберно- диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса.

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.


5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика

Чистота интонации- результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса.


6.Дефекты голоса.

Теория и практика

Горловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

При особо упорных случаях- консультация фониатра


7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости –консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального туше и звуковедения.


8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.



9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика:

Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения.




3, 4 и 5 год обучения



Тема

Количество часов

Примечания

всего

теория

практика

1

Певческие установки


20

-

20

В 6 и 7 классах из тематического плана убраны темы Дефекты речи и Координация между слухом и голосом. Как правило к 6 классу, а то и раньше работа по этим темам закончена.

2

Работа над звуком


20

3

17

3

Работа над дыханием


10

2

8

4

Певческий диапазон


10

3

7

5

Принцип артикуляции в речи и пении

20

5

15

6

Работа над исполняемым произведением

22

8

14


Итого часов

102

21

81




6 год обучения (профориентационный)


Тема

Количество часов

Примечания

всего

теория

практика

1

Певческие установки


3

-

3

В 6 и 7 классах из тематического плана убраны темы Дефекты речи и Координация между слухом и голосом. Как правило к 6 классу, а то и раньше работа по этим темам закончена.

2

Работа над звуком


7

1

6

3

Работа над дыханием


4

1

3

4

Певческий диапазон


4

-

4

5

Принцип артикуляции в речи и пении

4

1

3

6

Работа над исполняемым произведением

12

3

9


Итого часов

34

6

28


Содержание программы 3,4 и 5 (6) года обучения.


Певческие установки.

Теория и практика

Закрепление пройденного материала.

Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных установок.


Работа над звуком.

Теория и практика

Закрепление различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Принципы портаменто и глиссандо.

Работа над кантиленой.

Филирование звука




3.Работа над дыханием.

Теория и практика.

Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато

Упражнения для развития реберно- диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса.




4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.


8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра.

Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии.

Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений.

Творческий поиск.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.









Условия реализации программы:

Данная программа будет реализована на базе ДШИ г.Новошахтинска. Для занятий по сольному пению нужен специально оборудованный класс. В классе должно быть удобно расположенное зеркало в полный рост. Наличие хорошо настроенного рояля или фортепиано. Магнитофон c СD и DVD. Преподаватель, имеющий специальное образование. Концертмейстер, имеющий специальное образование по специальности «Фортепиано».



ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ


Горло - это рабочий аппарат певца, который должно беречь и охранять. Важно уберечь себя от простуды, не промочить ноги, избегать резкого охлаждения. Особенно плоха резкая перемена температуры. Нельзя, выпив горячего чаю, сразу же выходить на улицу в холодную погоду. Нельзя разгоряченному выпить холодной воды, как бы ни мучила жажда. Недопустимо для певца в холодную и сырую погоду разговаривать, петь и смеяться на улице. Для людей большинства профессий легкая простуда, насморк - это мелочь. Для певца - это неисправность рабочего аппарата, которая может надолго вывести его из строя, а то и вовсе сделать профессионально непригодным.


Нерациональное пользование голосовым аппаратом в качественном и количественном отношениях влечет за собой понижение качества голоса.

Лица речевой профессии и певцы значительно отличаются от лиц других профессий. Это зависит от того, что голосоречевая профессия имеет свои особенности.

В фониатрической практике нередко задается вопрос врачу о голосовой нагрузке и о мерах по охране голоса. Опытные певцы с тренированными голосами обладают более выносливыми мышцами. Начинающий певец не может длительно пользоваться голосом, т.к. его мышцы быстро утомляются. Первыми признаками утомления голосового аппарата является нарушение правильного звучания голоса: возникает "ощущение гортани". Учащимся на первых порах следует рекомендовать заняться пением только с педагогом. Это обосновано следующим: оградить неопытного учащегося от злоупотребления голосом, т.к. они увлекаются и "верхами", которые в их голосе еще не выработаны. Вредными моментами могут оказаться форсирование голоса, пение не в своей тесситуре, как для начинающих, так и у профессионалов.

Не следует прибегать к длительным занятиям перед ответственными выступлениями.

К неблагоприятным последствиям для голоса у женщин приводит также пение в период менструации. Из физиологии известно, что в этот период сосуды голосового аппарата расширены.

Забота певца и лиц речевой профессии о здоровье заключается главным образом в заботах о поддержании хорошего состояния верхних дыхательных путей. Внешнее влияние, прежде всего температурный фактор, часто оказывает свое влияние на голос. Поток холодного воздуха при вдохе может охлаждать слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Охлаждение слизистой оболочки гортани и глотки вызывает сужение сосудов, гортань при работе не получает достаточного количества крови и в результате голос "садится". Ухудшение звучания голоса быстро наступает особенно под влиянием контрастов при переходе из теплого в холодное помещение. Систематическое охлаждение слизистой может служить толчком к образованию воспалительного процесса (катара). Сырой воздух действует хуже, чем сухой (при одной и той же температуре).

Певец не должен перегружать желудка пищей непосредственно перед выступлениями или занятиями, т.к. это затрудняет движение диафрагмы. Злоупотребление острой, соленой, кислой пищей неблагоприятно отражается на слизистой.

Не следует говорить в холодное время на открытом воздухе, особенно при быстрой ходьбе и после выступления, когда слизистая особенно чувствительна к охлаждению. Никотин (нервно-сосудистый яд) вреден. Кроме общего действия, курение вызывает раздражение слизистой оболочки голосового аппарата дымом. Раздражение слизистой влечет за собой усиленную работу желез, выделяющих слизь, которая появляется в глотке, гортани, трахеи, на связках. Курение особенно вредно для женщин, у которых слизистая и др. ткани более чувствительны к этому раздражителю. При курении у них голос грубеет, укорачивается в диапазоне.

Для актеров, певцов, педагогов и других лиц профессия которых требует большого напряжения нервной системы, особенно важно получать в достаточном количестве витамины В1 и С1.

Расстройства голоса вызывают и заболевания, возникающие вне сферы голосового аппарата. К ним относятся: нарушение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и др.







Примерный репертуарный список по классам



1 класс.


  • "Калейдоскоп "– Л. Скрягина

  • "Эльфы" - А. Ципляускас

  • "Три Желания" А. Ермолов

  • "Росиночка – Россия" Е. Зарицкая

  • "Русские сапожки" Рус.нар.песня

  • "Песенка пиратки" В. Тюлькапов

  • "Белоснежка" А. Ципляускас

  • "Мама мамонтенка" "Шаинский"

  • "Заводная обезьянка" А. Ципляускас

  • "Круглая песня" из. реп. Непоседы

  • "Ручеёк журчалочка" А. Ермолов

  • "Раз ладошка" Е. Зарицкая

  • "Песенка на хрустальной лесенке" О. Полякова

  • "Котенок мурлыка" О. Полякова

  • "Лебеди" - А. Ципляускас

  • "Осени не будет" Я. Старикова

  • "Россия" С. Шумова

  • Русские народные песни: У кота- воркота, Во поле береза стояла, Андрей- воробей, К нам гости пришли, Пойду ль я, выйду ль я, Во кузнице, Сеяли девушки яровой хмель, Я с комариком плясала, Серенькая кошечка, Не летай, соловей, Как у наших у ворот, Тень- тень- потетень , Ах, вы, сени, Во саду ли в огороде, Земелюшка- чернозем,

  • Украинская народная песня «Ой, звоны звонят»

  • Французская народная песня «Пастушка»

  • Белорусская народная песня «Перепелка»

  • Сивухин «Яблонька»

  • Анцев «Филин»

  • Брамс «Петрушка»

  • Тиличеева «Березка» «Часы»

  • Лобачев «Кот Васька»

  • Силинь «Овощи»




2 класс.



  • "Веселая песенка" укр.нар.песня

  • " Я взрослая" О. Полякова

  • "Брусничный гном" А. Видова

  • "Алые паруса" А. Ермолов

  • "Счастливого пути" Ю. Верижников

  • "Снег" А. Ципляускас

  • "Приметы весны" А. Стариков

  • "Иван да Марья" Д. Базин

  • "Секрет" В. Тюльканов

  • "Бабушка" В. Тюльканов

  • "Солнышко эзернышко" Т. Шилова

  • "Ябеда" - Р. Васильев

  • "Нон стоп" - К. Ситник

  • "Стану звездой" - А. Ермолов

  • "Крутой" - Ф. Клибанов

  • Русские народные песни: Ой, вставала я ранешенько, Виноград со ягодой, Как на тоненький ледок, Со вьюном я хожу, Я посеяла ленку.

  • Украинская народная песня «Мыл казак в воде коня»

  • Бетховен «Сурок»

  • Рамо «Тамбурин»

  • Бах «За рекою старый дом»

  • Бангевич «Музыка»

  • Кабалевский «Мельник, мальчик и осел»

  • Чичков «Песенка про жирафа»

  • Пинегин «Смешной человечек»

  • «Спящая красавица2 обработка Брамса



3 класс


  • "Потолок ледяной" Э. Ханок

  • "Осторожно добрая собака" А. Ермолов

  • "Не отнимайте солнце у детей" Е. Лучников

  • "Детская дружба" В. Тюльканов

  • "Барбарики" Любаша

  • "Журавлик" О. Полякова

  • "Веночек" Укр. нар. песня

" С чего начинается Родина" В. Баснер

  • "Ветераны" И. Манкеев

  • "Загадай желание"из реп. Магомаев

  • "Истина" (Вам И Не Снилось)

  • "Баллада о трех сыновьях" Т. Шилова

  • "Стала звездой " И. Тришина

  • "Старый рояль" Минков М.

  • "Гармошечка" В. Сажин

  • "Мелодия дождя" В. Сажин

  • "Мама" В. Началов

  • Русские народные песни: Я посеяла ленку, Посею лебеду на берегу, Нелюдимо наше море, Ох, я селезня любила, Улица ты, улица, Девчонка везла на возу, У зари- то у зореньки, В низенькой светелке, Между двух белых березок, Стонет сизый голубочек, Ивушка, По небу по синему, То не ветер ветку клонит.

  • Бойко «Песенка в лесу»

  • Бетховен «Сурок»

  • Брамс «Колыбельная»

  • Крылов «Песенка Дюймовочки»

  • Струве «Красавица Аленушка»

  • Кикта «Синеглазка»

  • Ефимов «Помогтте кенгуру»

  • Спадавеккиа «Добрый жук»

  • Паулс «Кашалотик»

  • Вильнер песни из оперы «Кот в сапогах»

  • Вейсберг песни из оперы «Гуси- лебеди»

  • Дубравин «Спасибо вам, учителя» «Вальс»

  • Глинка «Ходит ветер воет в поле» «Ты, соловушка ,умолкни»

  • Дунаевский «Песенка о капитане»

  • Хромуширн «Что такое лужа» «Баю –баюшеньки –баю»

  • Гладков «Песня принцессы»

  • Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»

  • Шаинский «Антошка»

  • Варламов «Горные вершины»

  • Бородин «Морская царевна»

  • Фадеева-Москалева «Веселый клоун»




4 класс



  • "Старинный дом" А. Ципляускас

  • "Выше солнца" К. Ситник

  • "Карнавальная " В. Сажин

  • "Зимний вечер" И. Манкееев

  • "Тили-тесто" - А. Ципляускас

  • "Отчий дом" Ю. Вержиников

  • "Яблонька" И. Манкееев

  • "Здравствуй это я" Ю. Савичева

  • "Потанцуем-пошалим" В. Началов

  • "Пилигрим" - В. Сажин

  • "Песенка о медведях" А. Зацепин

  • "Черный кот" Саульский Ю.

  • "Хорошо" Ю. Верижников

  • "Учитель" В. Началов"

  • "Мама" С. Лазарева

  • "Я пою" И. Манкеев

  • "Ветер весны" М. Хлебников

  • Русские народные песни: Я на камушке сижу, В тереме свечки, Со двора со дворика, Ай, во поле липенька, Калинка, Ты, река ль моя, Я посею ли млада- младенька, У меня, младой, Девчонка везла на возу, Не брани меня, родная

  • Американская народная песня «Бубенчики» «Бай бай блюз»

  • Неаполитанская народная песня «Санта- Лючия»

  • Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик» «Сарафанчик»

  • Григ «Избушка»

  • Чайковский «Колыбельная в бурю» «Осень»

  • Гречанинов «Подснежник»

  • Шопен «Желание»

  • Борисов «Звезды на небе»

  • М,Дунаевский «Что делать девчонке»

  • Шуберт «Музыкальный момент»

  • Гурилев «Внутренняя музыка»

  • Брамс «Домовой»

  • Глинка «Венецианская ночь» «Жаворонок»

  • Бах «Жизнь хороша»

  • Дунаевский «Спой нам, ветер»

  • Пахмутова «Беловежская пуща»

  • Чичков «Самая счастливая»

  • Шаинский «Рассвет- чародей» «Крейсер Аврора»

  • Крылатов «Лесной олень»

  • Попатенко «Скворушка прощается»

  • Вейсберг песни из оперы «Гуси- лебеди»

  • Песня цыганки неизв. автор

  • Абаза «Утро туманное»

  • Вихарева «Там где зореньки алые-алые»

  • Дубравин «Петербургский вальс»

  • Монюшко «Золотая рыбка»

  • Рахманинов «Островок»

  • Рождественские колядки

  • Вокализы




5 (6) класс




  • "Прости меня дедушка" С. Сухомлин

  • "Птицы" А. Исаев

  • "Осенний блюз" В. Сажин

  • "Улетай" И. Дорофеева

  • "Россия" Ю. Верижников

  • "Музыка звучит" А. Ермолов

  • "Я вернусь" А. Гренечко

  • "Письмо" А. Смехов

  • " Ветер перемен" М. Дунаевский

  • " Дин – дон" Е. Шарова

  • " Остров белых птиц" Ю. Верижников

  • " Воздушные шары"

  • " Рождение звезд" А. Ермолов

  • " Танец под дождем" Е. Зарицкая

  • " Нарисую лето" В. Ударцев

  • "Буду ждать" В. Ударцев

  • Русская народная песня «Замучен тяжелой неволей»

  • Шварц «Романс Книгиной»

  • Глинка «Романс Антониды» «Я помню чудное мгновенье»

  • Римский-Корсаков «Зя песня Леля»

  • Мельо «Колыбельная»

  • Шуберт «Форель» «В путь»

  • Пуаре «Я ехала домой»

  • Шаинский «Белая береза»

  • В.Плешак «Экипаж-одна семья»

  • Ю.Антонов «Крыша дома твоего»

  • А.Попов «как пойду я на быструю речку»

  • Брамс «Любовь свела нас с нею»

  • Гайдн «Будь ,краса моя , смелей»

  • Новиков «Солнце скрылось за горой»

  • Даргомыжский «Не судите. люди добрые» «песня Ольги»

  • Шопен «Гулянка»

  • Бизе «Хабанера»

  • Богословский «Темная ночь»

  • Экзоде «Менуэт»

  • Ермолов «Рождение звезд» «Косые дожди»

  • Петров «Песня о материнской любви»

  • Э.Капуа « Мое солнышко»

  • Русская народная песня «Помню, я еще молодушкой была»

  • Русская народная песня «Уж я с вечера сидела» обработка Слонимского




Методическая литература



1.Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968


2.Дмитриев А.Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.


3.Егоров А.Гигиена певца и ее физиологические основы.-Москва.Музгиз.1962.

4.Луканин В.Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

5.Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967


6.Малахов.Современные дыхательные методики._ Донецк.2003


7.Щетинин М.Дыхательная гимнастика Стрельниковой- .Москва.ФИС,2000


8.Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.

«Вопросы вокальной педагогики». Выпуск 5 - 1976 г.

«Вопросы вокальной педагогики». Выпуск 6 - 1982 г.

«Вопросы вокальной педагогики». Выпуск 7 - 1984 г.

Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.

Левин А.Л. Катары верхних дыхательных путей и их профилактика.

- М.: Медицина, 1973.

Морозов В.П. Тайны вокальной речи.

Нестеренко Е.Е. Размышления о професии.

Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста

Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы.


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!