СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная деятельность в Оренбургской епархии (1859 – 1917)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии вы узнаете о системе общего и профессионального духовного образования, о училищах и семинарии в г.Оренбурге.

 Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Образовательная деятельность в Оренбургской епархии (1859 – 1917)»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 На этом занятии вы узнаете о системе общего и профессионального духовного образования, о училищах и семинарии в г.Оренбурге.

Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


Образовательная деятельность в Оренбургской епархии (1859 – 1917)

Распространение религиозного вероучения и духовно-нравственное воспитание населения неотделимы от образовательной функции Церкви. Попытки организации первых церковных школ на территории Оренбургской епархии предпринимались ещё в XVIII в., однако развитие системы общего духовного образования долгое время сдерживало отсутствие источников финансирования.

Система общего духовного образования: поселянские школы, приходские училища, церковно-приходские школы, школы грамоты, второклассные школы, церковно-учительские школы.

По указу Св. Синода от 29 октября 1836 г. духовенству было предписано повсеместно открыть при приходских церквях и монастырях бесплатные поселянские школы для прояснения религиозного сознания верующих и противодействия расколу. В них дети должны были обязательно обучаться лишь чтению и основам православной религии, заучивая наизусть Символ веры, десять заповедей и наиболее употребительные молитвы. Для желающих допускалось преподавание письма и арифметики. Однако синодальным указом по-прежнему не были определены источники содержания этих школ. Занятия с детьми рекомендовалось производить в домах самого причта, а учебные книги (азбуку, Часослов, Псалтирь, Катехизис) предлагалось приобретать на деньги, пожертвованные в храм родителями учеников1. Поэтому при ограниченности приходских поступлений поселянские школы не получили широкого распространения. К концу 1837 г. на территории Оренбургской епархии были организованы всего 14 таких учебных заведений2.

Согласно высочайшему повелению от 22 июня 1842 г. вместо поселянских школ учреждены сельские приходские училища. К занятиям в них также было привлечено православное духовенство, но на этот раз с назначением ему жалования от казны: наставнику из священников или диаконов – по 85 руб. серебром, помощнику его из диаконов, причетников или семинаристов – по 75 руб. серебром в год. Кроме того, из государственного бюджета на содержание каждого училища (аренду квартиры, отопление, освящение дома) отпускалось 45 руб., на учебные пособия – 27 руб. 50 коп. и на наём сторожа – 17 руб. 50 коп., а всего с жалованием двух педагогов – по 250 руб. на школу. Благодаря установлению прочной финансовой основы деятельности, число приходских училищ в Оренбургской епархии стало постепенно увеличиваться. Если к 1845 г. в 26 таких заведениях обучались 813 детей, то к 1870 г. уже в 148 приходских училищах занимались 3137 подростков обоего пола3.

Растущее влияние Церкви на народное образование вызвало при императоре Александре II недовольство либеральных правительственных кругов, видевших в этом препятствие для модернизации страны. Под их давлением 25 мая 1874 г. было высочайше утверждено «Положение о начальных народных училищах», которое лишило церковные школы постоянного государственного финансирования. Они должны были содержаться на средства местных обществ и частных лиц только с возможным пособием от казны4. Как следствие, количество церковных приходских училищ по всей стране резко сократилось. К 1880 г. в Оренбургской епархии осталось всего 8 церковных учебных заведений общего образования (2 монастырских и 6 приходских училищ)5.

Однако после убийства императора Александра II народовольцами власти решили, что путь к нравственному оздоровлению общества от революционных настроений лежит через воспитание населения в традиционном православном духе. Ведущая роль в изменении правительственного курса принадлежала обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву (1827–1907). По его инициативе уже в 1881 г. была установлена единая программа обязательного преподавания Закона Божьего во всех светских учебных заведениях. А 13 июня 1884 г. высочайше утверждено положение о создании по всей стране вместо приходских училищ разветвлённой сети церковно-приходских школ. В качестве начальных училищ они были призваны «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Церковно-приходские школы открывались с разрешения епархиального архиерея приходскими священниками или с их согласия другими членами причта. Они могли быть одноклассными (с 2-летним курсом обучения) или двухклассными (с 4-летним курсом обучения). В церковно-приходских школах преподавались: Закон Божий (изучение молитв, священная история и объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение, письмо и арифметика. В двухклассных школах дополнительно изучались начальные сведения из истории Церкви и Отечества6. Содержание и объём преподавания предметов были подробно регламентированы программами, утверждёнными Св. Синодом 2 июня 1886 г.

Церковно-приходские школы были призваны не просто формально давать знания об основах православной веры, но обеспечивать искреннее, глубокое вовлечение с детских лет в сознательную религиозную жизнь, «дабы посещение церкви и участие в богослужении соделалось навыком и потребностию сердца учащихся». Поэтому каждый учебный день начинался общей молитвой в классе. По воскресным и праздничным дням ученики организовано посещали богослужение и принимали в нём посильное участие чтением, церковным пением и прислуживанием в алтаре. Воспитанники старших классов читали на клиросе, а иногда выходили для чтения часов, шестопсалмия и апостола на середину храма. За богослужением школьники исполняли «Господи возвах», «Воскресение Христово видевше», «Великое славословие», «Взбранной Воеводе», а на литургии – «Херувимскую песнь», «Символ веры», «Тебе поём», «Достойно есть», «Отче наш» и другие церковные песнопения. В субботу после уроков или между утреней и литургией учащимся объяснялось воскресное евангелие, а по выходным дням для них проводились религиозно-нравственные чтения. Все школьники 1 раз в год непременно говели, исповедовались и причащались Святых Таин.

В процессе обучения и воспитания им постоянно прививались христианские ценности, идея преданности монарху как помазаннику Божьему, любовь к Родине и честному труду как основа благосостояния семьи, общества и государства. Для этого при церковно-приходских школах организовывалось обучение огородничеству, садоводству, пчеловодству, разнообразным ремёслам (токарно-столярному, сапожному, переплётному), женскому рукоделию (кройке и шитью, вязанию пуховых платков, плетению кружев, вышивке).

Церковная школа в Сорочинске

В населённых пунктах, входящих в приход, разрешалось также открывать школы грамоты для детей и такие же воскресные школы для взрослых с упрощённой 1–2-летней программой обучения. По высочайше утверждённым правилам от 4 мая 1891 г. все существующие и вновь открываемые школы грамоты были переданы исключительному ведению и наблюдению духовного начальства. Преподавание в них ограничивалось начатками Закона Божьего, чтения, письма и счёта, а также церковного пения с голоса7.

Развёртывание сети начальных церковных школ требовало привлечения и подготовки, помимо священнослужителей, дополнительных педагогических кадров, которые были бы освобождены от прочих обязанностей и могли полностью посвятить себя преподавательской деятельности. Распоряжением Св. Синода от 26 ноября 1888 г. было введено звание учителей и учительниц церковно-приходских школ, уравненных в правах с учителями школ Министерства народного просвещения. Для получения свидетельства на новое звание кандидаты сдавали по министерской программе экзамены в мужских духовных семинариях и женских епархиальных училищах8. Циркуляром Училищного Совета Св. Синода от 20 декабря 1895 г. были учреждены второклассные школы, готовившие учителей для школ грамоты9.

1 апреля 1902 г. император утвердил новое Положение о церковных школах ведомства православного исповедания, которое привело все ранее созданные типы учебных заведений в относительно стройную систему. Церковные школы были разделены на начальные и учительские. Первые давали начальное образование детям и взрослым «в духе Православной веры», включая: школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы. Учительские школы были призваны готовить педагогические кадры для начальных, а именно: второклассные школы – учителей для школ грамоты и воскресных школ, а новоучреждённые церковно-учительские школы – для церковно-приходских школ.

В школах грамоты на протяжении 2 лет воспитанники обучались Закону Божьему (молитвам, священной истории и краткому катехизису), чтению церковно-славянскому и русскому, письму, четырём правилам арифметики и церковному пению. Срок обучения в одноклассных церковно-приходских школах был увеличен до 3 лет, а в двухклассных – до 5 лет. Здесь преподавались: Закон Божий (молитвы, священная история, объяснение богослужения и краткий катехизис), церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, письмо, начальная арифметика, рукоделие (для девочек). В двухклассных школах дополнительно проходили: краткую церковную и отечественную историю, географию в связи с краткими сведениями о явлениях природы, черчение и, по возможности, рисование. Программа воскресных школ соответствовала одноклассным церковно-приходским.

Подготовка педагогических кадров требовала более глубоких и специальных знаний. Поэтому во второклассных школах будущие учителя на протяжении 3 лет постигали: Закон Божий, общую и русскую церковную историю, церковное пение, русский и церковно-славянский языки, отечественную историю, географию со сведениями о явлениях природы, арифметику, геометрическое черчение и рисование, дидактику, начальные практические сведения по гигиене, чистописание и рукоделие (в женских школах). Наконец, в 3-летнюю программу церковно-учительских школ были введены: Закон Божий, общая и русская церковная история, дидактика и главные основание педагогики, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковно-славянский язык, русский язык, словесность и история литературы, всеобщая и русская история и география, арифметика, главные основания геометрии и землемерия, сведения о природе, её силах и явлениях, черчение и рисование, гигиена и рукоделие (в женских школах)10.

В соответствии с новыми учебными планами и программами, утверждёнными Св. Синодом в 1903 г., сроки обучения во всех типах начальных школ были увеличены ещё на 1 год, однако реализация этой реформы затянулась и не была завершена даже к 1917 г.

Церковные школы ведомства православного исповедания финансировались за счёт отчислений от губернского земского сбора, сумм Св. Синода, кружечного и кошелькового сбора по церквам, субсидий городских и сельских обществ, пожертвований попечителей и благотворителей, платы за обучение. Так, на церковные школы Оренбургской губернии с 1887 г. отпускалось по 10000 руб., с 1890 г. – по 12000 руб., с 1893 г. – по 17000 руб. в год из сумм губернского земского сбора. Ещё 2200 руб. ежегодно выделял Св. Синод на финансирование учебных заведений в Уральской и Тургайской областях11. В 1895 г. содержание церковных школ Оренбургской епархии обошлось в 41265 руб. 97 коп., а в 1900 г. – уже в 69788 руб. 69 коп. К 1915 г. на каждую школу епархии в среднем приходилось 302 руб. казённых субсидий12.

Существенную помощь церковным школам также оказывали органы городского, сословного и сельского самоуправления, церковные попечительства, частные благотворители. Так, в 1896 г. мещанское общество Орска во главе со старостой Ф. А. Выпрецким по своему приговору потратило более 5000 руб. на постройку нового здания для церковно-приходской школы при Михайло-Архангельском храме города, а также приняло на себя его дальнейшие ремонт, отопление, страхование и наём сторожа13. В 1897 г. умершая вдова оренбургского купца М. Л. Иванова оставила по завещанию капиталы, на которые к 1900 г. была возведена за 60 тыс. руб. Оренбургская второклассная женская школа с общежитием, ежегодно содержались 25 учениц на 1500 руб., 5 преподавателей на 1540 руб., закупались учебные пособия на 100 руб.14.

Солидные государственные вливания и отзывчивость благотворителей позволили не только заново возродить, но и значительно расширить сеть церковных школ в Оренбургской епархии. Их число возросло с 8 в 1880 г. до 574 в 1915 г.


Таблица 1.

Динамика численности школ и учащихся ведомства православного исповедания в Оренбургской епархии за 1890–1915 гг.15


Школ

Годы

1890

1900

1910

1915

Всего школ

156

605

556

574

Школ грамоты

41

384

13

0

Церковно-приходских школ

115

215

537

570

в т. ч. одноклассных

111

209

534

563

в т. ч. двухклассных

4

6

3

7

Второклассных школ

0

6

6

4

Церковно-учительских школ

0

0

0

0

Учащихся

4819

22662

32735

34489


К 1915 г. на долю церковных школ в Оренбургской епархии приходилось 27,1 % детей, занимавшихся во всех начальных учебных заведениях. Таким образом, к началу XX в. Русская Православная Церковь играла важную роль в ликвидации неграмотности и общеобразовательной подготовке населения на территории региона. Однако уже после Февральской революции Временным правительством под председательством А. Ф. Керенского 20 июня 1917 г. был принят закон, наметивший передачу всех церковных школ со зданиями и имуществом ведению Министерства народного просвещения, что вызвало горячие протесты со стороны первого с конца XVII в. Поместного собора РПЦ 1917–1918 гг. Следом, и пришедшая к власти партия большевиков 11 (24) декабря 1917 г. издала декрет СНК о передаче всех церковных школ новому Народному комиссариату просвещения. А декретом СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» преподавание религиозного вероучения во всех государственных, общественных и частных заведениях было вообще запрещено. Все церковные школы были национализированы и переданы государству.

Система профессионального духовного образования: начальное (мужские духовные и женские епархиальные училища); среднее (духовные семинарии); высшее (духовные академии).

Наряду с конфессиональными учреждениями общего образования, в Оренбургском крае развивалась и система профессионального духовного образования. В Российской империи оно имело 3 ступени:

- начальное (мужские духовные и женские епархиальные училища);

- среднее (духовные семинарии);

- высшее (духовные академии).

Ещё в 1853 г. на территории Самарской епархии начало работу Бугурусланское духовное училище, переведённое из Бугульмы.



Бугурусланское духовное училище


Оренбургское духовное училище


Однако при учреждении в 1859 г. самостоятельной Оренбургской епархии в её составе не осталось ни одного рассадника духовенства и преподавателей церковных школ. Поэтому по представлению первого местного епископа Антония (Радонежского) (1808–1872) и определению Св. Синода от 4 марта 1860 г. со 2 сентября в административном центре губернии было открыто Оренбургское духовное училище. Первоначально оно располагалось на пересечении Троицкой и Введенской улиц (ныне Ленинской и 9 Января), в доме, завещанном епархии купцом А. И. Еникуцевым. В 1864 г. училище пострадало от огня, а во время общегородского пожара 16 апреля 1879 г. снова сгорело, и для его размещения был приобретён дом купца И. А. Кимберга на Казначейской ул. (ныне ул. Брыкина, 2). В 1884 г. он был капитально перестроен и расширен в русско-византийском стиле по проекту епархиального архитектора Ф. Д. Маркелова (1850–?). В 1884–1886 гг. по одной линии фасада с училищем на средства его попечителя, купца Ф. П. Дегтярёва сооружён каменный храм во имя преп. Феодора, соединённый с основным зданием галереей и освящённый 31 августа 1886 г.16. В 1903–1905 гг. по проекту архитектора В. Н. Чаплица (1874–1955) на скупленных по соседству дворовых участках был возведён новый 2-этажный учебный корпус, в котором 2 октября 1905 г. освящена более просторная домовая церковь св. равноапостольных Константина и Елены17.

Духовное училище представляло собой сословное учреждение начального профессионального образования, призванное готовить кадры духовенства и преподавателей церковно-приходских школ преимущественно из сыновей самих священно- и церковнослужителей. Чтобы облегчить поступление в училище, при нём действовал приготовительный класс, где отстающих натаскивали ко вступительным экзаменам и подтягивали по Закону Божьему, славянскому чтению, русскому языку с чистописанием, арифметике и церковному пению. В самом духовном училище по ускоренной 4-летней программе мальчики постигали катехизис (основы вероучения), Священную историю Ветхого и Нового заветов, объяснение богослужения с церковным уставом, греческий, латинский, церковнославянский и русский языки с чистописанием, арифметику, географию с природоведением, церковное пение, музыку, рисование и черчение, гимнастику.



Оренбургское духовное училище


Получению воспитанниками глубоких знаний способствовали постоянное расширение и обновление книжных фондов учебного заведения. На 1915 г. его фундаментальная библиотека насчитывала 1650 наименований в 3909 томах, ученическая – 1192 названия в 1604 экземплярах, а учебная – 1191 книгу18.

К 1885 г. в Оренбургском духовном училище занимались 152 человека, к 1895 г. – 184, к 1900 г. – 185, к 1905 г. – 223, к 1910 г. – 248, к 1915 г. – 26019. Если в 1885 г. его окончили 13 выпускников, то в 1905 г. – 15, а в 1915 г. – 27.

Как сословное учреждение, училище финансировалось за счёт не государства, а самого духовенства: отчислений с приходов, монастырей и епархиального свечного завода. Однако по скудости средств количество епархиальных стипендий в нём было ограничено, так что большинство воспитанников было вынуждено вносить плату за обучение и проживание в общежитии. Для оказания поддержки бедным воспитанникам 20 сентября 1880 г. был утверждён устав, а 28 декабря 1880 г. открылись действия Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургского духовного училища20. Благодаря добровольным пожертвованиям, например, в 1910 г. оно выдало 48 воспитанникам пособий на общую сумму в 721 руб. 37 коп. для оплаты репетиторов, учёбы, проживания, лечения, обеспечения одеждой21.

Смотрителями (заведующими) Оренбургского духовного училища были: в 1860–1870 гг. – Стефан Иванович Семёнов (1829–20.10.1899), в 1870–1880 гг. – Александр Николаевич Базанов (1826–09.04.1894), в 1880–1896 гг. – Николай Сергеевич Сперанский (27.01.1850–07.11.1896), в 1896–1903 гг. – Николай Степанович Гринкевич (1864–?), в 1903–1911 гг. – Фёдор Григорьевич Макарьев (08.02.1861–1927), в 1911–1918 гг. – Евлампий Арсеньевич Бурцев (1858–1924). Учебное заведение прекратило работу в 1918 г.

Оренбургское духовное училище давало будущим священно- и церковнослужителям только начальное профессиональное образование. Но для завершения их подготовки в Оренбуржье остро не хватало среднего духовного учреждения, поскольку единственная на Южном Урале семинария после разделения епархий в 1859 г. осталась в Уфе. Она лишь отчасти могла удовлетворить потребности соседнего региона в кадрах, обучая до 70 оренбуржцев. Но по мере роста населения Оренбургской губернии местные архиереи были вынуждены всё чаще назначать в новые приходы лиц, не имеющих полноценного богословского образования. В 1880 г. они составляли 69,7 % от общей численности священников, диаконов и псаломщиков в Оренбургской епархии, а в 1890 г. – уже 78,5 %22.


Оренбургская духовная семинария


Лишь по ходатайствам генерал-губернатора Н. А. Крыжановского (1818–1888) и епископа Митрофана (Вицинского) (1807–1887) Св. Синод определением от 26 апреля – 5 мая 1878 г. разрешил устроить в г. Оренбурге Духовную семинарию. В 1879–1883 гг. на участке, бесплатно уступленном городскими властями, по проекту епархиального архитектора Ф. Д. Маркелова (1850–?) за 283334 руб. 10 коп. было сооружено 3-этажное учебное здание в русско-византийском стиле (ныне ул. Челюскинцев, 17)23. После формирования преподавательского штата 26 августа 1884 г. здесь открылась Оренбургская духовная семинария освящением училищного храма во имя Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста24.



Оренбургская духовная семинария


Семинария была учреждением среднего профессионального духовного образования, осуществлявшим основную подготовку церковно- и священнослужителей по 6-летней программе обучения. Здесь преподавались: Священная история Ветхого и Нового Заветов; церковная история; основное, догматическое и нравственное богословие; гомилетика (искусство составления и произнесения проповедей), литургика (богослужение) и практическое руководство для пастырей; церковное пение; обличительное богословие и обличение старообрядчества и сектантства; логика, начальные основания и краткая история философии, педагогика, дидактика, психология, греческий, латинский, еврейский, немецкий и французский языки, теория словесности и история русской литературы, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика с космографией, всеобщая и русская гражданская история, гигиена (с анатомией, физиологией и правилами оказания первой медицинской помощи), гимнастика. Вследствие значительной доли мусульманского населения в регионе отличительной особенностью Оренбургской духовной семинарии от других подобных заведений стало дополнительное включение в её программу так называемых «противомусульманских предметов»: арабского и татарского языков, истории и обличения ислама для ведения миссионерской деятельности. В стенах учебного заведения устраивались публичные прения и диспуты о вере со старообрядческими начётчиками и сектантскими проповедниками, чтобы будущие пастыри могли усвоить основную аргументацию и приёмы ведения религиозных споров. Кроме того, в семинарии предлагалось факультативное изучение для желающих в свободное время музыки и иконописания. С 1915 г. в программу введено пчеловодство, чтобы священники в бедных сельских приходах могли укрепить своё хозяйство дополнительным заработком25. Проводились ежедневные занятия в столярной мастерской для приучения к физическому труду.

Семинаристы готовились стать не только священнослужителями, но и одновременно педагогами церковно-приходских школ. Поэтому 30 января 1889 г. при Оренбургской духовной семинарии открылась образцовая двухклассная церковно-приходская школа, где воспитанники получали первый опыт преподавательской работы на практических занятиях с детьми. В 1899 г. её младшие отделения были переведены из служительских комнат в специально построенное здание26, а в 1914 г. вся школа переехала в другой новый корпус. К концу 1913–1914 уч. г. она была преобразована в одноклассную.

Для передачи разносторонних знаний семинария обладала солидным и постоянно обновлявшимся фондом литературы и наглядных пособий. К 1915 г. её фундаментальная библиотека располагала 5295 наименованиями книг в 6627 томах, ученическая – 2221 названием в 4126 экземплярах, учебная – 9449 пособиями, а специальная противомусульманская –295 наименованиями в 1453 томах. Физический кабинет был укомплектован 86 приборами для демонстрации общих свойств тел, жидкостей и газов, а также звуковых, световых, тепловых, электрических и магнитных явлений27.

Оренбургская духовная семинария давала прекрасную религиозную и общеобразовательную подготовку, которая открывала путь к поступлению в духовные академии и светские университеты, к успешной карьере на церковной и гражданской службе. Поэтому контингент её учащихся постоянно расширялся: к 1895 г. – 212 человек, к 1900 г. – 238, к 1905 г. – 277, к 1910 г. – 290 воспитанников28. Это позволило решить проблему обеспечения православных приходов в обширной Оренбургской епархии высококвалифицированными кадрами. В 1900 г. местная семинария выпустила 21 ученика, в 1905 г. – 26, в 1915 г. – 18 человек29.

В разное время Оренбургскую духовную семинарию окончили: священномученик, архиепископ Барнаульский Иаков (в миру Яков Иванович Маскаев) (1879–1937); священномученик, протоиерей Макарий Фёдорович Квиткин (1882–1931); начальник Русской духовной миссии в Китае (1933–1956 гг.), архиепископ (1956–1961 гг.) и митрополит (1961–1966 гг.) Кубанский и Краснодарский Виктор (в миру Леонид Викторович Святин) (1893–1966); депутат 2-й Государственной Думы (1907 г.) от Оренбургской губернии, священник Александр Викторович Архипов (1875–?); депутат 3-й Государственной Думы (1907–1912) от Оренбургской губернии, священник Николай Семёнович Балалаев (1869–?); Орский городской голова (1917–1919 гг.), священник Владимир Васильевич Пальмов (1880–1919); председатель Оренбургского губернского Совета народного хозяйства (1919–1920 гг.), СНХ Казахской ССР (1920–1921 гг.) Вячеслав Александрович Покровский (1893–1940); видный советский микробиолог, иммунолог и эпидемиолог, академик Павел Феликсович Здродовский (1890–1976); церковные историки Николай Михайлович Чернавский (1872–1940) и Иван Александрович Сперанский (1871–1937); писатель Сергей Иванович Гусев-Оренбургский (1867–1963).

В отличие от других образовательных учреждений духовного сословия Оренбургская семинария финансировалась из государственного бюджета, за счёт училищного капитала Св. Синода. Но при открытии в 1884 г. ей было выделено всего 80 бюджетных мест при первоначальном штате в 160 воспитанников. В 1894 г. духовенство Оренбургской епархии на свои средства учредило 10 дополнительных стипендий исключительно для сирот священно- и церковнослужителей. Остальные же воспитанники, принимаемые сверх положенного штата, были вынуждены платить за право обучения и содержание. Для содействия выходцам из бедных семей 25 января был утверждён устав, а 30 января 1911 г. стартовали собрания Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской духовной семинарии30. За счёт привлечения пожертвований, например, в 1914–1915 гг. благотворительная организация выдала семинаристам 443 руб. 85 коп. в качестве безвозвратных пособий на обучение, а также предоставила взаймы на проезд к родителям, приобретение необходимой одежды и обуви ещё 362 руб. 10 коп.31.

Ректорами Оренбургской духовной семинарии были: в 1884–1911 гг. – Фёдор Алексеевич Дмитровский (05.06.1848–24.07.1911), в 1911–1915 гг. – Иосиф Павлович Кречетович (1873–12.06.1933), в 1915–1919 гг. – архимандрит Варлаам (в миру Василий Тимофеевич Новгородский) (12.04.1872–1920).


Оренбургское епархиальное женское училище


В 1868 г. епископом Митрофаном (Вицинским) (1807–1887) был поставлен вопрос об открытии в Оренбурге и епархиального женского училища. Но дело тормозило затянувшееся строительство Оренбургской духовной семинарии, отвлекавшее значительные финансовые средства. Только после завершения её постройки, епископом Макарием (Троицким) (1830–1906) в 1886 г. был организован Строительный комитет по возведению здания Оренбургского епархиального женского училища. В марте 1887 г. Городская дума отвела под него по ходатайству архиерея напротив семинарии 2000 кв. саженей земли, где в 1887–1889 гг. по проекту епархиального архитектора Ф. Д. Маркелова (1850–?) был возведён учебный корпус (ныне ул. Челюскинцев, 18). 3 сентября 1889 г. с освящением домовой церкви святых Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любви официально начало работу Оренбургское епархиальное женское училище32. По мере роста числа его воспитанниц на усадебном месте в 1894–1895 гг. по проекту епархиального архитектора А. И. Савинича был дополнительно сооружён второй корпус, а в 1904–1907 гг. рядом появилось третье учебное здание с новой домовой церковью, освящённой 2 сентября 1907 г.33.



Оренбургское епархиальное женское училище


Оренбургское епархиальное женское училище было призвано давать надлежащее православное образование дочерям священно- и церковнослужителей как будущим жёнам духовенства и преподавательницам церковно-приходских школ. Его базовый курс был рассчитан на 6 лет и включал изучение: Закона Божьего, церковно-славянского и русского языков, чистописания, теории словесности, истории русской литературы, арифметики, алгебры, геометрии, физики, космографии, гражданской истории, географии, естествоведения, церковного пения, музыки, рисования и черчения, рукоделия, гимнастики, гигиены, педагогики и дидактики. Для воспитанниц были организованы бесплатные занятия на фисгармонии и скрипке, а также факультативные платные уроки игры на рояле и французского языка. В 1897 г. для отработки педагогических приёмов и навыков при училище была устроена образцовая церковно-приходская школа, где воспитанницы двух старших классов проводили пробные практические занятия с детьми под наблюдением опытных преподавателей34. В 1900 г. открыт приготовительный класс, предназначенный для подготовки абитуриенток к поступлению в само епархиальное училище35. С 1908 г. для желающих введены 2 дополнительных педагогических класса, увеличивших курс училища до 8 лет36. В них проходили историю и психологию педагогики, логику, а также методику преподавания основных дисциплин.

Образовательный процесс был обеспечен богатым выбором учебной литературы и наглядных пособий. В 1899–1900 уч. г. библиотека училища объединяла 2159 наименований книг в 6373 экземплярах, в 1904–1905 уч. г. – 3224 названия в 10123 томах, в 1909–1910 уч. г. – 2870 наименований в 13642 экземплярах, в 1914–1915 уч. г. – 2669 названий в 14601 томе. Физический кабинет был укомплектован: географическими и историческими картами, световым проектором, микроскопом, коллекцией минералов, разнообразными, измерительными приборами (термометрами, калориметром, ареометром и др.), машинами для демонстрации законов механики, эффектов электричества, магнетизма и т. п.

Содержалось училище благодаря денежным отчислениям с причтов, церквей, монастырей и свечных заводов епархии. Предполагалось, что за счёт внутрисословного самофинансирования это обеспечит бесплатное образование для дочерей священно- и церковнослужителей. Но число желающих обучаться намного превышало наличные средства. В 1891 г. было установлено 50 полных епархиальных стипендий, в 1895 г. их количество увеличено до 90, в 1904 г. – до 115, в 1908 г. – до 136. А между тем, в Оренбургском епархиальном женском училище на 1889–1890 уч. г. состояла 31 воспитанница, на 1894–1895 уч. г. – 202, на 1899–1900 уч. г. – 248, на 1904–1905 уч. г. – 336, на 1909–1910 уч. г. – 420, на 1914–1915 уч. г. – 45737. Поэтому дочери духовенства, принятые сверх штата, были вынуждены вносить плату за обучение, так же как и все иносословные воспитанницы. В помощь им различными благотворителями было учреждено 8 частных стипендий. Помимо этого, 4 сентября 1908 г. разрешено, а 30 ноября 1908 г. открыто Общество вспомоществования учащимся в Оренбургском епархиальном женском училище, которое за счёт добровольных пожертвований выдавало пособия на обучение и содержание в общежитии бедных воспитанниц, их проезд домой на летние каникулы, обеспечение учебниками, одеждой и другими предметами первой необходимости. Например, в 1910 г. оно выделило 25 пособий на общую сумму 895 руб. 70 коп.38.

Основной 6-летний курс Оренбургского епархиального женского училища окончили: в 1895 г. – 25 человек, в 1900 г. – 31, в 1905 г. – 36, в 1910 г. 59, в 1915 г. – 67 девушек. Расширенный 8-летний курс прошли: в 1905 г. – 8 выпускниц, в 1915 г. – 13. Всего, за первые 25 лет работы, с 1889 по 1914 гг. учебное заведение выпустило 772 воспитанницы с 6-летней и 46 специалистов с 8-летней подготовкой, которые составили основу кадрового состава женских церковно-приходских школ в Оренбургской епархии.

Начальницами Оренбургского епархиального женского училища были: в 1889–1895 гг. – Ольга Николаевна Бурцева, в 1895–1897 гг. – Александра Фёдоровна Пальцевичева, в 1897–1918 гг. – Ольга Александровна Левицкая (23.06.1860–?). Училище прекратило работу в 1918 г.


Регентская и причетническая школы


Особое внимание в Оренбургской епархии уделялось и подготовке низового звена церковно- и священнослужителей, где наблюдалась высокая текучесть и острый дефицит кадров из-за низкой оплаты и стремления к продвижению по службе. Так, по предложению епископа Макария (Троицкого) (1830–1906) в 1890 г. при Оренбургском Архиерейском доме был организован причетнический класс, преобразованный с 1892 г. в 2-годичную регентскую школу для подготовки руководителей церковных хоров и певчих39.


Регентская школа в Оренбурге


С 1903 по 1913 гг. в Оренбургском Богодуховском мужском монастыре, приписанном к Архиерейскому дому, работала причетническая школа. Наконец, по определению Св. Синода от 26 июля 1911 г. при Михайловской второклассной школе Оренбургского уезда (ныне с. Шарлык Шарлыкского района) с 15 сентября 1911 г. открылись постоянно действующие 2-годичные псаломщические и диаконские курсы. Их заведующим был священник Михаил Афиногенович Ампилогов40.


Контрольные вопросы:

  1. Какие особенности всех типов школ духовного ведомства согласно Положение о церковных школах ведомства православного исповедания от 01.04.1902г.?

  2. Раскройте специфику трех ступеней системы профессионального духовного образования?

  3. В чем специфика Оренбургского духовного училища?

  4. Расскажите о видных выпускниках Оренбургской духовной семинарии.

  5. В чем специфика Оренбургского епархиального женского училища как учебного заведения для жен священнослужителей?

  6. Какая роль регентской и причетнической школ в Оренбурге?


Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1

Дополнительно вы можете посмотреть видеолекцию «Система православного образования в Оренбургской губернии в XIX - начале XX века» по ссылке (копируем, вставляем в поисковую строку браузера, нажимаем ENTER): https://yadi.sk/i/MZCjaAhq1CVSrg -


1 Осипов О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864–1917 гг.). Дисс. … канд. ист. наук. – Челябинск, 2002. – С. 59.

2 Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Вып. II // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Вып. X. – Оренбург: Типография Оренбургской духовной консистории, 1901–1902. – С. 392–393.

3 Покровский В., свящ. Десятилетие церковно-приходских школ Оренбургской епархии (1885–1895) // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 15 ноября. – № 22. – С. 684.

4 ПСЗ. – Собр. 2-е. – Т. XLIX. – № 53574.

5 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10556. Л. 47.

6 ПСЗ. – Собр. 3-е. – Т. IV. – № 2318.

7 Правила о школах грамоты, Высочайше утверждённые 4 мая 1891 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1891. – 1 июля. – № 13. – С. 163–167.

8 Гончаров М. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX – начале XX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2012. – Вып. 2 (25). – С. 108–109.

9 Лаптун В. И. Церковная школа в Российской империи на рубеже XIX–XX вв. // Интеграция образования. – 2002. – № 2–3. – С. 166.

10 ПСЗ. – Собр. 3-е. – Т. XXII. – № 21290.

11 Покровский В., свящ. Десятилетие церковно-приходских школ Оренбургской епархии (1885–1895) // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1897. – 1 марта. – № 4. – С. 178.

12 Осипов О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864–1917 гг.). Дисс. … канд. ист. наук. – Челябинск, 2002. – С. 97–98.

13 Орская Михайло-Архангельская церковно-приходская школа // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 15 октября. – № 20. – С. 599–604.

14 Осипов О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864–1917 гг.). Дисс. … канд. ист. наук. – Челябинск, 2002. – С. 150–151.

15 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10564. Л. 97–97 об.; Ведомость Оренбургского Епархиального Училищного Совета о церковных школах Оренбургской епархии за 1900 гражд. год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1901. – Приложения. – С. 2–3; Состояние церковно-школьного дела в Оренбургской епархии в 1909/10 уч. г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 13 января. – № 2. – С. 25–28; Осипов О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864–1917 гг.). Дисс. … канд. ист. наук. – Челябинск, 2002. – С. 250.

16 Освящение церкви при Оренбургском Духовном Училище // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1886. – 1 октября. – № 19. – С. 738–740.

17 Чернавский Н. Освящение храма в новом здании Оренбургского духовного училища // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1905. – 15 октября. – № 20. – С. 655–662.

18 ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 338. Л. 136.

19 ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 24. Л. 43 об.; Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в них в Оренбургской губернии за 1895 г. // Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1897 г. – Оренбург: Оренбургская Губернская Типо-литография, 1901. – Б. п.; Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в них в Оренбургской губернии за 1900 г. // Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1902 г. – Оренбург: Губернская Типо-литография, 1901. – Б. п.; Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в них в Оренбургской губернии за 1910 год // Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912 г. – Оренбург: Губернская Типография, 1912. – Б. п.; ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 338. Л. 142.

20 Устав Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургского духовного училища // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1880. – 15 ноября. – № 22. – С. 867–875; Открытие Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургского духовного училища // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1881. – 1 января. – № 1. – С. 43–45.

21 Отчёт о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургского духовного училища за 1910 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 24 января. – № 7–8. – С. 73–82.

22 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10556. Л. 21 об. – 22; Д. 10564. Л. 24 об.

23 Позднев [П. А.]. Краткая историческая записка об Оренбургской епархии и учреждении для нея духовной семинарии в г. Оренбурге // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1884. – 15 сентября. – № 18. – С. 679–690.

24 Открытие Оренбургской Духовной семинарии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1884. – 1 сентября. – № 17. – С. 642–643.

25 ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 338. Л. 85 об.

26 Епархиальная хроника. Открытие новой образцовой школы при Духовной Семинарии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1899. – 15 ноября. – № 22. – С. 841; Дмитровский Ф. Образцовая двухклассная школа при Оренбургской духовной семинарии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1900. – 15 марта. – № 6. – С. 239–247; 1 апреля. – № 7. – С. 265–273.

27 ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 338. Л. 91–92.

28 Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в них в Оренбургской губернии за 1895 г. // Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1897 г. – Оренбург: Оренбургская Губернская Типо-литография, 1901. – Б. п.; Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в них в Оренбургской губернии за 1900 г. // Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1902 г. – Оренбург: Губернская Типо-литография, 1901. – Б. п.; ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 234. Л. 9; Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в них в Оренбургской губернии за 1910 год // Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912 г. – Оренбург: Губернская Типография, 1912. – Б. п.

29 Епархиальная хроника. Окончание учебных занятий в Духовной семинарии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1900. – 15 июня. – № 12. – С. 487; Епархиальная хроника. Окончание учебного года в духовно-учебных заведениях // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1905. – 1 июня. – № 11. – С. 395; ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 338. Л. 99 об.

30 Епархиальная хроника. Открытие Общества вспомоществования недостаточным ученикам Духовной Семинарии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 3 февраля. – № 5. – С. 130–134; Устав Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской духовной семинарии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 17 марта. – № 11. – С. 118–123.

31 ГАОО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 338. Л. 69–69 об.

32 Руднянский М. Историческая записка об устройстве и открытии в г. Оренбурге Епархиального Женского духовного Училища, читанная 3-го сентября 1889 года, в день открытия училища // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1889. – 1 октября. – № 19. – С. 497–496.

33 Журналы общеепархиального Съезда депутатов духовенства Оренбургской епархии 1895 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 1 февраля. – № 3. – С. 34–45; Журналы X общеепархиального съезда // Оренбургские епархиальные ведомости. – 4 января. – 1907. – № 1. – Приложение. – С. 5.

34 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1896/7 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1898. – 1 февраля. – № 3. – С. 33–40; 15 февраля. – № 4. – С. 48–56; 1 марта. – № 5. – С. 66.

35 Отчёт о состоянии учебно-воспитательной части в Оренбургском епархиальном женском училище за 1900–1901 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1902. – 1 января. – № 1. – С. 7.

36 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1908/9 уч. год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1910. – № 2. – С. 18–20.

37 Отчёт о состоянии Оренбургского Епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1889–90 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1891. – 1 апреля. – № 7. – С. 68; Извлечение из отчёта о состоянии Оренбургского епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1894/5 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 1 сентября. – № 15. – С. 228; Отчёт о состоянии учебно-воспитательной части в Оренбургском женском епархиальном училище за 1899–1900 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1901. – 1 января. – № 1. – С. 8; Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1904/5 уч. г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – 1 февраля. – № 3. – С. 44; Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1909/10 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1910. – № 46. – С. 340; Отчёт о состоянии Оренб. Епарх. Училища в учебно-воспитательном отношении за 1914–15 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1916. – 29 февраля. – № 7–8. – Приложение. – С. 11.

38 Отчёт о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Оренбургского Епархиального женского училища за 1910 год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 3 марта. – № 9. – С. 97–102.

39 Определение Епархиального Начальства. Об устройстве при Архиерейском доме причетнического класса // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1890. – 1 января. – № 1. – С. 5; ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10564. Л. 26 об.

40 От Оренбургского Епархиального Училищного Совета // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 25 августа. – № 33–34. – С. 287–288; Холмогоров А., прот. Открытие псаломщических и диаконских курсов при Михайловской второклассной школе Оренбургского уезда // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 27 октября. – № 43. – С. 952–954.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!