СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа «Биологическая азбука» для обучающихся 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа объединения  составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Биологическая азбука» для обучающихся 9 класса»

ГБОДОРМ «Республиканский Центр дополнительного образования детей»







Образовательная программа

объединения по естественнонаучному направлению


«Биологическая азбука»


для обучающихся 9 класса (15 лет)


4 год обучения

216 часов (6 ч. в неделю)







Составитель: Полушкина М.И.

руководитель объединения,

учитель биологии высшей квалификационной категории













Г.О. Саранск


2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка



Рабочая программа объединения составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа объединения разработана в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»; устава РЦДОД и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

Актуальность курса: проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам 9 классов необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Данный курс объединения «Биологическая азбука» поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, расширить кругозор биологических знаний в области ботаники и зоологии, многообразии растительного и животного мира.

На изучение биологии на школьном уровне отводится лишь 68 часов в год. Дополнительные биологические знания учащиеся могут получить на занятия кружка «Биологическая азбука».

Продолжительность образовательной программы по учебному плану в часах составляет 216 часов в год, 6 часов в неделю. Курс ориентирован для обучающихся 9 классов и соответствует возрастным (14-15 лет) и индивидуальным особенностям обучающихся по программе. Обучение проводится в группах по 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Цели и задачи объединения:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• формирование и развитие умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений и навыков безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;

• овладение методами научной аргументации своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Основные задачи обучения:

• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии:

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

                Курс кружка направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания курса «Биологическая азбука» составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

         Принципы отбора содержания в рабочей программе связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.

          Результаты обучения приведены в Рабочей программе  в пункте «Планируемые результаты обучения». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Приоритетами для курса кружка являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает  требования, выходящие за рамки школьного учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



Программа объединения строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• структурно-уровневая организация живой природы;

• ценностное и экокультурное отношение к природе;

• практико-ориентированная сущность биологических знаний.



Ведущие методы программы:

  • словесный (лекция, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, фотографий, таблиц, схем); 

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический (выполнение биологических задач).

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация).
    Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела индивидуально выполняются творческие задания. По результатам выполнения различных вариантов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в печатном формате;

  • презентации;

  • видеофильмы, фотографии, таблицы, схемы;

  • другие наглядные материалы (макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии). 

Виды и формы контроля

В качестве оценочных материалов, формирующих систему оценивания для текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, для итоговой проверки знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ по биологии за текущий и прошедший год.


Требования к результатам обучения

(сформированность УУД)


Изучение курса «Биологическая азбука» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД):

Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;

  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

  • уважительное отношение к окружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Метапредметные результаты:

познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность – определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные результаты:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Планируемые результаты изучения курса


Изучение курса «Биологическая азбука» должно быть направлено на овладение обучающимися следующих умений и навыков.

Обучающиеся научатся:

– раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;

– выделять существенные признаки живых организмов;

– использовать методы изучения живых организмов;

– соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

– работать с увеличительными приборами; наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;

– устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;

– сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;

– находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

– доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;

– устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов;

– выделять существенные признаки царств живой природы; сравнивать процессы жизнедеятельности растений и животных;

– выделять основные признаки царства бактерий, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей этого царства; раскрывать роль бактерий в природе и в жизни человека;

– выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;

– выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;

– объяснять механизмы наследственности и изменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;

– сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;

– выделять существенные признаки вида; объяснять причины многообразия видов;

– описывать приспособленность организмов к действию экологических факторов;

– выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме; приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме; составлять схемы цепей питания;

– аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;

– выдвигать версии решения биологических и экологических проблем, формулировать гипотезы;

– наблюдать биологические объекты, проводить биологические эксперименты;

– делать выводы, заключения, основываясь на биологических и экологических знаниях;

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

– работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер);

– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки; осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности по биологии;

– в ходе представления проекта или биологического исследования давать оценку его результатам; давать оценку своим личностным качествам и чертам характера, определять направления своего развития;

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать биологические факты и явления, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию биологических объектов на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

– создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; устанавливать родовидовые отношения биологических объектов;

– использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы, владеть механизмом эквивалентных замен;

– различать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

– наблюдать за состоянием собственного организма, измерять пульс, артериальное давление; применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях;

– соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, предающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек;

– соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.




Основное содержание курса «Биологическая азбука»

  Курс начинается с вводного раздела  МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА, в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и  краткая история биологии, а также практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества.

       Далее следует раздел ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В этом разделе изучается предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических  и органических молекул. 

    Далее следует раздел КЛЕТКА  -  ЕДИНИЦА ЖИВОГО.  В этом разделе  изучается  химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации

        Следующий  раздел РАЗМНОЖЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ОРГАНИЗМОВ.  В нем рассматриваются механизмы деления клеток (митоза и мейоза), формы размножения, механизм полового размножения, а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «Организм как единое целое», где речь идет о таких важных  вещах, как уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, саморегуляция, влияние внешних условий на раннее развитие организма, биологические часы и анабиоз.  Итак, материал этого раздела  позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями.

          Раздел ОСНОВЫ  ГЕНЕТИКИ  И  СЕЛЕКЦИИ. В подробно рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается хромосомная теория Моргана и генетика пола. Обсуждаются более сложные явления взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы изменчивости. Даются разные типы изменчивости, закон  Н. И. Вавилова. Подробно изучается генетика человека. Рассматриваются современные методы изучения генетики человека, рассматриваются  вопросы построение и использование генетических карт, построение и анализ родословных, этические проблемы клонирования. Рассматривается роль мутагенов, роль хромосом в формировании отдельных признаков и патологий у человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении.

       Последние занятия  данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где изучаются не только её классические, но и современные методы, такие как полиплоидия, искусственный мутагенез, крупномасштабная селекция, а также – клеточная и генная инженерия.

Учебно – тематический план объединения «Биологическая азбука»

9 класс (216 часов в год, 6 часов в неделю)

Наименование темы/раздела

Всего часов

Теория

Практика

1

Многообразие живого мира.

6

2

4

2

Возникновение жизни на Земле.

24

6

18

3

Химическая организация клетки.

27

5

22

4

Метаболизм – основа существования живых организмов.

18

3

15

5

Строение и функции клеток.

45

7

38

6

Размножение организмов.

15

2

13

7

Индивидуальное развитие организмов.

18

5

13

8

Основные понятия генетики.

6

1

5

9

Закономерности наследования признаков.

36

7

29

10

Закономерности изменчивости.

12

3

9

11

Основы селекции.

6

1

5


Модуль «Решение задач по молекулярной биологии и генетике».

3

-

3


ИТОГО:

216

42

174



Календарно-тематическое планирование

курса «Биологическая азбука»

9 класс (216 часов в год, 6 часов в неделю)

в году

в теме


Тема занятия

Кол-во

часов

Теория

Практика

Глава 1. Многообразие живого мира. (6 часов)

1-3

1-3

Предмет и задачи общей биологии. Понятие жизни и уровни её организации.

3

1

2

4-6

4-6

Основные свойства живой материи. Критерии живых систем. Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

1

2

Глава 2. Возникновение жизни на Земле. (24 часа)

7-9

1-3

История представлений о возникновении жизни. Работы Пастера.

3

1

2

10-12

4-6

Материалистические теории происхождения жизни.

3

1

2

13-15

7-9

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле».

3

-

3

16-18

10-12

Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Химические предпосылки возникновения жизни.

3

1

2

19-21

13-15

Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле.

3

1

2

22-24

16-18

Круглый стол по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле».

3

-

3

25-27

19-21

Теории происхождения протобиополимеров. Начальные этапы биологической эволюции.

3

1

2

28-30

22-24

Круглый стол по теме «Теории происхождения протобиополимеров». Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

-

3

Глава 3. Химическая организация клетки. (27 часов)

31-33

1-3

Введение в цитологию.

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание».

3

1

2

34-36

4-6

Химическая организация живого вещества. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

3

1

2

37-39

7-9

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры-белки.

3

1

2

40-42

10-12

Органические вещества. Углеводы. Жиры. Липиды.

3

1

2

43-45

13-15

Круглый стол по теме «Химическая организация клетки».

Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

-

3

46-48

16-18

Лабораторная работа № 2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов».

3

-

3

49-51

19-21

Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты. Рибонуклеиновые кислоты.  Генетическая информация.

3

1

2

52-54

22-24

Практическая работа № 2 «Решение задач по молекулярной биологии».

3

-

3

55-57

25-27

Круглый стол по теме «Нуклеиновые кислоты».

Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

-

3

Глава 4. Метаболизм-основа существования живых организмов. (18 часов)

59-60

1-3

Метаболизм - основа существования живых организмов. Анаболизм.

3

1

2

61-63

4-6

Решение задач по теме «Биосинтез белка».

3

-

3

64-66

7-9

Энергетический обмен веществ.

3

1

2

67-69

10-12

Автотрофный тип обмена веществ. Хемосинтез.

3

1

2

70-72

13-15

Практическая работа № 3 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

3

-

3

73-75

16-18

Круглый стол по теме «Метаболизм-основа существования живых организмов». Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

-

3

Глава 5. Строение и функции клеток. (45 часов)

76-78

1-3

Прокариотическая клетка.

3

1

2

79-81

4-6

Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана. Органоиды эукариотической клетки.

3

1

2

82-84

7-9

Лабораторная работа № 3 «Строение растительной и животной клеток».

3

-

3

85-87

10-12

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.

3

1

2

88-90

13-15

Лабораторная работа № 4 «Изучение хромосом на готовых препаратах».

3

-

3

91-93

16-18

Лабораторная работа №5 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке».

3

-

3

94-96

19-21

Лабораторная работа №6  «Изучение клеток дрожжей  под микроскопом».

3

-

3

97-99

22-24

Особенности строения растительной клетки.

3

1

2

100-102

25-27

Лабораторная работа № 7 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

3

-

3

103-105

28-30

Практическая работа № 4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

3

-

3

106-108

31-33

Круглый стол по теме «Строение и функции клеток».

3

-

3

109-111

34-36

Деление клеток. Жизненный цикл клеток.

3

1

2

112-114

37-39

Митоз. Лабораторная работа № 8 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».

3

-

3

115-117

40-42

Клеточная теория строения организмов.

3

1

2

118-120

43-45

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

1

2

Глава 6. Размножение организмов. (15 часов)

121-123

1-3

Бесполое размножение. Вегетативное размножение.

3

1

2

124-126

4-6

Половое размножение. Развитие половых клеток.

3

1

2

127-129

7-9

Практическая работа № 5 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».

3

-

3

130-132

10-12

Практическая работа № 6 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

3

-

3

133-135

13-15

Мейоз. Практическая работа № 7 «Сравнение процессов митоза и мейоза».

3

-

3

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (18 часов)

136-138

1-3

Эмбриональный период развития. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.

3

1

2

139-141

4-6

Круглый стол по теме «Эмбриональное развитие животных».

Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

-

3

142-144

7-9

Постэмбриональный период развития. Онтогенез растений.

3

1

2

145-147

10-12

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей и споровых растений.

3

1

2

148-150

13-15

Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных и цветковых растений.

3

1

2

151-153

16-18

Развитие организмов и окружающая среда.

3

1

2

Глава 8. Основные понятия генетики. (6 часов)

154-156

1-3

Современные представления о структуре гена. Гибридологический метод изучения наследования признаков.

3

1

2

157-159

4-6

Практическая   работа № 8 «Составление схем скрещивания».

3

-

3

Глава 9. Закономерности наследования признаков. (36 часов)

160-162

1-3

Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения.

3

1

2

163-165

4-6

Неполное доминирование. Множественный аллелизм.

3

1

2

166-168

7-9

Практическая  работа № 9 «Решение генетических задач  на неполное доминирование».

3

-

3

169-171

10-12

Второй закон Менделя - закон расщепления. Дигибридное  скрещивание.

3

1

2

172-174

13-15

Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования. Анализирующее скрещивание.

3

1

2

175-177

16-18

Практическая работа №10 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».

3

-

3

178-180

19-21

Хромосомная теория наследственности. Сцеплённое наследование генов.

3

1

2

181-183

22-24

Практическая работа № 11 «Решение генетических задач на сцепленное наследование».

3

-

3

184-186

25-27

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

3

1

2

187-189

28-30

Практическая работа № 12  «Решение генетических задач на  наследование сцепленных с полом».

3

-

3

190-192

31-33

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

3

1

2

193-195

34-36

Практическая  работа № 13  «Решение генетических задач на   взаимодействие генов».

3

-

3

Глава 10. Закономерности изменчивости. (12 часов)

196-198

1-3

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации.

3

1

2

199-201

4-6

Практическая работа № 14 «Выявление мутагенов в окружающей среде».

3

-

3

202-204

7-9

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Лабораторная работа № 9 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

3

1

2

205-207

10-12

Методы изучения генетики человека. Наследственные заболевания и их предупреждение.

Решение демонстрационных тестов ОГЭ.

3

1

2

Глава 11. Основы селекции. (6 часов)

208-210

1-3

Селекция животных, растений и микроорганизмов. Практическая  работа № 16 «Сравнительная характеристика пород (сортов)».

3

1

2

211-213

4-6

Достижения современной селекции.

Практическая  работа 15 «Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований  в биотехнологии».

3

-

3

Модуль «Решение задач по молекулярной биологии и генетике». (3 часа)

214-216

1-3

Решение демонстрационных тестов ОГЭ. Обобщение полученных знаний.

3

-

3




Требования к уровню подготовки обучающихся

        В результате прохождения курса «Биологическая азбука» обучающийся должен

Знать и понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);

- законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический);

- правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

- закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы);

- учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

- приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

- приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории, законы и правила эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;

- аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;

- выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;

- устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

- исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум  и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности; самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.



Информационно-методическое обеспечение курса

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы.– М.: Вентана-Граф, 2018.

  2. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2019.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения – М.: Дрофа, 2018.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2019.

  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2018.

  6. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2017.

  7. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2018.

  8. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2017.

  9. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2017.

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2018.

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2017.

  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2018.

  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2016.

  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2018.

  6. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2016.

  7. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2017.

  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2016.

  9. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 2018.

  10. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 2016.

  11. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2019.

  12. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2017.

  13. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 2016.

  14. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2015.

  15. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2017.

  16. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2018.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2018.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2017.

  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2017.

  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2019.

  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2017.

  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2018.

  8. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 2017.

  9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2017.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

   

 Мультимедийные пособия:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2015.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1С», 1998–2012 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2015 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2013 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.


Материально – техническое обеспечение программы


Материально-техническое оснащение необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения программы объединения. Лабораторный инструментарий необходим для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

Таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов.

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I Ботаника II Зоология Анатомия

Приборы демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Раздаточные

Лупа ручная. Лупа препаровальная. Микроскоп. Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов. Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии Спиртовка лабораторная

Печатные пособия демонстрационные

Портреты биологов

Раздаточные

Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема. Вмешательство человека»

Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»

Гербарии

Гербарий к курсу основ общей биологии

Коллекции

Биоценоз

Агроценоз

Формы сохранности

Примеры защитных приспособлений у насекомых

"Приспособительные изменения в конечностях насекомых"

"Древесные породы"

Комплекты микропрепаратов

Общая биология

Объёмные модели

Модель Структура ДНК разборная

Дидактические материалы

Карточки с заданиями, тесты

Стенды

Биология в твоей профессии

Край мой мордовский





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!