СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа по организации лесохозяйственной учёбы в школьном лесничестве "ЗЕЛЁНЫЙ БОР"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по организации лесохозяйственной учёбы в школьном лесничестве "ЗЕЛЁНЫЙ БОР" 3 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по организации лесохозяйственной учёбы в школьном лесничестве "ЗЕЛЁНЫЙ БОР"»

УТВЕРЖДЕНА

Директор ОГКУ «Межевское лесничество»


_________________/М.Н.Курашов

от «___»________2016г

.




УТВЕРЖДЕНА

Директор МКОУ Межевская СОШ


_________________/И.А.Резвова

от «___»________2016г







Образовательная программа

по организации лесохозяйственной учёбы

в школьном лесничестве «Зелёный бор»













с. Георгиевское

2016-17 учебный год




Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Требования к уровню подготовки членов школьного лесничества

  3. Учебно-тематический план

  4. Содержание образовательной программы

  5. Проверка и контроль знаний членов школьного лесничества

  6. Учебно-методические обеспечение образовательной программы

  7. Список рекомендуемой литературы


Образовательная программа по организации лесохозяйственной учебы в школьном лесничестве. ФБУ «УМЦ», с. Георгиевское

Разработчики:

Сидорова Н.Н. - начальник отдела ФБУ «Учебно-методический центр»

Смирнова С.Н. – руководитель школьного лесничества «Зелёный бор»

1. Пояснительная записка

Образовательная программа по лесохозяйственной деятельности в школьном лесничестве (далее образовательная программа) разработана в целях реализации Программы развития движения школьных лесничеств Рослесхоза (приказ Рослесхоза от 16.04.2012 №145).

Образовательная программа рассчитана на 1 год (36 часов) и предназначена для членов школьных лесничеств, как углубленное изучение тем по биологии 6-8 класса общеобразовательных учреждений.

Данная образовательная программа способствует углублению знаний по лесоводству, даёт общее представление о лесном хозяйстве и лесной промышленности с целью ориентации членов школьного лесничества на дальнейшее освоение профессий лесной отрасли.

Образовательная программа включает теоретические занятия по основам лесного хозяйства, практические задания и лабораторные работы; экскурсии в лес.

Практическую работу членов школьного лесничества непосредственно на лесных участках ОГКУ «Межевское лесничество», органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений, организуют специалисты ОГКУ «Межевского лесничества», закрепленные за школьным лесничеством «Зелёный бор» в соответствии с договором между МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области и ОГКУ «Межевское лесничество» от 15.09.1988 года.

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она дает возможность членам школьного лесничества:

  • применить знания, полученные на уроках биологии, для изучения основ лесоводства;

  • углубить теоретические знания по основам лесоводства и строению древесной растительности;

  • получить общее представление о лесном хозяйстве с целью ориентации на дальнейшее освоение профессий лесной отрасли.

Цели образовательной программы:

  • сформировать у членов школьного лесничества чувство любви, сознательное и бережное отношение к лесу и его обитателям;

  • сформировать культуру поведения в лесу;

  • развить осознанный интерес по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

  • дать начальные знания об основах лесоведения;

  • организовать трудовое воспитание членов школьного лесничества;

  • создать условия для профессионального самоопределения и формирования интереса к профессиям лесной отрасли.


Задачи образовательной программы

  • освоение начальных знаний, умений и навыков по изучению леса и его обитателей;

  • теоретическое ознакомление с мероприятиями по уходу и восстановлению леса;

  • формирование и развитие умений, практических навыков проведения исследования строения дерева;

  • приобретение членами школьного лесничества трудовых навыков выполнения лесовосстановительных работ;

  • приобретение знаний о рациональном, неистощительном использовании лесных ресурсов.

2. Требования к уровню подготовки членов школьного лесничества

В результате освоения образовательной программы член школьного лесничества должен знать:

- о роли и значении леса в жизни населения страны и своего региона в частности;

- о способах природоохранной деятельности.

- о правилах поведения в лесу;

- уметь собирать лекарственные растения, грибы и ягоды;

- о направлениях деятельности организаций и предприятий лесного хозяйства своего региона;

должен уметь:

- осуществлять природоохранные работы по посадке леса, его выращиванию, уходу и защите;

- распознавать основные породы древесной растительности Российской федерации и своего региона.

- использовать имеющиеся знания для дальнейшего изучения лесных богатств;

- проводить наблюдения, исследования в природе;

- разумно использовать лесные ресурсы.

3. Учебно-тематический план


Примерный тематический план занятий школьного лесничества


п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения

Теоретических

Практических

1.

Введение. Цели и задачи школьного лесничества

1



Тема Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества

4

6


2.

Понятие о лесе. Значение леса в жизни человеческого общества. Лесной фонд мира, России, Костромской области.

1




3

Лес и среда. Учение о лесе как сложной экосистеме. Типы леса.

1



4

Практическая работа. Ориентирование в лесу


2


5

Экскурсия. Определение типа леса по лесорастительному покрову


2


6

Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения; промысловые животные леса

1



7

Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений

1



8

Практическая работа. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений; их определение.


2


Тема Основы лесоводства и лесоведения

5

6


9

Дендрология Основные древесные породы лесов России и Костромской области: их лесоводственно-биоэкологические свойства и хозяйственное значение.

1




10

Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины

1



11

Практическая работа. Определение древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью определителей и коллекций


2


12.

Искусственное лесовосстановление

1



13

Лесосеменное дело. Лесопитомники

1



14

Рубки ухода за лесом.

1



15

Практическое занятие. Определение абсолютного веса, чистоты, всхожести, хозяйственной ценности семян.


1


16

Практическое занятие. Расчёт потребности в семенах, саженцах и черенках, при различных схемах посева и посадки.


1


17

Практические занятия. Экскурсия в лес на участок, пройденный рубками ухода.


2


Тема Основы лесной таксации

2

2


18

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты

1



19

Таксационные признаки и элементы леса

1



20

Практическая работа. Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструментов


1


21

Практическая работа. Определение возраста насаждений


1


Тема Организация лесозаготовок и переработки древесины

1

2


22

Лесной сортимент Рациональное использование лесосырьевых ресурсов

1



23

Экскурсия Знакомство с технологиями заготовки, переработки и охраны леса


2


Тема Лесовосстановление

3

5


24

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян

1



25

Семенное и вегетативное размножение Прививки

1



26

Выращивание посадочного материала в питомнике

1



27

Практическое занятие. Экскурсия в лес для демонстрации лесных культур и лесокультурных площадей.


2


28

Практическая работа. Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки


1


29

Практическая работа Сбор семян ели(сосны)


2


Тема Охрана и защита лесов

4

9


30

Виды лесонарушений и ответственность за них

1



31

Лесные пожары: причины и способы тушения

1



32

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные «Красной книги»

1



33

Правила инвентаризации и охраны муравейников

1



34

Практическая работа. Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц


1


35

Практическое занятие. Изучение местных болезней древесных пород


1


36

Практическое занятие. Сбор и изучение по коллекциям вредителей леса, знакомство с типами и характером повреждений местных древесных пород.


1


37

Практическая работа. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений; их определение.


1


38

Практическая работа. Изготовление и развешивание скворечников, дуплянок


1



ИТОГО

18

26

44ч


Примерный план организации и проведения мероприятий просветительской напрвленности

30-32

Подготовка и участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах

3


33-36

Подготовка к слёту УПБ

3


37-42

Выпуск экологической газеты (6 выпусков в год)

6


43-44

Подготовка ко II смотру-конкурсу агитбригад «Дорога добра»

2



45-46

47-48

49-50

Организация и проведение мероприятий

«Каждой пичужке –своя кормушка»

«Альтернативная ёлка»

«Всемирный День посадки леса»



2

2

2




51-52

53-54

55-56

57-58

Просветительская деятельность

Выпуск и распространение листовок «Береги лес от огня»

Выпуск и распространение листовок «Красная книга Костромской области»

Выпуск и распространение листовок «Охрана животных»

Выпуск и распространение листовок «ЗОЖ»


2

2

2

2




59-60

61-62

63-64

Выступление агитбригад

Выступление агитбригады перед работниками лесного хозяйства

Выступление перед учащимися 1-4 классов

Выступление перед воспитанниками Д\с



2

2

2



Резерв для участия в конкурсах

8



Итого:

42




2.2. Примерный план работы специалистов лесного хозяйства со школьным лесничеством


Сезонные сроки проведения

Наименование предмета (изучаемых тем)

Количество часов

Дата проведения

Январь

Лесопользование. Переработка древесины.

1 ч.


Февраль

Основы лесоведения:

- общие понятия о природе леса;

- формирование древостоев и смена пород;

- основы лесной типологии.

Лесные звери и птицы. Охрана животного мира и среды его обитания (зимний учет животных, организация орнитологических наблюдений, организация зимней подкормки).



1 ч.



1ч. (теоретическое и практическое занятие)


Март

Основы лесозащиты.

Практическое занятие: наблюдение за появлением вредителей леса (вредных насекомых), развешивание скворечников и других гнездовий для птиц.

Основы ботаники.

Основы дендрологии:

- основные хвойные породы

- основные лиственные породы

1 ч.


1 ч. (практическое занятие)



1ч.


Апрель

Лесовосстановление и лесоразведение:

- лесные питомники;

- лесоразведение, способы лесовосстановления.


1 ч. – теоретическое занятие

1 ч. – практическое занятие (ознакомление с хозяйством лесного питомника и сред-ствами механизации в натуре)


Май

Охрана лесов от пожаров:

- основы лесной пирологии;

- правила пожарной безопасности в лесах.

Ведение разъяснительной и пропагандистской работы в целях профилактики возникновения лесных пожаров.




1 ч.


Июнь

Лесные почвы.

Практическое занятие. Изучение типов лесных почв.

Ведение разъяснительной и пропагандистской работы в целях профилактики возникновения лесных пожаров.



1 ч.


Июль – август

Подготовка к слету школьных лесничеств.

Создание экологических троп.


1ч.


Сентябрь

Основы лесной таксации. Таксация насаждения.

Практическое занятие: ознакомление в натуре с техникой отвода лесосеки. Геодезическая съемка.

1 ч.

1 ч.


Октябрь

Уход за лесами. Виды рубок ухода и время их проведения.

Оказание помощи в сборе гербария травянистой, древесной растительности, представителей мохового покрова. Заготовка семян.


1 ч.


Ноябрь

Изучение особо охраняемых природных территорий.

1 ч.


Декабрь

Охрана лесов от лесонарушений.

1 ч.



Итого:

16 ч


Ведение Словаря лесника (запись основных терминов, понятий по каждой изученной теме) – в течение года.


Краткое содержание тем


  1. Основы лесоведения.

  • Общие понятия о природе леса: определение понятия лес. Составные растительные элементы леса. Признаки леса.

  • Формирование древостоев и смена пород: понятие о росте и развитии лесных пород. Возрастные этапы леса: молодняк, жередняк, средневозрастный приспевающий, спелый, перестой. Понятие о смене пород и ее хозяйственном значении.

  • Основы лесной типологии: понятие о типе леса и типе лесорастительных условий. Значение лесной типологии.

  1. Лесные звери и птицы. Охрана животного мира и среды его обитания (зимний учет животных, орга-низация орнитологических наблюдений, организация зимней подкормки диких животных и зимующих птиц – развешивание веток с ягодами рябины, березовых веников, выкладка снопов сена).

Проведение исследовательских работ со школьниками возможно по следующим направлениям:

  • Особенности гнездования птиц (какие породы деревьев, строительный материал для гнезд предпочитают, на какой высоте селятся, особенности размещения и т.д.);

  • Учет птиц (видовое разнообразие, примерное количество);

  • Влияние лесных зверей (лося, косули, бобров и т.д.) на древесную растительность.

  • Изучение следов, продуктов жизнедеятельности различных лесных зверей.

  1. Основы лесозащиты. Основы лесной фитопатологии. Понятие о болезнях растений и их причинах. Типы заболеваний древесных пород и кустарников. Иммунитет растений. Классификация лесозащитных мероприятий. Биологические, химические, биофизические и механические методы борьбы.

  2. Основы ботаники. Жизненные формы растений. Вегетативные и репродуктивные органы растений. Основные травянистые виды лесных растений. Лекарственные травы. Растения, занесенные в Красную книгу.

  3. Основы дендрологии.

  • Основные хвойные породы. Общие сведения о важнейших хвойных породах: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, пихта сибирская, лиственница сибирская, сосна сибирская

  • Основные лиственные породы. Общие сведения о важнейших лиственных породах: дубе черешчатом, ясене обыкновенном, буке лесном, грабе обыкновенном, березе повислой, березе пушистой, ольхе серой и черной, вязе обыкновенном, липе мелколистной, клене остролистном, лещине, рябине, жимолости, калине и бузине, можжевельнике и др.

  1. Лесовосстановление и лесоразведение.

  • Лесные питомники. Виды питомников. Посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращиваемый в питомниках и его значение. Основные хозяйственные части (отделения питомника). Система обработки почвы в лесных питомниках. Севооборот в питомниках. Применение удобрений.

  • Способы лесовосстановления. Искусственное лесовосстановление (подготовка почвы под лесные культуры, виды агротехнических уходов, их цели и условия применения). Содействие естественному возобновлению леса, способы его производства.

  1. Охрана лесов от пожаров.

  • Основы лесной пирологии. Лесной пожар, его виды и причины возникновения. Характеристика лесных горючих материалов. Особенности различных видов и форм лесных пожаров.

  • Правила пожарной безопасности в лесах. Противопожарные мероприятия. Ведение разъяснительной и пропагандистской работы. Тактика тушения лесных пожаров. Средства пожаротушения. Авиационная служба охраны леса.

  1. Лесные почвы. Изучение типов лесных почв по монолитам. Определение физических свойств почв методами полевых исследований.

  2. Создание экологических троп. Оборудование тропы познавательными стендами или аншлагами с различного рода призывами. Огораживание муравейников.

  3. Основы лесной таксации. Таксационные показатели ствола дерева. Инструменты для измерения толщины ствола дерева: мерные вилки различных конструкций, их устройство, техника работы с ними. Правила измерения толщины растущего дерева. Соотношение между диаметром на высоте пня и на высоте груди (1,3 м.) Измерение высоты дерева.

Таксация насаждения. Общие понятия о насаждении. Основные компоненты насаждений. Таксационные показатели насаждения: состав, полнота, происхождение, средний диаметр и средняя высота, форма и возраст, густота и сомкнутость полога древостоя, класс товарности, бонитет и запас. Ознакомление в натуре с таксационными показателями насаждения и способами их определения.

Практическое занятие: ознакомление в натуре с правилами отвода лесосеки.

  1. Уход за лесами. Определение рубок ухода за лесом, их лесоводственные цели и задачи. Виды рубок ухода и время их проведения. Рубки ухода в молодняках, прореживания и проходные рубки. Санитарные рубки. Технология рубок ухода.

  2. Изучение особо охраняемых природных территорий. Основные виды ООПТ (заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы и т.д.) Обучение членов школьных лесничеств навыкам разъяснительной работы среди населения по вопросам соблюдения режима ООПТ и охраны биоразнообразия.


5. Проверка и контроль знаний членов школьного лесничества

Важным звеном в процессе изучения образовательной программы является проверка знаний членов школьных лесничеств. Она будет успешной при соблюдении объективности и индивидуального подхода.

В процессе изучения материала используется текущий, тематический и итоговый виды проверки знаний. Они проводятся в форме устных и письменных работ, индивидуального и фронтального опросов.

Итоговая проверка уровня теоретических знаний и умений в области лесоводства членов школьного лесничества осуществляется в различных формах:

  1. устный опрос;

  2. отчет о результатах опытно-исследовательской работы;

  3. тестирование по различным разделам образовательной программы;

  4. учебная дискуссия;

  5. участие в проведении выставок, создании экспозиций для музеев и уголков леса;

  6. участие в региональных смотрах-конкурсах, слетах и форумах школьных лесничеств.

  7. подготовка рефератов;

  8. участие в олимпиадах.

Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке умений применять полученные знания на практике членами школьного лесничества.

6. Учебно-методические обеспечение образовательной программы

Плакаты и таблицы:

  • основные элементы и признаки леса;

  • календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;

  • техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;

  • виды зеленых насаждений;

  • типы птичьих домиков;

  • наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);

  • болезни леса;

  • охрана лесов от пожаров;

  • виды лесных пожаров;

Образцы и коллекции:

  • набор семян древесных и кустарниковых пород;

  • образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;

  • гербарии основных лесообразующих пород;

  • гербарии лекарственных растений;

  • коллекции шишек основных лесообразующих пород;

  • муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.

Инструменты и оборудование:

  • для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы;

Измерительные приборы и инструменты:

  • мерные ленты, рулетки, компасы.

Оргтехника:

  • компьютер;

  • телевизор;

  • аудио- и видеомагнитофон;

  • DVD-плеер;

  • Аудио- и видеодиски (CD, DVD).

Список рекомендуемой литературы

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

  2. Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой.- 2-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005. 240с.: ил.

  4. Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. В.М. Константинова. – 4 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 304 с.: ил.

  5. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов / Сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001.- 208 с. : ил.

  6. Боголюбов А.С. Определители деревьев в осенне-зимний период. – М.: Вентана-Граф.

  7. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана -Граф.

  8. Боголюбов А.С. Определители травянистых растений по цветкам. Растения (цветы) лесов. – М.: Вентана-Граф.

  9. Боголюбов А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период. – М.: Вентана -Граф.

  10. Интернет-ресурсы:

  11. 1. http://www.wood.ru/ru/lg_2007_1708.html Первый лесопромышленный портал Лесная отрасль. Федеральные законы. Словарь терминов. Лесные пожары

  12. 2. http://www.edu.ru/ Лесное хозяйство Лесная Энциклопедия. Современные проблемы лесовыращивания.

  13. 3. http://www.forest.ru/ Все о российских лесах.

  14. 4. http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=389 Природа России. Охрана лесов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!