СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене «Я - пятиклассник!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене «Я - пятиклассник!»»

МАОУ Линдовская средняя школа







Образовательная программа

психологических занятий

по адаптации пятиклассников

к обучению в среднем звене

«Я - пятиклассник!»













Составитель: педагог-психолог Петричева Т.В.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Переход в среднее звено очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. У пятиклассников в этот период меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подверженными дезадаптации становятся ослабленные дети ( а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше).Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличный может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и более интенсивным.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.

Цель:
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи:
1. Формирование у обучающихся:
· представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
· навыков взаимодействия с другими людьми на основе самоприятия, самораскрытия и принятия других;
· адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
· представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление обучающихся:
· с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
· с разными формами коммуникации;
· с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
3. Создание условий для:
· снижения тревожности;
· развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
· выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Методы работы: беседа, рисование, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия,, развивающие упражнения или игры и их обсуждение, психодиагностические задания.

Ожидаемый результат: предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.

Организация занятий:

В данной программе представлены 7 тем, по одному занятию в неделю. Организационные моменты: на занятии дети сидят за партами, которые стоят по кругу, а стол ведущего замыкает круг; занятие длится столько же, сколько урок; форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключительная часть (обратная связь; домашнее задание).

На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Использование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творческую деятельность в учебном процессе.

Тематический план занятий:

Название темы

Количество часов

1

Что такое 5 класс

1

2

Новичок в средней школе

1

3

Понимаем ли мы друг друга

1

4

Мир эмоций

1

5

Наши уроки и учителя

1

6

Ищу друга

1

7

Мы и наш класс

1


Всего:

7

Содержание программы:

Тема1. Что такое 5 класс

Сообщение целей занятий, принятие правил. Упражнение «Имя превратилось».Упражнение «Расскажи мне о себе». Упражнение «Продолжи фразу».Упражнение «Те, кто»..Упражнение «Что важно для меня?» Рефлексия.

Тема 2. Новичок в средней школе.

Упражнение на воображение. Упражнение «Школьные правила». Работа по теме занятия «Новичок в средней школе». Рефлексия.

Тема 3. Понимаем ли мы друг друга

Упражнение «Ветер дует на тех, кто...» Упражнение «Слышать и слушать». Сравнение понятий «слушать» и «слышать». Упражнение «Рисунок по инструкции».Тест «Умеете ли вы слушать?»
Игра «Пойми меня».Игра-шутка «Пойми меня». Рефлексия.


Тема 4. Мир эмоций

Упражнение «Необычное приветствие».Упражнение «Закончи предложение».Обсуждение прошлого эмоционального опыта учащихся. Игра «Угадай эмоцию».Упражнение «Фигуры эмоций».Игра «Назови эмоцию».Игра «Изобрази эмоцию».Упражнение «Как справиться с отрицательными эмоциями». Рефлексия.

Тема 5. Наши уроки и учителя

Упражнение «Дотронься до..».Упражнение «Какой урок важнее».Упражнение «Как зовут наших учителей?»Упражнение: «Настоящий учитель – это...» Упражнение «Мой любимый урок».

Тема 6. Ищу друга

Упражнение на внимание «Пальчики».Упражнение «5 качеств». Дискуссия по вопросам. Упражнение «Ищу друга» (единомышленника). Рефлексия.

Тема 7. Мы и наш класс

Упражнение «Ты мне нравишься». Упражнение «Коллаж класса». Упражнение «Какие мы». Рефлексия.

Литература:

  1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2018.-№.31

  2. Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.: Генезис,2016

  3. Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2014.-№9

  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2019

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,2018.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!