СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно на территории республики происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей. Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности.

 

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 113 города Донецка»













Образовательная программа

внеурочной деятельности

«Дружина юных пожарных (ДЮП)»

(модифицированная)






Возраст обучающихся – 14-15 лет

Срок реализации – 1 год


педагог дополнительного образования

Афанасьева Ольга Владимировна














Донецк

2021





Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе программы педагога-организатора Мохонько М.В. «ПРОГРАММА деятельности кружка «Дружина юных пожарных» (ДЮП)» и

разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики № 35 от 10.06.2015.

Ежегодно на территории республики происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.

Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

Свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.

Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).

Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.

Цель программы:

- повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;

- воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде;

- привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.

     Задачи программы:

-  познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;

-  научить распознавать    и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них;

-  закрепить   полученные   знания   о   правильных   действиях   в   экстремальных ситуациях;

-  привлечь  к  реализации  данной  программы  различные  структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации;

- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;

-  пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.

Воспитание у школьников привычки осторожного обращения с огнем – это не только средство предупреждения пожаров, но и прежде всего то, о чем никогда не должны забывать взрослые: борьба за жизнь и здоровье наших детей. Осторожное обращение с огнем со временем станет привычкой и сохранится на всю жизнь

Особенностью программы  является   её   вариативность: возможность   свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных  условий;   отводится  большое  количество  времени  для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.






Программа рассчитана на детей 5-9 классов.

Режим обучения - 1 час в неделю (включая каникулярное время).

Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными.

 Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.


Ожидаемые результаты

По   окончании   курса обучения,   предусмотренного   программой, учащиеся должны ЗНАТЬ:

*   основные правила пожарной безопасности;

*   причины возникновения пожаров;

*   первичные средства пожаротушения;

*   виды огнетушителей и область их применения;

*   знаки пожарной безопасности и места их размещения;

*   меры предосторожности при обращении с огнём,

*   правила поведения в экстремальных ситуациях;

* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;

*   главные исторические события становления пожарной

УМЕТЬ:

*   выявлять нарушения правил пожарной безопасности;

*   пользоваться огнетушителями;

*   работать пожарным инвентарём;

*   различать знаки пожарной безопасности;

*   оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.


Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Количество часов


Теория

Практика

Всего

1.

Тема 1. Положение о ДЮП. Набор и комплектация группы

2

-

2

2.

Тема 2. Пожарная безопасность. Причины возникновения пожаров в жилище и общественных зданиях

3

7

10

3.

Тема 3. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде

3

2

5

4.

Тема 4. Пожарная техника и костюм пожарного. Огнетушители.

3

7

10

5.

Тема 5. Знаки пожарной безопасности.

2

4

6

6.

Тема 6. Основы медицинских знаний. Итоги работы ДЮП

1

8

9







Всего за год:

14

28

42

Занятия 1 час в неделю = 42 за год (включая каникулы)





Тема 1. Положение о ДЮП. Набор и комплектация группы (2 ч.)

Положение о ДЮП. Изучение образовательной программы курса. Планирование работы кружка. Набор в группу. Выборы командира. Распределение обязанностей.

Тема 2.   Пожарная безопасность. Причины возникновения пожаров в жилище и общественных зданиях (10 ч.)

Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны Донецкой области.

Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара.

Пропаганда пожарной безопасности в школе.

Разработка и выпуск листовок «Правила пожарной безопасности».

Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов, предметов бытовой химии, газовых приборов, отопительных печей.

Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания. План эвакуации.

Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности.

Рейды по школе на знание правил пожарной безопасности. Проверка противопожарного состояния помещений и территории школы. Визит в МДОУ «Ясли-сад № 71 города Донецка» с целью предупреждения пожаров.

Тема 3. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей

среде (5 ч.)

Пожары в транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра.

Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки).

Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией.

Выступление ДЮП на тему «Безопасный Новый год».

Тема 4. Пожарная техника и костюм пожарного. Огнетушители (10 ч.)

Виды пожарной техники, их назначение.

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления.

Огнетушители, их виды и предназначение. Устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей.

Проведение конкурсов и викторин по ППБ в школе.

Изготовление плакатов по ППБ.

Тема 5. Знаки пожарной безопасности (6 ч.)

3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки.

Чем опасны взрывы?

Проверка противопожарного состояния помещений и территории школы.

Посещение пожарной части Петровского района города Донецка.

Тема 6. Основы медицинских знаний. Итоги работы ДЮП (9 ч.)

Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека.

Первая помощь при ожогах.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека.

Постановка спектакля по ППБ для воспитанников МДОУ и начальной школы.

Акции «Берегите лес от пожара», «Безопасное жилище».

Рефлексия работы ДЮП за год.





Календарное планирование работы кружка

«Дружина юных пожарных» (ДЮП)

1 полугодие

п/п

Содержание

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

Дата

Тема 1. Положение о ДЮП. Набор и комплектация группы (2 ч.)

1

Положение о ДЮП. Изучение образовательной программы курса. Планирование работы кружка.

1




2

Набор в группу. Выборы командира. Распределение обязанностей.

1





Всего:

2

-

2



Тема 2. Пожарная безопасность. Причины возникновения пожаров в жилище и общественных зданиях. (10 ч.)

3

Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны Донецкой области

1




4

Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара.

1




5

Пропаганда пожарной безопасности в школе.


1



6

Разработка и выпуск листовок «Правила пожарной безопасности».


1



7

Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами

1




8

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов, предметов бытовой химии, газовых приборов, отопительных печей


1



9

Визит в МДОУ с целью предупреждения пожаров.


1



10

Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации. План эвакуации.


1



11

Проверка противопожарного состояния помещений и территории школы


1



12

Рейд по школе на знание правил пожарной безопасности


1




Всего:

3

7

10



Тема 3. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде (5 ч.)

13

Пожары в транспорте. Причины транспортных пожаров.

1




14

Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра.

1




15

Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки)

1




16

Выступление ДЮП на тему «Безопасный Новый год»


1



17

Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. План работы на 2-е полугодие.


1




Всего:

3

2

5



2 полугодие






Тема 4. Пожарная техника и костюм пожарного. Огнетушители. (10 ч.)


18

Виды пожарной техники, их назначение.

1




19

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов

1




20

Огнетушители и их предназначение.

1




21

Изготовление реквизита для проведения мероприятий по ППБ.


1



22

Подготовка к конкурсам и викторинам по ППБ


1



23

Проведение конкурсов и викторин по ППБ в школе


1



24

Виды огнетушителей. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей.


1



25

Изготовление плаката по ППБ


1



26

Подготовка к районному этапу фестиваля ДЮП


1



27

Подготовка к районному этапу фестиваля ДЮП


1




Всего:

3

7

10



Тема 5. Знаки пожарной безопасности. (6 ч.)





28

3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие.

1




29

3наки пожарной безопасности. Примеры их применения и места установки.

1




30

Чем опасны взрывы?


1



31

Выступление команды ДЮП в школе


1



32

Проверка противопожарного состояния помещений и территории школы


1



33

Посещение пожарной части.


1




Всего:

2

4

6



Тема 6. Основы медицинских знаний. Итоги работы ДЮП (9 ч.)



34

Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека.

1




35

Первая помощь при ожогах.


1



36

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.


1



37

Подготовка к спектаклю «Кошкин дом» по ППБ


1



38

Спектакль «Кошкин дом» для воспитанников МДОУ и начальной школы.


1



39

Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека


1



40

Акция «Берегите лес от пожара»


1



41

Акция «Безопасное жилище»


1



42

Рефлексия работы ДЮП за год


1




Всего:

1

8

9









Всего за год:

14

28

42
















Нормативно-правовая база:

1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 г. №678).

2. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 No815).

3. Закон о пожарной безопасности (принят Постановлением Народного Совета 30 сентября 2016 года).

4. Положение о дружинах юных пожарных, утверждённое Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики № 358 от 10.06.2015.

Список литературы:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Ужакина О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

2. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.

3. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. -  Волгоград, Учитель, 2006.

Интернет-источники:

1. ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для школьников, рабочие тетради, тесты, проверочные и контрольные работы, рабочие программы, поурочные планы, дополнительная литература.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа

http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm

2. Детский портал о безопасности «Безопасность - это важно!»

[Электронный ресурс]. –

Режим доступа http://www.senya-spasatel.ru


Материально-техническое обеспечение


1. Учебный класс для проведения теоретических занятий.

2. Спортзал.

3. Фотографии, видеофильмы, плакаты, рисунки.

4. Методическая литература.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!