Технологическая карта образовательного квеста по литературному чтению
Элементы структуры | Содержание квеста |
Название | «Право на жизнь» |
Направленность квеста | Литературная направленность квеста. Квест может быть использован на уроках литературного чтения. |
Цель | 1. Познакомить учащихся с произведением Ю. Я. Яковлева «Право на жизнь». 2. Познакомить с правами и обязанностями человека. |
Задачи | 1. Формирование познавательного интереса к чтению; 2. Формирование умения аргументировать своё мнение; 3. Формирование умения договариваться, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку; 4. Формирование умения работать в группе; |
Продолжительность | 45 мин. |
Целевая группа | Учащиеся начальной школы, 10-11 лет |
Квест-герои | Класс делится на 3 команды. |
Основное задание/основная идея | Первоначально учащиеся знакомятся с произведением «Право на жизнь», анализируют его, знакомятся с Конвенцией о правах ребенка. Затем класс делится на 6 команд. Продуктом квеста является открытая дискуссионная площадка на уроке на тему «Права ребёнка». |
Сюжет и продвижение по нему | Команды по заранее определённой траектории продвижения по квесту выполняют задания различного характера, примеры которых приведены в дидактическом материале. На каждый этап отведено одинаковое количество времени, по сигналу учителя команды переходят от одного задания к другому. Этапы квеста: 1) «Поиск», 2) «Эрудит», 3) «Проба пера». |
Задания/препятствия | Для продвижения по сюжету разработано только основное задание. Дополнительные задания не предусмотрены. |
Критерии оценивания деятельности обучающихся | Оценивается выполнение основного задания на каждом этапе. Кроме того, учитель оценивает командную работу и сотрудничество учеников, за этот критерий команде начисляются отдельные баллы. |
Дидактический материал к проведению квеста:
Текст произведения (см. ресурсы).
Этап 1. «Поиск»
Материал и оборудование: карточка с заданием, лист ответов.
Задача: какие права имеет ребёнок? Найдите ответы в тексте и подчеркните.
За эту работу участники получают 5 баллов.
И, встречая его на пороге жизни, конвенция даёт ему самое главное право — право на жизнь: «Государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь».
Право дышать воздухом, ходить по земле, плавать по морям, летать в небе и штурмовать космос, учиться, заводить друзей.
Здравствуй, дитя мира, мы ждали тебя, мы проложили тебе путь в будущее! Поезд только отправляется, а рельсы, по которым ему мчаться, проложены на тысячи километров вперёд.
Вот такими надёжными рельсами для ребёнка является конвенция.
Всё начинается с права на жизнь. Это — первый шаг, первый километр пути, по которому маленькому паровозику мчаться в будущее.
Этап 2. «Эрудит»
Материал и оборудование: карточка с заданием, лист ответов.
Задача: знаете ли вы свои права? Какие права даёт вам страна? Допишите предложение.
За эту работу участники получают 4 балла.
Мы имеем право на _______________________________________________
Какое право детей вы хотели бы вписать в конвенцию? Запишите. ______________________________________________________________________
Этап 3. «Проба пера»
Материал и оборудование: карточка с заданием, лист ответов.
Задача: представьте себя в роли художников, работающих над обложкой к Конвенции о правах ребёнка. Какую обложку вы бы нарисовали? Идея обложки должна быть общей, поэтому, сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
За эту работу участники получают 10 баллов.
После прохождения всех этапов квеста, учитель организует взаимную проверку заданий. Команды обмениваются выполненными заданиями, проверяют их и оценивают. Затем учитель организует небольшую дискуссию на тему «Нужно ли ребенку знать свои права или нет?».
Ниже мы привели правила эффективного ведения дискуссии, которые обговариваются с учащимися непосредственно перед проведением самой дискуссии.
Правила эффективного ведения дискуссии:
1. Не забывайте о цели дискуссии, которая состоит в нахождении истины. Обсуждать нужно только то, что относится к данному вопросу. Не отходите от темы дискуссии. Стремиться нужно не к победе, а к истине.
2. Относитесь к мнению другого человека уважительно. Любое мнение – это точка зрения, которая имеет право на существование.
3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Во внимание берутся только доказательства. Никаких выражений типа «Мне так кажется», «Это правильно» и другие – аргументами не являются.
4. Опирайтесь на реальные факты.
5. Придерживайтесь дружелюбного тона. Не грубите своим оппонентам.
6. Самое важное правило – не начинайте спорить, иначе дискуссию можно смело прекращать.
После проведения дискуссии учитель оценивает работу учащихся в группах.