ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА
I.. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
В соответствии с вышеназванным учащиеся должны уметь выполнять различные виды работ: словарный диктант, диктант с дополнительным заданием, тестовые задания и т.д.
При оценке работ рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «3» ставится за словарный диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Материал для словарного диктанта.
А Ж М
автор жёваный мало-помалу
акваланг желанный масса
аквариум медленный
акварель
З Н
Б
на глазок
за границу на днях
бассейн За границей на дом
благодаря тому что зато (= но) на лету
бок о бок затем чтобы на лету
на скаку
В И на совесть
на ходу
видимо-невидимо невиданный
вмиг из-за недосягаемый
возражение из-под нежданный
волей-неволей изобразить не раз (=много
впоследствии раз)
вследствие того что К неслыханный
в силу того что нечаянный
выровненный калитка нимало
как будто никак
карикатура нисколечко
Г квитанция ничуть
галерея классик ни разу
гимнастика кромешный (= никогда)
гирлянда кросс
конверт О
Д кованый ориентация
давным-давно колонна ориентироваться
дистанция комбинат осанка
для того чтобы комбинация отразить
до смерти комендант оттого что
П Р Т
пакет резиденция точь-в-точь
паром реальный тревога
по двое тренироваться
под силу С тренер
по окончании Ф
по памяти сатира фантазия
по прибытии светофор
поражение священный Ч
поразительный семафор чемпион
по совести силуэт чтобы
по трое ситуация
почтальон сиять Ш
предварительный с налёту шевелиться
прекратить снаряд
претендовать с разбегу Э
претензия старательно эпидемия
Орфографическое задание
Рассказать не менее половины орфографических правил из предложенных (№1-70).
Задание для пунктуационного разбора
Расставьте запятые.
1. Языки пламени высоко взмывали к чистому синему небу казавшемуся темным и мглистым. 2.Дождь шуршал по више(н, нн)ику сбивая только что развернувш..ся листья. 3. По земле б..жали вперегонки ручьи натыкаясь на почерневш.. стволы деревьев. 4. По веткам разросшегося под окном ш..повника ползла ч..рная с зеленым отливом букашка. 5. От ветра букашка зам..рала плотнее прижимаясь к мокрой ветк.. . 6. На коне нервно кусающ..м удила красу..тся статный безусый п..ренек с узкой талией с лакирован.. офицерским поясом. 7. На высоком возу прикрыт..м пыльн..м пологом восседает пожилой усатый боец. 8. Черные лакирован.. крылья тарантаса ставшие матовыми от пыли бе(з, с) прерывно дребезжали 9. Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под к..лесами. 10. Громко переговариваясь и шутя бойцы располагались на отдых.
Диктант с дополнительным заданием.
Назовите виды орфограмм на месте скобок. Выполните разборы.
СОЛНЕЧНЫЙ ЦВЕТОК
Весной как только нагреет(?)ся почва на лугах скверах пустырях всюду появят(?)ся ро(сс, с)ыпи (ярко) желтых цветков напом..нающих маленькие по(д, т)солнечники. Они словно брызги солнечных лучей раскрывают свои яркие к..рзинки (на)встречу яс(?)ному дню.
На вечерней з..ре или в (не)настье ж..лтые цветки укрывают(?)ся в зеленые рубашки и золотистый покров на лужайках и..чезает.4
Эти цветки одуванчики, многолетние р..стения самые ра..простране(нн, н)ые на всех континентах Земли. Р.стут они повсюду на р..внинах в горах на щ..бнистых склонах на солнцепеках и в тени.
В России двести три3 вида одуванчиков наиболее ра..простране(нн, н)ый среди них лекарстве(нн, н)ый2 одуванчик. Он широко пр..меняет(?)ся в медицине. Употребляют его и в пищу из его корней готов..т суррогат кофе а из листьев — салат.
Всего (не)сколько дней г..рят ж..лтым цветом лужайки. И вдруг, как одна, эти солнечные к..рзинки пр..вращают(?)ся в светлые (полу)прозрачные шарики. В каждом таком шарик.. до двухсот семеч.к и у каждого из них свой параш..тик. Летят по вет-
ру новые поколения. И человек проходя по лужайк.. (не) вольно в..поминает свое детство когда он помогал ветру ра..дувать эти волшебные шарики.
Тестовые задания
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
1. Найди и отметь слово, в котором пишется "е".
а) эп демия г) прим рение
б) просв щение д) оч ровательный
в) св щенный
2. Вставь пропущенные буквы. Найди "четвёртый лишний".
а) Р_скошный, ув жать, к тастрофа, в гон.
б) Увл кательный, объед нение, в теран, пр зидиум.
в) Доск нально, об няние, к рзина, об_яние.
г) Вин грет, б чевать, б дон, ман фест.
д) Препод вать, сост влять, ор шать, сож леть.
3. Отметь слова с удвоенными согласными.
а) га(л,лл)ерея г) иску(с,сс)ный ж)ю(н,нн)ый
б) профе(с,сс)ия д) ко(л,лл)ектив з) ка(р,рр)икатура
в) ко(л,лл)ичество е) а(к,кк)уратно
4. Укажи слова с разделительным "ъ".
а) ад ютант г) суб ект ж)фортеп яно
б) необ ятный д) шампин он з) трёх ярусный
в) в ющийся е) бул он
5. а) Бе толковый, бе дорожье, в будоражить.
б) Ра бить, дёрнуть, ни падать.
в) Бе болезненный, бе нравственный, ра жать.
г) Ра винтить, ра вести, ра смешить.
6. В каждом столбике отметь слово, в котором "ь" не пишется.
а) назнач д) картеч и) лож
б) пригож е) настеж к) роскош
в) пустош ж) рощ л) навзнич
г) привлеч з) читаеш м) туч
7. В каждом столбике укажи слово, пишущееся с "о".
а) привлеч н д) печ т и) ш лк
б) деш вый е) ш пот к) петуш к
в) теч т ж)маж рный л) ещ
г) ж кей з) напряж нно м) прич ска
8. Из каждого столбика выпиши существительные с суффиксом
-чик-
паром ик камен ик
подпис_ ик обув_ик
пиль_ик прицеп ик
руб ик ракет ик
9. Укажи ряд, в котором все слова пишутся с приставкой "пре-".
а) Пр одолеть, пр шить, пр вскочишь.
б) Пр клониться (к земле), пр давать (значение), пр дел (возможностей).
в) Пр старелый, пр дать (друга), пр ступить (черту).
г) Пр небречь, пр творить (в жизнь), пр твориться.
д) Пр обрести, пр хорошенький, пр морский.
10. Найди слова, в которых допущены орфографические ошибки. Выпиши эти слова, исправь их написание.
а) Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отрожённого рябью
моря, гармонично сливались в неприрывное движение.
б) Прищуривая глаза от яркой игры солнечных лучей на вол-
нах, он довольно улыбался.
в) Челкаш чувствовал себя овеянным примеряющей, ласковой струёй родного воздуха, донёсшего с собой до его слуха слова матери.
г) А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поровняться с гордой Раддой.
д) С моря дул влажный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов.
11. Вставь гласные в окончания и суффиксы. Отметь строки, во всех словах которых пишется "е".
а) дом стро тся, занавеш нные окна
б) нужно постро ться, хоч тся увид ться
в) ве т в лицо, дым стел тся
г) увид вший, замет л сразу
д) недостро нный дом, кот дремл т
е) в галере , о санатори
ж) ничего не знач щий, изуча мая в школе
12. Найди ошибки в написании слов.
а)золочённые часы
б) подлинное чувство
в) дети взволнованны
г) ребята взволнованы взрывом
д) мошеник
е) решённая задача
ж) заколоченый дом
з) ставни заколочены
и) исследованная местность
к) границы нарушены
л) болты раскрученны
м) серебряный шар
н) торфянной запас
о) оловянный солдатик
13. Отметь строки, в которых все слова пишутся слитно.
а) (пол)месяца, (в)следствие засухи, (по)умному
б) то(же) самое, (в)течение недели, (на)счёт погоды
в) (в)первые узнал, (в)виду непогоды, (в)последствии
г) пришёл (во)время, (не)смотря на ливень, (на)подобие квадрата
14. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Луна(1) как-то незаметно выползает из-за горизонта (2) и(3) взбираясь все выше(4) начинает свой неторопливый путь по небу. (В.В. Быков)
а) 1,2 — выделяется деепричастный оборот
б) 3, 4 — выделяется деепричастный оборот
в) 3, 4 — выделяется причастный оборот
г) 2 — запятая ставится перед союзом и в сложном
предложении
15. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Небо светится каким-то неярким светом( 1) едва приглушенным (2) дымчатой синевой на востоке(З) и(4) усиленным зеленоватым сиянием с запада. (В.В. Быков)
а) 1, 3, 4
б) 1
в) 1,2,3,4
г) 1,3
16. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Кругом вперемежку с ольшаником( 1) покачивая вершинами (2) стояли замшелые ели(З) покрытые(4) недавно выпавшим снегом.
а) 1, 3,4
б) 3,4
в) 1, 2, 3
г) 1, 2, 3, 4
17. Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.
а) Осень. Лист поблек наполовину облетел заря за рекой цвела холодной сталью.
б) Оглядев местность Митраша увидел перед собой чистую поляну где кочки постепенно снижаясь переходили в совершенно ровное место.
в) Январь первый месяц в году.
г) Гроза будет затяжная или короткая неожиданно спросила Анфиса.
д) Дорога эта самый короткий путь до станции.
е) Солнце садилось в травы в туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья.
Тире | | Запятые | |