СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный минимум по русскому языку для 5 класса, 2 четверть

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена для проведения зачёта .по Образовательному минимуму.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный минимум по русскому языку для 5 класса, 2 четверть»

5 класс. Образовательный минимум по русскому языку. 2 четверть

1.Лексика. Лексика – это весь словарный состав языка.

Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает слова и их лексические значения.

Лексическое значение слова- это то, что обозначает слово. Например: дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Однозначные слова – это слова, которые имеют одно значение. Например: школьник, монолог, диалог,тюль, толь, город, деревня, декабрь, оранжевый, сувенир, тетрадь.

Многозначные слова –это слова, которые имеют несколько значений. Например: крыло, золотой, корень, идти, ставить, чай, кисть, ручка, ножка, земля.

Синонимы - слова одной и той же части речи, которые звучат по-разному, но имеют одинаковое лексическое значение. (Глаза - очи, бежать - нестись, красный - алый, войско – рать, трусливый – несмелый, сказал – заявил, маленький- небольшой).

Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным значением. (День - ночь, война - мир, добрый - злой, близко – далеко, сегодня – завтра, прилететь – улететь.

Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.(Тур - дикий бык, тур - часть какого-либо состязания, коса из волос, коса –орудие для косьбы, ключ – родник, ключ от дома).

Паронимы – сходные по звучанию и написанию, но разные по значению слова. (Заводная игрушка - заводская проходная, конский волос - конный завод, искусный столяр – искусственное дыхание, удачный день- удачливый исследователь).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания, которые имеют единое значение. Такие сочетания можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца – обмануть, бить баклуши – бездельничать, прикусить язык- замолчать, ни свет ни заря – очень рано.

Заимствованные слова – слова, пришедшие из других языков. Например, слова спорт, футбол, волейбол пришли из английского языка, мастер, бухгалтер – из немецкого.

2. Орфография. Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правописание слов.

1. Буквы о-ё после шипящих в корне слова.

Под ударением пишется ё в корне слова (к ним можно подобрать однокоренные слова с буквой е в корне: жёлтый - желток), кроме слов – исключений (крыжовник, шов, шорох, капюшон и в словах, пришедших из других языков: шорты, мажор, шоу и др.).

2. Правила написания е-и в корнях с чередованием.

Если после корня следует суффикс -а, то в корне пишется и, если нет суффикса -а, то пишется е: забирать - заберу, затирать – тереть, замирать – замереть, запирать –запереть.

3. Правила написания о-а в корнях с чередованием .

Если после корня следует суффикс -а, то в корне пишется а, если суффикса нет, то пишется о: касаюсь - коснусь, излагаю – изложу, предлагать – предложить.

4. Правило написания о-а в корнях –рос-//-раст-//-ращ-.

В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется а (растение, выращивать), а если этих букв нет, в корне пишется о: выросли. Исключение: росток, Ростов, отрасль.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!