СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект»

«Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»

Содержание

Введение

1.  Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. Этапы работы и структура урока продуктивного чтения.

2.  Методические приемы организации продуктивного чтения.

3.  Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.

4.  Фрагмент урока литературного чтения, разработанные в соответствии с технологией продуктивного чтения.

5.  Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Проблема:

Неосвоенность учителем технологии продуктивного чтения в начальных классах.

Цель:

Описать технологию использования продуктивного чтения в начальной школе.

Задачи:

1. Изучить технологию продуктивного чтения в начальной школе.

2. Проанализировать этапы работы и структуру урока продуктивного чтения.

3. Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

4. Разработать план-конспект урока изучения нового материала с использованием технологии продуктивного чтения.

Ожидаемые результаты:

Пополнение знаний о технологии продуктивного чтения как современной образовательной технологии.

Конечные результаты:

План-конспект урока изучения нового материала с использованием технологии продуктивного чтения.

Выступление на ШМО по данной теме.

Введение

ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т. д.

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.

Великий И. В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н. Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.

1. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать

« правильно», « эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Несмотря на то, что многие педагоги работают по различным учебно - методическим комплексам, не все владеют данной технологией в совершенстве. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Словом, правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется(даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя, требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов.

Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1.Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т. п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т. д. 

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т. д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т. д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Методические приемы организации продуктивного чтения

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т. п.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Драмогерменевтика

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Сравним признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Традиционный урок.

Продуктивное чтение.

До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…».

До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста «Предположите, о чѐм этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?». Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения. Учитель сам читает вслух текст, ученики слушают.

Во время чтения. «Читаем и ведѐм диалог с автором: задаѐм вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т. д.)

Таким образом, действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всѐ более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощѐнные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Считаю, что главное для педагога не точное исполнение пронумерованных действий внутри этапа, а достижение цели. Именно диалог с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приёмы, которые обеспечивают полноценное восприятие текста.

6.  Фрагмент урока литературного чтения, разработанные в соответствии с технологией продуктивного чтения.

Предлагаю Вам фрагмент урока литературного чтения в 3 классе по теме «Что заслуживает описания?» (К. Паустовский «Мой дом»)

I. Чтение текста.

1. Работа с текстом до чтения.

– Сейчас мы будем читать новый текст. Какими будут наши действия?

Дети самостоятельно проводят первый этап работы с текстом, обращая внимание на заглавие, имя автора и иллюстрацию к тексту. Учитель показывает книгу «Мещёрская сторона». Она уже знакома детям. Ученики отмечают талант К. Паустовского – настоящего художника слова, его поэтичность. Указывают на автобиографичность рассказов, повествование от первого лица. Вспоминают принцип видеть прекрасное в самом обычном.

– Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)

Один-два ученика, после предварительной подготовки дома, выписывают на доску ключевые слова к первой части.

Прочитав ключевые слова, дети высказывают предположения о содержании.

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение и озаглавливание 1-й части.

Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором).

1

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно, почему? Вопрос задаём, но ответа он не требует.) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.

Можете предположить, почему? Нужно уточнить значение слова западня – ловушка.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

– Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах?

– Как бы вы озаглавили эту часть? («Отчаянные соседи», «Осаждённая изба».) Запись в тетради (с. 29, задание 1).

– Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

Часть 2 (читает учитель).

В ходе чтения нужно помочь детям представить осенние картины, почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой.

2. Повторное чтение рассказа.

В ходе чтения 2-й части предлагаем детям разбить её на картины и составить план (задание 1 в тетради, с. 29).

1) Беседка в глубине леса.

2) Ночной осенний дождь.

3) Туманный рассвет и бодрящий душ.

4) Песня сверчка.

5) Уход на рассвете.

6) Затерянность в огромном мире.

3. Обобщающая беседа.

а) – Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

б) – В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли.)

– Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени: «Много было примет осени, но я постарался запоминать их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

в) – Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа «Мой дом»?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!..

А. С. Пушкин

г) – Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

д) – Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

е) – Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой?

3. Работа с текстом после чтения.

1. Задание 4 в тетради, с. 29 (запись ключевых слов и сочетаний).

1-я часть 2-я часть

бывшая баня старая беседка

густой сад дикий виноград

частокол воробьи

западня для котов часы

берут в осаду осенняя ночь

кукан с рыбой неторопливый дождь

мёртвой хваткой ночная бабочка

застигнутые врасплох туман

просят пощады колодезная вода

облетающий сад сверчок

синицы пёс Дивный

безмолвие воды

затерянность

счастье

2. Творческое задание: выбор авторской лексики из синонимических рядов (задание 3 в тетради, с. 29), самопроверка по учебнику.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Заключение

В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:

предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т. д.

метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)

- а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т. д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов,

-б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т. д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и математики. В целях более подробного ознакомления с этой темой хочу выступить на ШМО учителей начальных классов.

Приложение

ПАМЯТКАПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕКСТА В РЕЖИМЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

(ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т. п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

– фактуальную (то, о чем говорится в явном виде);

– подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах);

– концептуальную (основная идея, замысел автора).

3. Определите роль данного текста на уроке:

– используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений;

– какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т. д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т. п.

(Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами.

Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!)

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):

– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);

– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);

– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос;

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;

П– предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения –вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);

– или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Библиографический список

1. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.

2. Светловская, Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2010.

3.АсмоловА. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.

4. Бондаренко С. М., Граник Г. Г., Концева Л. А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.

5. Бунеев Р. Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование

(для четырѐхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] /Р. Н. Бунеев, Е. Н. Бунеева.

6. Дыбленко С. А., Соболева О. В. «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя», 2002, №8.

7. Кондратьева Е. П. Проекты – 4: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей. – Чебоксары, 2014.

8. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.

9. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л.Алексеева, С. В.Анащенкова, М. З.Биболетова и др.]; под ред. Г. С.Ковалѐвой, О. Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 210 с. – (Стандарты второго поколения).

10.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования. [Электронный ресурс]. – http://www. edu. ru.

11. Чиндилова О. В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования: [Монография] /О. В. Чиндилова. –М.: Баласс, 2010. – 208 с



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!