СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект на тему: "Николай II - последний император Российской империи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Оценить масштаб личности императора Николая II, его подвиг перед Россией. Задачи: изучить личность императора Николая II, показать и раскрыть роль личности в истории, развивать духовно-нравственного воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект на тему: "Николай II - последний император Российской империи"»

 Образовательный проект на тему:   «Николай II –  - последний император Российской империи»   Урок по духовному краеведению Подмосковья для учащихся 8 класса  МБОУ Жаворонковской СОШ  Московской области  Автор:  Рустамова Марина Рэмировна, Одинцовский район, МБОУ Жаворонковская СОШ

Образовательный проект на тему: «Николай II – - последний император Российской империи»

Урок по духовному краеведению Подмосковья

для учащихся 8 класса

МБОУ Жаворонковской СОШ

Московской области

Автор:

Рустамова Марина Рэмировна,

Одинцовский район,

МБОУ Жаворонковская СОШ

«Николай II –  - последний император Российской империи»   Цель: оценить масштаб личности императора Николая II, его подвиг перед Россией. Задачи:  изучить личность императора Николая II; показать и раскрыть роль  личности в истории духовно-нравственное воспитание школьников Выводы   Император Николай II

«Николай II – - последний император Российской империи»

Цель:

оценить масштаб личности императора Николая II,

его подвиг перед Россией.

Задачи:

  • изучить личность императора Николая II;
  • показать и раскрыть роль

личности в истории

  • духовно-нравственное воспитание школьников

Выводы

Император Николай II

Инновационность проекта Средства: мультимедийный проектор, интерактивная доска, АРМ учителя Технологии: проблемная, ИКТ, системно-деятельностная, тестовая Виды деятельности: обсуждение, выступления, подведение итогов Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая Методы обучения: исследовательско-поисковый, наглядный, словесный

Инновационность проекта

Средства: мультимедийный проектор, интерактивная доска, АРМ учителя

Технологии: проблемная, ИКТ, системно-деятельностная, тестовая

Виды деятельности: обсуждение, выступления, подведение итогов

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Методы обучения: исследовательско-поисковый, наглядный, словесный

 План урока  Завещание отца  Наследник  Самодержец  Царская семья  Война  Отречение  Гибель царской семьи  Итоги урока Император Николай II и императрица Александра Федоровна

План урока

  • Завещание отца
  • Наследник
  • Самодержец
  • Царская семья
  • Война
  • Отречение
  • Гибель царской семьи

Итоги урока

Император Николай II и императрица Александра Федоровна

Завещание отца . За два дня до кончины Александр III сказал Николаю: «Тебе предстоит взять с моих плеч тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки…Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие …Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни…Укрепляй семью – она основа государства.

Отречение. 23 февраля 1917 года в Петрограде начались беспорядки, спровоцированные революционерами…Поводом послужили слухи о нехватке хлеба . Появились красные флаги и плакаты: «Долой войну» и «Долой самодержавие». .. Государь получает противоречивые сообщения о беспорядках и решает в целях скорейшего восстановления спокойствия вернутся в Петроград.

В ночь на 1 марта за станцией Малая Вишера путь императорскому составу перекрыли войска, перешедшие на сторону революции. Государь решает ехать в Псков…По прибытии в Псков царя ждал новый удар: генерал Рузский , на ком по долгу службы и присяги лежала обязанность охранять государя всеми вооруженными силами, находящимися под его командованием, предложил ему сдаться на милость победителя .

В ночь с 1 на 2 марта самый уважаемый императором генерал Алексеев готовит … манифест об отречении государя от престола! Утром окончательный текст передают Николаю. В дневнике императора появилась запись, ставшая исторической : «Кругом измена, и трусость, и обман».

В три часа дня император отрекся от престола в пользу брата Михаила. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественных сил просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», - говорил государь.

О.Н.Котомин, Николай II – последний российский император, Санкт-Петербург, 2006.

Л.Л.Шевченко, Духовное краеведение Подмосковья, М., 2007.

Гибель царской семьи . На другой день после отречения Николай II выехал в ставку, в Могилев, для прощания с действующей армией. После того, как он произнес последние слова прощания, отдельные офицеры заплакали … Поезд тронулся, генерал Алексеев отдал честь бывшему императору. Николай II не покинул Россию , не попытался хотя бы спасти свою семью, прекрасно понимая, чем все это может закончиться. Он остался до конца со своей многострадальной Родиной, которой верно служил.

Предательство генералов –изменников не принесло им счастья. Генерал-адъютант Рузский в сентябре 1918 г. был убит чекистами . Генерал-адъютант Алексеев мучился угрызениями совести до самой своей смерти в том же сентябре 1918 года.

Сразу по прибытии Николая II в Царское Село вся его семья, свита и прислуга были объявлены арестованными. Все члены семьи приняли свое новое положение как испытание, ниспосланное Богом. Единственное, чего желал бывший император, - это не быть изгнанным из России . Потянулись мучительные дни вынужденного затворничества. По решению Совета рабочих и солдатских депутатов 19 августа 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск . В апреле 1918 года по распоряжению «особой важности» семью перевезли в Екатеринбург. Началась самая трагическая пора в жизни бывшей императорской семьи – заточение в доме отставного инженер-капитана Ипатьева.

12 июля 1918 года Уральский Совет получил указание из Москвы самостоятельно решить судьбу царственных узников. Совет постановил расстрелять всех Романовых . Исполнение казни поручили Юровскому.

16 июля 1918 года интернациональная команда из двенадцати человек получает револьверы для убийства Романовых. Около полуночи Юровский будит Е.С.Боткина. Доктор обходит всех Романовых: есть приказ коменданта одеться и спуститься со второго этажа на первый. Было объявлено, что семье грозит опасность и местный совет принял решение об их отъезде. Все спускаются на первый этаж в одну из комнат. Здесь они якобы должны были подождать, пока не придут автомобили. Меж тем в комнату входят вооруженные чекисты. Юровский начинает читать бумагу: «Ввиду того, что ваши родственники продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил расстрелять вас». Николай II не расслышал сказанного и, подымаясь со стула, переспросил Юровского: «Что, что?» В это время Юровский выстрелил царю в голову и убил его на месте. По этому сигналу грянули выстрелы, и началось кровавое избиение узников….

Так в Ипатьевском доме династия Романовых, призванная триста лет назад на царствование из Ипатьевского монастыря, прекратила свое существование.

Учебное задание на этапе опроса 1. Вставьте пропущенные слова Пошли нам, Господи ………… В годину буйных, мрачных дней Сносить народное гоненье И пытки наших …….  И у преддверия могилы  Вдохни в уста твоих рабов  Нечеловеческие ………  Молиться кротко за ……. (С.С. Бехтеев) 2. Кто передал из заточения слова Николая II которые стали его завещанием ? (с.217) А. Татьяна Б. Ольга В. Мария 3. Кого называют страстотерпцами? 4. Что христианской культурой определяется как предательство? Подумай, почему царскую семью прославили как страстотерпцев? Завещание : «Отец просил передать…чтобы не мстили за него, т.к. он всех простил…и чтобы помнили.., что не зло победит зло, а только любовь»

Учебное задание на этапе опроса

1. Вставьте пропущенные слова

Пошли нам, Господи …………

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших …….

И у преддверия могилы

Вдохни в уста твоих рабов

Нечеловеческие ………

Молиться кротко за ……. (С.С. Бехтеев)

2. Кто передал из заточения слова Николая II которые стали его завещанием ? (с.217)

А. Татьяна Б. Ольга В. Мария

3. Кого называют страстотерпцами?

4. Что христианской культурой определяется как предательство?

Подумай, почему царскую семью прославили как страстотерпцев?

Завещание : «Отец просил передать…чтобы не мстили за него, т.к. он всех простил…и чтобы помнили.., что не зло победит зло, а только любовь»

 Проблемные вопросы и задания Почему Николай II отрекся от престола? Почему Николай II не попытался покинуть Россию после ареста? Почему император не попытался спасти семью, не стремился выехать из России? Почему царскую семью прославили как страстотерпцев?  « Кругом измена, и трусость, и обман» Почему Николая II предали самые близкие генералы?

Проблемные вопросы и задания

  • Почему Николай II отрекся от престола?
  • Почему Николай II не попытался покинуть Россию после ареста?
  • Почему император не попытался спасти семью, не стремился выехать из России?
  • Почему царскую семью прославили как страстотерпцев?

« Кругом измена, и трусость,

и обман»

Почему Николая II предали самые близкие генералы?

Примерные ответы учащихся

  • Николай II управлял Российской империей в очень трудное время. Неудачная война с Японией в 1904-1905 годах подорвала авторитет Николая II как монарха и повлекла за собой негативные последствия. Вслед за войной началась первая революция, подавленная с большим трудом. После «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года (расстрел мирной демонстрации на Дворцовой площади) умерла вера народа в доброго царя-батюшку. Правда, царя в этот день в Зимнем дворце не было, он находился в Царском Селе, а первые выстрелы провокаторов раздались из толпы шедших к Зимнему дворцу. Страну захлестнула волна террора. В 1914 году Россия в союзе со странами Антанты вступила в Первую мировую войну с Германией. Неудачи на фронте, разруха в тылу вызвали негативное отношение общества к самодержавию. Разразилась Февральская революция 1917 года, положившая конец монархии в России.
  • В людях Николай II больше всего ценил порядочность и честность, а не высокое происхождение. Он мог на равных поговорить с простым человеком о его житье-бытье, при этом собеседник зачастую забывал, что перед ним царствующая персона, столько в императоре было доброты. Безразличен он был к роскоши и комфорту, не терпел мотовства. Он всегда был уважителен и предупредителен в общении, никогда не повышал голоса на собеседника. От родителей Николай унаследовал прекрасную память, жесткую самодисциплину, умение располагать к себе людей. «…Я могу сказать, что в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий император» (Министр финансов граф С.Ю.Витте.)
 Рефлексия а) критерии факта: дети хорошо усвоили исторический материал касающийся истории России начала ХХ века, изучили личность императора Николая II, ответили на проблемные вопросы, интересно представляя свои выступления. Затруднений по подготовке данного урока не было, а, наоборот, был огромный интерес обучающихся к теме урока. Дети с помощью учителя пришли к выводу, что последний российский император Николай II совершил подвиг перед Россией; б) критерии отношения: положительное отношение к содержанию материала; активность и взаимопомощь детей на всех этапах проведения проекта-урока; положительное отношение к учителю. 17 июля 1918 год Святые царственные страстотерпцы

Рефлексия

а) критерии факта: дети хорошо усвоили исторический материал касающийся истории России начала ХХ века, изучили личность императора Николая II, ответили на проблемные вопросы, интересно представляя свои выступления. Затруднений по подготовке данного урока не было, а, наоборот, был огромный интерес обучающихся к теме урока. Дети с помощью учителя пришли к выводу, что последний российский император Николай II совершил подвиг перед Россией;

б) критерии отношения:

  • положительное отношение к содержанию материала;
  • активность и взаимопомощь детей на всех этапах проведения проекта-урока;
  • положительное отношение к учителю.

17 июля 1918 год

Святые царственные страстотерпцы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!