СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект на тему: "Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект на тему: "Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны"»

Образовательный проект на тему:  Русская Православная Церковь в годы Великой  Отечественной войны: Урок по духовному краеведению. для учащихся 5 классов МОУ СОШ №9 Автор: Карпов А.В., учитель истории и обществознания

Образовательный проект на тему: Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны:

Урок по духовному краеведению.

для учащихся 5 классов МОУ СОШ №9

Автор: Карпов А.В., учитель истории и обществознания

Цели: 1. Выявить, каким образом Великая Отечественная война повлияла на взаимоотношения власти и Церкви. 2. Определить патриотическую роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне. 3. Определить роль Православной Церкви в поднятии боевого духа в народе. Задачи: 1. Проследить за взаимоотношениями Русской Православной Церкви с властью в довоенный период и во время Великой Отечественной войны, определить основные тенденции и изменения в этих взаимоотношениях. 2. Выявить основные направления патриотической деятельности Православной Церкви во время Великой Отечественной войны. 3. Узнать и проанализировать свидетельства об отношении населения к православию в исследуемый временной период.

Цели:

1. Выявить, каким образом Великая Отечественная война повлияла на взаимоотношения власти и Церкви.

2. Определить патриотическую роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне.

3. Определить роль Православной Церкви в поднятии боевого духа в народе.

Задачи:

1. Проследить за взаимоотношениями Русской Православной Церкви с властью в довоенный период и во время Великой Отечественной войны, определить основные тенденции и изменения в этих взаимоотношениях.

2. Выявить основные направления патриотической деятельности Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.

3. Узнать и проанализировать свидетельства об отношении населения к православию в исследуемый временной период.

План: 1. Положение церкви до войны  2. Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны  3. Патриотическая деятельность православной церкви во время Великой Отечественной войны

План:

1. Положение церкви до войны 2. Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны 3. Патриотическая деятельность православной церкви во время Великой Отечественной войны

Инновационность проекта формы работы технологии наглядные (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, способствуют формированию культурной эрудиции); практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса); репродуктивные (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти) Личностно-ориентированные технологии обучения Технология педагогических мастерских Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыследеятельности Технология эвристического обучения

Инновационность проекта

формы работы

технологии

  • наглядные (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, способствуют формированию культурной эрудиции);
  • практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
  • репродуктивные (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти)
  • Личностно-ориентированные технологии обучения
  • Технология педагогических мастерских
  • Технология обучения как учебного исследования
  • Технология коллективной мыследеятельности
  • Технология эвристического обучения
Воспоминания участников: «В первый день войны... Мама стояла вечером у окна и молилась. Я не знала, что моя мама верит в Бога. Она долго смотрела на небо...» Ефросинья Григорьевна Бреус, капитан, врач. «В тот день мне исполнилось 18 лет... Я счастливая... а все вокруг кричат: «Война!». Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Другие молились. Было странно. Непривычно. Люди на улицах молятся, крестятся... В школе нас учили, что Бога нет», Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового батальона. Вера в Бога в тылу и на фронте принимала несколько отличавшиеся формы. В тылу оставались старики, женщины и дети. Они переживали за близких, которые были на фронте, но уберечь их от смерти не могли. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберёг.

Воспоминания участников:

«В первый день войны... Мама стояла вечером у окна и молилась. Я не знала, что моя мама верит в Бога. Она долго смотрела на небо...» Ефросинья Григорьевна Бреус, капитан, врач.

«В тот день мне исполнилось 18 лет... Я счастливая... а все вокруг кричат: «Война!». Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Другие молились. Было странно. Непривычно. Люди на улицах молятся, крестятся... В школе нас учили, что Бога нет», Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового батальона.

Вера в Бога в тылу и на фронте принимала несколько отличавшиеся формы. В тылу оставались старики, женщины и дети. Они переживали за близких, которые были на фронте, но уберечь их от смерти не могли. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберёг.

А что же на фронте? «Религия? Без веры на фронте нельзя было, но там всё-таки важнее было научиться вести бой. А верил ли я? Не знаю. Вот, помню, приехал когда домой, живой, тётка мне сказала, что молилась за меня. Мол, столько погибло, с кем на фронт шёл, а меня Бог спас. Что-то в этом, наверное, есть...», Н.Е.Литвиненко, четырежды герой Ордена Славы.

А что же на фронте? «Религия? Без веры на фронте нельзя было, но там всё-таки важнее было научиться вести бой. А верил ли я? Не знаю. Вот, помню, приехал когда домой, живой, тётка мне сказала, что молилась за меня. Мол, столько погибло, с кем на фронт шёл, а меня Бог спас. Что-то в этом, наверное, есть...», Н.Е.Литвиненко, четырежды герой Ордена Славы.

В феврале 1943 года митрополит Сергий, и И.В.Сталин обменялись посланиями, 4 сентября И.В.Сталин принял митрополитов Сергия, Алексия, Николая. Встреча продлилась 1,55 мин. На ней обсуждались самые животрепещущие вопросы для РПЦ Перед вами исторический документ «ЗАПИСКА Г.Г. КАРПОВА (Председатель Совета по делам РПЦ) О ПРИЕМЕ СТАЛИНЫМ ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА» , ознакомьтесь с ним и определите круг вопросов обсуждаемых на этой встрече. Обратите также внимание на позицию власти. Учащиеся знакомятся с документом и отвечают на поставленный вопрос.

В феврале 1943 года митрополит Сергий, и И.В.Сталин обменялись посланиями, 4 сентября И.В.Сталин принял митрополитов Сергия, Алексия, Николая. Встреча продлилась 1,55 мин. На ней обсуждались самые животрепещущие вопросы для РПЦ

Перед вами исторический документ «ЗАПИСКА Г.Г. КАРПОВА (Председатель Совета по делам РПЦ) О ПРИЕМЕ СТАЛИНЫМ ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА» , ознакомьтесь с ним и определите круг вопросов обсуждаемых на этой встрече. Обратите также внимание на позицию власти.

Учащиеся знакомятся с документом и отвечают на поставленный вопрос.

Ответы: Вопросы: 1. Отказ от массированного наступления на Церковь. Поэтому можно говорить о едином периоде религиозной политики в СССР в 1939 августе 1943 гг. Для него было характерно прежде всего вынужденное допущение значительной активизации церковной деятельности без серьезных видимых уступок, закрепленных законодательно. 1. К чему привел диалог большевистской власти и РПЦ? 2. Приведите примеры патриотической деятельности РПЦ? 2. Проявления патриотической деятельности РПЦ были очень многообразны: морально-нравственное влияние (послания, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды в Фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие их в партизанском движении, помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и создание санитарных пунктов и т. д.

Ответы:

Вопросы:

1. Отказ от массированного наступления на Церковь. Поэтому можно говорить о едином периоде религиозной политики в СССР в 1939 августе 1943 гг. Для него было характерно прежде всего вынужденное допущение значительной активизации церковной деятельности без серьезных видимых уступок, закрепленных законодательно.

1. К чему привел диалог большевистской власти и РПЦ?

2. Приведите примеры патриотической деятельности РПЦ?

2. Проявления патриотической деятельности РПЦ были очень многообразны: морально-нравственное влияние (послания, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды в Фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие их в партизанском движении, помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и создание санитарных пунктов и т. д.

Вопросы: Ответы:  1. 8 сентября 1943 года состоялся Архиерейский Собор, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и Всея Руси 2. В 1944 года Издание «Журнала Московской Патриархии». 3.Решение власти о возобновлении богослужений в первых восстанавливаемых храмах. 4. Возвращение из лагерей духовенства 5. Снятие ограничений на колокольный звон Расширение юрисдикции Московской Патриархии в 1941-1945 гг.

Вопросы:

Ответы:

1. 8 сентября 1943 года состоялся Архиерейский Собор, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и Всея Руси

2. В 1944 года Издание «Журнала Московской Патриархии».

3.Решение власти о возобновлении богослужений в первых восстанавливаемых храмах.

4. Возвращение из лагерей духовенства

5. Снятие ограничений на колокольный звон

Расширение юрисдикции Московской Патриархии в 1941-1945 гг.

«Одним словом» Урок окончен! Необходимо выбрать 3 слова из 10, которые наиболее точно передают их состояние на уроке: Раздражение. Радость. Равнодушие. Удовлетворение. Вдохновение. Скука. Тревога. Покой. Уверенность. Неуверенность.

«Одним словом»

Урок окончен!

Необходимо выбрать 3 слова из 10, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

  • Раздражение.
  • Радость.
  • Равнодушие.
  • Удовлетворение.
  • Вдохновение.
  • Скука.
  • Тревога.
  • Покой.
  • Уверенность.
  • Неуверенность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!