ПРОЕКТ
Системно-деятельностный подход
как основа реализации ГОС
Актуальность проекта
Государственный образовательный стандарт определяет цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода. Именно это и послужило основой для работы над данным проектом.
Одной из задач, стоящих перед образовательной организацией, является реализация ГОС, в который заложена идея гуманно ориентированного образования, формирования личности обучающегося, признания её ценности и необходимости для современного общества. В основе ГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Проект «Системно-деятельностный подход как основа реализации ГОС» направлен на реализацию проблемы школы «Повышение качества образовательного процесса через освоение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании обучающихся». Данный проект обеспечивает сопровождение реализации ГОС.
Деятельность педагогического коллектива будет направлена на:
-практическое исследование новых научных подходов, актуального педагогического опыта и соотнесение с собственной деятельностью через проведение открытых уроков, занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов, внеклассных мероприятий;
-совершенствование образовательного процессас целью повышения его эффективности;
-повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых образовательных технологий;
-анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы;
-подведение итогов работы учителей по проблемешколы, а также результат работы педагогического коллектива по реализации внедрения новых педагогических технологий, пропаганду передового педагогического опыта.
Цель и задачи проекта
Целью данного проекта является совершенствование педагогического мастерства педагогов,повышение качества образовательного процесса, успешности обучающихся через внедрение системно-деятельностного подхода в обучении.
Задачи проекта:
- совершенствовать теоретические знания участников образовательного процесса;
- внедрятьновые формы, методы, приёмы обучения и воспитания;
- обеспечить методическое сопровождение реализации ГОС;
- разработать методическое обеспечение для реализации системно-деятельностногоподхода в обучении и воспитании;
-способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологии системно-деятельностного подхода;
-изучить и обобщить опыт учителей по внедрению системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
Основное содержание проекта
Срок реализации проекта - 5 лет.
Реализация проекта осуществляется по направлениям:
- изучение основ системно-деятельностногоподхода в обучении через работу педагогического совета школы, методических объединений, теоретических семинаров и практикумов, других форм организации внутришкольного обучения;
- проектирование современного урока сприменением технологии системно-деятельностного обучения;
- проведение на заседаниях МО семинаров по проблемам использования технологии системно-деятельностного обучения;
- изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации проблемы в опыте работы;
- апробация новых методов и приемов;
- диагностика, мониторинг;
- творческие отчеты;
- самообобщение опыта и помощь в его оформлении;
- анализ работы педагогического коллектива над проблемой школы (педсовет, методический совет, заседание МО учителей-предметников, классных руководителей);
- оценка уровня профессионального мастерства педагогов;
- сбор и накопление материалов из опыта работы классных руководителей, учителей-предметников.
Проект реализуется в пять этапов:
1-й этап – подготовительный(2018-2019гг.)
Цель: формирование психологической готовности педагогического коллектива к реализации проблемной темы.
Содержание работы
-Анализ результатов педагогического процесса для выявления общих иотдельных аспектов методической работы;
- анализ нормативных документов;
-выбор темы;
- изучение потребности педагогов в освоении новых технологий,
-анкетирование по изучению подготовленности педагогов к реализации ГОС;
-изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
- изучение опыта по данной проблеме;
-определение форм работы (творческие группы, методические объединения учителей, проблемные семинары, психолого-педагогические семинары, тренинги, семинары-практикумы, педагогический совет);
-определение тематики педсоветов;
-разработка индивидуальных тем самообразования;
-разработка плана работы над проблемой школы .
Ожидаемые результаты:
1. Психологическая готовность учителей к работе над воплощением единой проблемы школы, повышением профессиональной компетентности.
2. Разработка и утверждение планов работы по реализации проблемной темы напоследующие годы.
3. Сформированность представления о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании обучающихся.
2-й этап –теоретический(2019-2020гг.)
Цель: ознакомление с теоретическими основами методической проблемы.
Содержание работы:
-изучение методических основ проблемы школы;
-овладение понятийным аппаратом;
-изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы;
-апробация новых методов и приемов;
- координация работы творческих групп по освоению современных технологий;
- проведение циклов семинаров-практикумов, круглых столов;
-диагностика.
Ожидаемые результаты:
педагогический коллектив школы должен усвоить все понятия, четко представлять объект, содержание исследования по вопросам системно-деятельностного подхода в обучении.
3-й этап – этап апробации(2020-2021гг.)
Цель: научно-методическое освоение темы.
Содержание работы:-теоретическое освоение проблемы, вопросов, которые вызывают трудности;-методическое обоснование технологии образования и воспитания;-сбор и обработка информации (членами администрации, руководителями МО учителей-предметников);-обработка информации для дальнейшего управления – мониторинг;-принятие конкретных решений и разработка конкретных рекомендаций на основе полученной информации;- проведение циклов семинаров-практикумов, круглых столов;- разработка методических рекомендаций по проектированию уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
наличие четких представлений и готовность большинства педагогов школы реализовать на практике содержание темы.
4-й этап –этап внедрения(2021-2022гг.)
Цель: внедрение в практику работы нового содержания педагогической деятельности.
Содержание работы:
- реализация на практике нового содержания образовательной деятельности;- коррективы;- изучение образовательных результатов учащихся;-творческие отчеты;-проведение максимального количества открытых уроков и мероприятий;-самообобщение опыта и помощь в его оформлении.
Ожидаемые результаты:
необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов школы по проблеме школы «Повышение качества образовательного процесса через освоение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании обучающихся» (данные внутришкольного контроля).
5-й этап- аналитический (2022-2023гг.)
Цель: изучение результатов реализации проблемной темы.
Содержание работы:
-выявление противоречий между результатами работы педагогов и деятельностью школы;
-изучение задач и путей решения противоречий;
-анализ работы педагогического коллектива над методической темой (педсовет, методсовет, заседание МО учителей-предметников, классных руководителей);
-оценка уровня профессионального мастерства педагогов;
-сбор и накопление материалов из опыта работы классных руководителей, учителей-предметников (картотека педагогической и методической литературы; образцы планов самообразования и конспекты – разработки открытых мероприятий). Собранный материал является содержанием методического кабинета;
-определение перспектив дальнейшего развития;
- мероприятия по обобщению и распространению опыта работы,
-проблемно-целевой анализ результатов, диагностирование участников проекта.
Ожидаемые результаты:
определение новой проблемы школы.
План реализации проекта
«Системно-деятельностный подход
как основа реализации ГОС»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Выбор темы | Июнь 2018г. | Педагогический коллектив |
2 | Изучение потребности педагогов в освоении новых технологий, анкетирование по изучению подготовленности педагогов к реализации ГОС | 2018г | Заместителидиректорапо УВР |
3 | Создание творческих групп по освоению новых деятельностных методов обучения, активных методов обучения. | Январь 2018г | Заместители директора по УВР, учителя- предметники |
4 | Разработка индивидуальных тем самообразования | 2018- 2019гг | Педагогический коллектив |
5 | Проведение на заседаниях МО семинаров по проблемам использования технологии системно-деятельностного обучения. | 2018- 2022гг | руководители МО |
6 | Проведение педагогических советов по темам: - «Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов»; - «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»; - «Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современнымитребованиями»; - «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»; -«Современные образовательные технологии в рамкахсистемно-деятельностного подхода»;
- «Повышение качества образовательного процесса через освоение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании обучающихся» (презентация опыта работы) | 2018-2019гг. 2019-2020гг.
2020-2021гг.
2021-2022гг.
2021-2022гг.
2022-2023гг. | заместители директора по УВР |
7 | Работа педагогов в творческих группах по реализации проблемы школы: - «Урок в рамках системно-деятельносного подхода»; - «Формирование УУД как основа реализации образовательного стандарта»; - «Технология проектной деятельности»; - «Технология деятельностного метода». | 2018-2023гг.
| руководители творческих групп |
8 | Разработка методических рекомендаций по проектированию уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. | 2019-2023гг. | заместители директора по УВР, учителяпредметники |
9 | Организация и проведение семинаров, практикумов, круглых столов: - «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса»; - «Проектная деятельность обучающихся как путь развития творческих способностей детей»; - «Система оценки достижения планируемых результатов»; - «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках. Типология и структура уроков деятельностного характера»; - «Проектирование урока с применениемтехнологии системно-деятельностного обучения»; - «Формирование УУД на уроках различной целевой направленности.Конструирование уроков в рамках ГОС»; - «Уроки введения нового знания в рамках деятельностного подхода». | 2018-2023гг. | заместители директора по УВР, учителяпредметники |
10 | Месячник педагогического мастерства по темам: - «Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя»; - «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учителя и учащихся на уроках»; - «Педагогические технологии как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»; -«Формирование УУД как основа реализации образовательного стандарта» - «Современные педагогические технологии и инновации в деятельности участников образовательного процесса». |
2018-2019гг
2019- 2020гг. 2020-2021гг.
2021-2022гг.
2022-2023гг. | заместители директора по УВР, учителяпредметники |
11 | Самообобщениеопыта | 2022-2023гг. | Педагогический коллектив |
12 | Наполнение методической копилки в методическом кабинете школы | 2019-2023гг. | заместители директора по УВР, учителяпредметники |
13 | Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства. | 2018-2023гг. | заместители директора по УВР, руководители МО |
14 | Проведение мастер-классов, отчёты творческих групп по внедрению современных технологий. | 2021-2023гг. | заместители директора по УВР, руководители МО |
15 | Подготовка методических материалов по теме: «Методические рекомендации по проектированию уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»; - Издание сборников методических разработок педагогов: «Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода»; «Технология проектной деятельности (из опыта работы)»; «Формирование УУД как основа реализации образовательного стандарта». | 2018-2021гг. 2021-2023гг. | заместители директора по УВР, руководители кафедр, МО |
16 | Оценка уровня профессионального мастерства педагогов через анкетирование: - «Определение готовности учителя к введению ГОС»; - «Изучение деятельности коллектива по реализации ГОС»; - «Затруднения и потребности педагогов»; - «Изучение результатов реализации проблемы школы». |
2018г.
2020-2023гг.
2018-2023гг. 2023г. | заместители директора по УВР, руководители МО |
Ожидаемые результаты:
- повышение качества преподавания через использование системно-деятельностного подхода в обучении;
- повышение качества знаний обучащихся;
- педагоги школы используют технологии, основанные на реализации проектной деятельности, на технологии деятельностного метода;
- повышение методической компетентности в области использования деятельностных методов, активных методов обучения;
- разработка методических рекомендаций по проектированию уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе; - издание сборников методических разработок педагогов по темам: «Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода», «Технология проектной деятельности (из опыта работы)», «Формирование УУД как основа реализации образовательного стандарта».