Образовательный проект "Здоровейка"

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Здоровейка"»


Пояснительная записка


Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.


По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проанализировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;


  1. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;


  1. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;


  1. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  2. - провалы в существующей системе физического воспитания;

  3. - интенсификация учебного процесса;


  1. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  2. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;


  1. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового


образа жизни.


Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.


Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.


По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.


Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Здоровейка».


Цель и задачи программы


Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.


Задачи:


  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;


  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;


  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;


  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;


  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Данная программа строится на принципах:


  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.


  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.


Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.


Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.


  • Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.


Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся:

    • навыки дискуссионного общения;


    • опыты;

    • игра.


  • чтение стихов, сказок, рассказов;

  • постановка драматических сценок, спектаклей;

  • прослушивание песен и стихов;


  • разучивание и исполнение песен;

  • организация подвижных игр;


  • проведение опытов;


  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;


Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.


Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».


Место курса в учебном плане

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, 34 рабочие недели, в год 34 часа.





Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.


Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:


  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;


  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);


  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового


знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);


  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


  1. Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


    • Проговаривать последовательность действий на уроке.


    • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.


    • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


 Учиться совместно с учителем и другими

учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


      • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


  1. Познавательные УУД:


        • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).


        • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


        • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


        • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).


        • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.


    1. Коммуникативные УУД:


      • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


      • Слушать и понимать речь других.


      • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

      • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

      • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


      • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).


Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;


  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.


Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» обучающиеся должны знать:


  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;


  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;


  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;


  • свои права и права других людей;


  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;


  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.


уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать “полезные” и “вредные” продукты;


  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;


  • заботиться о своем здоровье;

  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;


  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;


  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;


  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;


  • отвечать за свои поступки;


  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.


В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.



Содержание программы.

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)


Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».


Тема 2. Друзья Вода и Мыло. (1час)


Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.


Тема 3. Глаза главные помощники человека. (1час)


Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.


Тема 4. Подвижные игры. (6час)


Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)


Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.


Тема 6. Почему болят зубы. (1час)


Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя о профилактике заболеваний ротовой полости. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.


Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)


Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение.


Тема 8. «Рабочие инструменты» человека. (1час)


Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.


Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».


Тем 9. Зачем человеку кожа. (1час)


Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.



Тема 10. Если кожа повреждена. (1час)


Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»


Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».


Тема 11. Питание необходимое условие для жизни человека. (1час)


Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».



Тема 12. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.


Тема 13. Сон лучшее лекарство. (1час)


Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».


Тема 14. Как изменить себя. (1час)


Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».



Тема 15. Я ученик. (1 часа)


Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».


Тема 16. Вредные привычки. (1 часа)


Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».


Тема 17. Скелет наша опора. (1час)


Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.


Тема 18. Осанка стройная спина! (1час)


Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.


Тема 19. Если хочешь быть здоров. (1час)


Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»


Тема 20. Правила безопасности на воде. (1час)


Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Весёлые старты.


Тема 21. Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (1 час )


Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.



Тема 22. Причины болезни. (1час)


Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.


Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»



Тема 23. Игры на свежем воздухе ( 1 час)

Игры в снежки, лепка снежных баб, строительство снежной крепости.


Тема 24. Как здоровье? (1час)


Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».


Тема 25. Как организм помогает себе. (1час)


Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».


Тема 26. Здоровый образ жизни. (1час)


Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.


Тема 27. Какие врачи нас лечат. (1час)


Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.


Тема 28. Инфекционные болезни. (1час)


Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»


Тема 29. Прививки от болезней. Какие лекарства мы выбираем. (1час)


Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.

Тема 31. Домашняя аптечка. Отравление лекарствами..(1 час).


Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях.

.

Тема 32. Если солнечно и жарко. Оказание первой помощи при тепловом ударе.(1час)


Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» Игра «Светофор здоровья»


Тема 33. Если ты ушибся или порезался. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)


Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.



Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)


Урок – игра: «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

Русская народная игра « Лапта».


Ожидаемые результаты


  • результате усвоения программы учащиеся получат возможность:


    • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

    • осуществлять активную оздоровительную деятельность;


    • формировать своё здоровье.


Учащиеся получат возможность знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;

  • причины некоторых заболеваний;

  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;


  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;


  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54. 2.Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.


3.Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.


4.Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.-Новокузнецк, 1999.


5.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001 6.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей