СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный процесс в условиях дистанционного обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательный процесс в условиях дистанционного обучения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Вынужденный переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, происшедший весной 2020 г., формирует запрос на оценку готовности студентов и образовательных организаций системы СПО к обучению в новых условиях.

Переход учебных заведений к жизни в новых условиях происходил по обычному сценарию. Издание приказов о временном переходе на дистанционное обучение и назначение ответственных работников, внесение изменений в календарный график учебного процесса и учебный план, принятие локальных актов об организации дистанционного обучения, аудит имеющихся в доступе образовательных ресурсов, в т.ч. открытых, обеспечение доступа к ним преподавателей и студентов, определение дисциплин и курсов, которые могут быть реализованы в дистанционном режиме, оборудование помещений для проведения занятий в онлайн-режиме,  анализ возможностей студентов СПО обучаться в удаленно (наличие домашнего компьютера, доступа к Интернет), мониторинг фактического взаимодействия педагогов с обучающимися, разъяснение родителям особенностей организации учебного процесса в новых условиях – все эти организационные меры были предприняты на уровне отдельных профессиональных образовательных организаций.

Первые дни существования в «новой образовательной реальности» потребовали быстрой перестройки образовательного процесса, при этом непривычно большое значение приобрели факторы техники и технологии. Технические системы, обеспечивающие учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий, которые ранее рассматривались в лучшем случае как полезное подспорье, сейчас вышли на первый план. От их функционального состояния зависела возможность взаимодействия преподавателей со студентами в синхронном режиме, в случае возникновения сбоев в их работе возникали трудности с передачей учебных материалов, проверкой домашних заданий и т.д. В первые дни перехода на «удаленку» возникли многочисленные технические проблемы, с которыми столкнулись профессиональные образовательные организации.

Одной из главных задач любого образовательного учреждения является предоставление качественных услуг в сфере получения новых знаний. Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к качеству образования студентов. Повышение эффективности оказания образовательных услуг необходимо искать в совершенствовании процессов обеспечения и организации системы обучения.

За время обучения огромное значение для студентов играет проблема рационального использования времени, то есть получение качественных знаний за минимальное время. При поиске необходимой информации студенту важно найти такой источник информации, который в силу его индивидуальных особенностей восприятия информации позволит ему быстро освоить учебный материал.

Преподаватели не знали, как действовать в новых условиях, когда учебные аудитории стали виртуальными, а образовательные ресурсы недоступны из-за возникших технических проблем. Каждый педагог, столкнувшийся с необходимостью преподавать дистанционно, самостоятельно решал, как наиболее эффективно организовать взаимодействие со студентами: кто-то общался с ними с помощью СМС, кто-то просил студентов записать аудио-ответы и прислать к установленному сроку.

Переход к дистанционному обучению потребовал по-новому, на другой технологической основе организовать взаимодействие между студентами и преподавателями, поддерживать обмен учебными материалами, сохранять данные, оценивать образовательные результаты и т.д. Социальные сети (VK, Facebook) и мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.) также оказались хорошим подспорьем для преподавателей колледжей при работе в новых условиях. Более половины проанализированных региональных новостей свидетельствуют об использовании участниками образовательного процесса социальных сетей и мессенджеров, как наиболее привычных инструментов общения.  Эти популярные и используемые практически всеми платформы позволяют студентам и преподавателям пересылать учебные задания, выполненные домашние работы, записи лекций и другие учебные материалы без необходимости дополнительной платы за их использование.

Наше учебное заведение приняло решение об использовании участниками образовательного процесса социальных сетей и мессенджеров, как наиболее привычных инструментов общения.  Эти популярные и используемые практически всеми платформы позволяют студентам и преподавателям пересылать учебные задания, выполненные домашние работы, записи лекций и другие учебные материалы без необходимости дополнительной платы за их использование.  

Социальные сети (VK, Facebook) и мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.) также оказались хорошим подспорьем для преподавателей при работе в новых условиях. Наиболее удобной является социальная сеть «ВК», так как она наиболее популярна у студентов. Положительные стороны работы в этой сети таковы: многие уже зарегистрированы в этой сети, поэтому им не нужна дополнительная регистрации. Известно, что многие не хотят использовать свои личные данные для регистрации в специализированных образовательных сетях. Кроме того, регистрация в «ВК» бесплатна, и этот факт привлекателен Платформа «ВК» позволяет работать с документами и с фотографиями, что позволяет различными способами связываться со студентами, получать от них ответы на задания.  В сети «ВК» можно создавать беседы, собирая студентов вместе для обсуждения определенных проблем и решения определенных задач.

На своей странице «Вконтакте» в разделе «Статья» можно написать достаточно развернутое задание и привлечь внимание школьников яркой иллюстрацией.

Конечно, достаточно сложно выделять ошибки в работах, которые присланы фотографиями. Для того, чтобы указать ошибку, необходимо перепечатывать часть текста и объяснять,  какие ошибки были допущены.   Работа упрощается, если студент присылает работу документом. Тогда можно скопировать этот документ, отредактировать и отправить назад.

Думаю, что социальные сети еще полностью не раскрыли свой потенциал для дистанционного обучения.

Какие инструменты ВКонтакте можно использовать для образования?

Сообщества. Объединить всех студентов учебной группы или тематически (по предмету) можно в сообществе. Если сделать его закрытым, материалы увидят только приглашённые пользователи.

Беседы. Оперативно информировать, держать связь и отвечать на вопросы можно в общей беседе. Вместимость каждой — до 500 человек. Для конструктивной коммуникации не стоит делать их такими большими: одна учебная группа — одна беседа (и скорее всего, она у студентов уже есть). Внутри бесед есть возможность закреплять сообщения, пересылать файлы и упоминать людей, чтобы обратиться к кому-то конкретному.

Размещение материалов. В сообществах и на личных страницах можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете — для этого не потребуются дополнительные программы.

Статьи. Конспект лекции удобно вести и оформлять прямо в редакторе статей внутри VK. Он позволяет разместить много информации в красивой форме: с разбивкой на части, выделением ключевых понятий, указанием ссылок на источники или дополнительные материалы. Также в статью можно добавлять картинки и видео — не приложенными файлами, а прямо по ходу текста.

Видео и прямые трансляции. Видео может быть записано заранее или запущено в прямом эфире — например, для вебинара. Трансляцию можно вести с мобильного телефона, через фронтальную камеру ноутбука или с использованием специального оборудования.

Рекомендации для преподавателей:

Создайте закрытое сообщество по своему предмету. В описании укажите название предмета и учебное заведение, для которого оно ведётся.

Напишите и закрепите объясняющую запись. Расскажите студентам про объём и правила дистанционного курса, а также про форму сдачи домашних заданий.

Пригласите в сообщество студентов. Чтобы никого не упустить, лучше сделайте это через старосту или классного руководителя.

Публикуйте материалы по порядку: одно занятие — одна запись. Размещайте информацию так же, как давали бы её очно: например, лекцию — в формате видео, статьи или презентации (прикрепите документ). Домашнее задание удобно принимать в формате документа, который можно прокомментировать или обсудить во время видеозвонка (при необходимости).

Проводите вебинары. Запустить прямую трансляцию можно с личной страницы или из сообщества — с помощью мобильного телефона, фронтальной камеры ноутбука или с использованием специального оборудования.

Вступите в общий чат со студентами и / или родителями. Следите за сообщениями в общем чате и пишите в нём, когда в сообществе появляются новые материалы или стартует вебинар.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе повышает мотивацию студентов в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении.

Использование социальных сетей и информационных технологий позволяет предоставить возможность получать образование даже в тех случаях, когда у человека есть какие-либо проблемы с обучаемостью, например, со здоровьем или посещаемостью занятий. В данном случае можно получать информацию в любом месте

в любой момент времени благодаря электронным устройствам, подключенным к сети Интернет. Это предоставляет новые возможности как для учебных заведений, так и для тех, кто обладает знаниями и хочет ими поделиться.

Дистанционное обучение приобретает сегодня особую актуальность, поскольку с развитием сети Интернет и обеспеченностью студентов персональными компьютерами улучшается обмен информацией как между преподавателем и студентами, так и студентов между собой. Все это способствует активизации и модернизации процесса обучения.


Литература:

  1. Обучение с использованием социальных сетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.intuit.ru/studies/courses/12177/1170/lecture/19607?page=2.

  1. Об использовании социальных сетей в образовании [Электронный ресурс]. –

Режим доступа:

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!