ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка «ЦВЕТОВОДСТВО»
Педагог дополнительного
образования СЮН:
Котова Валентина
Геннадьевна
Пояснительная записка
Как музыка древних сказаний,
Волнует меня до сих пор
Причудливость редких названий
Российских цветов и озер.
Людмила Татьяничева
«Хороши весной в саду цветочки» - к этим словам популярной песни хочется добавить: и летом, и осенью - всегда цветы хороши и необходимы людям. С давних пор цветы восхищают людей своей изящной красотой и волнуют тонкими ароматами.
Цветы радуют взор красотой лепестков, формой соцветий, разнообразием ароматов, волнуют и сердце, и душу. Цветы повышают настроение, а значит, сберегают здоровье.
Общественно-сильное, эмоциональное и эстетическое воздействие имеют умело подобранные и размещенные в помещении растения. Они так же играют важную санитарно-гигиеническую роль – растения очищают воздух от углекислоты, поскольку в помещениях углекислоты сконцентрировано более чем в 20 раз больше, чем под открытым небом.
Есть и «вредные» растения, которых впрочем, немного. С ними следует обращаться с большой осторожностью и не выращивать в комнатах, садах и огородах, где есть дети. Например: сок олеандра ядовит, млечный сок молочая, попадая в рот, вызывает тошноту.
Тем не менее, стремление к озеленению интерьеров с каждым годом усиливается. В наш век технического прогресса, растущих ввысь городов - для многих людей комнатные цветочно-декоративные растения становятся единственной связью с природой. Но чтобы цветы росли и цвели в домах, в садах, парках, около жилищ, на пришкольных участках, необходимо знать особенности разных цветковых растений. С некоторыми из особенностей учащиеся познакомятся на занятиях объединения «Магия природы».
Направленность образовательной программы – эколого – биологическая.
ЦЕЛЬ: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
Познавательные:
•Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
• Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
• Выработать у учащихся определенные навыки по выращиванию цветочно-декоративных растений, оформлению клумб, подбору комнатных растений.
• Рассмотреть влияние некоторых факторов на растения;
• Развить умение проектирования своей деятельности;
• Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
• Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
• Способствовать развитию логического мышления, внимания;
• Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
• Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
• Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
• Совершенствовать навыки коллективной работы;
• Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
• Усиление контактов школьников с природой.
Режим занятий: занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Данная программа позволяет компенсировать недостаток практических занятий в общеобразовательных предметах данного направления, а также получить новые знания, умения и навыки в применении методик в области цветоводства.
Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов сельской школы. Достижение конечного результата предполагается через:
практические работы (расчет удобрений, выращивание рассады цветочных растений, уход за комнатными растениями и др.);
творческую деятельность в области цветоводства (выставки, творческие работы, проекты и т.д.).
Проведение занятий предполагается в кабинете биологии.
Данная программа рассчитана на 3 года.
График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной или практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического и практического обучения.
Ожидаемый результат по итогам 1 года обучения учащихся:
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Взаимосвязи человека с окружающей средой
Виды удобрений и их значение в жизни растений
Правила выращивания цветочных растений
Способы размножения комнатных растений
Правила ухода за комнатными растениями
Вредителей и болезни комнатных растений и меры борьбы с ними
Правила безопасности труда
ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Пользоваться простыми орудиями труда
Рассчитывать норму внесения удобрения
Определять комнатные растения по атласу
Размножать комнатные растения
Ухаживать за комнатными растениями
Проводить мероприятия по защите комнатных растений от вредителей и болезней
Вести наблюдение и обобщать результаты наблюдений
Применять знания на практике
Работать с литературой
Формы диагностики:
Для оценки результативности обучения применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностические, анкетирование, устный опрос, собеседование.
Текущий контроль: оценка качества усвоения материала.
Формы оценки: тесты, творческие задания, анкетирование, собеседование, игровые формы. В практической деятельности результаты оцениваются и качественным уходом за растениями.
Итоговый контроль: выставка творческих работ, викторина.
Учебно - тематическое планирование
1год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов всего | Теоретич. | Практич. |
1 | Вводное занятие: Роль цветочных растений | 2 | 2 | |
2 | Цветочные растения, их история и особенности | 4 | 4 | |
3 | Классификация цветочно-декоративных растений | 3 | 2 | 1 |
4 | Микроклиматические условия | 5 | 2 | 3 |
5 | Строение цветочно-декоративных растений | 10 | 6 | 4 |
6 | Размножение цветочно-декоративных растений | 5 | 2 | 3 |
7 | Комнатное цветоводство | 30 | 16 | 14 |
8 | Декоративное цветоводство | 10 | 6 | 4 |
9 | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
10 | Работа на пришкольном участке. | 1 | | 1 |
Итого | 72 | 42 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ образовательной программы
Организационное занятие–2час;
Роль цветочных растений. Инструктаж по ТБ и ППБ.
Цветочные растения, их история и особенности –2часа.
Краткая история цветоводства. Важнейшие особенности цветочных растений.
Классификация цветочно-декоративных растений – 3часа. Классификация растений по происхождению, по форме самого растения и его частей, систематика растений по видам. Выставка-конкурс на лучший букет или композицию.
Микроклиматические условия – 5 часа.
Роль света в жизни растений. Зависимость развития растения от длины светового дня. Колебание температуры в зависимости от формы развития растения. Влияние температурного режима на декоративность растений. Вода – составная часть любого растения. Влияние воды на развитие растений.
Практические работы (3):
- влияние света на рост и развитие растений
- влияние полива на рост и развитие растений.
- экскурсия « Осенние явления в жизни растений»
Строение декоративных растений –10часов.
Особенности строения декоративных растений. Корень. Лист. Побег. Цветок. Плоды и семена.
Практические работы(4).
-строение цветкового растения;
-строение корневой системы;
-клеточное строение листа.
-строение цветка;
Размножение цветочно-декоративных растений –5часов
Способы размножения. Семенное размножение. Особенности семенного размножения комнатных растений. Вегетативное размножение. Способы вегетативного размножения. Стеблевое и листовое черенкование. Деление куста. Корневые отростки. Отводки. Луковицы.
Практические работы(3).
Размножение растений семенами.
Размножение растений стеблевыми и листовыми черенками.
Размножение кактусов.
7 .Комнатное цветоводство –30час.
7.1 Десять правил выращивания растений в доме –1час.
7.2 Факторы окружающей среды –3часа.
Влияние освещенности, температуры, влажности на комнатные растения.
Практические работы (2).
- влияние воды на рост и развитие комнатных растений;
- влияние температуры на рост и развитие растений.
7.3 Горшки для выращивания комнатных растений –1час.
Основные горшки (глиняные и пластиковые). Емкости из других материалов. Разнообразие и формы емкостей для выращивания.
7.4 Субстрат. –1час.
Виды субстратов и их характеристики.
7.5 Удобрения –5 часов.
Виды удобрений – органические, минеральные, естественные, искусственные. Комплексные удобрения. Жидкая корневая подкормка. Внекорневая подкормка.
Практические работы (3).
- распознавание удобрений по внешнему виду;
- жидкая корневая подкормка (многократная);
- внекорневая подкормка.
7.6 Вредители и болезни комнатных растений –3часа.
Насекомые – переносчики вредителей. Методы и нормы предосторожности. Наиболее распространенные вредители. Защита растений от грибов. Загнивание корней и корневой шейки. Инфекционные болезни.
Практические работы(2).
- изучение признаков болезней комнатных растений;
- осмотр комнатных растений (1 раз в 2 мес.);
Гидропоника. –4 часов.
Основы гидропоники. Субстрат для укрепления корней. Выбор растений. Сосуды для гидропонного способа выращивания. Подготовка растений.
Практические работы (2).
- выращивание растений гидропонным способом;
- уход за растениями.
7.8 Многообразие комнатных растений –5 часов.
Тропические и субтропические культуры. Красивоцветущие комнатные культуры. Декоративнолистные растения. Оформление жилых помещений.
Практические работы (3).
- определение названий комнатных растений в кабинете биологии, в школе по атласу;
- оформление этикеток.
7.9 «Зеленая аптека на подоконнике» –7 часов. Учебно-исследовательская работа.
Знакомство с правилами оформления работы, подбором литературы, работа с литературой. Выступление.
Оформление результатов исследовательской работы и списка литературы. Оформление тезисов и наглядности к учебно-исследовательской работе «Зеленая аптека на подоконнике».
Практическая работа (2).
работа с литературой по основным разделам:
- значение растений в жизни человека;
- виды лекарственных комнатных растений;
Декоративное цветоводство –10часов.
8.1 Цветоводство в открытом грунте –6 часов.
Наиболее популярные однолетники, двулетники, многолетники, зимующие в открытом грунте. Особенности выращивания цветочных растений в открытом грунте. Многолетники, зимующие в помещениях. Декоративные кустарники и лианы. Планировки и разбивка цветников.
Практические работы (4ч)
- изучение видового состава однолетников и многолетников;
- посев семян цветов в рассадники;
- составление проектов клумб;
-подготовка почвы и высадка рассады на цветник.
8.2 Цветоводство в защищенном грунте - 2 часа.
Виды защищенного грунта для выращивания цветов. Ускорение срока цветения. Выгонка. Цветоводство в оранжерее.
8.3 Озеленение балконов, террас и внутренних дворников –2часа.
Кадочные растения. Родина кадочных растений. Посадка и пересадка. Горшки для растений. Подбор места для расположения растений, правильный уход. Зимнее содержание растений. Образка.
9. Заключительное занятие – 2 часа.
10. Работа в летний период – 12 часов.
ЛИТЕРАТУРА
Л. Домненкова «Комнатные растения» - Мн: Хорвест, 1997г.
М.Э. Витвицкая – «Современный дизайн участка». М: ООО ЧКТЦ «Лада», ИД «РИПОЛ классик», 2006г.
Н. Бабина, Д. Бабин – «600 практических советов», «Цветы дома и на участке» - М: Континент-Пресс, 1999г.
Д.Б. Кудрявец, Н.А. Петренко «Как вырастить цветы»: книга дл учащихся – М: Просвещение, 1993г.
Е. Жадько»Комнатное цветоводство для лентяек»/серия «Жизнь удалась» - Ростов на Дону, 2005г.
А.Ю. Лимаренко, Т.В. Палеева «Атлас декоративных растений» - СПГ Сова, М: ИД Эксмо, 2004г.
«Комнатные растения мини-энциклопедия – М: Астрель, 2006г.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Возможные формы проведения занятий | часы Теорет. Занятия | часы Практ. Занятия |
1,2 | Роль цветочных растений. | Знакомство с планом работы, обсуждение. Викторина. | 2 | |
3,4 | Краткая история цветоводства. | Экскурсия на природу. | 2 | |
5,6 | Важнейшие особенности цветочных растений. | | 2 | |
7,8 | Классификация растений по происхождению, по форме самого растения и его частей, систематика растений по видам. | Презентация, беседа | 2 | |
9 | Выставка-конкурс на лучший букет или композицию. | Выставка-конкурс | 1 | |
10 | Роль света в жизни растений. 4тема | Презентация, ребус | 1 | |
11 | Вода – составная часть любого растения. | Викторина | | 1 |
12 | Практическая работа « Влияние света на рост и развитие растений». | | 1 | |
13 | Практическая работа «Влияние полива на рост и развитие растений». | | | 1 |
14 | Экскурсия « Осенние явления в жизни растений». | | | |
15 | Особенности строения декоративных растений. Тема 5 | Создание презентации | 1 | |
16 | П.р.Строение цветкового растения; | | | 1 |
17 | Корень. | | 1 | |
18 | Пр. раб. Строение корневой системы. | | | 1 |
19 | Лист. | Сообщения | 1 | |
20 | Пр.раб. Клеточное строение листа. | | | 1 |
21, 22 | Побег. | | 2 | |
23 | Цветок. Плоды и семена. | конкурс рисунков. | 1 | |
24 | Пр. раб « Строение цветка». | | | 1 |
25 | Способы размножения. Семенное размножение. | | 1 | |
26 | Пр. раб. Размножение растений семенами. | | | 1 |
27 | Способы вегетативного размножения. | | 1 | |
28 | Пр.р. Размножение растений стеблевыми и листовыми черенками. | Видеоэкскурсия, слайды, сообщения, стендовые доклады. | | 1 |
29 | Пр.р.Размножение кактусов. | Круглый стол. | | 1 |
30 | Десять правил выращивания растений в доме | Создание презентация | 1 | |
31 | Влияние освещенности, температуры, влажности на комнатные растения. | | 1 | |
32 | Пр.р. Влияние воды на рост и развитие комнатных растений; | Сообщения, конкурс рисунков. | | 1 |
33 | Пр.р. Влияние температуры на рост и развитие растений. | | | 1 |
34 | Горшки для выращивания комнатных растений. | | 1 | |
35 | Субстрат | | 1 | |
36 | Виды удобрений. | | 1 | |
37 | Жидкая корневая подкормка. Внекорневая подкормка. | | 1 | |
38 | Пр.раб. Распознавание удобрений по внешнему виду; | | | 1 |
39 | Пр.раб. жидкая корневая подкормка (многократная); | | | 1 |
40 | Пр.р.Внекорневая подкормка. | | | 1 |
41 | Насекомые – переносчики вредителей. | Презентация, коллекция насекомых вредителей | 1 | |
42 | Пр.р. Изучение признаков болезней комнатных растений; | | | 1 |
43 | Пр. р. Осмотр комнатных растений (1 раз в 2 мес.); | | | 1 |
44 | Основы гидропоники. | | 1 | |
45 | Сосуды для гидропонного способа выращивания. Подготовка растений. | | 1 | |
46 | Пр.р.выращивание растений гидропонным способом; | | | 1 |
47 | Пр.р. уход за растениями. | | | 1 |
48 | Тропические и субтропические культуры. | Презентация, игра «Поле чудес» | 1 | |
49 | Пр.р.Определение названий комнатных растений в кабинете биологии, в школе по атласу; | | | 1 |
50 51 | Красивоцветущие комнатные культуры. | Презентация, игра «Угадай цветок» | 2 | |
52 53 | Пр.р. Оформление этикеток. | | | 2 |
54 | Исследовательская работа «Зеленая аптека на подоконнике» | | 1 | |
55 | Знакомство с правилами оформления работы, подбором литературы. | | 1 | |
56 | Пр.р. Работа с литературой: Изучение видов лекарственных комнатных растений. | | | 1 |
57 58 | Оформление результатов исследовательской работы и списка литературы. | | 2 | |
59 | Пр.р. Значение лекарственных растений в жизни человека; | | | 1 |
60 | Оформление тезисов и наглядности к учебно-исследовательской работе «Зеленая аптека на подоконнике». | | 1 | |
61 62 | Наиболее популярные однолетники, двулетники, многолетники, зимующие в открытом грунте. | | 2 | |
63 64 | Экскурсия на пришкольный участок - Изучение видового состава однолетников и многолетников; | | | 2 |
65 | Многолетники, зимующие в помещениях. | | 1 | |
66 | Прак. раб. Посев семян цветов в рассадники; | | | 1 |
67 | Планировки и разбивка цветников. | презентация | 1 | |
68 | Прак. раб. составление проектов клумб; | Составление эскизов | | 1 |
69 | Виды защищенного грунта для выращивания цветов. | | 1 | |
70 | Озеленение балконов, террас и внутренних дворников. | презентация | 1 | |
71 | Экскурсия «Многообразие растительного мира». | | 1 | |
72 | Заключительное занятие. | | 2 | |
Тематическое планирование в летний период.
№ | тема | часы |
1,2 | Работа на пришкольном участке. | 2 |
3,4 | Самостоятельная работа « Исследование процесса цветения травянистых растений». | 2 |
5,6 | Работа на пришкольном участке. | 2 |
7,8 | Экскурсия и сбор листьев, побегов, цветов. | 2 |
9,10 | Работа на пришкольном участке. | 2 |
11,12 | Экскурсия и сбор цветов, плодов, шишек. | 2 |
итого | | 12 |
Задание на лето.
1.Многообразие растительного мира. Изучите видовой состав растений, которые вас окружают. Какие у них цветки и плоды?
2. Разнообразие трав. Какие травы растут возле вашего дома, - однолетние или многолетние? Как они размножаются?
3. Флористические миниатюры. Попробуйте изготовить красивые флористические миниатюры- поделки. Соберите и засушите красивые листья, побеги, цветки, соцветия ,плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки.
4. Наглядные пособия. Изготовьте наглядные пособия по темам: «Многообразие листьев, «Жилкование листьев”,» Простые и сложные листья», « Соцветия растений», « Семена».